Аламнер (город на горе), Оролы курык (сторожевая гора), Чалымский городок, Сундырская Гора, Мало-Сундырское городище, Важнангерское городище – под такими названиями это место сохранилось в памяти народа и исторических источниках, каждое название имеет свою легенду и связано с конкретными событиями. Обратимся к известным историческим фактам, мифам, преданиям, запискам краеведов и попытаемся восстановить картину прошлого. Рассказывая о событиях средневековой давности, легко увлечься, преувеличить роль отдельного народа или одной личности в судьбе края. Но нам на помощь приходит археологическая наука. Именно благодаря материальным остаткам («вещдоки» – шутят археологи): жилищам, предметам быта, орудиям труда и вооружению, монетам, полученным в ходе археологических раскопок, можно определить, какие народы проживали в этой местности, и установить точную дату тех или иных событий. Начиная с 1958 года на городище проводились археологические раскопки. В раскопках в разные годы принимали участие известные марийские археологи: доктор исторических наук В.В. Никитин и кандидаты исторических наук: С. В. Большов, Д. Ю. Ефремова, А. В. Михеев, Б. С. Соловьев, лаборант С. В. Долгополов, работавшие в качестве руководителей отдельных секторов и раскопов. В течение многих лет помощь археологам оказывали студенты МГПИ им. Н. К. Крупской (руководитель практики – доктор исторических наук А. Г. Бахтин) и школьники п. Медведева и г. Йошкар-Олы (руководители И. И. Панов и О. А. Колос). Двенадцать полевых сезонов профессионалы-археологи, любители истории и просто любознательные романтики пытаются постичь загадку таинственной горы и понять суть происходивших здесь событий.
В комплексе средств индивидуальной металлической защиты воинов в кочевом мире степного пояса Евразии ведущее место занимали железные шлемы. Использование в дистанционном, ближнем и рукопашном бою защитных наголовий значительно повышало сохранность воинов от поражения противником. Железные шлемы представляли для каждого воина большую ценность. Воины их бережно хранили. Сравнительно редко металлические шлемы встречаются в захоронениях средневековых кочевников. Большинство известных к настоящему времени кочевнических шлемов из Центральноазиатского историко-культурного региона являются случайными находками любознательных людей, которые при содействии краеведов попали в музейные собрания. Значительная часть из них относится к эпохе позднего средневековья (Худяков, 1991а: 95).
Крепость Орешек, основанная новгородцами в 1323 г. на острове у истоков р. Невы из Ладожского озера в течении почти четырех веков была местом ожесточенной борьбы между русскими и шведами. Она контролировала важный торговый путь из Ладожского озера по р. Неве в Балтийское море и была первым русским городом на невских берегах. С 1612 по 1702 гг. крепость находилась в руках шведов и была названа Нотебургом. В 1702 г после осады и кровопролитного штурма она была освобождена войсками Петра I и переименована в Шлиссельбург.
Раскопки крепости Орешек проводились в 1968-1970-х гг. отрядом Ленинградской археологической экспедиции ЛОИА АН СССР под руководством А.Н. Кирпичникова и были продолжены в 1971-75 гг. автором этой статьи. На территории острова исследовано около 2000 кв. м. культурного слоя. В результате раскопок были открыты остатки новгородской каменной крепости 1352 г. обнаружены и частично исследованы остатки посадской стены 1410 г., уточнена дата строительства крепости московской поры — начало XVI в. (Кирпичников 1980: 11-33; 1984: 92-118; Кильдюшевский 1976: 17).
Среди материала собранного во время раскопок выделяются предметы вооружения, а также снаряжения коня и всадника — свыше 350 находок (табл. 1-3). В их число не входят предметы XVI-XVIII вв., относящиеся к огнестрельному оружию, которых в коллекции насчитывается несколько десятков. Основную часть предметов вооружения составляют наконечники стрел (247 экз.), которые можно разделить на две группы: наконечники стрел от лука (16 экз.) и втульчатые от арбалета (231 экз.). По количеству это сопоставимо с новгородской коллекцией (245 экз. за 50 лет раскопок, и несколько меньше, чем в замке Отепя в Эстонии, где были найдены 292 наконечника арбалетных стрел (Колчин, Янин 1982: 77; Мaesaly 1991: 180-181).
Значение рек в истории Русского государства трудно переоценить. Они играли важнейшую роль в хозяйстве славян: по ним добирались до соседних поселений, сплавляли лес, перевозили жито и сено, в реках ловили рыбу. Пользуясь водными путями славяне торговали или воевали с Причерноморьем, Балтикой, Волжской Булгарией и Прикаспием. Бассейны крупных рек фактически не были изолированы, ибо суда нетрудно было перетаскивать через водоразделы по волокам. Сами же реки, включая даже относительно небольшие притоки, протекали средь лесных массивов и имели более благоприятный водный режим, чем ныне. К обмелению привела начавшаяся в XVIII в. бессистемная вырубка лесов по берегам. С появлением торгового обмена и разделения труда реки стали крупнейшими торговыми путями, Удачно расположенные на них поселения обрастали ремесленными посадами, постепенно превращаясь в города. Такова была, в частности, история возникновения градов по Десне – Чернигова, Дебряньска, Вщижа, Трубеча. Сама Десна являла собой одновременно одно из ответвлений пути «из Варяг в Греки» и часть более древнего Волго-Окско-Деснинско-Днепровского пути, связывавшего Волжскую Булгарию и Северо-Восточную Русь с Южной Русью и Византией. Частью последнего торгового пути была и Ока с её крупными притоками.
Одним из оригинальных украшений Днепровского Левобережья, время от времени встречаемым при исследовании погребальных комплексов конца X – XI вв., являются пластинчатые очелья. Они представляют собой ленты из серебра или билона 45 – 46 см длины и 1,5 – 2 см ширины, сужающиеся края которых загибаются в петли-крючочки длиной 0,5 – 1 см (Рис.1, 1-4). Сплав, из которого изготовлялись очелья, делался на основе серебра (до 70 %) с добавлением меди, цинка (для понижения температуры плавления) и свинца (от 1,4 до 4 %). Высокая пластичность полученного материала и позволяла, используя холодную ковку с отжигом, превращать проволоку-заготовку в тончайшую пластину миллиметровой толщины (Орлов 1994: С.51).
Область распространения неорнаментированных пластинчатых серебряных очелий с оформленными в виде крючков концами в основном охватывает районы, лежащие в верховьях рек Сулы, Псла и Ворсклы. Находки же подобных изделий в центральных и северных областях Руси (Володино Вологодской обл., Митино Московской обл., Кветунь Брянской обл.), вероятно, связаны с переселенцами, принесшими на новое место жительства привычный для себя тип украшений.
XI столетие стало временем, когда объединенная первыми Рюриковичами конфедерация восточнославянских, балтских и финно-угорских племен превратилась при Владимире Святославиче и его сыне Ярославе Мудром в мощное раннефеодальное централизованное государство, ставшее колыбелью единой древнерусской народности. Процесс ее сложения зависел от многих факторов, и даже на территории одного племенного союза у разных общин скорость нивелировки этнокультурных особенностей могла колебаться в пределах 50 – 100 лет.
Ярким примером такого хронологического запаздывания является ситуация, сложившаяся в конце X – начале XII веков на территории современной Курской области.
Превращение Курска в административно-политический центр одноименной волости и размещение здесь резиденции назначаемых из Киева посадников-«властелинов» приводит к тому, что в «Посемье именно курская округа уже в первой половине XI в. теряет этнографические признаки ... На фоне наибольшей плотности населения микрорегиона в предшествующее время этот факт является доказательством тому, что Киевское государство придавало решению задачи скорейшей государственной колонизации этой территории особую значимость».
Фальшион – меч, характеризующийся клинком с выпуклой частью лезвия с одной стороны. Выпуклость достигается благодаря расширению клинка у острия, что позволяет наносить очень мощные рубящие и режущие удары. Рукоять, в общем, совпадает с рукоятками рыцарских мечей того же периода. Крестовина может быть прямой или слегка изогнутой к клинку, а навершие чаще всего дисковидное. Поздние примеры (после 1450 г.), может быть под влиянием Итальянского Возрождения, имеют различные формы крестовин и наверший. Но, в любом случае, открытые рукояти преобладают до 1480 г. Слово Falchion по русски читается то как "Фальшион" или "Фальчион".