В северокавказских древностях эпохи Великого переселения народов (кон. IV - первая треть VI в.) представлены два вида оружия с коротким клинком (более 25 и менее 65 см) – обоюдоострый кинжал и однолезвийный скрамасакс (боевой нож, тесак). Здесь будет рассмотрено происхождение их престижных образцов. Кинжалы и скрамасаксы встречаются в погребениях как вспомогательное оружие при длинном мече, так и в качестве основного оружия. Больше всего мечей, кинжалов и скрамаксаксов эпохи переселения народов найдено в Западном Предкавказье, в зоне расселения протоадыгских народов, где предметы воинской экипировки тогда сравнительно часто помещались в погребения. В Центральном Предкавказье, в аланской зоне, их меньше, здесь оружие находится преимущественно в привилегированных погребениях. В горной Чечне и Дагестане количество клинкового оружия снова возрастает, что связано, вероятно, с особенностями погребального обряда.
Обоюдоострые кинжалы известны на Северном Кавказе уже в позднеримское время (напр.: Буденновская слобода, Березовка-2 и др., см. Абрамова, 1997. Рис. 70,2, 73,9) и поэтому для эпохи переселения народов могут считаться местным традиционным оружием. Кинжалы, датированные по сопровождающему инвентарю данной эпохой, найдены в следующих погребениях: Дюрсо, погр. 408, 517; Сопино, погр. 2 (с U-образной бутеролью); Джамагат, погр. 1; Харачой, погр. 14; Калкни, погр. 3 (с железными гардами). В Западном Предкавказье для эпохи переселения народов известны и кинжалы с одним или двумя вырезами у рукояти, также традиционные для Кавказа: Сопино, погр. 6, 7, 11; Бжид, погр. 5; Дюрсо, погр. 291,420, 500, 517 и конское погр. 4.
Особо отмечу находку в некрополе Брут (Северная Осетия), в вождеском погребении 2 (Gabuev, 2000. No. 18,5). Здесь парадный кинжал находился в ножнах, устье которых, а также бутероль были оформлены в виде П-образных скоб полихромного стиля (рис. 1,1). Такие скобы также были найдены в гуннском погр. 8 могильника Новогригорьевка на Днепре. Видимо, кинжал из Брута отражает гуннскую моду и, таким образом, свидетельствует о «степном» влиянии на культуру аланских воинских элит эпохи переселения народов.
Еще один парадный кинжал из Брута, погр. 7 (Габуев, 2005. № 84) имеет на ножнах четыре полукруглых выступа для крепления к ноге (рис. 1,2). Изредка такие кинжалы встречаются у степных алан уже в римское время (напр., Дачи, Пороги), но лучше всего они известны в ближнє- и средневосточном контексте, особенно у парфян и Сасанидов. Эти иранские кинжалы попадают в Закавказье (Армазисхеви, погр. 1; Цибилиум-1, погр. 61). Очень возможно, что кинжал из Брута свидетельствует о каких-то военно-политических связях алан Центрального Предкавказья с сасанидским Ираном. Парадный меч с длинной рукоятью из упоминавшегося погр. 2 могильника Брут также имеет иранские параллели (Gabuev, 2011).
Зато престижный кинжал из погр. 118 могильника Зарагиж в Кабардино-Балкарии (Atabiev, 2000. No. 26,1), в ножнах с чешуйчатым декором, имеет западные параллели. Его бутероль украшена бляхой инкрустационного стиля с двумя птичьими головами (рис. 1,3). Самая близкая аналогия происходит из могилы франкского короля Хильдерика, захороненного в 482 г. в г. Турнэ (Бельгия). Как известно, эти украшения имеют средиземноморское (византийское или западно-римское) происхождение (Kazanski, Mastykova, 1999. Р. 539). Кроме того, навершие кинжала напоминает инкрустированные навершия скрамасаксов третьей четв. V в. из Пуан в Шампани и Орош-Неметкер в Венгрии (Or des princes barbares, 2000. No. 27,8, 28,1), также имеющих византийское или западно-римское происхождение. Однако кинжал из Зарагижа относится к более раннему времени, предположительно к нач. V в. Об этом свидетельствует простота декора бутероли по сравнению с ее параллелью из могилы Хильдерика, а также форма пряжек, происходящих из зарагижского погребения.
В северокавказских древностях скрамасаксы иногда идентифицируются как ножи, однако их размер (более 25 см) позволяет отнести эти предметы к скрамасаксам. Скрамасакс часто считается степным, гуннским по происхождению оружием. Но в степи скрамасаксов в гуннское и постгуннское время нет. Поэтому более правильной представляется гипотеза о происхождении скрамасакса из Византии или Ирана, где они известны для IV-V вв. (Kazanski 1991. Р. 132-134; Kazanski, Mastykova, Perin, 2002. Р. 172-176). Интересно, что на Кавказе скрамасаксов особенно много в Абхазии, находившейся под сильным военно-политическим влиянием Константинополя.
Для эпохи переселения народов на Северном Кавказе известны следующие находки скрамасаксов: Дюрсо, погр. 291; Бжид погр. 5 (с Г-образной скобой у устья ножен и U-образной бутеролью); Гиляч-1, погр. 27; Байтал-Чапкан, погр. 17 (рис. 1,5); Острый мыс-1, погр. 1; Паласа-Сырт, курган 12. Из северокавказских находок особое внимание привлекает парадный скрамасакс из погр. 17 могильника Байтал-Чапкан на Верхней Кубани, в ножнах с чешуйчатым декором и U-образной бутеролью, а также с портупейной серебряной пряжкой (Минаева, 1971. Рис. 35). В упоминавшемся погр. 118 могильника Зарагиж имеется нож (рис. 1,4), ножны которого с Г-образной скобой устья напоминают западноевропейские скрамасаксы (Atabiev, 2000. No. 26,2). Г-образное устье ножен какого-то клинкового оружия небольших размеров имеется и в погр. 8 могильника Чми.
Ножны, украшенные металлическими пластинами с чешуйчатым декором имеются как на кинжалах (Зарагиж, погр. 118), так и на скрамасаксах (Байтал-Чапкан, погр. 17). Этот декор на ножнах клинкового оружия имеет широкое распространение от Волги (Шипово) до Северной Франции (Бюлль). Известен он и на сасанидском оружии. Широко распространяются и Г-образные скобы на устьях ножен, представленные, например, на скрамасаксе Хильдерика (Or des princes barbares, 2000. No. 37,8).
Рассмотрение клинкового парадного оружия Северного Кавказа на широком фоне европейских и ближневосточных древностей эпохи Великого переселения народов показывает, что оно отражает сасанидские, гуннские и византийские влияния, возможно, связанные с военно-политической ориентацией местных «варварских» элит.
Литература
- Абрамова М.П., 1997. Ранние аланы Северного Кавказа III-V вв. М.
- Габуев Т.А., 2005. Аланский всадник. Сокровища князей І-ХІІ веков. М.
- Минава Т.М., 1971. К истории алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным. Ставрополь.
- Atabiev В., 2000. Tombe 118 // L’Or des princes barbares. Du Caucase a la Gaule Ve s. apres J.-C. Paris.
- Gabuev T., 2000. Mobilier d’une tombe de cavalier // L’Or des princes barbares. Du Caucase a la Gaule Ve s. apres J.-C. Paris.
- Gabuev T, 2011. Probleme d’attribution culturelle des objets en or du Ve siecle de la tombe 2 de Brut// Bulletin de liaison de Mssociation Frangaise d’Archeologie merovingienne. No. 35.
- Kazanski M., 1991. A propos des armes et des elements de harnachement "orientaux” en Occident a I’epoque des Grandes Migrations (Ive - Ve s.) // Journal of Roman Arhaeology. Vol. 4.
- Kazanski M., Mastykova A., 1999. Le Caucase du Nord et la region mediterraneenne aux 5e-6e siecles // Eurasia Antiqua. Bd. 5.
- Kazanski M., Mastykova A., Perin P, 2002. Byzance et les royaumes barbares d’occident au debut de I’epoque merovingienne // Probleme der friihen Merowingerzeit і Mittelonauraum. Brno.
- L’Or des princes barbares. Du Caucase a la Gaule Ve s. apres J.-C.. Paris, 2000.
Казанский М. М. К истории парадного клинкового оружия эпохи Великого переселения народов на Северном Кавказе: кинжал и скрамасакс // Новейшие открытия в археологии Северного Кавказа: Исследования и интерпретации. XXVII Крупновские чтения. Махачкала, 2012.