Вывод: Клепанные медные котлы и двулезвийные топоры

   |  Страница создана: 22-04-2016  |  Просмотров: 3 373
загрузка...

Основной текст статьи здесь

Итак, констатируем, что на Правобережной Украине, точнее в Буго-Днестровском регионе и в прилегающей акватории Причерноморья в поздний период эпохи бронзы мощно пульсировала цивилизация, которая имела тесные торговые, религиозные, возможно, и политические отношения с рядом соседних протогосударственных образований и раннеклассовых государств. Одним из основных источников экономического роста нового социоорганизма были посреднические услуги по транспортировке в Восточное Средиземноморье прибалтийского янтаря: с верховьев Днестра, через Подолье с выходом на причерноморскую низменность и Нижнее Подунавье. Особенно тесные отношения наладились с рядом центров в эгейско-анатолийского регионе (и в первую очередь - с минойской, а затем - микенской средой), которые были вызваны еще не полностью понятными религиозно-процесийными и ритуально-обрядовыми связями. Например, не позднее XV в. до н. э. установились взаимосвязи между культовым центром в Южном Побужье (Эксампей) и определяющим для всего микенского мира религиозным центром на о. Делос, что на Кикладском архипелаге (имеются в виду Дары гипербореев, путь которых начинался в лесостепной зоне Южного Побужья). Свидетельством религиозно-обрядовых контактов следует считать и местное налаживание выработки изделий, которые, скорее всего, имели исключительно культовое назначение (клепаные котлы, двулезвийные топоры). В конце концов, если вышеупомянутые Tursha и Tiras схидносередземноморских письменных источников таки имеют определенное отношение к происхождению местных названий Тирас, Агатирс, Идантирс, которые засвидетельствованы Геродотом и другими античными авторами на территории Древней Скифии, то это однозначно может свидетельствовать о вхождении данного региона (позднее с позднего периода эпохи бронзы) в орбиту тогдашних цивилизационных процессов. и маршрут следования гиперборейских Даров на о. Делос - одно из лучших тому подтверждений. Хотя бы потому, что культ гиперборейских дев не прерывалась на Делосе даже в период так называемых "темных веков", то есть в ХII-VIII вв. до н. э. [Колосовская, 1982, с. 67]. А это, в свою очередь свидетельствует, об особом значении, которое придавали этим религиозные процессии с, казалось-бы, далекой "варварской периферии" в Ахейской Греции.

Примечания

1. Более десятилетия назад Р. Литвиненко в диссертации обосновал датировки поздних срубных захоронений Северскодонеччины и срубных памятников Украины в целом ХIV-ХIII вв. до н. э. [Литвиненко, 1994, с. 15–17; Отрощенко, 2001, с. 160].

2. Отсутствие достоверных данных об условиях нахождения этих вещей, а главное - их специфический подбор и количество, все-таки дают основание видеть в них сопроводительное инвентарь одного из захоронений, в котором (если принять предположение) мог быть захоронен один из представителей местного аристократического рода или любая другая выдающаяся личность.

3. Изделия из металла, который отнесен к левобережной химической группы меди (Лб) концентрируются в основном на Левобережье Нижнего Днепра, распространяясь выше до среднего течения реки. Согласно картографированию, изделия из этого металла – это территориально узкое и, по словам Е. Черных, исключительно приднепровское явление. Восточнее они появляются только на Керченском п-ове (поселение Кирово), у побережья Азовского моря и на Северском Донце. На западе же известно всего два образца из Молдовы [Черных, 1976, с. 59, 61, рис. 25].

4. В конце концов, недавнее вывода за пределы вещественного инвентаря Бабинской культуры (быв. Многоваликовой керамики) костяных дискообразных псалиев и констатации отсутствия в Бабинского культуре не только захоронений с эле конской упряжи среди сопроводительного инвентаря, но и скелетов колесничих - сегодня поставлена под сомнение сам колесничий статус Бабинского общества [Литвиненко, 2005, с. 45-46; Бандривский, 2006, с. 18-19]. Однако, несмотря на это, щитковые псалии с Буго-Днепровского междуречья (Трахтемирив), а также с правобережья Нижнего Приднепровья ученые хотя уже и не рассматривают как принадлежащие к Бабинской культуры, но и не решаются еще отнести к сабатиновско-белогрудовского круга. Зато никаких препятствий для такого зачисления (кроме, конечно, глубоко укоренившегося традиционного восприятия), мы не видим.

5. Бессарабский (Бородинский) "клад", несмотря на свою исключительную значимость для познания этно-культурных процессов всей Юго-Восточной Европы (и будучи выведенным за пределы инвентаря Бабинской культуры), до сих пор так и остается незасчитанным к одной из выделенных на сегодня археологических культур. В одной из последних фундаментальных работ Бессарабском (Бородинском) "клада" отведено аж ... одно предложение, и это – предпоследнее, при том же в последнем абзаце темы... [Археология Украины. Курс лекций, 2005, с. 179]. Мотивы, которые препятствуют относить Бессарабский (Бородинский) "клад" к памятникам сабатиновско-белогрудовского круга, пожалуй, не только научные. Не исключено, что дело заключается в том, что и сабатиновская, и белогрудовская культура были распространены исключительно на территории сегодняшней Украины. Вот, если бы речь шла об их пришлый характер ... или, скажем, о каком коротковолновом вторжения иноэтнического населения, и могло оставить Бессарабский (Бородинский) "сокровище", вот тогда... Но. Это тем более странно, что после исследования Гордеевского могильника в лесостепному Побужье в первой половине 1990-х годов, в котором обнаружены многочисленные и разнообразные украшения из золота, янтаря, бронзы, вопрос о вероятности существования в белогрудовской и в родственных ей культурах аристократических (или, как чаще принято сегодня говорить – "элитных") захоронений, уже якобы выяснено [Березанська, Лобай, 1994, с. 148-153; Berezanskaja, Klocko, 1998, s. 3-20].

6. В Археологическом музее Араклион (Греция) выставлен ритуальный дволезвийный золотой топор – лабрис с Крита, которая датируется 1700-1600 годами до н. э. Дворцы в то время называли также "домом Лариса", что свидетельствует о важной роли дволезих топоров – лабрис в критских ритуалах и минойской-микенской религиозно-обрядовой символике целом [Журавлев, 2005, с. 108-114].

7. Интересно, что во время посещения Аида (Одиссея, 11) видим тройное разливки душам умерших: медом с молоком, вином и водой. Более того, Одиссей наполняет выкопанную в земле глубокую яму кровью принесенных в жертву животных, после чего появляются тени умерших, которые были жаждущие. Описанные вещи Г. Коттерилл соотносит с т.н. "отверстиями для кормления", обнаруженные в отдельных микенских гробницах и которые, как полагают, были предназначены для кровавых разливанное [Коттерилл, переиздание 2006, с. 114].

8. Головные уборы хеттских божеств имеют особый религиозный смысл [Гарни, 2002, с. 244].

9. Общепринятым является датировать Михайловский клад периодом НаВ3 [Metzner-Nebelsick, 1994, s. 346-383; Kemenczei, 1995, Band 11; Бандривский, Крушельницкая, 2003, с. 18-26], для которого сегодня установлены временные границы 950/920-800 годы до н. э. В противоположность распространенному сегодня в научной литературе ошибочном, как считаем, предположению о принадлежности Михайловский клад к культуре фракийского гальштата (другие версии: "культура Гава-Голиграды", "голиградськои группа" и др.) Было выдвинуто предположение о связи сокровищ с Михалкова с тогдашними культурами Правобережной Украины, а через них – с древними культами Восточного Средиземноморья. Первый шаг на этом пути был сделан еще в 1998 году, когда Михайловские сокровища впервые истолкованы как принадлежащие к непоротовский группе памятников и сопоставлены по времени с такими древностями Средньоднестровского региона, как памятники среднего горизонта культового центра в епонимному Непоротово, сокровищем с Мошанца, Рудковецьким городищем, курганами в Бернашивци, Мервинцы и др. [Бандрівський, Крушельницька, 1998, с. 201-208, рис. 2, ІІ-25].

10. Поверхность урицких скал во многих местах расчленена глубокими расщелинами, трещинами, карнизами. Отдельные изображения обнаружены в достаточно труднодоступных и опасных местах на высоте 17-21 м от подножия скал. Поиски наскальных рельефов и петроглифов осложнены тем, что часть из них (особенно та, которая обращена к северу и северо-востока) скрыта под толстым слоем темно-зеленого мха и лишайника. При первом осмотре скал на больших крыльях, например, нашей экспедиции удалось зафиксировать только два крупных скопления из 47 фигур. В следующем году в этом месте было найдено еще девять скоплений общей численностью 92 фигуры. И это, наверное, не окончательное число наскальных рельефов в этом секторе Камня.

11. Причины появления немногочисленной группы клепаных "котлов" на коническом поддоне еще восточнее: на территории бережновско-маевский срубной культуры следует, видимо, рассматривать и решать в одном контексте с проблемой распространения в восточном направлении костяных щитковых псалиев.

12. Недавняя подача абсолютной хронологии культуры Ноа в XVI в. до н. э., которое, как известно, было сделано на основании радиоуглеродных и дендрохронологических данных для ряда культур эпохи бронзы Карпато-Дунайского региона и Евразии в целом [Гершкович, 1986, с. 33-35], должна быть еще снижена. О целесообразности еще более глубокого датировки культуры Ноа (а отсюда - и основательного пересмотра хронологии пизньокомаривських и ранньовисоцьких комплексов), свидетельствует калиброванная радиоуглеродного хронология по Магали, где для материалов с горизонта Ноа-И установлена ​​дата 1680-1430 [Popa, Boroffka, 1996, p . 51-61]. Близкую дату за 14 С имеет комплекс культуры Виттенберг-С Sighisoara "Carbionul Viilor" с выразительными элементами Ноа: 1685-1524 (Bln. 4622). Для нашей территории это тем более важно, что фаза Виттенберг-С синхронная Монтеро II-в, который содержит близкие параллели к комаровской культуры.

13. Причем, в сколотского обществе Приднепровья, Южного Побужья и Приднестровья эта традиция по сооружению зольников продолжалась без перерыва от сабатиновской-Белогрудовский времен до периода эллинизма включительно. И. Черняков и Г. Тощев, кажется, одни из первых в украинской археологии предложили пересмотреть вопрос происхождения зольников в белогрудовской культуре и земледельческих культов в Скифии целом. Наиболее вероятными их генетическими носителями были, как считают исследователи, носители сабатиновской культуры. Более того, даже такой очень важный показатель степных и лесостепных "скифских" культур как керамика, пишут И. Черняков и Г. Тощев, также генетически достигает сабатиновской. Даже выделена Б. Шрамко архаичная керамика восточного укрепления Бельского городища [Шрамко, 1983, с. 73-92] и и частично в своем происхождении связана с сабатиновской и генетически из Белогорского керамикой степных племен Украинского Причерноморья [Тощев, Черняков, 1986, с. 137].

14. В первых ритуальных процессиях, по свидетельству Геродота, участвовали две гиперборейские девушки Гипероха и Лаодика, которые сопровождали Дары. Однако когда Гипероха и Лаодика не вернулись, то гипербореи начали посылать Дары, располагая их на границе соседей. Упомянутые выше гиперборейские девушки скончались на Делосе и Геродот видел могилу, которая, как он объясняет, находится в теменосе святилища Артемиды, слева при входе в него; у могилы растет маслина (IV, 33-34). В 1946 году, когда было открыто это святилище Артемиды, были исследованы могилы Гиперохи и Лаодики. Их могила представляла собой вырубленную в материке платформу, которая была окружена стеной. Рядом были найдены фрагменты керамики XVI - нач. XVII вв. до н.э. [Gallet de Santerre, 1958, p. 32-35, 111, 120, 125, 165-166; Колоссовская, 1982, с. 66-67]. Но, еще раньше, по свидетельству Геродота, из страны гипербореев прибыли на Делос две молодые женщины – Арга и Опис, которые несли дары Илифия за благополучные роды (причем, пришли вместе с самыми божествами – Аполлоном и Артемидой). Их могила, пишет Геродот, находится в святилище Артемиды на восточной стороне, возле зала для банкетов кеосцев (IV, 35). Раскопками Ш. Пикара, Ж. репло и Ф. Курбе в 20-х годах ХХ в. было исследовано также захоронения Аргы и Опис, представляло собой гробницу микенского типа с широким хромосом. В эллинистическое время могила была окружена стеной. Перед стеной расчищена четырехугольная плита, которая, как полагают, служила за основу алтаря. В самом захоронении находились человеческие останки, а также два кикладских и три микенских сосуда [Gallet de Santerre, 1958, h/32-35, 111-125, 165-166; Bruneau, 1970, p. 46; Колоссовская, 1982, с. 66-67]. Обе могилы были местом почитания гиперборейских дев, культ которых не прерывался на Делосе даже в период так называемых "темных веков", то есть, в ХII-VIII вв. до н. э. [Колоссовская, 1982, с. 67].

15. Схоже тлумачення назви "сага ріс” подає Ксенофонт у своєму "Анабазисі” (4,16): "…мали при собі перський лук, і сагайдак і кай сагарін і сокиру, якою користуються амазонки”. Сучасний італійський переклад передає назву сагарін як "двогостра сокира” (дослівно: "bipenne” – Latini e Greci. Ksenofonti. Anabazi. Fabbri. Editori – 2004. – s. 242. Автор висловлює глибоку вдячність проф. Андрієві Содоморі за консультацію з цього питання.

16. К сожалению, в трудах таких известных скифологов, как А. Хазанов (1975) и Д. Раевский (1977), посвященные основательном анализу рассказов Геродота о скифах, не только не представлены толкования термина "сколоты" но и (и этим справедливо упрекает А. Хазанову и Д. Раевскому академик Б. Рыбаков) даже само название: "сколоты", ни разу не упоминается в их монографиях [Рыбаков, 1979, с. 216]. Приходится только сожалеть, что и сегодня значительная часть современных скифологов в своих трудах старается избегать названия "сколоты" и всего того, что связано с их происхождением, связями с окружающим Миром и их исторической судьбой.

17. Западная граница сколотского ("скифского" по Геродоту) объединения проходил по реке Тиарант – левого притока Дуная, то есть, значительно западнее сегодняшнего Бухареста и тех "скифоидних" групп, которые обычно локализуют в Карпатском регионе. А о величине этих наиболее выдвинутых к западу подконтрольных сколотам земель, свидетельствует то, что между реками Тиарант и Пората (Пирет, с которым отождествляют реку Прут), ионийский историк указывает еще три реки Арар, Напаарис и Ордесс (последняя, ​​как предполагают, является современной г. Арджеш, протекающая западнее Серета). Однако, несмотря на прямые указания Геродота о том, что эти притоки Истра протекали по "скифской" (сколотскокой) земле, советские и до недавнего времени большинство российских и украинских ученых молча и никак не комментируя обходили это "неудобное" место у Геродота. Дело в том, что так расширены на запад границы "скифского" квадрата, которые включали значительную часть Карпат, предусматривало-б, по-идее, присутствие кочевого ираноязычного компонента в типично горной местности. До сих пор этот виртуальный кочевой компонент в междуречье левых ("скифских" по Геродоту) приток Истра не найдено. Зато именно здесь известны достопримечательности трансильванской группы, появление которой В. Васильев связывает переселением какой-то части населения с Правобережной Лесостепи, то есть с основной территории расселения сколотов. Вот поэтому о тетрагон Геродота (IV), говорить, что он является т. н. сколотского квадратом, а не скифским.

18. По количеству янтарных изделий Гордеевский могильник не имеет аналогов среди памятников Старого Света [Клочко, 1996, с. 130]. Две янтарные бусинки с Гордеевского могильника изготовлены из симентиту, то есть имеют сицилийское происхождение [Шумова, 2005, с. 233].

19. Здесь следует уточнить, что критяне начали использовать бренд только в пизньоминойський - III период, то есть после 1400 до н. э. [Strong, p. 19; Блаватская, 1976, с. 93].

20. В связи с обнаружением на территории высоцкой культуры подобных памятников встал вопрос о включении последних в таксон высшего порядка, который в 2005 году выделено в Высоцке-Белогрудовский культурно-историческую общность [Бандривский, 2005, с. 24]. Хотя вопрос об отношении к памятникам этой общности значительно богатой древностями того времени сабатиновской культуры (а главное  можно ли указанные три культуры объединять в одну культурно-историческую общность), требует отдельного освещения, однако на сегодняшнем этапе исследований правомерность такого о соединение кажется достаточно обоснованным.

21. Саме цим буго-дністровськім маршрутом через Поділля прібалтійській бурштин значний легшим шляхом, а отже - швідше досяжними егейсько-анатолійського регіону, аніж довшім и більш Важко прохіднім й звівістім центральноєвропейськім маршрутом (через Західні Карпати, Верхнє Подунав'я, Балканські гори й гористий Пелепонес) .

22. О вероятности существования в Нижнем Поднестровье колоний, которые были основаны выходцами из Средиземноморья свидетельствует, хотя-бы, все еще малоисследованных пассаж  Аммана Марцеллина (ХХII, 8, 40-41), который рядом с ахиллова Бегом называет "... город Тир, финикийскую колонию, которую орошают воды Тираса "[Куклина, 1985, с. 63].

23. В этих документах отмечается, например, что такие "народы моря" как акайваша (так египтяне называли ахейцев - создателей микенской культуры) вместе с туршу (Tursha) и местными ливийцами грабили города в Нижнем Египте. В Дельте у города Пер-Иру обе армии столкнулись. В шестичасовой кровопролитной битве египтянам удалось разгромить ливийцев и их союзников – представителей «народов моря». Египетские хроники сообщают, что среди «народов моря» наибольшие потери понесли акайваша и туршу – убиты 1213 человека и 722 человека соответственно (для сравнения: другие представители «народов моря», такие как шардана, шакалуша и лука все вместе оставили на поле боя около 450 человек). Причем, египтяне подсчет убитых вели несколько жутким, однако надежным способом: у ливийцев отрубали пенисы, а в «народов моря» – руки. Обе группы этих трофеев были представлены фараону Мернептах [Сафронов, Журавлев, 2005, с. 154].

24. Е. Дилль считает, что корень Tira – малоазийского происхождения [Diehl, 1939, s. 347; Куклина, 1985, с. 63]. В хеттских документах сохранилась название захидномалоазийського города Таруиса [Сафронов, Журавлев, 2005, с. 153].

25. Отдельного проработки требует не только вопрос, имена Тирас, Идантирс, Агатирс имеют отношение к названиям туршу и Тирсен древних письменных источников, но и едва ли вышеназванные имена имеют какое-то отношение к таким островов кикладскими архипелага, как о. Тира и о. Тирасия, которые около 1500 гг. до н. э. испытали мощное катаклизма, повлекшее грандиозные по масштабам этно-культурные перемещения в Эгейском регионе и в прилегающих областях. Напомним, что собственно к одному из самых известных (по своей религиозной значимости) в античном мире островов – Делоса ежегодно с Южного Побужья отправлялись ритуальные процессии гипербореев. И, более того, собственно агатирсы названы Вергилием в ИV песни "Энеиды" как, принимающих непосредственное участие в культе Аполлона на Делосе [Колосовская, 1982, с. 56-57].

загрузка...