Всякое разное :

Ришелье. Красный Кардинал.

  автор: SHARIK  |  24-сентября-2007  | 19 801 просмотр  |  Пока нет комментариев
загрузка...

Ришелье. Красный Кардинал.


Ришелье. Красный Кардинал.

9 сентября 1585 года в замке Ришелье в провинции Пуату в обедневшей дворянской семье родился Арман-Жан дю Плесси де Ришелье, прозванный впоследствии "Красным кардиналом". Об этой исторической личности мы знаем в основном из книги А. Дюма "Три мушкетера". В наше сознание кардинал Ришелье вошел воплощая коварство и подлость, присущие роду человеческому, а благородные мушкетеры - спасителями королевы и Франции. Однако следует заметить, что сам А. Дюма был протестантом и нарисовал довольно неприглядный портрет Ришелье, которого, надо заметить, многие действительно ненавидели.

Итак, Арман-Жан стал священником совершаю случайно - для сохранения родовой епархии в районе Ла-Рошели. Изначально он готовился к карьере военного, хотя рос слабым и болезненным ребенком. 17 апреля 1607 года 22-тилетний Арман-Жан дю Плесси принял имя Ришелье и сан епископа Люсонского. При дворе молодого Людовика XIII обратили внимание на 29-летнего епископа. Наибольшее впечатление таланты Ришелье произвели на королеву-мать Марию Медичи, которая фактически правила Францией, хотя в 1614 году ее сын уже достиг совершеннолетия. 13 августа 1624 года Ришелье стал "первым министром" короля - пост, на котором ему было суждено пробыть 18 лет.

С самого начала Ришелье пришлось иметь дело со многими врагами и с ненадежными друзьями. К числу последних на первых порах относился сам Людовик, Насколько можно судить, король так никогда и не обрел симпатии к Ришелье, и все же с каждым новым поворотом событий Людовик попадал во все большую зависимость от своего блестящего служителя. Прочее же королевское семейство оставалось враждебным к Ришелье. Анна Австрийская - жена Людовика терпеть не могла министра, который лишил ее какого-либо влияния на государственные дела. Герцог Гастон Орлеанский, единственный брат короля, плел бесчисленные заговоры с целью усиления своего влияния. Даже королева-мать, всегда отличавшаяся амбициозностью, почувствовала, что кардинал стоит у нее на пути, и вскоре стала самым серьезным его противником. Вокруг этих фигур кристаллизовались различные группировки мятежных придворных. Ришелье отвечал на все бросаемые ему вызовы с величайшим политическим мастерством и жестоко их подавлял.

Внутридворцовые интриги были продолжением общей политической ситуации. На первый взгляд, Франция, представляла собой умиротворенную страну. Не видно было осажденных городов, по дорогам и полям не двигались войска, не дымили обширные пожарища. Но так только казалось... К тому времени, уже семьдесят лет королевство сотрясали гражданские войны, вызванные слабостью королевской власти, своеволием дворянства, а особенна - религиозной враждой. Протестанты-гугеноты желали не обрести равноправие с католиками, а создать свое государство в государстве, где они могли бы править сами, не подчиняясь никому. Нантский эдикт Генриха IV от 1598 года гарантировал гугенотам полную свободу совести и относительную свободу богослужения. Он оставлял за ними большое число укрепленных городов - в основном на юге и юго-западе Франции. Это была реальная угроза государству, особенно во время войны. Гугеноты представляли собой государство в государстве, они имели сильных сторонников в городах и мощный военный потенциал. Фанатизм гугенотов подогревался Англией, не только идеологически, но и финансово. Это противостояние порой разводило по разные стороны даже членов одной семьи и стоили Франции неисчислимых жертв и разрушений. Мало того, она несла смерть ее королям. В 1574 г. умер Карл IX - внезапно и скоропостижно, и молва настойчиво приписывала его кончину отравлению. Его преемник, Генрих III, погиб в 1589 г. от ударе кинжалом. Овладевший престолом Генрих Наваррский, многое сделал для славы и величия страны - но и он в 1610 г. был убит.

Доставшиеся Людовику по наследству религиозные войны продолжались с прежним ожесточением. Всего восемьдесят лет прошло с той поры, как французский язык был признан официальным языком королевства, но половина Франции до сих пор говорила не на французском, а на местных языках и считали себя, прежде всего, бретонцами, нормандцами, гасконцами, а не французами. Одни провинции всецело подчинялись центральной власти; другие до сих пор пользовались массой былых прав и привилегий; иные не признавали на деле другой власти, кроме своих феодалов; в одних местах вся политическая, юридическая и религиозная власть принадлежала гугенотам, в других католики кое-как удерживали первенство. К моменту правления Людовика XIII, в руках гугенотов оставалось несколько крепостей и целые провинции Франции, где король не пользовался ни малейшей властью. Эту ситуацию дополнит портрет дворянства. В те времена -меньшей свободы, но большей независимости, когда десятилетия оставались еще до правления Короля-Солнца, окончательно претворившего в жизнь заветы Ришелье по усмирению буйного дворянства, всякий дворянин считал короля лишь первым среди равных, и не более того. В провинциях власть сеньоров была выше любого закона. Гордость своим происхождением, частенько составляло все богатство многих из них, а многочисленные дуэли, по сути, и составляли основное занятие аристократии, что подрывало военную мощь Франции. Только за 1606 год на дуэлях погибли 2000 дворян. И эта цифра с каждым годом росла.

Необходимо добавить к этой картине еще один штрих: мира не было не только в королевстве, но и в королевской семье. Отчуждение меж Людовиком и его супругой Анной Австрийской, сестрой испанского короля, росло и усугублялось. Ходили упорные слухи, что королева не устояла перед ухаживаниями фаворита английского короля, герцога Бекингэма, Которого, кстати, в Англии ненавидели от мала до велика. Джордж Вилльерс, младший сын дворянина из Лестершира - обыкновенный эсквайр без гроша в кармане втершись в доверие к королю, начисто вытеснил старого фаворита, графа Сомерсета, - и пошел в гору. Буквально через год он стал герцогом Бекингэмом, главным лордом Адмиралтейства. Все королевство было в распоряжении фаворита. Во многом благодаря его правлению миграция англичан в Новый Свет стала массовой. Именно в это самое выросла фигура могучего и сильного волей, первого министра при слабом и безвольном короле -Армана Жана дю Плеси, герцога де Ришелье, умного и решительного министра, стремившегося объединить страну, крушившего дворянскую вольницу пушками, стиравшего замки гугенотов, которые получали помощь деньгами и оружием от исконных врагов Франции - англичан и испанцев. Несмотря на свои аристократические пристрастия, Ришелье крушил мятежную провинциальную знать, настаивая на ее покорности королевским официальным лицам. Кардинал всерьез собирался покончить с тем неприглядным положением, когда французский король не мог распоряжаться многими городами на территории своего же королевства, занятых гугенотами при поддержке Англии и Испании.

Внешнеполитической целью Ришелье было Gt[jnbytw 17 dtrослабление позиций династии Габсбургов в Европе и укрепление независимости Франции. Холодный, расчетливый, часто суровый до жестокости, подчинявший чувство рассудку, Ришелье крепко держал в своих руках бразды правления, мастерски расставляя фигуры на политической карте Франции. С самого первого дня во власти Ришелье стал объектом постоянных интриг со стороны противников. К концу 1620-х годов французское правительство имело возможность принимать более активное участие в международных делах. Ко времени прихода Ришелье к власти Европейская Тридцатилетняя война между католиками и протестантами была в полном разгаре. Благодаря усилиям Ришелье Франция долгое время оставалась вне конфликта. Однако, королева-мать, отодвинутая от государственных дел Ришелье, в союзе с Анной Австрийской - супругой Людовика XIII, наследным принцем и несколькими не менее родовитыми особами готовы были втравить Францию в войну для восстановления своего былого могущества. Планировалось отвлечь внимание Франции другими делами, для чего королева использовала свои связи с Англией через герцога Бэкингема. Англия, для ослабления Франции, с удовольствием воспользовалась предложенной возможностью и готовилась поддержать войсками крепость Ла-Рошель - оплот французских протестантов. После начала осады крепости, где французские войска должны были застрять надолго, планировалось впустить испанские войска в Париж. За эту помощь испанцам было обещаны пограничные провинции и крепости. Для достижения цели необходимо было убить Людовика и Ришелье, поднять парижан, захватить Арсенал и Бастилию. Люди, стоявшие во главе государства, спокойно предавали это самое государство только ради своих личных амбиций. Именно этот заговор описан А. Дюма в книге 'Три мушкетера", где благородный шевалье д'Артаньян всеми силами толкал страну к катастрофе, а коварный Ришелье плел заговоры. И именно по этим книгам у нас с детства сложилось впечатление о кардинале Ришелье.

Во время осады крепости Ла-Рошель испанцы успели мобилизовать силы на севере Италии и захватить крепость Касаль. Ришелье проявил необычайную мобильность: сразу после падения Ла-Рошели французская армия была переброшена через Альпы и застала испанцев врасплох. В 1630 году в ходе сложных интриг Испания обратилась в Папе Урбану VIII с просьбой отлучить Людовика XIII от церкви. Ришелье находился на грани провала, поскольку его отношения с королем были весьма сложными. Когда Ришелье возвратился во Францию, королева-мать потребовала отставки кардинала, но Людовик не пошел на это, стремясь сохранить политическую независимость. Ришелье был единственным, кто мог ему в этом содействовать, поэтому он сохранил сан кардинала и место первого министра. Королева-мать покинула двор.

Так во Франции закончились религиозные войны. Протестантам была дарована свобода отправления культа и судебные гарантии. Правда, гугеноты лишались политических и военных привилегий. Гугеноты-протестанты проживали во Франции как официально признанное меньшинство до 1685 году, но после взятия Ла-Рошели их способность противостоять короне была подорвана.

Однако войны на этом не закончились. В 1635 году после оккупации Испанией епископства Триер, французские католики и протестанты рука об руку выступили против внешнего врага -Испании. Для Франции началась Тридцатилетняя война.

Благодаря усилиям Ришелье были спровоцированы антииспанское восстание в Каталонии и ее отпадение, полномасштабная революция в Португалии, которая покончила там с правлением Габсбургов. Наконец, 19 мая 1643 года при Рокруа в Арденнах армия принца де Конде добилась такой сокрушительной победы над знаменитой испанской пехотой, что это сражение принято считать концом испанского доминирования в Европе.

РишельеВ целом Ришелье помирил французов (католиков и гугенотов) между собой и, благодаря "дипломатии пистолей", поссорил их врагов, сумев создать антигабсбургскую коалицию. Для отвлечения Речи Посполитой от Габсбургов он слал гонцов в Московию к первому из Романовых, с призывом торговать беспошлинно. Ришелье оказал сильнейшее влияние на ход европейской истории. Во внутренней политике он устранил всякую возможность полномасштабной гражданской войны между католиками и протестантами. Ему не удалось покончить с традицией дуэлей и интриг" среди провинциальной знати и придворных, но благодаря его усилиям неповиновение короне стало считаться не привилегией, а преступлением против страны.

Ришелье умер в Париже 5 декабря 1642 года, не дожив до триумфа в Рокруа.

 

Виталий Ерофеев.
Газета Эхо Таврии
загрузка...
  Голосов: 8
 

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незарегистрированный пользователь. Возможность комментирования новостей и общение на форуме ограничено. Если всего-лишь нашли ошибку и хотите указать о ней — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта и форума, рекомендуем .

Информация
Посетители, находящиеся в группе Прохожие, не могут оставлять комментарии к данной публикации.