Ввод в проблему Изобразительные источники на шлифованный и полированый доспех Как шлифовали и полировали доспехи в средние века |
Проблема полированых доспехов средневековья
В средние века не было электрических пил-болгарок с войлочными или резиновыми кругами и не было пасты ГОИ, но желание сверкать белым железом было наверняка.
Споры о том, каким был внешний вид средневековых латных доспехов не утихают, насколько правы легенды о рыцарях в сверкающих латах не известно. Но редко рассуждения уходят от теоретических дискуссий. Всем известно что ржавчина плохо пристает к отполированной поверхности, и полировка не исключает последующее воронение. Честно говоря, детальных изобразительных источников пятнадцатого и шестнадцатого века вполне достаточно, чтобы сделать весьма однозначный вывод о гладко отшлифованных латах и отполированных как зеркало.
Джерри Емблион (анг. Gerry Embleton) в книге Средневековый военный костюм в цветных фотографиях (Medieval Military Costume Recreated in Colour Photographs) пишет:
Легкий дождик, сырой воздух, даже влажное дыхание – все это приводило к появлению на железных доспехах налета ржавчины, проржавевший доспех уже не защищал своего владельца. В то же время доспехи стоили огромных денег, а их внешний вид следовало поддерживать хотя бы из соображений престижа. Поэтому поверхность доспехов тщательно полировали пемзой и натирали оливковым маслом. За десятилетия поверхность доспехов полировалась буквально до зеркального состояния. Эта разница особенно заметна, если сравнивать полированные участки доспеха с участками, скрытыми под другими деталями и не подвергавшимися столь тщательной обработке. Для защиты от коррозии доспехи иногда лудили. В инвентарном списке Луврского арсенала в 1361 г. зафиксирован покрытый оловом бацинет. Применялись также различные виды воронения, чернения и окраски.
Чистить кольчугу было труднее. Если ее недостаточно смазать маслом, она будет ржаветь, а если масла будет слишком много, на нее начнет липнуть пыль. Поэтому кольчуги хранили, погрузив в уксус или засыпав сухим песком. ссылка
Очень интересным случаем является церковь Мадонна делла Грацие, в Мантуе (Madonna della Grazie, Mantua), Италия, где в 1930 году обнаружили, что погребальная статуя одного рыцаря похороненного там-же в 16-ом веке, облачена в настоящий доспех 15-го века, и затем покрыта штукатуркой и краской. Это покрытие почти полностью покрывало доспехи и защитило их от ржавчины, а все думали что это такая статуя.
Естественно то, что доспех можно покрасить, воронить, позолотить и не прибегая к полировке. Шлифовка и полировка в той или иной степени применялась и для доспехов относительно небогатых рыцарей и преуспевающих пехотинцев, а не только для доспехов графов и князей.
Изобразительные источники на шлифованный и полированый доспех
А1. Крестоносцы. Рыцари в матово отшлифованных сияющих латах (фрагмент алтаря кафедральной церкви Святого Бавона в Генте, расписанного Яном Ван Эйком, 1427-32г.) | А2. Рыцарь в матово отполированных, а затем вороненых доспехах. Фрагмент алтаря церкви Святого Леонарда в Базеле расписанного Конрадом Вицем (Conrad Witz), 1435 год. |
А3. Архангел Михаил. Центральная деталь триптиха, работы худ. Ханса Мемлинга (Hans Memling. The Last Judgment) ок 1470 г. | А4. Рыцарь (Святой Георгий) облачен в зеркально отполированные латы, мы видим в них отражения рядом стоящих людей. худ Ханс Мемлинг. ca. 1480 - 'St. George and donor’ (Hans Memling), Alte Pinakothek, München, Bayern, Germany |
A5. Наглядная демонстрация пользы полировки лат. Иллюстрация книги об осадных машинах Конрада Кисера. 15 век. Konrad Kyeser: "Bellifortis" | А6. Лицо этого несчастного пехотинца отразилось в наплечнике его более успешного соседа. |
А7. Шлем этого рыцаря зеркально отполирован, но доспех почти матовый. Фрагмент картины "Мадонна с младенцем и святыми" (алтаря Монтефельтро). Автор Пьеро делла Франческа, 1472 год. Анг. 1472 Montefeltro Altarpiece by Piero della Francesca. | А8. Портрет Федерико да Монтефелтро и его сына Гуидобальдо. Зеркально отполированый шлем-Арме. 1475г, худ. Педро Беррунете . Анг. Portrait of Federico da Montefeltro and His Son Guidobaldo, ca. 1475. Pedro Berruguete. |
А9. Суд Камбиза, худ. Жерар Давид. 1498 год. Левая деталь картины. Интересно отражение города в шлеме. Judgement of Cambyses by Gerard David, Картина полностью |
|
А10. Сравнение ангелов с рыцарями в сияющих латах - это давняя традиция. Пьетро Перуджино. Левая деталь полиптиха Чертоза в Павии. 1498. (1499 Pietro Peruginno - Polyptych of Certosa di Pavia) | А11. Шлем [Жабья Голова], вид с боку, с верху, с зади. худ. Альбрехт Дюрер. 1503 Albrecht Dürer - Side, Front, and Back View of a Helmet |
А12. На левой и правой стороне триптиха изображены рыцари в неплохо отполированных доспехах. Нагрудник черного рыцаря отражает красное древко знамени. Но в целом художник хорошо изобразил именно матовую шлифовку. "Поклонение волхвов". худ. Ханс Бальдунг. 1506-1507 - 'Dreikönigsaltar' (Hans Baldung Grien), Gemäldegalerie, Berlin, Germany, алтарь полностью. | |
А13. Доспех был воронен, но перед воронением, несомненно, был отполирован. Портрет рыцаря. Витторе Карпаччо 1510 г. 1510 Vittore Carpaccio - Portrait of a Knight | А14. Воин отразился в собственном шлеме. Фрагмент картины "Снятие с Креста" худ. Иль Содома. 1510. Il Sodoma - Deposition from the Cross. картина полностью |
А15. Доспехи этого рыцаря блестят матовым блеском, но в шлеме ясно отразилось окно напротив. Портрет Александере ди Медичи. худ. Вазари Джиорджио, 1534. Portrait of Alexandre de Medici. Vasari Giorgio | А16. Бородатый рыцарь в блестящем доспехе, тут скорее всего доспех белый, рыцарь просто виден из темноты. Чудо Святого Марка. Освобождение рабов. худ. Тинторетто 1548 Tintoretto - The Miracle of St Mark Freeing the Slave |
А17. Командир облачающийся к битве. худ. Питер Пауль Рубенс. 1613 A Commander Being Armed for Battle by Peter Paul Rubens | А18. Умеренность. Наверное одна из самых первых, но тем не менее самых сильных работ на антивоенную тематику. худ. Питер Пауль Рубенс. 1617. |
Мы с уверенностью можем говорить что если не зеркальная полировка, то матовая шлифовка пластин доспеха была обязательной. Об этом говорят практически все представленные тут изобразительные источники. А3, А10, А17 могут дать основания предположить что зеркально отполированные латы были только у некоторых рыцарей, поскольку изображены Святой Геооргий и Архангел Михаил и командир. Но Федерико да Монтефелтро - А8 и Александере ди Медичи - А15 также были высокопоставленными людьми, но зеркально отполированы у них только шлема. А7, А9, А14 - также подтверждают мнение о том что шлема чаще полировали до зеркального блеска. Польза от зеркально отполированных лат показана на рис. А5, как одну из иллюстраций к книге где описывались новые (для середины 15 века) военные устройства и артиллерия. Матово отполированные белые доспехи также смотрятся очень красиво и на них не так заметны царапины. Зеркальная полировка утоньшает металл доспеха и не очень то нужна, даже простой воин потратив несколько часов своего времени или заплатив мастеру может иметь зеркально отполированные детали доспеха А6.
Как шлифовали и полировали доспехи в средние века
В 15-м века была даже отдельная профессия "полировщик" брони (polyrer в немецких источников), которые время от времени организовывали свою гильдию. Вот некоторые рисунки из Mendel Hausbuch и Landauer Hausbuch.
Jan van der Straet or Straeten (1523-1605) в своих заметках о полировке брони (Polishing Armor) писал "Мечи, боевые топоры и все средства ведения войны полируются, как и нашего времени, так и сделанные под атичность".
Изображения Б1-Б4 и Б8 показывают полировку доспеха деревянным бруском с приклеенным к нему кусками войлока или кожи. В качестве абразива могли применять песок, пемзу, золу или что-то еще – мешочки и кувшинчики для них лежат неподалеку. Но то был 15 век, а рисунки Б5-Б7 демонстрируют применение широких абразивных кругов на водяном колесе. Б9 и Б10 демонстрируют дальнейшую механизацию и концентрацию производства, необходимую для снаряжения больших армий. Изящный элегантный, но однозначный протест против вооружения выразил художник Питер Рубенс в картине "Умеренность" А18, которая тем не менее является прекрасным изобразительным источником на латный доспехи и самое разнообразное оружие.
Мой весьма вольный перевод тематического топика на форуме Mmyarmory