Оружие и Доспехи :

Фальшион и его разновидности

  автор: SHARIK  |  6-мая-2012  | 54 252 просмотра | 2 комментария
загрузка...

 

Для начала рекомендую прочесть Фальчион Swordmaster и Анатомия меча, шпаги, сабли. Также не помешают Дюссак и Малкус.

Фальшион – меч, характеризующийся клинком с выпуклой частью  лезвия с одной стороны. Выпуклость достигается благодаря расширению клинка у острия, что позволяет наносить очень мощные рубящие и режущие удары. Рукоять, в общем, совпадает с рукоятками рыцарских мечей того же периода. Крестовина может быть прямой или слегка изогнутой к клинку, а  навершие чаще всего дисковидное. Поздние примеры (после 1450 г.), может быть под влиянием Итальянского Возрождения, имеют различные формы крестовин и наверший. Но, в любом случае, открытые рукояти преобладают до 1480 г. Термин Falchion по русски  читается то как "Фальшион" или "Фальчион".

Эрзац фальшион. Среди изображений классических европейских фальшионов нет ни одного датированного ранее 1245 годом. Tак называемая Библия  Мациевского, датированная серединой 13 века, известна своими очень точными изображениями оружия, доспехов и батальных сцен, показывает не типичные фальшионы, а очень интересные одноручные мечи, которые могут быть предшественниками фальшионов до адаптации их под рукоятку рыцарских мечей. Это любопытное оружие имеет одно лезвие в его широкой части под острием, при этом острие  выдолблено и вогнуто один или несколько раз. Навершие просто выходит из хвостовика и поворачивается  под углом 180 градусов в крюк, и просто обернуто кожей (рис. 11а, б).  И в той же самой БМ не все мечи с подобным клинком имеют такую причудливо загнутую рукоять, но все они без крестовин. Также подобная форма клинка и у обеденных ножей, которыми пользуются за столом. Сам термин "Эрзац фальшион" применим только для жаргона реконструкторов средневековья, означает неполноценный фальшион.

Можно предположить что такое оружие является просто выдумкой автора, но это не так. Просматривая старые каталоги аукционов, можно обнаружить находки  оружия точно такой же формы (рис. 12). Дальнейшие исследования могут показать нам несколько изобразительных источников. Рисунок воина, из альбома альбома Вильярда де Оннекурта. 1230, показывает меч точно такого же типа (рис. 12а), который подвешен за изгиб черенка рукояти. Такой вот эрзац фальшион изображен на рельефе от Porta Romana, музее Кастелло‑Сфорческо, Милан 1171 г. (рис. 13).

Малкус, сам термин появился в книге  "Холодное оружие" Герберта Сейтза, 1965 г. изд. (Herbert Seitz  "Blankwaffen") опираясь на инвентарные книги 19 века, где под таким термином предполагался тесак с сильно скошенным обухом у острия. Скорее всего этот термин не использовался в средние века, а термин Малкус обозначает синоним английскому Катлас (Cutlass) или итальянскому Сторта и Дюссак (Storta, Dussage) то есть  короткую саблю. 

На основании имеющихся артефактов и изобразительных источников была разработана следующая типология.

Типология фальшионов

типология фальшионов фальчионов

 

Тип I

Фальшионы этого типа характеризуются более или менее изогнутым лезвием, прямым обухом клинка, частично или полностью изогнутым. У острия присутсвует расширение, но со стороны обуха у острия есть короткий, заостренный скос. Мечи этого типа, возможно, происходят из мусульманского Востока, адаптированы к Европе. Как показывают изобразительные источники 1280-1470 гг. с классическими рыцарскими, а затем уже с рукоятями эпохи Ренесанса.

Хорошо известным примером такого рода является находка фальшиона в реке Торп под Нориджем хранящийся в музее г. Норфолк, датированный ок. 1350 г. (рис. 7).

Тип II

Этот тип имеет широкий и жесткий клинок с прямым или может слегка выгнутым обухом. Режущая кромка изгибается по направлению к острию. Самая широкая часть находится в 150 мм от острия. При чем это острие. не очень эффективно для колющих ударов. Этот тип мечей-фальшионов полностью отличается от I типа, к тому же чаще всего он появляется на изобразительных источниках из Центральной и Восточной Европы.  Я полагаю, что от туда он и произошел. Рукояти, в целом аналогичны Тип I. Самый известный пример Фальчион Коуниерза (Falchion Conyers) в Даремском соборе, датированный 1260-1270 (рис. 6+), статья об этом мече.

Тип III

Этот тип выглядит на первый взгляд очень похожим по форме на фальшионы I типа, но они на самом деле совершенно другие. У фальшионов третьего типа полностью заточенная кромка находится на противоположной стороне клинка, то есть там где у фальшионов первого типа находится обух.

У фальшионов этого типа клинок прямой в течение первых двух третей от рукоятки. Передний край клинка прямой или слегка вогнутый, резко поворачивающийся к сильно вогнутым краю на острие. Задний край прямой или слегка выпуклый. Острие, может быть плоским или утолщенным ромбического сечения, приспособлено для колющих ударов.

Если смотреть  на первую половину клинка с острием, то он напоминает головы глеф 14-го века. Этот тип фальшионов, кажется, является развитием типа II, где мы затачиваем обух, и вырезаем округлый скос на острие, чтобы сформировать отлично рубящий и колющий меч, который мы видим на изобразительных источниках 1300 -1450 годов.

Хорошо сохранившиеся, найденный археологами пример фальшионов этого типа  находится в Военном музее в Париже, датированый 1370-1400 (рис. 8). Другой, с отсутствующей крестовиной, находится в Музее армии Нидерландов (Рис. 9). Другой, также без крестовины, появлялся на аукционе в 2011 году (рис. 9б).

 

Есть несколько миниатюр в рукописях где изображены нестандартные фальшионы. Они могут образовывать свои подтипы и разновидности, их можно назвать вроде "Тип II с шипом на острие".

 

фальшион фальшионы 14 века фальшион рыцаря
фальшион из частной коллекции новые находки фальшионов
1. Фальшион из Public museum in Germany. Тип II 2. Фальшион от итальянского аукциона. Тип II 3a-b-c. Из частной коллекции. 1300г. Тип II
фальшион 13-14 века фальшион из аббатства клюни  фальшион коуниерза 
4. Фальшион из музея в Гамбурге. 1300г. Тип II 5. Из музея аббатства Клюни (Cluni) в Париже. Тип II 6. Фальшион Коуниерза (Conyers Falchion) 1270г. Тип II
фальшион подленник  фальшион из Торпа  фальшион из парижского музея армии 
6+. Фальшион Коуниерза в руках. Артефакт берут руками в перчатках 7. Фальшион из Торпа. Тип I. 1350  8. Фальшион из Парижского музея Армии, инв. J. Po.2243 1370-1400г. А перед ним меч примерно той же эпохиб инв.  J. Po.678.
фальшион из голландского музея армии фальшион находка
ржавый фальшион
скрамасакс   скрамасакс
9a. Фальшион из Музея армии Нидерландов (Army Museum Netherlands) с. 1270-1300. Тип III 9b. Фальшион с ауциона Hermann Historica. 1300г. Тип III. Длина клинка: 65 см. Общая длина: 78 см. Вес: 849 гр. hermann-historica 10. Франкский боевой нож сакс 6го/7го века. Тяжелый однолезвийный, дол с одной стороны клинка.  Длина 68 см.  hermann-historica.de
эрзац-фальшион  эрзац фальшион  пехотинцы
11. Эрзац фальшион, Библия Мациевского, 1250 г. В этом изобразительном источнике есть несколько примеров подобного оружия. 12. Эрзац фальшион, выставлявшийся на аукционе Сzernys. Датировка и происхождение не известны. 13. Воины, идущие вслед за рыцарями, у одного из них эрзац-фальшион.

Происхождение фальшионов

Предполагается, что Фальшионы происходят от франкского скрамасакса, большого боевого ножа. Хотя большинство скрамасаксов имеют прямые широкие клинки, есть ряд артефактов, где клинок расширяется к острию и даже имеет скос на острие подобно фальшионам (рис. 10).

Тем не менее, скрамасаксы вышли из употребления в Центральной и Западной Европе в течение 10 века. Большие однолезвийные мечи использовались в Скандинавии, где викинги, особенно в Норвежские, использовали такое холодное оружие с рукоятками типичными для прочих мечей викингов. Однако клинок у большинства (но не у всех) прямой и ровный по всей длине, такие мечи также вышли из употребления к 11-му веку. Поэтому эти мечи не могут быть прямыми предками фальшионов и происхождение Типа II и III остается неопределенным. Но в Западной Европе продолжали пользоваться большими хозяйственными ножами, такими как нож мясника  или для рубки тростника, например. Возможно от них и произошли первые фальшионы, которые мы видим на рисунках 11, 12, 13. Коственное подтверждение происхождения фальшионов от больших хозяйственных и рабочих ножей – они изображены в руках незнатных воинов.

Повторюсь что наиболее вероятным местом происхождения фальшионов первого типа – это Ближний Восток. Предполагается, что фальшионы первого типа были сделаны по образцу Скимитаров и в Западной Европе они использовались с рукоятями типичных рыцарских мечей 13 и 14 века. Поводом для такого предположения является тот факт, что во многих изображениях фальшионов они находятся в руках одетых как бы "по восточному" воинов.

Известно было ли такое оружие на Руси вопрос неясный. Подобное оружие замечено гробнице польского князя Генриха II Набожного (польск. Henryk II Pobożny), убитого татарами под Лигницей где он попирает ногами татарина (очень похожего на русского) с фальшионом в руках.

Три ранее неизвестных широкой обществественности фальшиона

Около 7 -8 лет назад, три редких Фальчиона появились на антикварном рынке. Они происходили не из раскопок, толстый слой слипшейся пыли столетий покрывал эти мечи, по нему и по общему состоянию и внешнему виду они приблизительно могут быть датированы началом 14 века. Все три меча очень похожих размеров и формы, с характерными рыцарскими рукоятками привычных нам мечей. Навершия рукоятей у них характерной дисковидной формы. Пордробности конструкции этих Фальчионов также удалось выяснить.

Первый из фальшионов пребывает в настоящее время в коллекции Общественного музея Германии (Public museum in Germany) (Рис.1). Его особенностью является железный черен рукояти и восьмиугольное дисковидное навершие. У которого с одной стороны инкрустирован медью крест, а с другой стороны инкрустирована буква H.  С обеих  сторон клинка есть длинный глубокий дол, выструганный прямо у обуха клинка. Еще на клинке, с той же стороны где на навершии инкрустирован крест, нанесён инкрустацией какой-то крестообразный символ.

Второй фальшион поступил на продажу в Италии в 2005 году (рис. 2).

Он выделяется деревянным череном рукояти в оригинальном состоянии. Его округлое дисковидное навершие также имеет медную инкрустацию креста с одной стороны, и щит с другой. На клинке дол длинный но неглубокий был выструган только со одной стороны. Этот фальчион был продан на аукционе и его нынешнее местонахождение неизвестно.

Третий фальшион находится в частной коллекции, где ученым была дана возможность изучить его и сфотографировать (рис. 3, б, в). Он остался в нетронутым в состоянии, разве что был мягко очищен. Клинок его не имеет долов. Навершие в форме скошенного по краям диска  без каких либо символов. Оригинальный деревянный черен рукояти удерживается на месте двумя железными втулками. Задний край клинка на первых 11 см от острия также имеет режущую кромку (все режущие кромки очень острые). Толщина клинка у крестовины составляет 8 мм, и сужается до 3 мм в самом широком месте елмани, то есть 14 см от острия. Клинок закален. Несмотря на ширину клинка и внешне кажущуюся тяжесть, этот фальчион весит всего 1,19 кг, попадая в обычный диапазон веса одноручных мечей тот же периода - 1.0-1.5кг.

Размеры  фальшиона №3:
Общая длина: 733 мм. Клинок: 561 мм. Ширина клинка у пятки: 41 мм. Самая широкая часть расширения клинка: 72 мм. Ширина крестовины: 142 мм. Навершие диаметром. 52 мм.

Небольшое число фальшионов различных типов сохранились до настоящего времени, они находятся, в основном, в коллекциях Европейских музеев.

Выше представленные фальчионы очень похожи тот что хранится в Гамбургском музее (Рис. 4), другой подобный им находится в музее Клюни в Париже (рис. 5).

Кроме трех упомянутых выше фальшионов, единственный пример не найденного при раскопках раннего фальшиона, это известный Фальчион Коуниерза (Conyers Falchion) в соборе Дареме (рис. 6+). У него идентичный представленным выше клинок и того же типа навершие. Однако крестовина и навеширие фальшиона Коуниерза изготовлены из латуни.  Навершие с выгравированным геральдическими мотивами, на нем изображен драконами. В принципе Фальшион Коуниерза является презентационным парадным мечом, используемым для церемонии инаугурации архиепископа, но его размеры и вес делают вполне возможным и боевое применение. Как правило, такие фальшионы встречаются с 1260-1270 г.г, причина, что в начале знакомства дает руки на луке.

Представление  фальшионов в изобразительном искусстве очень многочисленно, и мечи похожие на предсталенные выше (тип II в представленной типологии) появлятся достаточно часто.

Я нашел десять хороших изображений, самые ранние появляются во французских иллюстрированных рукописях от 1228 и до 1247 г. что очень важно, там появляются самые ранние из известных изображение фальшионов с загнутыми навершиями раннего типа. Следующие два Также французские с. 1260 и до 1290. Все трое находятся в Pierpont Morgan Library в Нью-Йорке. Четвертый иллюстрированная рукопись в Национальной библиотеке Парижа от 1313. Пятый и шестой это две иллюстрированная рукопись с в Royal Library в Нидерландах датированы 1330. Фальшионами этого типа вооружены воины барельеф со спящими воинами 1340 г., когда-то украшавшими собор в Страсбурге и в настоящее время хранящимися в Musée de l’Œuvre Notre-Dame этого города. Восьмой в восемнадцати является немецкая рукопись в 1419-г. University Library Heidelberg. Девятый появляется в бельгийской рукописи датированой 1440 г. в Morgan Library. Десятой и пока последней является деревянная резьба в церкви Св. Марии в Кракове, сделанные немецким скульптором ок. 1480 г. Здесь клинки идентичны, округлое навершие уже сменилось на навершие в виде головы птицы, похожие мы будем наблюдать на польских саблях. На основании данных этого материала, можно смело предположить, что форма клинков этого конкретного типа фальшионов в основном используется в Центральной и Восточной Европе.

Фальшион является оружием рыцаря, но по распространенности заметно уступает мечу. Также нет достачных предпосылок говорить что фальшион является оружием пехоты, рыцари дерутся фальшионами и верхом.  У недостаточно богатого пехотинца, который не можт себе позволить меч, есть просто щит, копье, топор и нож, но если мы говорим о 12-14 веках то чего-либо похожего на какие-то специальные боевые ножи в тот период очень мало. И говорить, например, о тысячах пехотинцах вооруженных эрзацами мы также не можем. Гросмессеры появляются в конце 14 века и они на фальшионы мало похожи.

У пехоты в качестве клинкового оружия мы видим, в основном, все те же мечи. 

Фальшионы I типа на изобразительных источниках

рыцари с мечами и фальшионами рыцари мечи и фальшионы  фальшионы кавалерия
British Library. 1330. Тип I  Royal Library Netherland c. 1330 Тип I+III  Национальная Библиотека Парижа. 1344. Тип I
фальшионы фальшионы фальшион
Национальная Библиотека Парижа. 1330. Тип I National Library Austria 1389. Тип I Bodleian Library Oxford. 1340. Тип I
фальшион изо фальшион изо фальшионы и мечи 13 век
Royal Library  Netherlands 1435. Тип I Belgian c. 1280. Тип I Univ. Liege 1285. Тип I
рыцари бьются фальшионами фальшион-скимитар рубка фальшионами
Royal Library Netherlands. c 1330. Тип I Royal Library Netherlands. c 1390. Тип I Royal Library Netherlands. c 1390. Тип I
крестоносцы против сарацин фальшион с ножнами бой фальшионами
Национальная Библиотека Парижа. 1337 год. Тип I Национальная Библиотека Парижа. 1402 год. Тип I Национальная Библиотека Парижа. 1400 год. Тип I
фалишионы нач 14 века фальшионы на картинках мечи фальчионы 
Nedstryn Norway. 1310. Тип I Nat. Library Austria. 1389 Univ. Library Heidelberg. 1419.
фальчионы конца 15 века Битва за Терек
British Library. 1470. Тип I Национальная Библиотека Парижа. 1410-1412. Изображает Битву на Тереке Меджу Джучидами и Хулагуидами в 1262г.
фальшионы изо фальшион ножны
Национальная Библиотека Парижа. 1410-1412. Национальная Библиотека Парижа. 1410-1412.

Последние три иллюстрации изображают монгольское войны на ближнем востоке во второй половине 13 века, но иллюстрации начала 15 века, поэтому все выглядят немного странно, больше подобных иллюстраций здесь . Обо всяких условностях изображений я написал тут.

Фальшионы Тип II

фальшион битва рыцарей фальшионы
Belgium 1440. Royal Library Netherlands. 1330 Royal Library Netherlands. 1330
фальшион  французкий фальшион  фальшион 
French  1260. Paris, before 1247  French  1290.
фальшион фальшион ножны фальшиона
Univ. Library Heidelberg. 1419. Национальная Библиотека Парижа. 1313 год. Фальчион в ножнах. 1340-1345 - "Солдат охраняющий  Гроб Господень, деталь барельефа, Musee de l'Oeuvre Notre-Dame, Страсбург, Франция).
двуправорукий мечом фальшион  фальшион
не помню откуда, двуправоруким на заметку: смотрите внимательно так никто не фехтовал Верхняя деталь алтаря церкви Девы Марии в Кракове. 1477-89 годы.   Вестминстерская библия 1262-1277 г. 

 

Изобразительные источники на Фальшион III типа

 

рубка фальшионом фальшионы фальшионы и годендаги
French  1310. French  1350. Chest battle Courtrai. 1302
фальшион из об Александре фальшионы фальшион
Bodleian Library Oxford. 1340. Тип III Bodleian Library Oxford. 1340. Тип III Univ. Library Heidelberg. 1419.
фальшион фальшион фальшион короля
British Library. 1310. Национальная Библиотека Парижа. 1313 год. Royal Library Netherlands. 1313

 

 Мой перевод The Falchion or Malchus, the rarest medieval sword от SwordFish

загрузка...
  Голосов: 3
 

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незарегистрированный пользователь. Возможность комментирования новостей и общение на форуме ограничено. Если всего-лишь нашли ошибку и хотите указать о ней — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта и форума, рекомендуем .

Информация
Посетители, находящиеся в группе Прохожие, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  1. 6 мая 2012 20:22 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Отлично!
    Особо порадовало фото "Фальшион Коуниерза в руках. Артефакт берут руками в перчатках"
      ¤ жалоба   
  2.   SHARIK   
    7 мая 2012 10:38 | Ответов: 0

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 646
    • 281
    Николай Чеботарев, скоро будет продолжение, там на vikingsword еще много чего можно напереводить wizard

    --------------------
      ¤ жалоба