Племена лесной зоны Восточной Европы
(V-XI вв.)
Тушемлинская культура Славяне лесной зоны Восточной Европы. 0Культура длинных курганов Культура сопок Финно-угорское население Верхнего Поволжья и Волго-Окского междуречья Памятники муромы |
Лесная зона Восточной Европы с глубокой древности была заселена двумя значительными этноязыковыми массивами племен — балтами и финно-уграми. Занимаемая ими территория простиралась от берегов Балтийского моря до Уральских гор и от Среднего Прикамья до Среднего Поволжья. В основе формирования балтских и финских племен эпохи позднего железного века лежат более ранние археологические культуры: днепро-двинская, дьяковская, городецкая, ананьинская, пьяноборская, культура штрихованной керамики и некоторые другие. В позднем железном веке балтские племена заселяли часть юго-восточной Прибалтики, включавшую большую часть бассейнов рек Немана и Западной Двины (Даугавы) и частично Верхнего Днепра. Балтские племена подразделяются на восточные (лето-литовские), западные (пруссы, ятвяги и др.), а также близкие им судя по данным топонимии, — «днепровские». Более северные и северо-восточные территории от побережья Балтийского моря и Ботнического залива до нижнего и среднего течения р. Обь (Сибирь) принадлежали различным финно-угорским племенам. Среди финских племен Восточной Европы выделяют три группы: прибалтийско-финскую (западно-финскую), поволжскую и прикамскую (пермскую). Прибалтийские финны обитали на территории от Балтики до Белозерья и до Западной Двины. Здесь лингвисты отмечают сохранение в течение долгого времени гидронимов прибалтийско-финских типов. Группа поволжских финнов (восточные финны) занимала Волго-Окское междуречье. Прикамские финны (также восточные) обитали на территории Прикамья и в восточной части среднего Поволжья. С историей этих народов неразрывно связана история Древней Руси и сам процесс формирования древнерусской народности и культуры.
Верховья Днепра, междуречье Днепра и Западной Двины и часть территории белорусского Поднепровья в раннем железном веке до III-IV вв. н.э. занимали племена днепровских балтов, оставившие памятники днепро-двинской культуры. Дальнейшие судьбы носителей этой культуры понимаются по-разному. По мнению одних, в III-IV вв. н.э. на этой территории происходят некоторые изменения в облике культуры, широко распространяются открытые поселения-селища. Немного позже, в IV-V вв., появляются и затем в течение нескольких столетий существуют неизвестные ранее типы памятников: городиша-убежища и городища-святилища, но сохраняются грунтовые могильники с трупосожжениями. Считается, что изменения связаны с дальнейшим развитием культуры днепро-двинцев и оформлением генетически связанного с ними населения тушемлинской культуры. При этом указывается на сходство некоторых предметов материальной культуры с принадлежащими восточным балтам и отмечается немногочисленный импорт и некоторое влияние со стороны провинциально-римской культуры через население, обитавшее в бассейне Вислы и Немана. Другие авторы полагают, что в III-IV вв. на указанную территорию стали проникать группы населения — носители разных вариантов киевской (раннеславянской) культуры. Происходила постепенная ассимиляция пришельцами местного населения. В V-VI вв. на этой основе сложился ряд культурных образований, среди которых тушемлинская культура, культура псковских длинных курганов и иные, близкие им группы. Вероятно, в то же время или немного позднее группы нового населения продвигаются на более северные территории — на Псковщину и в районы Верхней Волги. Таким образом, можно предполагать, что оставившее памятники этих культур население сформировалось в результате тесного взаимодействия нескольких этнических групп.
Тушемлинская культура
Период существования тушемлинской культуры — V-VII вв. н.э. Наиболее распространенный тип поселения — селища. Они обычно расположены на пологих склонах надпойменных террас, иногда у подножия холмов, занятых городищами раннего железного века. Площадь селищ больше площади укрепленных поселений предшествующего периода и колеблется от 0,4 до 8 га, однако культурный слой незначителен. На селищах раскопаны остатки прямоугольных наземных жилищ столбовой конструкции с очагами, устроенными в овальных углублениях в центре помещения. Постройки сопровождаются хозяйственными ямами.
Городища-убежища, как правило, практически не имеют культурного слоя (Слобода-Глушица, Колодня в Смоленской области). Обычно они устраивались на отдельно расположенных холмах-останцах или в болотистой низменной местности. Овальная или округлая площадка на вершине холма окружалась невысоким валом и тыном или деревянной стеной из горизонтально закрепленных между столбами бревнами и рвом с наружной его стороны. Типичным является расположение по краю площадки жилой постройки столбовой конструкции с рядом очагов, сложенных их камней на уровне земляного пола. Центр площадки оставался свободным и мог использоваться для загона домашнего скота. Между внутренней стороной вала и глухой задней стеной столбовой постройки оставался проход. Столбовая постройка, расположенная по периметру площадки городища Тушемля, являлась частью деревянной конструкции оборонительного вала, образуя своеобразную «жилую стену». На мысу этого же городища исследованы остатки святилища в виде круглой площадки со столбом в центре (деревянное изображение божества?), окруженной канавкой с остатками столбиков.
Бескурганные могильники тушемлинской культуры расположены на краю селищ или поблизости от них на возвышенных местах. Могильники занимают небольшую площадь. Погребальный обряд — трупосожжение на стороне с размещением остатков на дне округлых грунтовых ям. Иногда захоронение совершалось в глиняном сосуде-урне, погребения безынвентарные. В редких случаях в ямах встречаются фрагменты бронзовых проволочных колец и спиралек.
Предметы материальной культуры. Для населения тушемлинской культуры характерна лепная посуда однообразной слабопрофилированной формы, с грубо обработанной поверхностью, как правило, неорнаментированная. В качестве столовой посуды использовались также лепные, но лучше выделанные сосуды с полностью или частично залощенной гладкой поверхностью. Среди них преобладают мелкие сосуды и небольшие миски. Значительную часть находок составляют глиняные пряслица, глиняные бусы, грузила для сетей. Изделия из кости встречаются редко, обычно это проколки. Хорошо известны некоторые сельскохозяйственные орудия: серпы, серповидные ножи, косы-горбуши. Встречены многочисленные железные ножи разной формы, бритвы, плоские пинцеты, шилья, рыболовные крючки, узколезвийные проушные топоры.
Предметы вооружения найдены в основном на памятниках Смоленского Поднепровья. Они представлены втульчатыми наконечниками копий, черешковыми трехлопастными и плоскими наконечниками стрел. Найдены также железные шпоры и двусоставные железные удила. Изделия из серебра или бронзы связаны с костюмом — это проволочные и массивные браслеты, большие проволочные височные кольца, стеклянные и янтарные бусы; к редким находками относятся фрагменты шейных гривен, детали ременной гарнитуры, подвески и фибулы.
Хозяйство. Основу хозяйства составляло подсечное и пашенное земледелие. Обработка земли велась с помощью деревянного рала. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, овес, бобы, коноплю, лен. Стадо домашних животных состояло из крупного и мелкого рогатого скота, свиней и лошадей. К концу существования культуры заметно увеличился процент крупного рогатого скота, что, видимо, связано с активным использованием животных в качестве тягловой силы. По сравнению с материалами днепро-двинской культуры уменьшился удельный вес свиней в составе стада, а в середине I тыс. н.э. заметно уменьшилась роль охоты.
На многих селищах найдены скопления железных шлаков и кусков болотной руды, встречены железные прокованные заготовки и кузнечные инструменты. Анализ изделий из черного металла показал, что тушемлинские кузнецы в основном изготавливали цельножелезные изделия, лишь изредка используя приемы термообработки. Для местных изделий характерно использование высокотвердого железа, тогда как сталь, вероятно, была привозной.
Основная часть находок различных предметов материальной культуры, в том числе предметов вооружения, происходит с территории селищ и городищ-убежищ, что частично объясняется чрезвычайными обстоятельствами их истории. На ряде поселений тушемлинской культуры прослежены следы разгрома и пожарищ. Запустение селищ и гибель городищ-убежищ, по мнению некоторых исследователей, происходит в основном в течение VII в., что, вероятно, можно связывать не только с внутренними конфликтами, но и с проникновением на эту территорию групп какого-то нового населения.
Славяне лесной зоны Восточной Европы
Предполагают, что в VIII в. происходит постепенное продвижение некоторых групп славянского населения из районов Верхнего Днестра на северо-восток, на левый берег Днепра и на территорию бассейна р. Десна, где формируется население, которое летописец называет радимичами. Поселения этой территории изучены слабо. Особенностью радимического ареала является преобладание курганов с трупосожжениями, совершенными на месте возведения насыпи на специально сооруженной подсыпке. Характерны безурновые индивидуальные погребения, практически лишенные каких-либо предметов. Изредка встречаются остатки стеклянных бус, проволочные височные колечки, фрагменты лепных сосудов. Форма сосудов близка роменско-боршевским. Определить точную дату радимических курганов с сожжениями трудно — на основании аналогий обряду и немногочисленным находкам они обычно относятся к IX-X вв.
Часть восточнославянских племен — кривичи и словене новгородские — помещены Повестью временных лет на обширных пространствах лесной зоны, включающих в первую очередь территории Верхнего Поднепровья, Подвинья и Верхнего Поволжья, Приильменья. Процесс формирования этих племен довольно сложен и в ряде случаев остается дискуссионным. В связи с ранней историей кривичей и
словен, как правило, рассматриваются две археологические культуры, относящиеся в основном ко второй половине I тыс. н.э. — это культура длинных курганов и культура сопок.
Культура длинных курганов
В VI-VIII вв. на территории от Псковского озера и до Верхней Волги распространяются удлиненные валообразные погребальные памятники — длинные курганы. Длинные курганы распространились на территории, занятой в предшествующее время финскими и балтскими племенами, которые в основном имели грунтовые могильники. Исключение составляет небольшая территория на востоке Эстонии и севере Латвии, где курганы известны со II в. н.э. Наиболее ранние длинные курганы датируются V-VII вв. и часть из них находится в районе Псковского озера. В VIII-IX вв. обычай сооружать длинные курганы появляется и распространяется дальше на юг и юго-восток до Верхней Волги.
По некоторым особенностям выделяют культуру псковских длинных курганов и смоленско-полоцких длинных курганов. Общий период существования VI - начало X в.
Большинство длинных курганов, расположено небольшими группами на склонах и в поймах рек. На всей очерченной территории эти памятники характеризуются обрядом сожжения на стороне и несколькими захоронениями на разных уровнях внутри одной насыпи, очень незначительным числом находок инвентаря, пострадавшего в огне погребального костра.
Как выяснилось, длинную форму курганы получали во многих случаях потому, что возводились в несколько приемов, т.е. к совершенному ранее захоронению последовательно добавлялись более поздние. Длинные курганы, таким образом, являются коллективными усыпальницами. Число захоронений в длинных курганах колеблется от одного-двух до двух десятков. Не более четверти раскопанных сожжений находилось в глиняных урнах, поставленных прямо или опрокинутых вверх дном. Урновые погребения наиболее характерны для смоленских и полоцких длинных курганов.
На окраинах ареала длинных курганов встречены отдельные насыпи, датированные Х в. Поселения, соответствующие длинным курганам, изучены слабо. Обычно это селища незначительной площади, расположенные по краю возвышенных берегов. Основную часть найденного материала составляют фрагменты лепных сосудов, встречены кузнечные шлаки, железные ножи, пряслица. Находки украшений достаточно редки.
Все глиняные сосуды культуры длинных курганов сделаны вручную. Формы этих сосудов имеют аналогии среди керамики прибалтийско-финского населения (сосуды баночной и слабопрофилированной усеченно-конической формы), среди керамики пражской культуры (слабопрофилированные горшкообразные сосуды), среди лепной керамики роменской культуры (невысокие горшки с орнаментом в виде оттисков веревочки), среди керамики тушемлинской культуры (высокие тюльпановидные сосуды).
Вещевой инвентарь из длинных курганов в зависимости от территории распространения делится на три группы:
1) встречаемые повсеместно предметы — разноцветные стеклянные бусы в небольшом количестве, металлические пряжки простой формы, металлические накладки от поясов, немногочисленные бронзовые проволочные или пластинчатые браслеты и перстни, подковообразные небольшие фибулы, ножи, шилья и глиняные пряслица;
2) предметы, встреченные в псковских курганах (на территориях, прежде занятых прибалтийскими финнами), — бронзовые бляшки или подвески колпачковидной или полусферической формы;
3) предметы, встреченные в смоленско-полоцких курганах, — детали женского головного убора балтских племен — бронзовые прямоугольные обоймы и спиральки от вайнаги — головного венчика, серповидные височные кольца (иногда украшенные дополнительно трапециевидными подвесками), колоколовидные и трапециевидные подвески, круглые бляхи, проволочные биспиральные украшения.
Орудия труда или предметы вооружения встречены в единичных случаях (серп, наконечник копья).
Многие длинные курганы расположены в составе могильников вместе с круглыми курганами более позднего времени. Это является одним из аргументов в пользу отнесения их к единой славянской культуре. По всему ареалу длинных курганов с конца IX в. распространяются круглые курганы с индивидуальными сожжениями, которые сооружаются вплоть до рубежа X-XI вв. В круглых курганах в раде случаев найдены вещи, аналогичные находкам из длинных курганов: серповидные височные кольца, трапециевидные подвески, стеклянные бусы тех же цветов, лепная керамика. В нескольких курганах с трупосожжениями X в. обнаружены браслетообразные проволочные височные кольца, которые с XI в. распространяются довольно широко и служат этнографическим признаком кривичского костюма.
Поселения культуры длинных курганов изучены недостаточно, данные по ним носят в основном разведочный характер. Одним из наиболее исследованных памятников является Изборское городище вблизи Пскова, однако история его возникновения и развития понимается авторами по-разному.
Это городище возникло в VIII в. на высоком труднодоступном мысу, с напольной стороны из плотной глины возведен вал и ров. На небольшой площадке городища располагались жилые наземные срубные дома с деревянными полами и глиняной печью, расположенной в одном из углов. В конструкции печей прослежены некоторые особенности, связанные с различными традициями: балтской (печи на каменном основании) и славянской (целиком из глины с использованием деревянных каркасов). Особый интерес представляют две постройки IX в., исследованные в нижних слоях городища. Постройки имели срубную конструкцию и глинобитные полы, отапливались наземными очагами, устроенными из песка, глины и камней. Подобные сооружения открыты еще на двух поселениях, связанных с населением псковских длинных курганов, — на Псковском городище и городище Камно. Ближайшие аналоги наземных домов с глиняными полами и очагами находят на территории юго-восточной Эстонии и восточной Латвии.
Таким образом, культура длинных курганов состоит из различных по происхождению элементов, объединенных радом общих черт. По некоторым данным, проникновение славянского населения на эти территории было неоднократным и происходило волнообразно.
Значительная часть ареала длинных курганов соответствует территории, населенной племенем кривичей, — междуречье Западной Двины и Днепра, Смоленское Поднепровье, Витебско-Полоцкое течение Западной Двины и районы Псковского озера. Летопись называет на этой территории города кривичей: Полоцк и Смоленск.
Анализ археологических материалов из длинных и круглых курганов с трупосожжением на этой территории показывает, что кривичи как отдельное племенное объединение восточных славян сформировались на основе пришлого славянского населения (предполагается несколько волн проникновения), ассимилировавшего местное балтское (на более позднем этапе, видимо, уже части славянезированное) и частично прибалтийско-финское население. Формирование кривичей происходило в бассейне р. Великой и Псковского озера, а также в Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье.
Культура сопок
В VII-VIII вв. в основном на территории бассейна озера Ильмень распространяются сопки — высокие крутобокие погребальные насыпи, резко отличающиеся от всех известных курганов этого времени. Отдельные сопкообразные насыпи встречаются и на других территориях: в бассейнах рек Западной Двины, Великой и Мологи. Наиболее поздние захоронения в сопках датируются IX в.
Сопки обычно располагаются цепочкой вдоль берега реки или озера. Иногда они объединены в одну группу с круглыми небольшими курганами, которые концентрируются в одном из концов могильника или вокруг сопки. Насыпи содержат остатки нескольких сожжений, совершенных на стороне, т.е., как и длинные курганы, они являются коллективными усыпальницами.
Захоронения в сопках располагаются ярусами, которые условно определяются как верхний, средний и нижний. Больше всего захоронений находится в верхней части насыпи. Одна сопка может содержать более 10 захоронений. Более 70% погребений в сопках не имеют инвентаря. Находки оплавленных стеклянных бус, железных ножей или пряжек и других предметов единичны, исключительную редкость представляют находки конского снаряжения и оружия (удила, стрелы). Более характерны безурновые погребения, но встречаются также глиняные и даже берестяные сосуды-урны.
Важной частью конструкции сопок является кольцо в основании, сложенное из валунов. Оно в большинстве случаев сооружено раньше насыпи и, видимо, имело ритуальный смысл. В основании сопок и внутри насыпей встречаются различные сооружения из камней, в некоторых случаях остатки сожжений перекрыты каменными вымостками. Каменные кладки в сопках могут быть сравнимы с каменными конструкциями у западно-финских племен предшествующего и этого же времени.
Еще одна особенность погребений в сопках — это наличие кальцинированных или необожженных костей животных, чаще всего лошадей. По мнению некоторых исследователей, обычай жертвоприношения животных связан с традициями финно-угорских племен.
Основным типом поселений культуры сопок были селища небольшого размера, но исследованы они недостаточно. Селища расположены вдоль рек с широкими долинами и пологими береговыми террасами, т.е. на землях, удобных для подсечно-огневого земледелия. Полностью исследованы селища IX в. в Поволховье — Золотое Колено и Новые Дубовики. Здесь раскопаны остатки наземных срубных жилищ с печами-каменками в углу.
С культурой сопок связывают возникновение таких известных поселений, как Старая Ладога в низовьях Волхова и Рюриково Городище у его истока под Новгородом. Наиболее ранние слои Старой Ладоги относятся к середине VIII в., Рюрикова Городища — к середине IX в. В Старой Ладоге открыты наземные постройки двух типов — обширные срубно-столбовые постройки площадью до 100 кв. м с открытым очагом посередине и небольшие срубы площадью до 20 кв. м с печью в углу. Первые постройки можно связывать со скандинавским компонентом в населении поселка, вторые — со славянским.
Лепная посуда сопок и поселений подразделяется на три группы: приземистые слабопрофилированные сосуды, близкие финской керамике; широкогорлые сосуды с ребристым плечиком, близкие славянской посуде междуречья Вислы и Эльбы; горшкообразные профилированные сосуды, аналогичные пражской керамике.
Материалы сопок указывают на то, что в процессе славянского расселения на территории бассейна оз. Ильмень славяне взаимодействовали здесь с местным населением — потомками носителей археологических культур раннего железного века. Сопки можно считать памятниками смешанного славяно-финского населения.
Существует две точки зрения на пути проникновения славян в эти районы Согласно одной из них, славяне постепенно продвинулись сюда с юга, из Поднепровья. Однако верхнеднепровские памятники не дают аналогичных сопкам материалов. Согласно другой точке зрения, славяне пришли из районов нижней Вислы и Одры, т.е. Поморья. На это указывают некоторые данные языкознания и антропологические материалы более позднего времени. Археология пока не располагает данными, которые позволили бы достаточно убедительно проследить пути расселения славян на территории Новгородчины.
На смену сопкам в Х в. приходят круглые курганы с трупосожжением особенно распространенные в тех же ареалах. Характерной чертой этих курганов, указывающей на их связь с сопками, является валунное кольцо в основании.
Большинство круглых курганов содержит по одному-два захоронения, совершенных в верхней части насыпи. Вероятно, погребения помещались в уже сооруженную насыпь. В подавляющем большинстве погребений никаких вещей не найдено. Территория распространения сопок и возникших в значительной степени на их основе круглых курганов с сожжением, а затем — трупоположениями в пределах Северо-Запада Руси соответствует в основных чертах территории обитания племени новгородских словен.
Финно-угорское население Верхнего Поволжья и Волго-Окского междуречья
Меря — одно из крупных восточно-финских племен, упомянутое Повестью временных лет среди племен, участвовавших в призвании варягов. Территория обитания — Верхнее Поволжье и Волго-Клязьминское междуречье. По мнению некоторых исследователей, меря — наследники и потомки финно-угорского населения, оставившего памятники восточного ареала поздней дьяковской культуры раннего железного века. Мурома также известна древнерусской летописи. Территория обитания этого восточно-финского племени, полностью ассимилированного славянами, — нижнее течение р. Оки. Оба этих племени наряду с другим финно-угорским населением Северо-Запада, Севера и Северо-Востока Восточной Европы приняли участие в формировании древнерусской народности и ее культуры.
Основу хозяйства племени меря и мурома в VI-VIII вв. составляли животноводство и земледелие. Стадо домашних животных состояло из свиней, лошадей и крупного рогатого скота. Земледелие имело второстепенное значение, оно было подсечным. Находки пахотных орудий неизвестны. Земля после подсеки обрабатывалась мотыжками. Из других сельскохозяйственных орудий известны находки слабоизогнутых серпов, каменные жернова. Значительную роль играли охота и рыболовство.
Памятники мери. Основным типом поселений являются селища. Они располагаются на возвышенных берегах небольших рек и озер. Прослежено расположение мерянских селищ «гнездами». Наибольшая их концентрация обнаружена в окрестностях озера Неро под Ярославлем и вокруг Плещеева озера. В нескольких случаях мерянские поселения располагались на городищах дьяковской культуры (Мало-Давыдковское городище в Ивановской области).
Наиболее исследованным памятником является Сарское городище в излучине р. Сары, впадающей в озеро Неро. Как считают, городище являлось центром одной из групп мерянских племен. Древнейшее поселение возникло здесь в VII в. на гряде и было укреплено двумя валами. Постепенно разрастаясь, поселок занял площадь более 2 га и к концу X в. имел уже три оборонительных вала. Вплотную к внешнему валу примыкал грунтовый могильник. Рядом с городищем обнаружено небольшое селище того же времени.
Раскопками вскрыты остатки наземных построек с углубленным полом и несколько полуземлянок. Характерны очаги, сложенные из небольших валунов. Кроме срубных, вероятно, возводились и столбовые постройки. Отмечается регулярность планировки центральной части площадки городища. Сарское городище является единственным крупным укрепленным поселением для целой округи. Здесь найдены следы кузнечного и ювелирного ремесел (железные крицы, наборы кузнечных и слесарных инструментов — клещи, наковальня, зубила, ювелирный молоток, глиняные льячки, литейные формы), несколько небольших кладов восточных монет IX в. На поселении найдены такие предметы вооружения, как наконечники стрел различной формы, несколько втульчатых наконечников копий, меч так называемого каролингского типа, а также фрагменты кольчуги и шлема. По количеству находок предметов вооружения городище заметно выделяется среди других мерянских поселений.
Типичными для мери являются грунтовые могильники с биритуальным обрядом. Исследовано достаточно полно всего несколько таких могильников. Захоронения по обряду сожжения и трупоположения в могильниках одновременны и по инвентарю не различаются. Сожжения производились на стороне, урны не использовались. Трупоположения характеризуются северной ориентировкой. Для мужских погребений обычны находки ножей, кресал, топоров и копий, для женских — шейных гривен, ожерелий из стеклянных бус, перстней, проволочных височных колец, «шумящих» привесок и подвесок в виде коньков.
Значительную часть находок на мерянских поселениях и могильниках составляет лепная керамика — приземистые сосуды, как правило, лишенные орнаментации, часть сосудов имеет гладкую темную лощеную поверхность. Бытовые предметы представлены находками многочисленных глиняных, костяных и каменных пряслиц, костяных проколок, железных ножей и т.д. Характерным орудием труда были пластинчатые кресала и железные втульчатые топоры-кельты, которые могли использоваться для рубки и обработки дерева. С языческими культами связаны находки подвесок из когтей медведя.
В IX в. на территории восточно-финских племен появляется курганный обряд погребений, что связывают с постепенным проникновением на эту территорию славянского населения. Как правило, в курганных группах мерянские погребения соседствуют со славянскими захоронениями. Вероятно, это отражает постепенный процесс ассимиляции местного населения славянами.
Памятники муромы
Основным типом поселений муромы были селища, большая часть которых относится к VIII-X вв. Обычно селища расположены на высоких берегах рек, в пойме которых отмечаются обширные заливные луга. Предполагают, что иногда население муромы использовало уже существующие городища раннего железного века в качестве убежищ: на некоторых из них найдена характерная муромская лепная керамика. Примером муромского поселения является хорошо изученное Тумовское селище в окрестностях г. Мурома. Селище датируется IX — началом XI в. Площадь селища составляет 2 га. Здесь раскопано несколько десятков построек производственного и хозяйственного назначения, а также жилищ. Ранние постройки представлены прямоугольными полуземлянками с каменными очагами или глиняными печами, для позднего периода характерны наземные срубные дома со слегка углубленным уровнем пола и глинобитной печью. Застройка поселения была бессистемной. В южной части поселения обнаружены печь для обжига железной руды и две кузнечно-литейные мастерские.
Погребальные памятники муромы аналогичны мерянским — грунтовые могильники с биритуальным обрядом погребений. Характерно рядовое расположение могил. Форма, размеры могильных ям и состав погребального инвентаря одинаковы для обоих видов обряда. Сожжение совершалось на специальных площадках или в ямах. Такие ямы обнаружены на территории нескольких могильников (Безводнинский, Муромский). Сожженные кости укладывались кучкой или рассыпались по дну могильной ямы. Вещи в таких погребениях выкладывались поверх костей или рядом с ними. В могилах с трупосожжением оружие и удила располагались севернее или южнее кремированных останков, что соответствует порядку расположения предметов в погребениях по обряду трупоположения.
Мужские погребения сопровождаются ножами, кресалами, топорами-кельтами, которые иногда втыкались в пол могильной ямы. Мужские погребения с лошадьми выделяются богатством инвентаря, включающего оружие: наконечники стрел, копий, иногда — меч. В таких погребениях отмечаются и заупокойные дары в виде женских украшений. Женщины погребались с полным набором украшений, обычно бронзовых. В состав женского убора входили головные венчики, височные кольца, гривны, подвески, накосники, браслеты и перстни. В погребениях Х в. женщины покрыты бронзовыми украшениями с головы до ног. Материал погребений отчетливо указывает на имущественное и, видимо, социальное расслоение среди муромского населения. Ассимиляция муромы происходила быстрее, чем мери. К XII в. мурома была полностью растворена славянским населением.
Источник
Т.А. Пушкина Археология: Учебник / Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. — 608 с