Третья страница статьи Викинги часть четвертая

   |  Страница создана: 13-05-2010  |  Просмотров: 9 167
загрузка...

Рунические камни

Викинги имели устную традицию. Имевшееся у них руническое письмо использовалось главным образом для записи магических заклинаний и коротких текстов. Лишь с появлением христианства в Скандинавию пришла грамотность. Языческая культура викингов до сих пор представляет собой загадку для историков из-за практически полного отсутствия письменных источников.

Среди немногих дошедших до нас текстов эпохи викингов большинство записано на рунических камнях. Все известные саги записаны уже после окончания эпохи викингов, а в то время передавались устно. Викинги сами высекали рунические камни, на которых фиксировали важные события, высказывали свое почтение к мертвым и оставляли формальные публичные заявления.

Разумеется, анализ даже всех сохранившихся надписей не позволяет нам получить целостного представления о культуре викингов, но каждый камень освещает небольшой аспект общественной жизни, который в противном случае мы бы знали только из свидетельств врагов и жертв.

Например, женщины викингов ставили рунические камни в память о пропавших сыновьях. То есть, выступали как самостоятельные инициаторы достаточно сложной работы, способные оплатить работу мастера. Возможно, исчезновение мужчины в заморском походе следовало обозначить подобным камнем, чтобы получить право претендовать на наследство. Упоминания обстоятельств насильственной смерти, о которых часто говорится в надписях, свидетельствуют о взаимном уважении викингов. живших во враждебном окружении.

Репутация викингов как анархичных индивидуалистов опровергается многочисленными надписями на камнях, в которых упоминается оказание коммунальных услуг. В Скандинавии не было государственного строительства дорог, отдельные лица поддерживали перекрестки, расположенные на их землях. Строительство дорог и мостов было сложным и дорогим делом. поэтому участие в строительстве обязательно отражалось на камнях.

 

швейный набор средневековая обувь

Швейный набор для женщины. Булавки и иглы делались из кости. Их поверхность становилась гладкой лишь от постоянного использования. Иглы легко ломались. Иглы изготавливали из длинных заготовок, обычно получаемых из костей ягненка.

Разнообразная реконструированная обувь VII—XI вв. Вверху слева - сапог из Хайтабю. В центре, слева направо: украшенные башмаки из Старой Ладоги со шнуровкой сбоку; башмак из Хайтабю, башмак из Нориджа с клапаном па пуговицах. Нижний ряд, слева направо: башмак из Иорка; украшенный башмак из Беллимакоба; башмак из Мидл-бурга с подкладкой из мерлушки. Башмаки могли быть разной формы и украшаться по-разному, в соответствии с местными обычаями, говорить о «моде» в те времена было бы неверно. Обувь того времени называют «выворачиваемой», так как башмаки выворачивали, чтобы швы оказались внутри. Хотя башмаки имели простую кожаную подошву, они неплохо защищали от холода, если имели войлочную стельку.

 

Рунический алфавит

Интерпретация надписей на рунических камнях затруднена тем обстоятельством, что рунический алфавит состоит всего из 16 букв, которые не могут охватить всего фонетического разнообразия скандинавского языка. Одна руна могла передавать один из нескольких звуков. Поскольку ни о какой орфографии речь не шла, одно слово можно прочесть по-разному. Ситуацию осложняет еще и то обстоятельство, что в разных районах существовали разные диалекты. Кроме того, двойные звуки часто стягивались в один. Например, если одно слово заканчивалось на N, а следующее за ним слово начиналось на N, то на камне писали только одну руну.

Руны также вписывались в изображения, вытесанные на камне. Чаще всего вырезали изображения змей и драконов, а руны наносили на их извитые тела. Мастер мог не рассчитать длины тела, поэтому остаток текста мог поместить где-нибудь, что превращает в надпись в настоящий ребус. Не удивительно, что разные школы переводчиков иной раз спорят не только об отдельных словах, но и о смысле текста в целом.

Рунические камни говорят нам о том, что викинги, несмотря на всю свою устную культуру не были абсолютно безграмотны. Нет смысла ставить надпись, которую никто кроме самого поставившего камень и его ближайших соседей не может прочитать. Любой человек, потратившийся на постановку камня, рассчитывал на то, что надпись могут прочесть все проходящие мимо. В то же время. ни рунические камни, ни другие рунические надписи не доказывают того, что руническим алфавитом можно записывать сколько-нибудь длинные тексты. Для передачи сказаний использовалась устная традиция. Барды передавали из поколения в поколение песни о героических деяниях предков. Среди викингов нс мог бы родиться Тацит, который был сторонником записи голых фактов, «без гнева и пристрастия».

 

Источник

 

Солдат на фронте №37 Викинги в цветных фотографиях Часть II

 

 

загрузка...