Сразу отметим, что находки боевых топоров в памятниках скифского времени, в отличие от коротких мечей-акинаков и копий, не говоря уже о наконечниках стрел, весьма немногочисленны. Это может быть связано с тем, что топоры были, прежде всего, оружием знатных скифов. Об этом свидетельствуют некоторые факты.
Во-первых, согласно одной из скифских этногенетических легенд, которые посвящены золотым дарам, упавшим с неба при сыновьях прародителя скифов – Таргитая, была и топор. Овладеть дарами повезло младшему брату – Колоксайу, который и стал родоначальником скифских царей [Геродот, IV, 5].
Во-вторых, боевые топоры в некоторых случаях изображены подвешенными к поясу на скифских антропоморфных статуях, которые по убедительному мнению М.И. Артамонова [1, c. 79], представляют собой воплощенный в камне образ героя-родоначальника. Например, именно топор изображен на известной каменной статуи с Нововасильевки (рис. 1). Не случайно, как свидетельствует Геродот [IV, 70], при заключении клятвенного соглашения скифы, которые договаривались, погружали в чашу, где были смешанная их кровь и вино, оружие, среди которой была и топор. Таким образом, топор будто освящал соглашение.
В разные годы на территории Бахчисарайского района мною были найдены представляющие археологический интерес два практически целых железных предмета, заслуживающих специального рассмотрения и введения их в научный оборот. Это довольно редкая для Крыма кованая раннесредневековая фибула, поддающаяся типологическому определению благодаря хорошей сохранности, и, пожалуй, впервые встреченное на полуострове достаточно нестандартное изделие – так называемая фибула-кресало.
Артефакты обнаружены случайно, вне археологического контекста, и, судя по всему, оба эти предмета были просто утеряны их владельцами.
Одной из самых интересных археологических находок, обнаруженных на территории, где в VII-X вв. располагался Хазарский каганат, являются крайне любопытные серпы. Среди характерных особенностей, отличающих их от других образцов, в первую очередь следует отметить необычную конструкцию. Эти серпы – складные. Клинки, закреплённые с помощью металлических штырей, складываются и убираются в рукоятку, как у ножа или опасной бритвы. Ещё один специфический признак, отличающий эти образцы от их нескладных собратьев, это компактность. Длина клинков складных серпов колеблется от 10 до 19 см, притом, что клинки обычных серпов часто достигают 30 и более см в длину.
Слово «тамга», тюркско-монгольское по происхождению, в языках этой группы имело несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать». В ходе татаро-монгольской экспансии XIII-XV вв. данный термин получил распространение в завоеванных странах Средней Азии, Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Кавказа и Закавказья, где, помимо прежних, приобрел новые значения — «документ с ханской печатью», «(денежный) налог». Очевидная популярность данного термина в тюрко-монгольской среде, откуда он и был заимствование в другие языки (в том числе и в русский), все же не может считаться доказательством именно тюрко-монгольского происхождения тамг как принципиально новой знаковой системы, отличной, например, от письменности. Между тем тамги вследствие специфики своего основного использования (как знаки родовой или племенной принадлежности), несомненно, относятся к разряду важнейших исторических источников. Научное изучение тамг и тамгообразных знаков ведется уже более двух веков, и хотя достигнутые успехи несомненны, данная тема и многие связанные с ней проблемы все еще далеки от разрешения.
Оригинал данного доспеха принадлежал польскому королю Стефану Баторию, правившему в 1576-1586 годах. Доспехи представляют собой кирасу полурак (то есть половина состоит из широких сегментов) с набедренниками, и шлем типа "Ерихонская шапка" с наушами, козырьком со стрелкой, закрепленным подвижно односегментным затыльником.
Все детали кованы в ручную, применялась травление, шлифовка, воронение. Детали доспеха украшены гравированными медными полосами с позолотой. Подшлемник и подкирасник на бархате, как и в оригинале.
Данный набор доспехов характеризуется высочайшим качеством изготовления. К работе над ним наша группа мастеров подходила как над произведением ювелирного искусства. Все детали начиная от 35 тысяч склепанных колец кольчуги до лопастей наручей изготовлены очень тщательно. Применены техники: травления, золочения, инкрустации металла. Для украшения были использованы полудрагоценные камни коралл и гранат.
Польск. Sabre husarska. Реплика изготовлена на основе артефакта из Музея Войска Польского. Покрытая кожей деревянный черенок рукояти, оплетка проволокой латунь-сталь. Головка рукояти, перекрестье, защитная дужка гарды позолочены. Клинок — закаленная сталь, с травлением, позолотой и полировкой.
- Длина клинка 820 мм
- Кривизна клинка 55 мм
- Общая длина сабли 940 мм
- Ширина у пятки клинка 34 мм,
- Толщинаг 7 мм
- Широкий дол с обеих сторон клинка
- Вес: около 0,85 кг
Деревянные ножны: кожа, латунь; ножны с подвесом.