Фотогалереи :

Монастырская жизнь в перид становления России

  автор: SHARIK  |  11-сентября-2017  | 128 просмотров  |  Пока нет комментариев
загрузка...

Едва ли не самым ярким воплощением христианских идеалов на Руси стала монашеская жизнь во всем ее многообразии – от больших многолюдных обителей, которые строились в городах или сами вызывали появление вокруг себя новых городов, до уединенных лесных скитов, предназначенных для созерцания и непрерывной безмолвной молитвы. Решающее значение здесь имела не внешняя красота монастырских храмов и их драгоценного убранства – они нередко бывали весьма скромными, – а именно внутреннее устроение обители как идеальный образ христианского общежития, и главное – сами насельники, подвиг которых имел своей целью достижение ангельского образа и ангельского жития.

Именно эту суть монашеского служения попытались передать средневековые художники в образах преподобных отцов, основателей прославленных русских обителей – Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Дмитрия Прилуцкого, Зосимы и Савватия Соловецких. На выставке представлены и их иллюстрированные жития, а также иконы, иллюстрирующие монашеские поучения и чудеса прославленных подвижников.

Икона: Богоматерь с Младенцем на престоле и предстоящим преподобным Сергием Радонежским, 15 век
Богоматерь с Младенцем на престоле и предстоящим преподобным Сергием Радонежским
Первая треть XV века (?)
Москва
Дерево; темпера
160 х 111
Поступила в 1941 году из Музея Александровой слободы
Происходит из Троицкого собора Махрищского монастыря близ Александровой слободы (Московская область). Согласно монастырской Описи 1671 года, находилась в местном ряду иконостаса собора
Реставрирована в 1949–1951 годах в ГИМ Г.А. Фроловым
ГИМ инв. 85978 И-VIII 3393
Пелена. Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому, 15 век
Пелена. Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому
Последняя четверть XV века
Москва.
Мастерская великой княгини Марии Ярославны. Знаменщик круга Дионисия
Камка – Италия, XV век; шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье
51 х 49
Поступила в 1921 году из ГМФ
Происхождение не установлено
Реставрирована в 1969 году в ММК Н.П. Ярмолович
ММК инв. ТК-2552
Лествица преподобного Иоанна Лествичника. Слова и главизны Симеона Нового Богослова
Лествица преподобного Иоанна Лествичника. Слова и главизны Симеона Нового Богослова
Первая четверть XV века (1410-е ?)
Москва (?)
342 л. Бумага, чернила, киноварь, краски, золото; переплет – дерево, кожа; золотое тиснение
204 x 133
Поступила в 1962 году
Находилась в собрании В.А. Десницкого
РГБ инв. ф. 439, к. 21, д. 1
Житие преподобного Сергия Радонежского
Житие преподобного Сергия Радонежского
Конец XVII века
445 л. Бумага; чернила, темпера, золото
31 х 21
Поступило в 1728 году
Принадлежало царевне Наталье Алексеевне
БРАН инв. П I A 38
Икона. Преподобный Сергий Радонежский с житием
Преподобный Сергий Радонежский с житием
Середина XVI века, с поновлениями XIX века
Москва
Дерево; темпера
157,8 х 114,8
Поступила в 1934 году из ЦГРМ
Находилась в старообрядческой молельне Поморского согласия в Токмаковом переулке на Покровке, в Москве
Реставрирована в 1971 году в ГТГ В.О. Кириковым
ГТГ инв. 20879
Покров. Преподобный Сергий Радонежский, с житием
Покров. Преподобный Сергий Радонежский, с житием
1671 год
Сольвычегодск
Мастерская Анны Ивановны Строгановой
Атлас, холст, шелковые, серебряные и золотные нити, золото, рубины, изумруды, шпинели, корунд, гранат, жемчуг, фольга; шитье, низание жемчугом, финифть
183 х 67
Поступил в 1920 году из ризницы Троице-Сергиевой лавры
Вложен в Троице-Сергиев монастырь 11 июля 1671 вдовой Дмитрия Андреевича Строганова Анной Ивановной и их детьми Григорием и Пелагеей
Реставрирован в 1958 году в ГЦХРМ М.П. Рябовой и Т.А. Даниловой; в 2009 году в СПМЗ Н.А. Шелонниковой
СПМЗ инв. 400-ихо
Троице-Сергиев монастырь. Макеты: Троицкий собор, Духовская церковь
Троице-Сергиев монастырь. Троицкий собор. Макет
В.И. Балдин, Ю.Н. Вериго
1980 год
Гипс, акварель, металл
70 х 67 х 59
Поступил в 1980 году от авторов
СПМЗ инв. 505 н-всп ихо
Сергиев Посад
 
Троице-Сергиев монастырь. Троицкий собор. Макет
О.П. Барановская
1951 год
Гипс, металл
62 х 37 х 29,5 Масштаб 1: 50
Поступил в 1954 году от автора
СПМЗ инв. 401 н-всп арх
Икона. Троице-Сергиев монастырь
Троице-Сергиев монастырь
XIX век
Россия
Дерево; темпера, лак
44,5 х 36,5
Поступила в 1920 году из Троице-Сергиевой лавры
Реставрирована в 1999 году в СПМЗ О.Б. Куцель
СПМЗ инв. 4408-ихо
Икона. Преподобный Димитрий Прилуцкий, с житием
Преподобный Димитрий Прилуцкий, с житием
Дионисий
Конец XV – начало XVI века (около 1503 ?)
Москва
Дерево (липа); темпера
139,5 х 111 х 3,1
Поступила в 1924 году
Происходит из Спасского собора Спасо-Прилуцкого монастыря
ВГИАХМЗ инв. 1593
Икона. Преподобный Кирилл Белозерский, с житием
Преподобный Кирилл Белозерский, с житием
Дионисий и мастерская
Начало XVI века
Москва
Дерево; темпера
150,5 х 116,7
Поступила в 1933 году после экспонирования на выставке памятников древнерусской живописи в Германии, Австрии, Англии и США
Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
Раскрыта в 1928–1929 годах в ЦГРМ Е.А. Домбровской
ГРМ инв. ДРЖ-2741
Пелена. Явление преподобному Кириллу Богородицы в Симоновом монастыре
Пелена. Явление преподобному Кириллу Богородицы в Симоновом монастыре
1620–1635 годы
Москва
Мастерская Вознесенского монастыря в Московском Кремле
Шелк, золотные и серебряные нити; лицевое и орнаментальное шитье
96,5 х 89
Поступила в 1924 году
Вложена в Кирилло-Белозерский монастырь членами боярской семьи Сулешовых
Реставрирована в 1972–1984 годах в ГЦХНРМ (ВХНРЦ) им. И.Э. Грабаря О.Г. Волынцевой-Шуриной и Е.В. Семечкиной
КБИАХМЗ инв. КП-629, ЦТ-42
Икона «Богоматерь Боголюбская с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, с житием Савватия и Зосимы». Москва (?). 1545
Богоматерь Боголюбская с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, с житием Савватия и Зосимы
Новгородский мастер
1545 год
Соловецкий монастырь
Дерево; темпера
160 х 120
Происходит из Соловецкого монастыря
ММК инв. Ж-799/1
Житие преподобного Зосимы и Савватия соловецких, 16 век
Житие преподобного Зосимы и Савватия соловецких
XVI век
Москва (?)
Бумага; чернила, акварель, киноварь; переплет – дерево, кожа, металл
418 л. 19,6 х 14,5
Находилось в собрании Е. Е. Егорова
РГБ инв. Ф. 98. № 352
Житие преподобного Зосимы и Савватия соловецких, 17 век
Житие преподобного Зосимы и Савватия соловецких
Вторая половина XVII века
Бумага; чернила, акварель, киноварь; переплет – дерево, кожа, металл
418 л. 31 х 19 х 7,5
Поступило в 1905 году в составе коллекции П.И. Щукина
ГИМ инв. 23905, ОР Щук. 539
Житие преподобного Зосимы и Савватия соловецких
Житие преподобного Зосимы и Савватия соловецких
Конец XVI – начало XVII века
Бумага; чернила, темпера, акварель, золото; переплет – дерево, кожа
234 л. 31 х 20,5 х 5
Поступило в 1909 году в составе собрания И.А. Вахрамеева
ГИМ инв. 4589, ОР Вахр. 71
Житие преподобного Зосимы и Савватия соловецких, 1623 год
Житие преподобного Зосимы и Савватия соловецких
Писец Гавриил Иванок Басов
1623 год
Москва, Троице-Сергиев монастырь
Бумага; чернила, киноварь, темпера, золото
276 л. 32,5 х 20,7 х 7,8
Поступило в 1928 году
Происходит из Соловецкой библиотеки, вместе с которой было вывезено в 1854 году в Антониево-Сийский монастырь, в 1855 – в Казанскую Духовную академию
РНБ инв. Солов. 175/175
Видение преподобного Евлогия. 1565–1596 гг.
Видение преподобного Евлогия
Между 1565 и 1596 годами. Оклад – XVI век
Сольвычегодск
Дерево; темпера; оклад – металл; тиснение, серебрение
142 х 107
Поступила в 1934 году
Происходит из Введенского монастыря в Сольвычегодске
Реставрирована в 1959 году в ГТГ И.А. Барановым; повторно – в 1993–1998 годах там же Д.Н. Суховерковым; в 1959 году на поля иконы поставлен басменный оклад, исторически с ней не связанный (реставратор В.Б. Юшкевич)
ГТГ инв. 21494
Видение преподобного Иоанна Лествичника
Видение преподобного Иоанна Лествичника
Конец XVI – начало XVII века
Москва
Дерево; темпера
181 х 142 х 4
Поступила в 1930-е годы
Находилась в музее «Новодевичий монастырь». На основании записи во Вкладной книге Новодевичьего монастыря 1674–1675 годов икона считается вкладом на помин души боярина Евтропия Морозова
ГИМ инв. 103803 И I 3039
Чудо Преподобного Александра Свирского
Чудо Преподобного Александра Свирского
ХVI век
Дерево; темпера
108 х 88
Поступила в 1934 году из ЦГРМ
Происходит из церкви Вознесения города Белозерска
Реставрирована в 1954 году в ГЦХРМ И.А. Барановым, в 1993 году в ГТГ Д.Н. Суховерковым
ГТГ инв. 22048
Преподобный Варлаам Хутынский с житием
Преподобный Варлаам Хутынский, с житием
Вторая половина XVI века
Ярославль
Дерево; темпера
143,5 х 120,5
Поступила в 1970 году
Происходит из церкви Ильи Пророка (?) в Ярославле
Реставрирована в 1995 году в объединении «Росреставрация» Г.С. Батхелем
ЯХМ инв. И-215
Видение хутынского пономаря Тарасия
Видение хутынского пономаря Тарасия
Конец XVII – начало XVIII века
Новгород
Дерево; темпера
93 х 77
Поступила в 1935 году из Антирелигиозного музея искусств
Происхождение неизвестно
Реставрирована в 1981 году в ГТГ Н.Г. Дивовой
ГТГ инв. 14966
Клейма с гробницы преподобного Пафнутия Боровского
Клейма с гробницы преподобного Пафнутия Боровского
1673 год
Москва
Серебро; золочение, канфарение, чеканка, ковка
Диаметр – 48,2–49
Поступили в 1929 году
Происходят с раки с дробницами, созданной для гробницы преподобного Пафнутия Боровского в церкви Рождества Богородицы Пафнутиево-Боровского монастыря
ГИМ инв. 67516 ОК 6088, 67516 ОК 6087
Колокол. 12 век
Колокол
XII век
Западная Европа
Бронза
44 х 38
Поступил до 1941 года
В XIX веке находился в Антониевом монастыре
НГОМЗ инв. КП 7548, МБ 3526
Проектная модель Воскресенского новодевичьего (Смольного) монастыря в Санкт-Петербурге
Проектная модель Воскресенского новодевичьего (Смольного) монастыря в Санкт-Петербурге
Группа мастеров под руководством Я. Лоренца (М. Гаврилов, Т. Колоткин, Н. Тихонов, Н. Пекишев, Д. Голубев) по проекту Ф.Б. Растрелли
1750–1756 годы
Дерево, свинец; масло, позолота
526 х 505 х 272
Модель разборная, состоит из 95 деталей. Масштаб 1:62
Поступила в 1934 году
Находилась в Академии художеств, позже – в ГРМ
Реставрирована в 1996, 2004, 2009 годах в НИМРАХ
НИМРАХ инв. АМ-2 КП 253/2

 

Цитата: Пахомий Логофет.Житие преподобного Кирилла Белозерского
…Вместо телесного покоя предпочли они великие труды и страдания, вместо сна — всенощное стояние, вместо веселья — доставляющий радость плач и вместо людских разговоров — всегдашнюю беседу с Богом. И к Нему, словно по неким ступеням, день от дня приближаясь, всегда говорили они: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое! Ибо не обратили они сердец своих к словам лукавства, и елей грешников не помазал их головы, но подражали они тем древним Богу угодившим мужам, ходившим в овчинах и козьих шкурах, ежедневно испытывая лишения, скорбя, тяжко страдая, скитаясь в пустынях, горах и ущельях, в пропастях земных служа Господу и в своих членах Господа прославляя. За это и Бог их прославил, согласно написанному: Прославляющих Меня прославлю.

Ссылки:
загрузка...
  Голосов: 0
 

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незаригистрированный пользователь. Возможность комментирования новостей и общение на форуме ограничено. Если всего-лишь нашли ошибку и хотите указать о ней — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта и форума, рекомендуем .


Добавление комментария
Ваше Имя:      Ваш E-Mail (по желанию):  
Комментарии невторизованных пользователей публикуются после предварительной модерации.
  • smilecryMG_108knightbarbarianassassinbidlo
    clowncastlechirrsteto-vsebowmandeathels
    emperorkingqueenheawy-armoredvampirepunisherrapiers
    romagladiusshieldshield-swordshield-swordsswordswordman
    swordsdrinknukerbatuirreadywizardgirl_werewolf