В эпоху бронзы появилось несколько типов «классического» оружия, которые просуществовали все последующие тысячелетия до самого недавнего времени. Это меч и копье в качестве наступательного оружия и щит, шлем и панцирь в качестве элементов доспехов. Для быстрого передвижения были придуманы двухколесные, запряженные конями боевые колесницы, которые вместе с экипажем — возницей и стрелком из лука — представляли собой быструю и смертоносную боевую машину.
Такое сочетание этих военных новшеств повсеместно привело к общественным преобразованиям, поскольку изменило не только само по себе ведение боя и войны, но и лежащие в их основе социальные и экономические условия. Появилась потребность в новых способностях и новых мастерах, например тех, кто мог изготавливать конскую сбрую, с помощью которой возница мог маневрировать на боевой колеснице, или тех, кто мог построить саму колесницу. Кроме того, теперь была необходима сноровка в обращении с новыми видами ручного оружия — мечом и копьем, что предполагало долгий и продолжительный тренинг, о котором можно судить, например, по сильно развитым плечам скелетов из раннемикенских захоронений Эгины. У останков в погребениях эпохи бронзы нередко встречаются ранения, нанесенные мечом или копьем, и само оружие часто имеет следы боевого использования — повреждения и повторные заточки. На историческую арену вышел организованный и смертоносный способ ведения военных действий.
Опустошительное нашествие татаро-монгольских полчищ хана Батыя в XIII в. резко затормозило экономическое и культурное развитие народов Восточной Европы принесло неисчислимые бедствия. По всему пути их завоевательного похода до наших дней сохранились следы бессмысленного разрушения. Десятки городов и сотни поселений древней Руси были безжалостно сожжены и разрушены до основания, а их жители поголовно истреблены или угнаны в плен. Многие из этих городов и поселений так и остались лежать в руинах, под которыми в течение семи столетий покоятся не погребенные останки их мужественных защитников.
Страшные картины поголовного избиения жителей монголами были вскрыты археологами на Райковецком городище, в Колодяжине, в Изяславле и других поселениях.
Доспехи из маленьких металлических пластинок имеют давнюю историю. Начиная со II-I тысячелетий до н. э. в Передней Азии и на Ближнем Востоке уже сформированы пластинчатые доспехи (чешуйчатый и ламеллярный) разного вида2. Следует отметить, что на протяжении целого тысячелетия, начиная с эпохи Ахеменидов, в данном регионе ранние ламеллярные доспехи уступили место чешуйчатым, а в Центральной и Восточной Азии предпочтение отдавалось ламеллярным.
В VII-IX вв., после появления кочевых племен из Азии, в Византийской империи и прилегающих регионах начинается противоположный процесс. Под влиянием аваров, хазар, венгров и прочих номадов степей ламеллярные доспехи становятся популярными в Византии, где они особо широко распространяются в X веке.
Византийская технология была составной частью военной технологии евроазиатского пространства, для изучения которой большое значение имеет изучение вооружения соседей. Многие исследователи прибегают к данному методу и в большинстве случаев он единственный дает возможность основательно изучить византийское военное снаряжение.
На последнее свидетельство следует обратить более пристальное внимание. Дело в том, что многие современники именно лук называют главным оружием монголов. Так, Пэн Да-я и Сюй Тин свидетельствуют: «Их обычаи – стрельба из лука ...»; и далее: «Если перейти к самому главному из их видов вооружения, то лук со стрелами будет на первом месте (выделено нами. -Ю.К.), а сабля – на следующем после них». Об этом же говорит и упомянутый выше пленный англичанин: «... они без устали и храбро сражаются копьями, палицами, секирами и мечами, но предпочтение отдают лукам (выделено нами. - Ю.К.) и метко, с большим искусством из них стреляют ...». Про это в письме, адресованном английскому королю Генриху III, пишет и император Священной Римской Империи Фридрих П Гогенштауфен: «... луки являются для них самым привычным оружием (выделено нами. - Ю.К.), наряду со стрелами и прочим метательным оружием ...». То же отмечают и доминиканский монах Винсент из Бове: «... более всего они полагаются на луки и стрелы ...» (выделено нами. - Ю.К.), и монах-премонстрант Хетум Патмич: «Татары – отличные наездники и прекрасно владеют оружием, особенно луком и стрелами» (выделено нами - Ю.К.). А вот свидетельство венецианца Марко Поло, который, как известно, достаточно долго прожил среди монголов, служа хану Хубилаю: «... всего больше они пускают в дело лук (выделено нами. - Ю.К.), потому что ловкие стрелки».