Самая большая война Тайпинское восстание в Китае
о Второй мировой войне знают все, в ней по разным данным погибло 50 - 60 миллионов человек. Но лишь немногие знают, что в истории человечества были события с числом жертв, превышающим эту цифру в два раза!
Других примеров такой массовой гибели людей нет. Речь идет о Тайпинском восстании — крупнейшей крестьянской войне в Китае под руководством Хун Сю-цюаня, Ян Сю-Цина и др. против династии Цин.
В Китае с начала первого века нашей эры велись записи о количестве подданных китайских императоров. Поэтому демографическая история Китая стала основой для изучения механизмов естественного прироста и искусственного регулирования численности народонаселения. Если рассматривать динамику народонаселения в масштабе столетий, то более заметна становится циклическая составляющая, то есть повторяющиеся этапы роста населения, которые сменяются периодами стагнации и затем резкими спадами.
Как устроены эти циклы? Первая фаза — это фаза разрухи, когда много пустой заброшенной земли, а народу мало. Начинается восстановление, происходит нормальный демографический рост, может быть даже ускоренный. Распахиваются заброшенные поля, восстанавливается демографический потенциал, страна вступает из фазы разрухи в фазу восстановления. Постепенно эта фаза сменяется фазой стабильности, когда устанавливается условное, конечно, равновесие между демографическим потенциалом и земельным потенциалом. Но население при этом продолжает расти. Период стабильности сменяется фазой кризиса, когда рождаемость нельзя уже остановить, а земли становится все меньше и меньше. Земля дробится. Если в начале цикла на данном участке была одна крестьянская семья, то при вступлении в фазу кризиса на этом участке может быть до четырех-пяти семей.
демографический рост остановить очень трудно. В принципе, китайцы применяли средства по нынешним временам неприемлемые. Были широко распространенны , например, убийства новорожденных девочек. И это были не единичные явления. Скажем, по последнему цинскому циклу есть данные исторической демографической статистики, там выясняется, что уже в предпоследней фазе цикла на десять зарегистрированных мальчиков приходится пять зарегистрированных девочек, а к концу цикла накануне политико-демографического коллапса там на десять мальчиков приходится две-три девочки. То есть, получается, убивали 80% новорожденных девочек. В китайской терминологии был даже специальный термин «голые ветки» — мужчины, которые не имеют шансов завести себе семью. Они представляли собой реальную проблему и реальный материал для последующего взрыва.
Ситуация в целом выглядит следующим образом: первая перепись второго года нашей эры зарегистрировала 59 миллионов налогоплательщиков. Но вторая точка данных, которая у нас есть, это 59 год — 20 миллионов человек. Это показывает, что между 2-м и 59-м годами прошел политико-демографический коллапс, очень хорошо описанный в источниках. Характерная черта фазы, что распахивается все, что может быть распахано. Это значит, что распахиваются, в том числе, и не очень хорошие для земледелия участки вдоль по течению реки Хуанхэ. Это значит, что растет эрозия почв, вырубаются леса, русло Хуанхэ поднимается и поднимается все больше и больше. Вдоль Хуанхэ строятся дамбы, и они становятся все выше и выше. Но при этом, чем ближе к фазе коллапса, тем меньше средств в распоряжении у государства. А для поддержания дамб требуется все больше и больше средств, и река Хуанхэ уже течет над Великой китайской равниной. И тогда происходит прорыв дамбы. Один из самых катастрофических прорывов произошел в 1332 году. В результате его и свирепствовавшей в последующие годы “Черной смерти” (чумы) погибло 7 млн. человек.
В результате к концу ХI века население Китая превышает сто миллионов человек. И в дальнейшем, если 50 миллионов человек для первого тысячелетия нашей эры — это потолок, то во втором тысячелетии — это становится полом, ниже 60 миллионов население уже никогда не опускалось. Накануне тайпинского восстания население Китая перевалило за 400 миллионов. В 1851 году 40% населения Земли жило в Китае. Сейчас значительно меньше.
С 1839 года англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало «опиумным войнам» Суть их в том что Великобритания начала продавать в Китай опиум и нервно реагировала на попытки китайского правительства запретить его импорт. Нервозность эта была связана с тем, что наркоторговля составляла тогда значительную часть бюджета Великобритании.
Феодальная армия Китая не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии, а цинские власти показали полную неспособность организовать оборону страны.
В августе 1842 г. в Нанкине был подписан неравноправный договор. Этот договор открывал для торговли четыре китайских порта. К Англии отошел остров Гонконг. Цинское правительство обязалось также выплатить англичанам огромную контрибуцию, ликвидировать Китайскую торговую корпорацию, монопольно занимавшуюся посреднической торговлей с иностранцами, и установить выгодный для Англии новый таможенный тариф. Важным следствием “опиумных” войн явилось возникновение в стране революционной ситуации, развитие которой привело к потрясшему империю Цинов крестьянскому восстанию, названному впоследствии - тайпинским.
Во время Тайпинского восстания или точнее Великой крестьянской войны на территории Китая полыхало целых четыре войны. Это произошло в 1850 — 1864 годы. Это та самая фаза демографического цикла, когда образуется избыточное население, которому уже нет места, еды, работы в деревнях. Люди уходят в горно-добывающую промышленность, в торговлю, уходят в города, а когда и там уже нет ни еды, ни работы, начинается процесс, который происходит в конце каждого цикла — начинается фаза катастрофы. С каждым годом число недовольных росло. И как это традиционно было в истории, недовольные объединялись в тайные общества и секты, становившиеся инициаторами восстаний и бунтов.
Одним из них было “Общество поклонения небесному владыке”, основанное на юге Китая Хун Сю-цюанем. Происходил он из крестьянской семьи, при этом готовился к чиновничьей карьере, но несмотря на неоднократные попытки не смог сдать экзамен. Зато в городе Гуанчжоу (Кантоне), куда он ездил сдавать экзамены, Хун познакомился с христианскими миссионерами и отчасти проникся их идеями. В его религиозном учении, которое он стал проповедовать с 1837 года, присутствовали элементы христианской религии. Сам Хун Сю-цюань рассказывал что однажды ему приснился сон: он находится на небе, и Господь показывает ему другого приятно выглядящего мужчину и говорит: «Это мой сын и твой брат. .» И общий смысл такой, что «мир находится во власти сил мрака, и тебе поручается миссия освободить мир от этих сил». В основе основанного им учения лежали идеалы равенства и борьбы всех угнетенных против эксплуататоров за пост- роение небесного царства на земле. Число приверженцев учения постоянно росло и к концу сороковых годов ХIХ в. “Общество поклонения небесному владыке” насчитывало уже тысячи последователей. Эта религиознополитическая секта отличалась внутренней сплоченностью, железной дисциплиной, полным повиновением младших и низших высшим и старшим. В 1850 году сектанты по призыву своего лидера сожгли свои дома и начали вооруженную борьбу против маньчжурской династии, сделав своей базой труднодоступные горные районы.
Местные власти ничего не могли с ними поделать, не по могла и посылка войск из других провинций. 11 января 1851 года в день рождения Хуан Сю-цюаня было торжественно провозглашено создание «Небесного государства великого благоденствия», «Тайпин тянь-го»). С этого времени всех участников движения стали называть тайпинами.
Весной 1852 года тайпины начали победоносное наступление на север. В войсках была установлена строгая дисциплина, были разработаны и введены воинские уставы. Тайпины по мере продвижения высылали вперед своих агитаторов, которые разъясняли их цели, призывали к свержению чужеродной маньчжурской династии, истреблению богачей и чиновников. В занятых тайпинами районах старая власть ликвидировалась, уничтожались правительственные канцелярии, налоговые реестры и долговые записи. Имущество богачей и продовольствие, захваченное на правительственных складах, шло в общий котел. Предметы роскоши, драгоценная мебель уничтожались, жемчуг толкли в ступах, чтобы уничтожить все, что отличает бедных от богатых.
Широкая поддержка народом тайпинской армии способствовала ее успехам. В декабре 1852 года тайпины выходят к реке Янцзы и захватывают мощную крепость Ухань. После взятия Уханя тайпинская армия, достигшая 500 тысяч человек, направилась вниз вдоль Янцзы. Весной 1853 года тайпины заняли древнюю столицу Южного Китая Нанкин, который стал центром Тайпинского государства. При взятии Нанкина погиб 1 миллион человек. Власть тайпинов к тому времени распространялась на значительные территории Южного и Центрального Китая, а их армия насчитывала до миллиона человек.
В тайпинском государстве был проведен ряд мероприятий, направленный на претворение в жизнь основных идей Хуан Сю-цюаня. Собственность на землю была отменена и вся земля должна была делиться по едокам. Основой хозяйственной, политической и военной организации провозглашалась крестьянская община. Каждая семья выделяла одного бойца, командиру воинской единицы принадлежала одновременно и гражданская власть на соответствующей территории. По закону тайпины не могли иметь никакого имущества и частной собственности. После каждого урожая община, состоящая из пяти пятков семейств, должна была оставлять себе лишь необходимое для прокормления до следующего урожая количество продуктов, а все остальное сдавалось на государственные склады. Та- кой принцип уравнительности тайпины стремились проводить и в городах. Ремесленники должны были сдавать всю продукцию своего труда на склады и получали от государства необходимое продовольствие. В области семейно-брачных отношений сторонники Хун-Сюцюаня тоже действовали по-революционному: женщинам были предоставлены равные права с мужчинами, создавались специальные женские школы, велась борьба с проституцией. Был запрещен и такой традиционный китайский обычай, как бинтование девочкам ног. В тайпинской армии даже существовало несколько десятков женских отрядов.
Однако руководство тайпинов в своей деятельности допустило несколько ошибок. Во-первых, оно не шло на союз с другими обществами, так как считало свое учение единственно верным. Во-вторых, тайпины, чья идеология включала элементы христианства, наивно до поры до времени верили, что христиане-европейцы станут их союзниками, а потом их постигло жестокое разочарование. В- третьих, после захвата Нанкина, они не сразу направили свои войска на север для захвата столицы и установления своего господства по всей стране, чем дали правительству возможность собраться с силами и приступить к подавлению восстания.
Лишь в мае 1855 года несколько корпусов тайпинов начали поход на север. Измученная походом, не привыкшая к тяжелому климату севера, потерявшая много бойцов в пути, тайпинская армия оказалась в сложном положении. Она оказалась оторвана от своих баз и снабжения. Не удалось обеспечить и поддержку со стороны крестьян севера. Столь успешная на юге, агитация тайпинов здесь не достигала цели. Со всех сторон тайпинов теснили наступавшие правительственные войска. Попав в окружение, тайпинские корпуса мужественно, до последнего человека сопротивлялись в течение двух лет.
К 1856 году тайпинскому движению не удалось свергнуть маньчжурскую династию и победить на территории всей страны. Но и правительство не было в состоянии разгромить тайпинское государство. Подавлению тайпинского восстания способствовали внутренние процессы в среде самих тайпинов. Их руководители поселялись в роскошных дворцах и заводили себе гаремы с сотнями наложниц. Не мог избежать соблазна и Хун Сю-цюань. В тайпинской верхушке начались раздоры, в итоге единое военное командование фактически перестало существовать.
Воспользовавшись ослаблением повстанческого лагеря в 1856—58 гг. войска цинской династии отбили у тайпинов многие важные опорные пункты и значительную территорию. Положение на фронтах несколько стабилизировалось с осени 1858-го, после того как тайпинские войска одержали две крупные победы над врагом. Но в 1860-м тайпины нанесли ряд сокрушительных поражений противнику и захватили южную часть провинции Цзянсу. К концу 1861 - го они заняли также большую часть провинции Чжэцзян, но потеряли важную крепость Аньцин. с февраля 1862-го года в военных действиях против тайпинов стали активно участвовать Великобритания и Франция, которые в связи с получением новых привилегий от цинского правительства оказались заинтересованными в сохранении власти маньчжуров и в скорейшем подавлении Тайпинского восстания.
К середине 1863 года повстанцы лишились всей ранее завоеванной ими территории на северном берегу р. Янцзы, большей части территории Чжэцзяна и важных позиций в южном Цзянсу. Их столица Нанкин была плотно блокирована врагом, и все попытки тайпинов деблокировать ее потерпели неудачу. В ожесточенных боях тайпины потеряли по- чти все свои опорные пункты, а их основные военные силы были разгромлены цинскими войсками. С захватом в июле 1864-го Нанкина перестало существовать и тайпинское государство. Вождь и основатель движения тайпинов Хун Сю-цюань покончил жизнь самоубийством.
И хотя остатки тайпинской армии некоторое время продолжали борьбу, дни их существования были сочтены.
Но сама война была не единственной причиной человеческих жертв. Главными причинами были голод, разруха и стихийные бедствия, с которыми государство, ослабленное бесконечными войнами, не могло справиться. История с наводнением 1332 года повторилась в I887году. Дамбы, поднимающиеся над Хуанхэ, не выдержали, смыло почти всю Великую китайскую равнину. Было затоплено 11 городов и 300 деревень. По разным данным, наводнение унесло жизни от 900 тыс. человек, до 6 млн.
А еще десятки миллионов крестьянских хозяйств урожай не собрали, есть им было нечего, толпы беженцев бежали в города. Начинаются эпидемии. Идет то, что называется политико-демографической катастрофой. И в результате всех этих страшных событий — наводнений, войн, голода и эпидемий — погибло 118 миллионов человек.
И хотя многие историки мо гут не согласиться со столь страшными цифрами, и назовут их максимально возможными, никто, я думаю, не будет спорить что количество жертв в результате описанных выше событий было сопоставимо с жертвами, понесенными во Второй мировой войне.