Шлем предназначался для защиты головы воина и прикрывал, как минимум, ее лобнозатылочную часть и, как максимум, всю голову. Для последней цели чаще всего служила бармица – лист металла или кожи, оборачиваемый вокруг шлема и прикрепляемый к нему через отверстия в тулье или обруче. При минимальной защите бармица оставляла открытыми лицо и горло, а при максимальной – только глаза.
Выявленные за последние годы на территории Горной Шории поселенческие объекты (мастерские, долговременные и сезонные поселения) позволяют несколько заполнить отмечаемую в археологии информационную лакуну. Но погребальные памятники здесь все еще в основном представлены случайными находками.
Многие из эти находок очень давно попали в местные музеи, но по объективным причинам не были оперативно введены в научный оборот. К сожалению, к настоящему времени уже утрачена целостность этих и без того фрагментарных комплексов, а также большая часть сопутствующей им информации.
Колекція зброї Львівського історичного музею е одна з найбільших у нашій країні. Вона нараховує близько п'яти тисяч одиниць збереження починаючи від XI століття і до кінця 70-х років XX ст.
Збирати зброю різних країн у приватних колекціях у Львові почали ще з XVII ст. Найцікавіші зразки старовинної холодної і вогнепальної зброї, захисного озброєння і військового спорядження експонуються сьогодні в окремому відділі історичного музею, відкритому 18 травня 1981 року в приміщенні колишнього Міського арсеналу, який був основним складом зброї Львова. арсенал був збудований у 1555 році, але майже повністю знищений пожежею 1571 р.. Будівля, яка збереглася до нинішніх днів, споруджена вже в 1574-1575 рр. крім Міського у Львові були ще Королівський і приватні арсенали.
Цель нашей статьи классификация и типология вещественных находок тюркских панцирей. Сохранность и состав данного вида доспеха различны: чаще всего в археологических памятниках находят панцирные пластины или их фрагменты и гораздо реже отдельные части панцирей. Судить о таком важном признаке панциря как его покрой по материальным остаткам крайне сложно. Здесь желательно привлечение иконографических источников и такая работа по тюркскому доспеху уже проводилась (Новгородова Э.А., Горелик М.В., 1980; Горбунов В.В., 1998). Между тем панцирным пластинам, как элементам, из которых набирается конструкция панциря, присущи самостоятельные закономерности изменения во времени и пространстве, не зависимые от покроя панциря. Здесь особенно информативны такие признаки как система расположения отверстий в пластинах, параметры и форма пластин. Поэтому исследование панцирных пластин не менее перспективно, чем изучение самих панцирей.
В 1996 году нами была получена информация от старшего преподавателя кафедры истории России Горно-Алтайского государственного университета А.Эбеля о том, что в школьном музее с.Ортолык Кош-Агачского района экспонируется небольшая коллекция предметов вооружения и орудий труда, найденных в окрестностях этого села. В 2002 году до нас дошли сведения, что музея в Ортолыкской школе уже нет и, зная, как часто в таких случаях экспонаты теряются безвозвратно, стали интересоваться судьбой коллекции. В результате нам удалось ознакомиться с частью предметов, благодаря директору школы Л.Каруловой и бывшему заведующему музеем Г.Джумановой, которым мы выражаем признательность за оказанную помощь.
Работа выполнена при поддержке РФФИ (гранты №00-06-80393 и №02-06-80342). Автор выражает благодарность А.П. Уманскому, подавшему идею реставрации панциря и разрешившему переопубликовать ее результаты, а также Б.Х. Кадикову и Д.В. Папину за помощь в получении материала для работы.
В 1963 г. А.П. Уманский при раскопках грунтового могильника в урочище Татарские могилки обнаружил один из самых редких предметов вооружения - целый панцирь. Могила №4 этого памятника содержала парное захоронение мужчин-воинов, с каждым из которых лежало по листу железных панцирных пластин, собранных в «гармошку» (Уманский А.П., 1974, с. 141-143, рис. 4.-2). Эта уникальная находка хранится в фондах Бийского краеведческого музея им. Бианки, коллекция №4160.
В работе рассмотрены все известные на данный момент наконечники копий и втоки из раскопок памятников Верхнего Посурья и Примокшанья XI-XIII веков, которые были подробно описаны и разделены на 6 типов в соответствии с типологией булгарских копий, составленной И. Л. Измайловым. На основании анализа материала показано изменение типов и форм копий в исследуемом регионе в XI-XIII веках, а также по сравнению с предыдущими столетиями. Сделан вывод о резком увеличении количества прогрессивных типов и форм наконечников копий в XI-XIII веках в Верхнем Посурье и Примокшанье, что связано с включением региона в состав Волжской Булгарии в этот период.