первая страница статьи | Повседневная жизнь викингов. Рабы и свободные Религия Торговцы и ремесленники Рунический алфавит и камни |
Одежда викингов
Основной одеждой мужчин и женщин в период раннего средневековья была рубаха прямого покроя с рукавами. В подол рубахи могли вставлять клинья, иногда из ткани контрастного цвета. Женская рубаха по длине достигала лодыжки. Рукава женской рубахи могли быть полной длинны или укороченные. Встречались и рубахи без рукавов. Поверх рубахи женщины обычно носили верхнюю одежду, представлявшую собой нечто среднее между фартуком и сарафаном (hangerock).
Мужская рубаха по длине достигала колен, ее носили поверх штанов. Штаны могли быть разного покроя: полной длины, прямые и свободные. облегающие на манер средневековых рейтуз, до колен, с отдельными штанинами. Богатые викинги, желая показать свое состояние. шили себе шаровары, на которые шла уйма ткани. Одежда была суконной, ее покрой не сковывал движения. Поверх одежды викинги часто носили простой плащ и поясной ремень, к которому подвешивали личное имущество.
Признаком состоятельности было ношение льняной нижней рубахи с плиссировкой и облегающей верхней одежды. Богатая жена викинга могла носить льняную нижнюю рубаху.
Как уже говорилось выше, викинги использовали самые разные красители. Носить одежду, покрашенную в яркие цвета с использованием заморских красок, считалось признаком богатства. Бедняки носили некрашенную одежду или одежду, покрашенную простыми красителями из местного сырья. Например, в Хайнабю обнаружены коричневые ткани, покрашенные грецким орехом, который дополнительно служил антисептическим средством. Одежду викингов часто украшали но нижнему краю галунами или вышивкой, верхнюю одежду оторачивали мехом. Кроме украшения такая отделка также свидетельствовала о богатстве владельца.
Броши выполнены в двух разных стилях. Слева – соответствует находке из Линдхольм-Хое и выполнена в Урнесском стиле, представлявшем содой развитие Рингерикского стиля – непрерывные извитые линии различной толщины. Урнесский стиль развился в XI в. Он не имел листьев, характерных для других варяжских стилей. Справа - брошь в Йеллингскоом стиле. Переплетенное животное, вцепившееся в свое собственное тело. |
Реконструкция языческих амулетов и христианских нательных крестов. В верхнем ряду несколько образцов так называемого «молота Гора». Этот амулет изготавливался во многих вариантах, как абстрактных, так и реалистичных. Внизу справа и слева интересная промежуточная форма между молотом Тора и нательным крестом. Форма креста напоминает форму молота и носится длинным плечом вверх. Волчья морда на конце длинного плеча служила для продевания через нее цепочки. Волк был другим важным символом язычества. Внизу в центре находка из Рибе, Дания. Воин с двумя птицами па шлеме. По-видимому, этот амулет посвящен Одину, который ассоциировался с нарами животных: двумя орлами, двумя волками, восьминогой лошадью. По-видимому, неверная интерпретация подобных изображений и привела к расхожему представлению о викингах в рогатых шлемах. |
Канюшон, реконструированный по находкам из Хайтабю и ряда других мест, служил идеальным дополнением к рубахе в плохую погоду. Oн закрывал шею, голову и плечи, отлично защищая от непогоды. Капюшон такого покроя носили на протяжении нескольких столетий по всей Европе. Встречались капюшоны с подкладкой и внутренней набивкой. |
То же самое следует сказать о материале брошек и булавок, использовавшихся для застегивания одежды. Богатые викинги застегивали плащи золотыми или серебряными застежками у плеча и бедра.
Их жены застегивали сарафаны парой богато украшенных брошек, соединенных цепочками. Бедняки довольствовались застежками из дерева или рога. Украшения и материал поясного ремня, а также пряжки и оковки кончика ремня также определялся состоятельностью владельца.
Обычной обувью викингов были башмаки, доходящие до лодыжек с застежками по бокам. Обычно башмаки шили из козьих шкур. Носили также более высокие сапоги, которые имели клапан, застегивающийся на лодыжке. Иногда обувь украшали вышивкой.
Украшения
Украшения имели повсеместное распространение. Украшения делались из золота и серебра. отливались из бронзы, вырезались из кости, вышивались бисером. Украшения свидетельствовали о состоятельности их владельцев. а также служили вложением средств. Скандинавские викинги почти не использовали монет. обычно торговля носила характер бартера. Но при случае уплатить можно было соответствующим количеством благородных металлов. Обычно в качестве уплаты шли украшения или их фрагменты. Именно фрагменты. Для викинга не представляло никакой проблемы отломить или отрубить часть браслета или ожерелья. Археологи даже используют специальный термин для обозначения таких фрагментов— «рубленое серебро» (hacksilver).
Несмотря на утилитарное к ним отношение, украшения викингов высокотехнологичны и изящны. При их изготовлении использовались технологии, применяемые и в наши дни. Изделия отливались или выковывались из плоской заготовки. Поверхность украшалась гравировкой. филигранью или чернью. Викинги не знали только технологию нанесения эмали. Многие серебряные и бронзовые изделия золотили. Так как викинги контактировали со многими другими народами, различные иностранные влияния отчетливо ощущаются в украшениях викингов. Кельтские мотивы вплетенных в узор животных попали из Ирландии. Впрочем, викинги творчески переосмыслили это заимствование, и вместо собак и людей, характерных для ирландских узоров, стали вплетать своих любимых драконов. Франкское влияние ощущается в брошах в виде трилистника. изготавливавшихся в Дании. На Готланде копировались славянские образцы.
Кроме функции украшения и наличных денег многие украшения имели бытовое предназначение. Броши, булавки п пряжки использовались для застегивания одежды. Наиболее интересны «черепаховые» броши, которыми варяжские женщины застегивали бретели своих сарафанов-фартуков. Это всегда были парные изделия, часто соединенные цепочкой или ниткой бисера. Броши в форме трилистника женщины использовали для застегивания коротких накидок. Плащи застегивались простой булавкой, булавкой с большим кольцом или серебряной либо бронзовой брошыо.
Другим видом повседневных украшений были различные амулеты, которые, как полагали, защищают своих владельцев от бед и приносят им удачу. Наиболее распространенным амулетом был «молот Тора», изготавливавшийся из различных материалов и в различных формах. Обнаружены бронзовые, серебряные и золотые молоты, которые иногда носили на цепочке. Викинги. принявшие христианство, носили нагельный крест. В Хайтабю обнаружена маленькая янтарная нога, которая, как считают, служила амулетом удачи. Найдены также янтарные топоры и свившиеся змеи. Эти находки сделаны на территории Скандинавии, Ирландии и Данелаг.
Женщины викингов
Девушки выходили замуж очень рано. По исландским законам девушек можно выдавать замуж в 12 лет, на практике этот возраст мог быть еще меньше. Брак всегда заключался по расчету. Обязательно учитывались отношения кланов жениха и невесты. Обычно браками скреплялись отношения между близкими кланами. Породнившиеся кланы поддерживали друг друга, и голосовали в пользу родни на совете (thing). Жених выплачивал отцу невесты некоторую сумму, а также приводил доказательства того, что сможет прокормить свою будущую жену.
Одежда женщин не уступала по нарядности и украшениям одежде мужчин. Именно в обязанности женщин входило изготовление одежды. Все этапы технологической цепочки от прядения до окраски и ткачества проходили дома. Опытная прядильщица за десять часов работы может насучить нить для изготовления простой рубахи. То есть, пошив одежды был крайне трудоемкой работой.
Повседневная жизнь викингов. Рабы и свободные
наверх
Варяжское общество состояло из двух классов: рабов и свободных. Свободные имели право носить оружие и владеть землей, а также голосовать на совете (thing). Рабы этих прав не имели, а считались собственностью своего хозяина, который владел жизнью и смертью рабов. Рабы мог ли быть рабами по рождению или быть обращенными в рабство. В сагах того времени встречается сюжет, когда викинг, проигравший все свое имущество, ставил на кон собственную свободу. Женщина утрачивала свой статус свободной, если вступала в связь с рабом.
Хотя рабам не позволялось носить оружия, из этого правила случались исключения. Если на поселение нападал противник, рабы участвовали в обороне. Иногда рабы получали долю урожая с обрабатываемой ими земли. При таком подходе раб мог со временем выкупить себя из рабства. Но даже став свободным, бывший раб не слишком улучшал свои перспективы. Без земли и капитала ему оставался единственный путь в наемные работники. То есть, он занимался той же работой, разве за чуть большую плату.
Нет информации о том. насколько часто рабам удавалось выкупать себя из рабства, но это происходило достаточно часто, чтобы на этот счет были приняты соответствующие законы п разработаны процедуры. Норвежский кодекс XIII в.. по-видимому, закрепил сформировавшийся прежде обычай. Выкупившийся раб должен был дать своему бывшему хозяину пир. Если хозяин на пир не являлся, его почетное место оставалось пустым. Выкупившийся раб оставался в подчинении своего хозяина на протяжении нескольких поколений, хотя и мог выкупиться из этих обязательств.
На цену раба влиял его возраст и физические данные, а у рабынь еще ценилась внешняя привлекательное гь. Мальчик-раб стоил как три козы, здоровый взрослый мужчина фунт серебра. А красивая рабыня могла стоить дороже.
Статус свободного викинга определялся рядом факторов. Землевладелец считался выше безземельного, богатый выше бедного, член влиятельного семейства — выше члена малоизвестного клана. Для викингов большую роль играли родственные связи. Родственник мог рассчитывать на помощь в случае проблем. Клан помогал всем своим членам. Состояние и земля обычно оставалась во владениях семьи. Если кому-то приходилось продать свою землю. клан имел приоритет на торгах.
Права женщин
Как уже говорилось, брак заключался между семьями, а не был делом свободного выбора жениха и невесты. Лишь с принятием христианства у викингов появилось правило спрашивать согласие невесты перед заключением брака. Но значимый социальный статус женщины и ее сильный характер могли привести к тому, что брак против желания невесты мог превратиться в кошмар. Первоначально жених просто уплачивал отцу невесты определенную сумму. Позднее, эти деньги переходили дочери по наследству. Наконец, жених стал давать деньги непосредственно невесте. В результате дочери стали получать меньшее наследство, чем сыновья, так как часть денег дочери уже получали при вступлении в брак.
Тот факт, что брак заключался по расчету, не означал, что женщины находились в бесправном состоянии. Саги полны упоминаний сильных и бесстрашных женщин. Домохозяйка была руководителем всего домашнего хозяйства. Она хранила при себе ключи от всех замков. как символ своей власти. Женщины могли иметь свои деньги и получать наследство от родителей, мужа и сыновей, если те умерли, не имея жены и детей. Вдова могла выйти замуж повторно или остаться одинокой.
Сага о колонизации Исландии «Ланднамабок» содержит историю Аулы, чей муж умер. Она выдала своих дочерей за викингов с Оркнейских и Фарерских островов, после чего во главе отряда из 20 викингов отправилась в Исландию. По-видимому, Аула была исторической личностью, так как о ней известно множество историй. Но в основе всех этих истории лежит представление о свободной женщине, взявшей судьбу в свои руки.
Домашнее хозяйство
Жители Скандинавии занимались сельским хозяйством. Острейшая нехватка пахотных земель привела к тому, что отдельные хозяйства располагались на значительном удалении друг от друга. Такие хутора обычно состояли из главного дома, служившего жилищем для людей и животных. Объединение дома и коровника под одной крышей позволяло экономить на обогреве за счет использования гепла животных. Кроме того, в усадьбе имелись небольшие дома для работников, навесы и мастерские. Часто их частично закапывали в землю, чтобы сэкономить на материале для стен. Конструкция построек колебалась в зависимости от доступности тех или иных материалов. Если имелось много леса, дома рубили из бревен. Если леса было мало, делали щитовые дома, из рам, заполненных плетеными панелями, мхом или торфом и обмазанными глиной. В отсутствии дров печи топили торфом. Жизнь в доме крутилась вокруг центрального очага, который служил для обогрева и приготовления пищи.
Статус члена семьи определялся удаленностью его спального места от центрального очага. Мебель состояла из сундуков, скамей и табуретов. Постель мужа и жены могла находиться в чулане, но чаще приватность обеспечивала простая занавеска. Для освещения использовали масляные лампы или просто фитили, плавающие в жиру. Позднее появились сальные свечи. Богатые дома освещались восковыми свечами.
Среди домашней утвари имелись чугунные, глиняные и стеатитовые горшки, железные вертела. глиняные кувшины, деревянные и роговые ложки, деревянные и глиняные тарелки и чашки. В богатых домах имелась серебряная и стеклянная посуда. Для питья викинги обычно использовали рога. Ножи не были предметами домашней утвари. У каждого викинга имелся собственный нож, который он держал при себе все время. Ножи обнаружены как в мужских, так и в женских захоронениях. В пищу викинги употребляли мясо диких и домашних животных. рыбу, бобы и горох, зелень, орехи, ягоды и злаки. Злаки готовились в виде манной каши или лепешек.
Религия викингов
наверх
Варяжское язычество — сложный комплекс мифов, от которого до наших дней сохранились лишь обрывки. Множество богов и богинь варяжского пантеона делились на две группы: Эзир и Ванир. Эзир. живущий в Асгарде, где находятся правители мира. Ванир проживают там же па правах полугостей-полузаложников. Верховный бог Эзира одноглазый бог-путешественник и копьеносец Один. 001' героев. Он дарует воинам удачу в бою. Но иногда он нарочно губит героев, чтобы их души собрались у него во дворце. Он знает, что однажды произойдет последняя битва между гигантами и силами тьмы, поэтому собирает всех подходящих бойцов в Валгалле. Там павшие герои празднуют, готовясь к последней битве — Рагнарёку.
Рядом с Одином стоит Тор — бог крестьян. правитель ветров и дождей, громов и молний. В отличие от таинственного Одина. который готов на все. чтобы добиться своего. Тор честный, прямолинейный и бесстрашный, хотя иногда разрушительно неистовый. На него нельзя смотреть без улыбки и в то же время благоговения. Тор вооружен молотом под названием Мёлльнир, который позволяет ему выигрывать любое сражение.
Локи — стихия хаоса в нордических мифах. обманщик, постоянно плетущий заговоры с целью приблизить конец мира. Бальдур чистейший и самый любимый среди богов, умрет от рук девственницы, обманутой Локи. Локи — отец монстров, которые будут сражаться с богами в Рагнарёк: волка Фенрира, скованного до времени Тира-мечника, которого суждено убить Одину, змея Мидгарда, который падет под молотом Тора, но успеет ужалить своего убийцу. Хел — богиня смерти, полуженщина-полутруп.
Среди всего этого ужаса особняком стоят брат и сестра Фрей и Фрея. Они относятся к Ваниру, это представители старого и более могущественного поколения богов, они не имеют отношения к удаче в бою, уму и успеху, но заведуют любовью и плодородием.
Мы мало знаем о языческих ритуалах викингов. Они не строили храмов, но почитали богов под открытым небом. Сохранились неясные н искаженные описания, оставленные в большинстве своем христианскими монахами-миссионерами. Адам Бременский описал около 1070 г. большое языческое святилище в районе нынешней Уппсалы. Каждые девять лет в день весеннего равноденствия здесь проводились крупные ритуалы. В течение девяти дней в жертву приносились девять самцов «всех живых существ», а их трупы развешивались на деревьях священной рощи. «Псы и кони висели рядом с людьми». К концу ритуала число жертв составляло 72.
Другие летописцы также упоминают о человеческих жертвоприношениях. Говорят, что такие жертвоприношения делались лишь по важным случаям в честь верховных богов. Также отмечают, что Фрей предпочитает, когда ему жертвуют жеребцов. По этой причине сразу после принятия христианства был введен запрет на конину. Обычно принесенных в жертву животных съедали на последующем пиру. Мясо жертвенного животного считалось подарком божества в обмен на полученную им жизнь.
Крещение викингов
Скандинавия издавна контактировала с христианскими государствами, поэтому постоянно предпринимались попытки обратить викингов в христианство, как у них на родине, так и в местах их поселений на континенте.
Успех миссионеров был скромный, многих ожидали мученические венцы. Но викинги имели интерес торговать с христианами, тогда как христиане избегали вступать в торговые контакты с язычниками. Поэтому многие варяжские купцы называли себя христианами, хотя крещения нс принимали и у себя на родине следовали языческим обычаям.
Когда в Скандинавии возникли королевства. христианские миссионеры изменили тактику. Вместо попыток крестить простых викингов. они крестили королей. Например, Гаральд Синезуб, король Дании крестился в 965 г. Теперь уже не миссионеры-одиночки, а государство насаждало христианство. Попытки насильственного крещения часто приводили к мятежам. Но к 1000 г. Норвегия, Исландия, Гренландия, Оркнейские и Фарерские острова были номинально крещены.
Лишь в Исландии христианство утвердилось раз и навсегда мирным путем, по решению альтинга. От упорных язычников потребовали почитать своих богов в скрытых местах. Спустя несколько лет язычество в Исландии полностью запретили другим голосованием альтинга. Тем не менее, язычество местами удерживалось среди нордических племен до XII в. Финляндия стала районом, где дольше чем где бы то ни было почитали Тора и Одина.
Викинги торговцы и ремесленники
наверх
Снова повторим, что хотя викинги создали себе репутацию войной и убийством, в то же самое время они вели активную торговлю по всей Европе. Грабеж мог принести быстрое богатство, но получить постоянный стабильный доход можно было только путем торговли. Викинги продавали рабов, меха, мед, норвежский стеатит, воск и оружие, как собст венного производства, так и захваченные в набегах. При этом викинги продавали не только сырье и готовые изделия, но и заготовки с полуфабрикатами. предназначенные для дальнейшей обработки.
Активная торговля от Исландии до Каспийского моря позволяла доставлять на север и восток Европы западноевропейские товары: фризийскую ткань, черный базальт из Эйфе-левых гор. вино, стекло. Все это найдено при раскопках в центрах варяжской торговли в Бирке, Каупаиге, Готланде и Хайтабю.
Многих купцов правильнее назвать купцами-фермерами. Они часто владели пахотными землями в Норвегии. Дании, Швеции, Исландии или Гренландии, а также основывали новые поселения вдоль торговых путей, где заготавливали сырье и производили его обработку.
Первые торговые центры викингов доспи -ли своего расцвета уже в IX в. Часто эти центры пользовались особой поддержкой со стороны скандинавских королей. Некоторые более поздние центры, например, Хайтабю. были основаны королями. Содержание таких центров было выгодно для казны, так как с них было просто получать налоги звонкой монетой. В Бирке король имел приоритетное право в течение трех дней покупать все только что доставленные товары, что позволяло ему получать лучший товар по выгодной цене.
Хайтабю был одним из крупнейших в Европе торговых центров в периоде 800 по 1066 г. В период своего расцвета Хайтабю насчитывал порядка 1000 постоянных жителей. Расположенный на границе между Данией, с землями франков и славян. Хайтабю соединял западную Европу с торговыми путями на Балтике. Всего в 20 км от Хайтабю находился северо-морской порт. Это позволяло избегать опасного плавания вокруг Ютландского полуострова.
Остров Готланд был центром торговли на Балтийском море. Здесь археологи нашли примерно половину из 20000 серебряных монет франкского, арабского и англосаксонского происхождения. найденных на территории всей Скандинавии. Обитатели Готланда были экстраординарными мореплавателями, даже по стандартам самих викингов. Их великолепные корабли обладали значительным запасом хо га. а их скорость позволяла им уходить от пира тов. Раскопки в Бирке— торговом центре под Стокгольмом, связанным с Хайтабю и Дорстадом, обнаружили множество товаров, включая вино, керамику, бронзовые блюда, оружие, шелк и железо. Но главный доход торговцы в Бирке получали от торговли мехом. В Бирке действовал свой совет.
Кроме постоянных торговых центров действовало множество сезонных ярмарок, где шла торговля преимущественно местными товарами. Например, ярмарки действовали в Каупаиге в Норвегии и Моосгарде в Дании. Здесь товары из Англии и Ирландии обменивались на меха, шкуры, моржовые клыки и шкуры. Оказавшийся под датским владычеством Иорк вскоре превратился в торговый центр. Викинги основали множество торговых поселений на других захвачен ных землях, в том числе Дублин, Лимсрик. Корк, Уэксфорд и Уотрефорд в Ирландии.
Хайтабю стал местом, где впервые начали чеканить скандинавскую монету. Основным платежным средством было серебро. Монеты попадали в Скандинавию от франков и арабов. Стоимость монет определялась по содержанию в них серебра, поэтому их нельзя сравнивать с современными наличными деньгами. Как уже г оворилось, любое украшение: кольца, браслеты, цепочки и подвески использовались в качестве наличных денег, целиком или порубленными на куски. В районе торговых центров обнаруживают большое количество к а лов, в которых содержится много такою «рубленого серебра» и иностранных серебряных монет. Например, десять цыплят стоили грамм серебра, два фунта зерна три грамма серебра, шуба 12 г. шит и копье 140 г, а кольчуга стоила 820 г.
Вокруг мест торговли всегда селились различные ремесленники, которые предлагали свои изделия купцам и заказывали им сырье, которое невозможно было достать на месте. Варяжские ремесленники были очень умелыми, они разрабатывали новые технологии и стили, о чем свидетельствуют дошедшие до нас изделия. Стили Бро, Озеберга, Борре, Йеллинге, Маммена. Рингерике и Урнеса легко различимы. находятся во взаимном влиянии и взаимодействии с иностранными культурами.
Викинги знали кузнечное и гончарное дело, резьбу по кости и камню, умели класть каменную кладку и изготавливать стеклянный бисер, ремесленники умели обрабатывать бронзу и серебро, ткать и окрашивать ткани, дубить кожу. Для изготовления стеклянного бисера — дорогого украшения в то время — из Западной Европы завозили битое стекло, плавили его, вытягивали в длинные нити, а затем ломали его на бисер. Часто в одной порции смешивали стекла разных цветов, чтобы получить более яркие бисерины. Янтарь с Балтики и гагат с севера Англии считался магическим камнем. Оба типа камней использовали для изготовления украшений, а также фигур для настольных игр.
Ремесла
Многими ремеслами занимались почти на каждом дворе долгими зимними вечерами. Археологические находки свидетельствуют о том, что женщины занимались изготовлением льняных и шерстяных тканей и одежд, а мужчины плели корзины, а также резали дерево и кость. Резьба по кости и моржовым клыкам была широко распространена. Так изготавливали пряжки и наконечники для ремней, а также гребни. Варяжские гребни находят по всей Европе. Кроме того, для резьбы использовались оленьи рога, зубы, кости, которые могли использовать целиком или предварительно резать на пластинки. Известен англосаксонский текст, в котором автор жалуется па то, что викинги нечестно привлекают к себе англосаксонских женщин обычаем мыться и причесываться каждую неделю.
Почти во всех хозяйствах, особенно удаленных фермах, имелись собственные кузницы, в которых ковали предметы повседневного применения. Археологи находят кузнечные инструменты, а также выкованные гвозди, проволоку. петли п другие предметы, которые изготавливались и ремонтировались в таких собственных кузнях. Инструмент кузнецов в тот период включал наковальни, молоты, клеши, напильники, ножницы по металлу, чеканы и пробойники, а также специальные приспособления для изготовления гвоздей и волочения проволоки. Профессиональные кузнецы, которые или путешествовали или имели стационарные кузницы, часто специализировались на какой-то одной технологии, например, изготовлении кольчуг и оружия.
Археологи обнаружили следы технологии литья металлов во всех крупных торговых центрах. Методом литья изготавливали как дорогие серебряные и золотые украшения, так и дешевые массовые изделия. Металл плавили в печи, где с помощью мехов раздували угли. Сначала делали восковой пуансон, по которому готовили глиняную матрицу. Когда глина затвердевала, воск выплавляли, а в образовавшуюся пустоту заливали расплавленный металл.
После затвердевания металла глиняную форму раскалывали, а полученное изделие шло на окончательную доработку. 13 случае массового изготовления, предмет выдавливали на глине, после чего заливали полученную форму металлом.
Варяжские викинги отличались изобретательностью, постоянно придумывали новые изделия, сими и технологии. Но распространение новые технологии получали медленно. Иной раз требовалось пройти сотни лет, прежде чем бродящие ремесленники распространяли новую технологию или стиль по достаточно широкому пространству. В результате общий технический прогресс шел крайне медленно. Более того, ремесленники часто сами боролись с распространением нового, опасаясь конкуренции.