swordmaster.org > Оружие и Доспехи > Полировка доспехов
Полировка доспехов23-марта-2012. Разместил: SHARIK |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблема полированых доспехов средневековьяВ средние века не было электрических пил-болгарок с войлочными или резиновыми кругами и не было пасты ГОИ, но желание сверкать белым железом было наверняка. Споры о том, каким был внешний вид средневековых латных доспехов не утихают, насколько правы легенды о рыцарях в сверкающих латах не известно. Но редко рассуждения уходят от теоретических дискуссий. Всем известно что ржавчина плохо пристает к отполированной поверхности, и полировка не исключает последующее воронение. Честно говоря, детальных изобразительных источников пятнадцатого и шестнадцатого века вполне достаточно, чтобы сделать весьма однозначный вывод о гладко отшлифованных латах и отполированных как зеркало. Джерри Емблион (анг. Gerry Embleton) в книге Средневековый военный костюм в цветных фотографиях (Medieval Military Costume Recreated in Colour Photographs) пишет: Легкий дождик, сырой воздух, даже влажное дыхание – все это приводило к появлению на железных доспехах налета ржавчины, проржавевший доспех уже не защищал своего владельца. В то же время доспехи стоили огромных денег, а их внешний вид следовало поддерживать хотя бы из соображений престижа. Поэтому поверхность доспехов тщательно полировали пемзой и натирали оливковым маслом. За десятилетия поверхность доспехов полировалась буквально до зеркального состояния. Эта разница особенно заметна, если сравнивать полированные участки доспеха с участками, скрытыми под другими деталями и не подвергавшимися столь тщательной обработке. Для защиты от коррозии доспехи иногда лудили. В инвентарном списке Луврского арсенала в 1361 г. зафиксирован покрытый оловом бацинет. Применялись также различные виды воронения, чернения и окраски. Чистить кольчугу было труднее. Если ее недостаточно смазать маслом, она будет ржаветь, а если масла будет слишком много, на нее начнет липнуть пыль. Поэтому кольчуги хранили, погрузив в уксус или засыпав сухим песком. ссылка Очень интересным случаем является церковь Мадонна делла Грацие, в Мантуе (Madonna della Grazie, Mantua), Италия, где в 1930 году обнаружили, что погребальная статуя одного рыцаря похороненного там-же в 16-ом веке, облачена в настоящий доспех 15-го века, и затем покрыта штукатуркой и краской. Это покрытие почти полностью покрывало доспехи и защитило их от ржавчины, а все думали что это такая статуя. Естественно то, что доспех можно покрасить, воронить, позолотить и не прибегая к полировке. Шлифовка и полировка в той или иной степени применялась и для доспехов относительно небогатых рыцарей и преуспевающих пехотинцев, а не только для доспехов графов и князей. Изобразительные источники на шлифованный и полированый доспех
Мы с уверенностью можем говорить что если не зеркальная полировка, то матовая шлифовка пластин доспеха была обязательной. Об этом говорят практически все представленные тут изобразительные источники. А3, А10, А17 могут дать основания предположить что зеркально отполированные латы были только у некоторых рыцарей, поскольку изображены Святой Геооргий и Архангел Михаил и командир. Но Федерико да Монтефелтро - А8 и Александере ди Медичи - А15 также были высокопоставленными людьми, но зеркально отполированы у них только шлема. А7, А9, А14 - также подтверждают мнение о том что шлема чаще полировали до зеркального блеска. Польза от зеркально отполированных лат показана на рис. А5, как одну из иллюстраций к книге где описывались новые (для середины 15 века) военные устройства и артиллерия. Матово отполированные белые доспехи также смотрятся очень красиво и на них не так заметны царапины. Зеркальная полировка утоньшает металл доспеха и не очень то нужна, даже простой воин потратив несколько часов своего времени или заплатив мастеру может иметь зеркально отполированные детали доспеха А6. Как шлифовали и полировали доспехи в средние векаВ 15-м века была даже отдельная профессия "полировщик" брони (polyrer в немецких источников), которые время от времени организовывали свою гильдию. Вот некоторые рисунки из Mendel Hausbuch и Landauer Hausbuch. Jan van der Straet or Straeten (1523-1605) в своих заметках о полировке брони (Polishing Armor) писал "Мечи, боевые топоры и все средства ведения войны полируются, как и нашего времени, так и сделанные под атичность". Изображения Б1-Б4 и Б8 показывают полировку доспеха деревянным бруском с приклеенным к нему кусками войлока или кожи. В качестве абразива могли применять песок, пемзу, золу или что-то еще – мешочки и кувшинчики для них лежат неподалеку. Но то был 15 век, а рисунки Б5-Б7 демонстрируют применение широких абразивных кругов на водяном колесе. Б9 и Б10 демонстрируют дальнейшую механизацию и концентрацию производства, необходимую для снаряжения больших армий. Изящный элегантный, но однозначный протест против вооружения выразил художник Питер Рубенс в картине "Умеренность" А18, которая тем не менее является прекрасным изобразительным источником на латный доспехи и самое разнообразное оружие.
Мой весьма вольный перевод тематического топика на форуме Mmyarmory Вернуться назад |