В предыдущей нашей публикации, на основании письменных, изобразительных и актовых источников, были рассмотрены предпочтения казаков в материалах, использовавшихся для изготовления одежды1. Ранее, в ряде статей, рассказывалось о видах одежды, деталях снаряжения и вооружения украинского казачества периода революции 1648-1654 гг.2 В процессе работы над этой темой выяснилось, что письменных источников удается выявить на порядок больше, чем изобразительных. Особенно редкими являются цветные изображения украинских казаков, современные рассматриваемому периоду. Поэтому представляется крайне интересным изображение воина на сундуке, хранящемся в костеле святых Петра и Павла в Вильнюсе [Выражаем глубокую признательность Радеку Шлешынскому (Radek Szleszynski) за любезно предоставленные для этой статьи фотографии сундука-кассы и фрагментов полотна «Битва под Оршей»]. Этот предмет находится в костеле по левую сторону от алтаря и традиционно считается военной кассой XVII века3. Подобные обитые железом сундуки для хранения денег — скрыни упоминаются В. Лозинским в работе о бытовых традициях Червонной Руси первой половины XVII столетия4, несколько крытых железом сундуков перечислены в реестре имущества литовского гетмана Януша Радзивилла.5
Согласно легенде, сундук-касса из вильнюсского костела являлся одним из двух сундуков с казной, захваченных польскими солдатами в казачьем лагере во время победы над украинским войском под Берестечком6. Трофеи этой битвы впоследствии выставлялись и хранились в костелах Речи Посполитой, часть из них попала в число шведских трофеев во время «Потопа». В Вильнюсе сундук мог оказаться и позднее, в XVII веке, вместе с большими литаврами из коллекции великого гетмана литовского Михаила Казимира Паца, бывшими при Хотинской битве 1673 г. Впрочем, не исключено, что это произошло уже и в XX в., когда после Великой Отечественной войны в костеле была размещена картинная галерея. Как и полагается военной кассе, сундук скорее похож на обшитый железом сейф, закрывающийся гремя внутренними замками на передней панели и двумя навесными по бокам. Такой предмет сам по себе представляет большую историческую ценность, но особенно — то, что на нем изображено. На передней панели по бокам мы видим написанные гербы «Гоздава», которыми пользовались семьи как польских, так и украинских шляхтичей. Например, вышеупомянутый великий гетман литовский Пац, так что гербы могли быть нанесены на сундук при его жизни или после смерти. По центру, на металлической резной пластине, находится расписанное красками изображение воина. Попробуем ответить на вопрос, кого же изобразили на этом сундуке?
Первое, что приходит в голову, по аналогии с гербом литовского гетмана, — некий пехотинец войск Великого княжества Литовского. Изображение воина имеет определенное сходство в композиционном и стилистическом решении фигуры с изображениями на казацких войсковых печатях7. Обратимся к деталям вещевого комплекса, предметам снаряжения и вооружения, представленным на фигуре.
Перед нами воин в белом жупане, достаточно длинном, по щиколотку. Именно такого цвета суконные жупаны часто упоминаются в письменных источниках как часть гардероба и польской выбранецкой пехоты, и украинских казаков первой половины XVII века, о чем мы подробно говорили ранее9. Жупан пошит, вероятно, из недорогого сукна — каразеи, сермяжного сукна, воротник представляет собой стоечку, широкую в задней части. Такой воротник мы встречаем на портретах, изображениях польской пехоты венгерского типа. Встречается такой воротник и на подлинных жупанах начала XVII века, например известном жупане Г. Тарнавского. Но к концу второй четверти столетия мода на такой воротник проходит.
Рукава жупана имеют небольшие красные отвороты — закарваши, красная же подкладка в полах, которую видно в подвернутом виде. Полы длинного жупана подвертывались для удобства передвижения, присутствие этого элемента может свидетельствовать о том, что художник был современником событий.
Поверх жупана одета характерная, в том числе и для казачьего гардероба рассматриваемого периода, верхняя плечевая одежда с короткими рукавами, без воротника, несколько приталенная, в данном случае застегивающаяся на 5 пуговиц до талии, с расширенной к низу формой пол. Рукава имеют в окончании небольшой полукруглый вырез. Общий силуэт одежды напоминает несколько видов верхней плечевой одежды, имевших хождение в Речи Посполитой середины XVII века — делию, копеняк, ферязь, менту. Подобного рода верхнюю плечевую одежду, правда несколько короче в полах, мы видим на изображении казака с иллюстрации 1621 года к «Віршу на жалісний погреб зацного рицера гетьмана Петра Конашевича-Сагайдачного» К. Саковича.
Подпоясан воин поясом красного цвета, вероятно тканым. Концы его выведены по бокам, сзади, так что их не видно, что характерно для казаков. В ходе раскопок и исследования Чигиринского кладбища, в мужском захоронении середины XVII века были обнаружены остатки такого тканого шерстяного пояса, длиной 160 см. и шириной 17 см10.
На голове шапка темного сукна, черного или темно-синего цвета, с меховой опушкой, имеющая спереди разрез в форме перевернутой V. С левой стороны видно вставленное перо. Обращает внимание необычная манера ношения шапки, с отвернутой вниз меховой опушкой. Такие примеры нам известны еще из XVI века — у воинов Московского государства и Великого княжества Литовского, изображенных на знаменитом полотне «Битва под Оршей», подобным же образом одеты шапки на некоторых всадниках легких хоругвей, представленных на плафонах дворца в Кельцах. Однако среди представителей пехоты Речи Посполитой, по известной нам иконографии, такая манера ношения головного убора не зафиксировано, выбранецкая пехота и вовсе носила фетровые шапки. Однако похожим образом изображена шапка на казаке с печати Войска Запорожского начала XVIII века. Здесь мы видим непонятный при обычном способе ношения треугольник на передней части шапки казака. Но если принять во внимание, что такая форма образуется при отвороте опушки вниз, то этот треугольник вполне объясним и перед нами схематическое изображение вышеупомянутого способа ношения шапки11.
В качестве поясной одежды мы видим на изображенной фигуре красного цвета штаны, форму которых сложно определить, так как они сливаются с отвернутой подкладкой жупана, но скорее всего — восточного покроя. Обувью служат желтые сапоги на плоской подошве, того типа, что в большом количестве найдены на поле боя под Берестечко. Хотя цвет сохранившихся казацких сапог, представленных в экспозиции музеев, черный, но следует учесть, что они найдены в болотистом грунте, и поменяли свой цвет. Пехотинцы «венгерской пехоты» носили в этот период узкие рейтузы и короткие ботинки, наш же воин одет в сапоги и широкие штаны, что тоже свидетельствует в пользу «казацкой» принадлежности изображенного на сундуке воина.
Проводя сравнения воина на изображении с различными видами пехоты Речи Посполитой, следует упомянуть и такой ее тип, как лановая, формирование которой началась по решению Сейма в 1655 г. Лановая пехота вооружалась фитильными мушкетами, бандольерами с зарядами типа «12 апостолов», и сокирками. Одежда ее имела некую схожесть с пехотой выбранецкой, в свою очередь созданной по образцу пехоты венгерского типа, и должна была иметь гербовые цвета тех воеводств, в которых формировались подразделения. При этом источники фиксируют фактическую выдачу «барвы» именно таких цветов12. Однако ни сочетания их в одежде на нашем воине, ни его вооружение и снаряжение лановой пехоте также не соответствуют.
Следует заметить, что именно снаряжение и вооружение на рассматриваемом изображении наиболее свидетельствует в пользу предположения о том, что перед нами, возможно, украинский казак. Через левое плечо, вероятно на кожаном ремешке или шнуре желто-коричневого цвета, подвешена красно-коричневого цвета сумка, либо лядунка, на боку видна обтянутая черной кожей пороховница в форме рога. Художник настолько хорошо понимал то, что рисует, что даже изобразил ряд шляпок гвоздей на пороховнице, которые мы наблюдаем и на подлинных образцах найденных пороховниц, принадлежавших казакам. Следует отметить, что подобной формы пороховницы у пехотинцев польских подразделений не встречаются.
Фрагменты полотна «Битва под Оршей». 1530- е гг., автор неизвестен. Национальный музей, Варшава. | Фрагмент росписи с плафона дворца в Кельцах, Польша. 1630-е гг., Т.Доллабело. |
Через правое плечо воина, также желто-коричневом ремешке или шнуре, перекинут самопал, или бандолет, с характерной именно для казацкого оружия формой приклада. Она была настолько востребованной и характерной, что и в XVIII веке, уже в царствование императрицы Анны Ивановны, казаки просили изготовлять для них именно такие приклады ружей13. Известные же нам образцы мушкетов XVII века, хранящихся в польских музеях и состоявших на вооружении пехоты Речи Посполитой, имеют иные формы прикладов. Самопал судя по всему находиться в чехле, так как собственный ремень, прикрепленный к прикладу, свисает свободно. Хорошо известно, что именно украинские казаки использовали в этот период чехлы для самопалов. Несколько таких чехлов, в том числе и один, в котором может быть виден приклад, найдены на поле боя под Берестечко. Самопалы с прикрепленными ремнями часто встречаются также на изображениях казаков с печатей Войска Запорожского.
У левого бедра воина видно навершие рукояти сабли, с небольшой округлой головкой, что также часто встречается именно на казацких саблях этого периода. В правой руке характерный топор, или скорее чекан, специфической формы, присущей казацким образцам этого оружия, а в левой руке держит алебарду.
На первый взгляд именно она выбивается из общего ряда типично казацкого вооружения, представленного на изображении. Однако, если мы вспомним, что казацкая пехота изначально организовывалась по образцу венгерской14, на вооружении десятников которой как раз находились алебарды, формой напоминающие бердыш, собственно бердыши, копья разных форм, то ничего странного в этом нет и перед нами, вероятно, десятник казацкой пехоты. Остаток бердыша, найденный на поле битвы под Берестечко, возможно также принадлежал такому десятнику.
Итак, перечисленные предметы снаряжения и вооружения на рассматриваемом изображении соответствуют не только известным нам описаниям и рисункам украинских казаков, но и археологическим находкам середины XVII века, найденным на поле битвы под Берестечко. Все виды одежды также встречаются в декоративно-прикладном искусстве или письменных источниках, посвященных украинским казакам и современных рассматриваемой эпохе. Таким образом, этот сундук-касса действительно может быть одним из трофеев, захваченных при Берестечко, а изображение воина на нем, с большой долей вероятности, — представляет украинского казака времен Богдана Хмельницкого, запечатленного с натуры.
Областной краеведческий музей г. Ровно, Украина.
Мушкеты и снаряжение казака. | Казацкие сумки , из находок на поле боя при Берестечко. |
Приклады, мушкеты, пороховница. Из находок на поле боя при Берестечко. |
Музей с. Пляшова, Национальний историко-мемориальний заповедник «Поле Берестецької битви», Украина.
Примечания
- Шаменков С.И. К вопросу о сортах и цвете сукон в костюме украинского казачества (конец XVI—XVII вв.) [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2013. — Т. IV. — С. 56-85. <http://www.milhist.info/2013/05/27/shamenkov_4/
- Шаменков С. Піхота українських гетьманів XVII — поч. XVIII ст. Одяг, спорядження, зброя та клейноди. — Київ, 2010; Его же. Реестровые казаки Богдана Хмельницкого // Старый Цейхгауз. Российский военно-исторический журнал. — 2011. — № 2-3 (40-41). — С. 8—16. читать
- Kirkor A. Przewodnik historyczny po Wilnie i jego okolicach. — Wilno, 1880. — S. 161.
- Łoziński W. Prawem i lewem. Obyczaje na Czerwonej Rusi w pierwszej połowie XVII wieku. — Lwów, 1904. — S. 31.
- Kotlubaj E. Zycie Janusza Radziwiłła. — Wilno, — Witebsk, 1859. — S. 420.
- Stanisława Oświęcima dyariusz 1643-1651. — Kraków, 1907. — S. 355; Свешников І. Битва під Берестечком. — Рівне, 2008. — С. 151.
- Однороженко О. Козацька територіальна геральдика кінця 16-18 ст. — X., 2009.-С. 194.
- Там же.
- Шаменков С.И. К вопросу о сортах и цвете сукон в костюме украинского казачества (конец XVI—XVII вв.) [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2013. — Т. IV. — С. 56-85. <http://www.milhist.info/2013/05/27/shamenkov_4/> (27.05.2013)
- Горішній П.А. Козацький цвинтар у Чигирині: поховальний обряд, антропологія, археологічний матеріал // Наукові праці історичного факультету Запорізького національного університету. — Запоріжжя, 2009. — Вип. XXVI. — С. 209.
- Однороженко О. Козацька територіальна геральдика кінця 16-18 сг. — С. 188.
- Stefańska Z. Polskie ubiory wojskowe z XVI-XVII w. — Warzsawa, 1964. — S. 309-310.
- Славутич E. Озброєння козацького війська Гетьманщини у XVIII ст. // Військово Історичний альманах. — 2008. — № 1 (16). — С. 138.
- 14 Górski К. Historya piechoty Polskiej. — Kraków, 1893. — S. 35-36.
Источник: Шаменков С.И. Новый изобразительный источник по истории костюма украинского казачества середины XVII в. [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2013. — Т. IV. — С. 322-341. <http://www.milhist.info/2013/10/21/shamenkov_5/> (21.10.2013)