|
|
Сабля в ножнах. Россия, мастерские Оружейной палаты Московского Кремля, I четверть XVII в.
Длина в ножнах 920 мм. длина клинка 755 мм. Клинок сабли турецкого типа, широкий с елманыо, заточен с обеих сторон. Рукоять также турецкого типа, состоит из двух роговых щечек, соединенных тремя заклепками, обкладка рукояти из позолоченного серебра.
Крестовина с фигурными отогнутыми вниз концами, серебряная. позолочена, украшена резным орнаментом и чернью. Ножны деревянные, обтянуты кожей темно-зеленого цвета. Прибор ножен из золоченого серебра, на устье, обоймицах и наконечнике орнамент в виде побегов и листьев. С обратной стороны прибор украшен растительным орнаментом, изображающим побеги, плоды граната и трехлистники. |
Сабля "Шемшир" Иран, XVIII в. Булат, железо, рог. Длина 910 мм.
Клинок сабли выкован из булата коленчатого рисунка с золотистым отливом. Изгиб плавно начинается от пяты и резко нарастает к острию, что придает клинку хорошие режущие свойства. Поверхность клинка гладкая.
Рукоять сабли типична для своего времени и состоит из двух роговых щечек, соединенных заклепками. Крестовина железная с короткими концами, оканчивающимися шишечками; украшена с обеих сторон выполненным рельефной золотой насечкой симметричным орнаментом из стеблей, листьев и цветков граната и шиповника. Головка рукояти железная в форме колпачка с четырьмя язычками для крепления, украшена золотой насечкой аналогично крестовине. |
|
|
Сабля в ножнах ”Клыч” Турция, 1744 1745 гг. Булат, мель, рог, дерево, кожа. Длина 1! ножнах 880 мм. длина клинка 720 мм.
Турция, первая половина XVIII в. Классический тип турецкой сабли, его отличает широкий клинок крутого изгиба с елманыо. Клинок выкован из булата коленчатого рисунка типа ”кара-хорассан". Перед елманыо на обухе обозначена резным орнаментом и позолотой точка улара (при ударе этой частью клинка рука испытывает наименьшее сотрясение). На обеих сторонах клинка возле рукояти вырезан типичный мусульманский орнамент в виде двухлепестников — "ислями”, фон орнамента позолочен. Среди резьбы золотой таушировкой выполнены надписи на арабском языке — на правой стороне: 'Нет героя кроме Лли, нет сабли кроме Зульфакара 1157 г.” (по мусульманскому летоисчислению, соответствует 1744*1745 гг.); на левой стороне: ”Помощь от Бога и победа близка”, на клинке ниже орнамента выбито клеймо мастера: "Работал Муса”, справа под крестовиной надпись: ’"Владелец Мухаммед Гакафа”. Подобные надписи и клейма весьма характерны для мусульманского оружия. |
|
|
Сабля в ножнах. Россия, мастерские Оружейной палаты Московского Кремля, середина XVII в. Сталь, серебро, рог, дерево, кожа Длина в ножнах 980 мм. длина клинка 800 мм.
Рукоять и клинок сабли иранского типа. Обкладка рукояти и крестовина — серебряные, покрыты орнаментом в виде мелких растительных побегов, выполненным золотой насечкой и чернью. Ножны деревянные, оклеены черной кожей. Устье, обоймицы и наконечник ножен из серебра, украшены аналогично рукояти. |
|
|
Cабли в ножнах. Оружейная палата, Москва,
1. Пер. пол. 17-го века общая длина, 97 см, клинок - 84,5 см.
2. 1628 год. Общая длина: 105,5 см, клинок - 92 см
3. Пер. пол. 17-го века общая длина, 99,2 см, лезвия, 88 см
Эти сабли имеют клинки из дамасской стали османского происхождения. Первая с лева имеет надпись арабским языком на клинке, насеченную золотом: "Будьте сильны в бою'' и" Нет бога кроме Аллаха, нет меча кроме Зульфикара ".
Деревянные покрытые бархатом ножны. Также испльзовано серебро, золото, драгоценные камни, нефрит, бирюза, жемчуг, перламутр. Ковка, насечка золотом, резьба, чернь, золочение, инкрустация, гравировка. |
|
Сабля с ножнами царя Михаила Федоровича Оружейная палата, Москва. 1618 г. Мастер: Илья Просвит. Длина полная: 106,2 см, лезвия, 93,2 см.
Клинок из дамасской стали, с небольшим скосом и долом по всей его длине, украшен позолоченными и посеребренными цветочными мотивами. На обухе клинка мелкими завитками, вписанн вдоль: "Сей тесакь сделанъ повелениемъ Государя царя и вея и кого князя Михаила Федоровича всея Руси въ пятое лъто государства ево по приказу Крайчево и Оружничево Михаила Михайловича Салтыкова сделалъ мастерь Илия Просвитъ".
Рукоять обтянута бархатом; прямая крестовина с перекрестьем выточена из позолоченного серебра. Створки и кисточка из шелка, с золотым шитьем. Ножны покрыты бархатом; четыре крепления, и оковка ножен из позолоченного серебра, украшенны растительным орнаментом. Пояс из зеленого шелка, украшен серебром. |
|
|
Сабля Д. М. Пожарского. ГИМ Москва.
Парадная, клинок с елманью. Перекрестье с огнивом, рукоять с загнутой головкой. Рукоять и ножны обложены чеканным серебром с яшмой, бирюзой и цветными камнями на лицевой стороне. На обратной стороне резной орнамент. Пер. пол. XVII в. |
Палаш М. В. Скопина-Шуйского. ГИМ Москва.
Парадный, клинок обоюдоострый, крестовина с опущенными концами, рукоять с загнутой головкой. Рукоять, крестовина,устье ножен, наконечник и три обоймицы оправлены золоченым чеканным серебром. Конец XVI - нач. XVII вв. |
|
|
Сабля и ножны, середина 17 века. Оружейная палата, Москва.
Длина полная 102,5 см; клинка 89,5 см. Клинок из дамасской стали, турецкий, сильно изогнутый, расширяющийся к острию, от пятки клинка по всему долу идут золотые узоры и вписана на обухе клинка надпись "О, Победитель!" на арабском. Рукоять ограничена серебрянной позолоченой крестовиной в виде опущеных вниз голов драконов. Ножны покрыты кожей. Прибор ножен также богато украшен. |
Сабля с ножнами, вторая половина 17 века. Общая длина, 99,5 см, лезвия, 83 см. Оружейная палата, Москва
Клинок из дамасской стали, турецкий, изогнутый, с расширение у острия. Рукоять покрыта зеленой парчей, прямая крестовина с перекрестьем из позолоченного серебра. Ножны покрыты парчой, весь прибор ножен из позолоченного серебра, украшенный тонко штампованным узором. |
|
|
Сабля и ножны. Sabre and Scabbard. г. Москва, Оружейная палата, XVII в.
Клинок стальной, слегка изогнутый, с елманью; вдоль обуха и в самом обухе выбраны прорезные желобки для жемчужин. Нижняя часть украшена резным растительным орнаментом ка золоченом фоне. Рукоять деревянная, обтянута рыбьей кожей. Крестовина прямая, серебряная, с гравированным орнаментом.
Ножны обтянуты коричневой кожей, перевиты серебряной полоской. Прибор серебряный, золоченый, гравированный Длина клинка 920 mm, общая длина 1035 mm. |
|
Сабля и ножны. Москва. Оружейная палата. Вторая половина XVII в. Клинок. Иран. Середина XVII в. Мастера по выковке клинка Ахи-Джан и Хасан Булат, дерево, золото, серебро, кожа, ткань Ковка, насечка, гравировка, золочение Длина 116,5 см.
В XVII веке сабля являлась наиболее распространенным видом холодного оружия на Руси. Бытовали различные формы сабель собственно русского производства и иностранного. В большом количестве закупались в восточных странах клинки из высокоуглеродистой булатной стали, имевшие великолепные боевые качества. Русские оружейники использовали их для изготовления парадного, богато оформленного оружия. Необычен булатный клинок иранской работы с четырехгранным штыкообразным отверстием, дававшим возможность наносить не только рубящий, но и колющий удар. В обухе клинка вырезан глубокий желобок, в котором перекатывались жемчужинки, издающие при ударе особый свистящий звук. Нижняя часть клинка богато декорирована растительным орнаментом, насеченным золотом. Монтировка сабли русская. Мастера использовали золоченное серебро с гравированным растительным узором. Найдено своеобразное решение оформления ножен сабли: к фигурной оправе добавлена узкая серебряная лента, обвивающая поверхность светлой кожи. |
|
Нож в ножнах Средняя Азия. XVII - XVIII вв. Булат, кость, золото, дерево, драгоценные камни, ткань Ковка, насечка, инкрустация, басма Длина 30,5 см
Палаш в ножнах Иран. Первая половина XVII в. Булат, дерево, нефрит, золото, драгоценные камни Ковка, насечка, инкрустация, чернь Длина 91 см.
Палаш и нож являются образцами роскошного оформления оружия. Иранские оружейники для изготовления рукояти палаша использовали нефрит светлого молочного тона, который инкрустировали сложным орнаментом из золотых переплетений. Красные искры рубинов вставлены в золотые фигурные касты в виде многолепестковых цветов. Золотая крестовина и оправа ножен украшены затейливым черневым орнаментом и драгоценными камнями в золотых кастах. Рукоять ножа выполнена из кости. Для ее оформления использован тот же прием - инкрустация драгоценными камнями в золотых кастах в форме листа. Завершение рукояти исполнено в виде бараньей головы, на шее которой – изумрудный поясок. Золотая оправа ножен сплошь выложена драгоценными камнями. Ножны обоих предметов обтянуты бархатом светлого тона с набивным растительным узором. Палаш в ножнах принадлежал воеводе Семену Волынскому. Москва. Оружейная палата. |