Небольшой обзор снаряжения и вооружения воинов киевского государства. От 10 до 13 века. Изготовление кольчуги.
Руский дружинник 10в. Курган Гульбище. Чернигов. Так мог выглядеть участник походов князя Святослава. Воин, вероятно, был почти двухметрового роста. Об этом говорят найденные в кургане огромного размера шлем и стремена, а также один из самых больших мечей "каролингского типа" (1 м 26 см). Четырехчастевой сфероконический шлем относится к распространенному в центральной и восточной Европе типу тому же, что и шлем из Черной Могилы, но не столь богато украшен. Топорик-чекан взят из предметов вооружения степных всадников. Пояс, украшенный серебряными с золочением бляшками, – хазаро-венгерского происхождения; сумка-ташка, шелковый кафтан с фигурными золочеными застежками придают русскому дружиннику облик восточного воина. |
|
«Броня кольчатая». Кольчуга – слово новое, появилось оно примерно в XV-XVII вв., в древности же кольчугу называли очень просто – «Броня». Первоначально, кольчуга появилась в Ассирии или Иране, она была известна римлянам и их соседям. Сложно проследить историю появления кольчуги на Руси. Однако можно смело говорить, что в VI-VII веке Славяне четко представляли себе что это такое, а в VIII-IX уже ее активно использовали. Кольчуга имеет большое сакральное значение – мало того, что она железная (т. е. наследует всю магию железа), он еще и сделана из многих тысяч колец, а ведь кольцо – один из священных знаков. До сих пор находятся на территории России «куриные боги» – дырявые камешки, которые носили как оберег древние Славяне. Вспомним также скандинавские дырчатые камни – огромные глыбы с дырками (тоже чрезвычайно сильные магически предметы). Так что кольчуга – это не просто доспех, это знак святости воина. Кольчуга очень сложна в производстве, однако то, что за кольчугу расплачивались несколькими деревнями – несомненная гиперболизация: зачем кузнецу деревни? Тем более, вряд ли ратник, пусть даже из княжеской дружины, владел ими или соответствующей суммой. Древний мастер делал кольчугу из 20-30 тысяч колец диаметром 0,8-2,0 мм. Причем существуют строгие соотношения диаметра кольца и диаметра проволоки. Диаметр кольца не должен быть больше чем в десять раз диаметра проволоки и не должен быть меньше чем в три раза. В общем, диаметр колец в среднем был 0,8-1,2 см. Причем, иногда в одной кольчуге применяют разные диаметры колец – в уязвимых местах – плечах, груди плетение делают мелкими кольцами, а например, на кольчужный капюшон или на подмышки используют более крупный диаметр. Попробуем основываясь на археологических материалах, опыте историков и клубов исторической реконструкции, воспроизвести этот процесс. Сначала мастеру потребуется более 600 м. или 7-10 кг. (зависит от металла) проволоки соответствующего задумке автора сечения. Обычно использовали металл не самой высокой пробы – иначе кольчуга будет слишком дорога, работа трудоемка, а толка от этого не так уж много. Существуют легенды о кольчугах из дамасской стали – это гиперболизация. Итак, проволока произведена или куплена – что дальше? Дальше мастер брал интересный инструмент – небольшой вороток с осью необходимого внутреннего диаметра будущего кольца и длиной 15-30 см. Причем ось закрепляется не стационарно – она должна вытаскиваться из станка. В оси с противоположной от рукояти стороне, находится отверстие чуть большего диаметра, чем диаметр проволоки. Еще одна особенность конструкции воротка – отверстие для оси (в станке) с противоположной рукояти стороны делается не насквозь, иначе дальнейшая работа будет невозможна. Конец проволоки закрепляется на оси при помощи дырочки в оси, и проволока наматывается на вороток – получается длинная пружина. Стоит отметить, что эта процедура требует от мастера изрядной силы. Вороток иногда зажимают в тисках, иногда он стационарно крепится на верстаке. После того, как пружинка готова, она снимается с оси, растягивается так, чтобы между витками было расстояние в несколько миллиметров и разрезается на колечки. |
|
|
Пластинчатый доспех. Пластинчатый, чешуйчатый или как его еще называют, ламеллярный доспех почему-то принято считать исключительным достоянием греческого, римского и византийского воина, однако у других народов такой вид доспеха тоже имел широкое распространение. В русском войске дощатая броня впервые появилась в VIII-X, однако познакомились Славяне с ней не у византийцев, а у скифов в гораздо более раннее время. Действительно, на Руси в X веке значительно преобладала кольчуга – на каждые четыре кольчуги найден только один пластинчатый доспех. В летописях его называли «Броня дощатая». Однако в более позднее время, панцирь приобретает популярность – в послемонгольское время, в слоях XIV-XV в. на каждый один кусок кольчуги приходится девять остатков пластинчатого доспеха. Ламеллярный доспех представляет собой совокупность прямоугольных (с закругленными углами) пластинок, связанных ремешками. Существует несколько видов доспеха. Первый – с пластинками примерно 8-10 см в длину и 1,5-3,5 см. в ширину. Пластины изогнуты так, чтобы отводить удар противника. Такой доспех мог использоваться по-разному иногда его делали длинным, с руковами и носили как отдельную броню, иногда – делали укороченный вариант, без рукавов и носили поверх кольчуги. Второй вид пластинчатого доспеха развился при контакте с татаро-монголами (они пользовались тоже подобными доспехами). Он представляет собой совокупность почти квадратных пластин размером 6 см. длину, 4-6 см. в ширину, пришитых к кожаной или плотной матерчатой основе. Пластины при этом наслаивались одна на другую, образую эффект чешуи. Такой вид доспеха более удобен и лучше защищает воина, чем доспех «ременного плетения» Такие доспехи довольно сложны в изготовлении, их очень трудно подогнать под нужный размер. Хотя их изготовление менее трудоемко, чем изготовление кольчуги, оно не очень просто. Мастеру придется заготовить более 600 пластинок, несколько метров прочных кожаных ремешков или изготовить кожаную основу для крепления пластинок. После этого, следя за правильным положением пластинок, мастер их скрепляет. Другие виды брони Хотя кольчуга и была наилучшей защитной одеждой, имеющей оптимальное соотношение тяжесть-защита, было изобретено довольно много иных видов доспеха. Особенно во времена татаро-монгольского ига и возвышения Москвы было освоено множество азиатских броней. Например, тегиляй – стеганый доспех, похожий на современную телогрейку или пуховик. Набивался он очень плотно (это – главный показатель его качества) и мог уберечь воина от удара булавы или кистеня, но ни коем образом от стрелы, копья или топора. В эти времена особо сильно наблюдается ориентация доспеха и вообще всего вооружения на восток. Все становится «восточного типа» – вместо меча – сабля, вместо шишака – мисюрка, вместо сулиц – джид – набор дротиков в одном футляре, копья ушли в прошлое, появилось много других видов вооружений. Тегиляй мог быть как одеждой и скромной защитой бедняка, так и, крытый бархатом, парчой и шелком, мог стать одеждой знатного воина, тем более, что нередко в тегиляй зашивали металлические пластины. Он мог носиться как отдельно, так и под кольчугой. Также на Русь частично перешел монгольский доспех под названием «хуяг», он представлял собой панцирь, похожий на чешуйчатый доспех, однако в его изготовлении могли применяться как железо, так и бронза и даже твердая, как фанера, кожа. Однако, вернемся в рассматриваемую нами эпоху, VII-X века. В это время совершенно лидирующее положение занимает кольчуга. Однако кольчуга была не у всех. Это и понятно – не каждый воин мог себе ее позволить. Но такой воин не отчаивался – во-первых, без громоздкого доспеха он получал огромное преимущество в скорости, что тоже очень важно в битве, он мог стать лучником или копейщиком, что предусматривает относительно дальний бой. К тому же, ни один доспех, тем более кольчуга, на спасет от прямого попадания стрелы или удара копья… |
«Руки-ноги береги!» Кольчуга кольчугой, а ведь руки и ноги у нашего воина абсолютно открыты…И противнику ничего не стоит отрубить ему, к примеру, руку, держащую меч или рубануть по ноге, практически обездвижив его таким образом. Для защиты конечностей применялись различные средства. Начнем их описание с тех, что защищают руки. Плечо воина надежно защищено кольчугой, однако нижняя часть руки – только рубахой. Были, конечно кольчуги с длинным рукавом, как у рубахи, однако встречаются они редко. Чтобы защитить ее применялись различные наручи. Производились они из твердой кожи или железа. Наручи делаются таким образом, чтобы они закрывали всю руку ниже локтя, при этом не мешая ее движениям. Еще один вариант наруча – на войлочную основу прикрепляются металлические длинные пластины, идущие вдоль руки. Наруч застегивается с тыльной стороны локтя при помощи шнуровки или специальных ремешков между прочим, железные наручи – первый шаг к западноевропейскому тяжелому доспеху, сделанный ни кем иным, как нашими предками. Для защиты кистей рук применялись латные или кольчужные рукавицы и перчатки. Латные рукавицы сделаны из кожи или плотной материи и отделаны металлическими пластинами. Наряду с латными рукавицами использовались и кольчужные перчатки (трех- и пятипалые) – перчатки, связанные из колец точно также как кольчуга. Однако, все эти рукавицы и перчатки использовались в основном, в позднем средневековье. В X же веке использовали в основном или простые кожаные рукавицы (или перчатки) или же шли в бой с «голыми руками» – все равно левую руку защищал щит, а правую – перекрестие (гарда) меча. А чем же защищали ноги? Верхнюю часть ног прикрывал подол кольчуги или пластинчатого доспеха, однако нижняя их часть была открыта. Существует множество всевозможных конструкций. Начнем с ноговиц – как говорилось в разделе о кольчуге – это кольчужные чулки. Они хорошо защищали ноги до самых пяток, однако были очень тяжелы – бегать в ноговицах очень трудно. Поэтому их применяли в основном конные воины. Также были конструкции сродни кожаным наручам – сработанные из плотной кожи со шнуровкой или ремешками сзади, они надежно защищали ногу ниже колена, при этом кожа – материал довольно легкий, что позволяло такие поножи использовать и пешим воинам. Иногда кожа отделывалась для прочности относительно тонкими металлическими пластинами. Существует также войлочный вариант понож, как и наручей. Самый же простой способ защитить ноги – обмотать их берестой. Береста очень легка и при этом может выдержать хороший удар противника, к тому же, поскольку такой способ – одноразовый, такие поножи не требуют никакого ремонта. Самую же нижнюю часть ног защищал, как правило, сапог из плотной кожи. Сапоги получают распространение еще в глубокой древности, они претерпевают со временем конструктивные изменение. Сапог не всегда был таким как его представляют многие – красный, с длинным острым носком (червленые сапоги – атрибут знатного человека, боярина или князя). Слово «сапог» попало в русский язык от тюркоязычных соседей Славян – кыпчаков, печенегов. Обычно, у рядового воина X века были сапоги цвета кожи и без всяких острых закрученных носков – как правило носок был тупой или острый, но не приподнятый (наиболее простая конструкция). Голенище было высотой чуть ниже колен. Если не было сапог, носили поршни – обувь, похожую на кожаные тапочки или башмаки – довольно высокую обувь со вшитой подошвой (как у ратника в начале раздела «броня кольчатая»). Единственное, что не носил воин в военном походе, так это лапти – они очень быстро снашивается (одной пары хватало примерно на неделю-месяц), к тому же, он не удобен для бега и верховой езды. |
|
|
Шлем. Было доказано, коническая форма (как на воине в начале раздела «Броня кольчатая») тех шлемов пришла с Востока – шлемы такой же формы были изображены на восточных серебряных блюдах VII-VIII вв. А уже только потом, через Русь, о них узнали в Европе. Но, пройдя до Европы, на Руси она популярна не была. Однако отложим разговор о формах шлемов, давайте разберемся с характерными частями шлемов всех типов. На железную основу, собственно, шлем, могли быть прикреплены многочисленные полезные детали. Начнем с бармицы. Бармица – это полотно кольчужной материи, прикрепленной сзади на шлем. Она защищает шею воина от подлого удара сзади. Если бы не было бармицы, воину отрубили бы голову, а с ней он получит только синяк. Бармицу, как правило, делали из довольно крупных колец и толстой проволоки. Иногда, особенно в позднее время, в XIII-XV века, брамицу делали не только сзади, но и спереди – для защиты лица от точных ударов противника. Иногда ее также делали из плотной кожи или войлока (который, в принципе, на Руси почти не использовался и как материал для бармицы был не очень популярен), что значительно облегчало шлем. Крепилась к шлему она особым способом, придуманным именно на Руси – посредством специальной оси, за которую цеплялись колечки. Длиной бармица была такой, чтобы концы ее лежали на плечах. Кожаная или войлочная бармица может быть покороче – даже не доставать до плеч. Иногда ее украшали. Концы лежащие на плечах делали из золотых медный, или других цветных колечек, придавая краям форму зигзага – когда одевали шлем, получалось «солнышко» на плечах и груди воина. Другая интересная деталь это триада наносник – полумаска – личина. Они представляют некоторую деталь, закрывающую часть лица. Наносник – это деталь, прикрывающая нос воина (см. шлем на предыдущей странице). Зачем прикрывать нос? – вопрос спорный, скорее всего, чтобы в него не ударили, к тому же, шлем с наносником смотрится красивее, чем без него. Наносник делался или вместе с передней пластиной шлема или же, в более дорогом варианте, приклепывался отдельно. Иногда наносники делались из дорогого металла, что еще раз подчеркивает его эстетическую функцию. Он мог быть и прямым и наклоненным под углом носа хозяина или изогнут, повторяя форму носа. При использовании наносника обычно делаются специальные выкружки для глаз. Полумаска же к этим выкружкам прибавляет еще и снизу железные перемычки – получаются своеобразные железные очки. Они защищали область вокруг глаз, придавали воину устрашающий вид. К тому же, именно к такой маске можно прикрепить бармицу, закрывающую лицо – останутся открытыми только глаза. Шлемы с личиной – неотъемлемый атрибут христианского комплекса вооружения. Шлем с личиной шлем, с прикрепленной спереди маской, имитирующей лицо человека. Они появились в XII веке. В бою маска надвигалась на лицо – вовсе не для защиты, а для того, чтобы христианский бог не увидел того, кто убивает людей под этой маской, и подумал, что это их убивает человек с лицом маски. Вообще, такое примитивное мышление свойственно для христианства – еще не успели выработаться глубокие традиции (и сейчас их тоже нет) и обычаи, как в язычестве. Личину иногда делали похожей на хозяина, иногда нет. Такие шлемы, естественно, привилегия знатных людей, простому воину такой шлем был дороговат, да и просто не нужен – он не метил в рай и не хотел стать после смерти святым. Еще одна деталь шлема, без которой он немыслим, но которую почти всегда упускают из виду, это – ремешок-застежка под подбородком, призванный зафиксировать шлем на голове – без него он просто свалится с головы. Крепился он просто. С двух краев шлема есть специальные петли, куда его пристегивали. Иногда, особенно у викингов, шлем снабжался нащечниками – кожаными пластинами, усиленными железными накладками – они прикрывали щеки бравого викинга или Русского воина. Все эти конструкции были если неотъемлемой, то хотя бы важной частью всех Русских видов шлемов. Как носили шлем? Если вы думает, что шлемы носили как показано в фильмах, то есть как шапку, вы ошибаетесь. Проведем аналогию с гонкавми «Формула 1» как надевают шлем гонщики? Они его одевают на специальный подшлемник из плотной ткани – также поступали наши предки. Наденьте на голову кастрюлю, ударьте по ней сверху. Больно? В шлеме без подшлемника воин испытывал практически такие же ощущения. Поэтому под шлем доблестный русский воин поддевал мягкий и плотный подшлемник, который бы смягчал удары по шлему и устранял дискомфорт, связанный с ношением железа на голове. Использовали чаще всего меховой подшлемник – «прилбицу». В летописях упоминаются волчьи и барсучьи подшлемники. Еще вспомним, когда одевают свои шлемы все те же гонщики «Формулы 1» – тогда когда сядут в машину и не ходят в них дома и по магазинам… Так же и воины одевали свои шлемы непосредственно перед битвой, а не расхаживали в них на пиру и у себя дома. Иногда под шлемом носили даже простую меховую шапку… |
Теперь разберемся, какие шлемы защищали головы наших великих предков? Обоснованное предпочтение они отдавали сфероконическим (или фаллическим) шлемам. Именно такие шлемы чаще всего изображают художники, иллюстрируя эпоху Древней Руси. Такая конструкция идеальна для отвода ударов – вражеское оружие скользит по шлему, в то время, как шлем любой другой формы раскололся бы от такого удара. Самые ранние сфероконические шлемы датируются X веком. Технология их изготовления не очень сложна – изготавливались такие шлемы из четырех изогнутых специальным образом пластин, которые, скрепляясь заклепками. Сзади у шлема как правило, была брамица. Также на острую пику шлема часто крепился яловец – флажок в качестве украшения и опознавательного знака. Увидят воины мелькающий яловец своего боевого товарища в гуще врагов и пойдут ему на помощь. В то же отверстие мог вставляться султанчик – кисточка цветных волосков или даже перьев. Султанчик придавал русскому ратнику облик азиатского воина. Однако шлем – это не только защита, это еще и украшение. Отважные русские богатыри в начищенных блестящих шлемах и кольчугах внушали их врагам ужас. Не зря в Хазарии Русских воинов называли «железными богатырями». Шлем украшали позолотой. Делали на шлемах всевозможные узоры, сцены сначала из языческих, позднее – из христианских. Этот орнамент служил прежде всего, как оберег от нечистой силы, могущей навредить хозяину шлема в бою, так и как великолепное украшение. В летописях иногда писали, что воевода бился вместе со своими воинами «златым шеломом посвечивая». Естественно, золотой, а точнее – позолоченный шлем могли позволить только очень богатые люди. Такой шлем в бою был своеобразным маяком, как своим: «Держитесь меня! Здесь мы пробьемся к цели!», так и врагам: «Эй вы, вот он я! Я вас не боюсь!». Естественно, такой шлем был славным трофеем для врагов, однако, как и подобает истинному воину, вождь не должен бояться умереть. Как говорил великий князь Святослав, «Да не посрамим Землю Русскую, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут!» Наверно, именно так кричал отважный князь своим воинам, попав в засаду, устроенной подлыми печенегами. К XII-XIII вв. выработался специфический вид шлема, сочетающий все плюсы наносника, выкружки для глаз, бармицы и, что главное, использующий более крутую сфероконическую форму (сравниете справа с шеломом на предыдущей странице). |
|
Облачение боярина к бою ( вторая половина XIII века) В походе русское войско шло, как правило, налегке — тяжелое снаряжение и доспехи везли в обозах. Однако быстрый переход со стремительным вступлением в бой прямо с марша («поход в борзе») предполагал передвижение прямо в тяжелом вооружении. Облачение проводилось в следующем порядке: на плотные набивные штаны или отдельно надеваемые стеганые чулки натягивали кольчужные чулки и крепили их либо к поясу, либо ремнями через плечи. Поверх нижней сорочки надевали яркую, красочно вышитую рубаху с длинным подолом, затем плотный стеганый поддоспешник (на плече у воина в кольчужном капюшоне), который служил для смягчения ударов. На стопы отрок пристегивал шпоры (шпоры со звездчатым колесиком впервые появляются на Руси в первой половине XIII в.). Поверх поддоспешника надевалась кольчуга, на предплечья пристегивали наручи — налокотники. Затем боярина облачали в пластинчатый (чешуйчатый, либо ламеллярный) панцирь с застежками, как правило, по бокам, после чего опоясывали мечом. Поверх панциря на шею часто надевали крест-складень или иконку. На голову надевался мягкий подшлемник либо шапка. Затем воин садился в седло (не без помощи слуг). За спину вешался щит на плечевом ремне. Шлем надевали в последнюю очередь — он мог висеть у пояса или у седла. К седлу привешивали секиру либо булаву, позже — второй, длинный меч, кон-чар или саблю в полторы руки. В правую руку воин брал копье, левой управлял конем. Боевые рукавицы также надевали непосредственно перед боем. Арсенал бойца, кроме того, мог быть дополнен саадаком (лук в налучье и стрелы в колчане), кинжалом, легким боевым топориком или чеканом. Полное снаряжение могло весить более 30 кг. Комплекс вооружения – по материалам А. Н. Кирпичникова («Древнерусское вооружение. Комплекс боевых средств, IX—XIII вв.», вып. III): шлем с чеканкой, изображающей Богородицу, в качестве прототипа взят шлем с полумаской из с. Никольское; доспех — пластины из раскопок в Новгороде; щит — Симоно-Хлудовская Псалтырь; шлем с полями — с. Пешки. Помимо боевого на стене висит охотничье копье с массивным широким наконечником — рогатина, на окне — подсвечник из Лиможа (Франция) (из раскопок боярской усадьбы, г. Вжиш). |
|
Юный князь Александр Ярославич перед битвой на Неве.
Тяжелое вооружение молодого Александра представляет наиболее развитую форму восточноевропейского защитного снаряжения того времени. На голове сфероконический золоченый княжеский шлем с чеканной иконой Архангела Михаила на челе. Кольчужная бармица подвешена к шлему с помощью специальной быстросъемной системы. Поверх кольчуги — чешуйчатый доспех с выпуклой пластиной — умбоном на груди (с печати Великого князя Ярослава Ярославича, середина — вторая половина XIII в.). На руках ранние стальные створчатые наручи (Сахновка, середина XIII в.), кольчужные перчатки («рукавицы перстаты»). Меч князя — общеевропейского романского типа. По преданию («Житие Александра Невского»), ему помогали первые русские святые князья Борис и Глеб, которые явились, стоя в плывущей призрачной ладье. наверх |