Мы уже видели, какую роль в развитии оружия Востока и Запада сыграло вооружение монголов. Рассмотрим влияние монгольского костюма на костюм других народов.
В конце XIII -первой половине ХIV вв. – пору высшего могущества, стабильности держав чингизидов, когда сформировались все элементы Имперской кульуры, монгольский костюм и его элементы пользовались огромным престижем, причем близость к монгольским правящим кругам того или иного правящего каасса того или иного этноса определяла и меру заимствования. Так, совершенными монголами по костюму и прическе выглядят уйгурские чиновники (Табл. V: 7) и армянские князья (Табл. V: 8-11) в первой трети – середине XIV в. Но независимые от монголов правители Сербии и Македонии во второй четверти XIV в. носят монгольские кафтаны и халаты: правозапашный кафтан с разрезными рукавами (Табл. V: 13), и кафтан с короткими рукавами, украшенный четырехлопастной оплечной розеткой, да еще с утеплительной простежкой поясницы, с боковыми разрезами, отрезной талией и складчатым подолом (Табл. V: 14). При этом на них надеты пояса с металлическим набором, типичные для костюма феодалов «готической» Европы, но с монгольско-китайской манерой крепления длинного свободного конца пояса (см. Табл. I: 2, 7) и затыкания за него платка для вытирания рук после еды. Впрочем, сами монголы охотно носили пояса европейской работы (Мальм, с. 18, 19; Крамаровский, 1985, с. 156-161).
Интересна судьба монгольского костюма после утраты чингизидами власти в Иране, Средней Азии, Китае (хотя сменившие их в Иране Чобаниды и Чжалаириды, а в Средней Азии – Тимуриды были не менее монголами, чем, скажем, чингизиды Золотой Орды).
Монголы Монголии (Табл. IV: 3-5, 10) полностью сохранили даже в XV в. все элементы и формы костюма, причем шапки «законсервировались» в формах второй трети XIV в. О влиянии монгольского костюма на развитие костюма Средней Азии и Восточного Ирана мы уже писали в свое время (Горелик, 1979). В Западном и Центральном Иране мужской костюм и прическа знати в последней трети XIV в. (Табл. III: 30, 31), да и на протяжении почти столетия после, продолжали сохранять совершенно монгольский облик, выработанный к тридцатым годам XIV в. Женский костюм сохранял монгольские элементы — халат, бохтог – в Средней Азии при Тимуре и в османской Турции до XVII в. ( Lengyel, 1971, с. 147; Blinney, 1973, р. 94).
Интересно сложилась судьба монгольского костюма в Китае. Обычно отмечается, что «с воцарением в Китае династии Мин, пришедшей к власти на гребне антимонгольокого народного восстания, были приняты меры, направленные на искоренение в костюме китайцев следов иноземного владычества» (Крюков, Малявин, Софронов, 1987, с. 124). Издавались законы, карающие смертью за ношение монгольского платья (За сведения о них мы благодарим специалиста по прикладному искусству эпохи Юань, кандидата иску сствоведения Шан Гана, КНР). И тем не менее в ряде ситуаций монгольский костюм представлялся совершенно естественным для китайца, «своим», необходимым. Однако вернемся на время в эпоху Юань. В последнее время в связи с повысившимся интересом к монгольскому костюму и появлением массового изобразительного, аутентичного материала из раскопок КНР высказано мнение, что женская монгольская одежда, в отличие от мужской, запахивается налево: имеется в виду одежда женщин – жен и служанок, изображенных на фресках и скульптурах в гробницах монгольских чиновников Китая (Крюков, Малявин, Сафронов, 1987, с. 119-122), состоящая из халата, подпоясанного лентой, и короткой кофты, также подпоясанной лентой. И халат, и кофта, надетая поверх него, запахиваются справа налево. Голова не покрыта, волосы расчесаны на пробор и уложены узлом на макушке. Ничего общего этот костюм с описанным нами монгольским женским костюмом не имеет. Он и не является монгольским, будучи во всех деталях чжурчжэньским (Воробьев, 1983, Ипл. V, І; VIII, 2). Перед нами изображения чжурчжэнек – жен и служанок монголов в Китае, одетых в свои традиционные костюмы. Монголки же, как отмечалось, всегда запахивали одежду, как и мужчины, слева направо.
Монгольский мужской костюм был заимствован китайцами в эпоху Мин, как в деталях, так и целиком. Важнейшие заимствования детали – крадратное, реже – круглое орнаментированное поле на груди, в Китае ставшее «буфаном», обозначавшим ранг чиновника (Сычев Л.П., Сычев В.Л., 1975, с. 65): шапка «люхэмао», округлой формы, с околышем и тульей из шести клиньев (Крюков, Малявин, Софронов, 1987, с. 124,125), обязательная для нечиновного люда и ставшая «своеобразным символом этнической принадлежности» для китайцев – головной убор, заимствованный у монголов, у которых он был «шапкой интеллигентов» (см. Табл. III: 8).
Особенно интересен наряд минского императора Сюаньдэ (Сюаньцзуна), правившего в 1426-1435 гг.: он и его придворные всегда одеты в полный монгольский костюм, со всеми его признаками и деталями (Табл. IV: 11, 12), причем не только на охоте, что было, видимо, совершенно естественно, но и во дворце. Характерно, что его любимое одеяние – халат первого монгольского вида с отрезной талией и заложенный складками подола (Табл. IV : 11). Это, видимо, не случайно: халаты с этой деталью были самым торжественным одеянием в минское и в цинское время (Сычев Л.П., Сычев В.Л., 1975, с. 71, 72; Чжоу Сюн, ГаоЧунмин, 1984, Илл. 261, 267, 268, 295, 296, 308, 309).
Для объяснения покроя цинского халата С. Каманном была разработана хитроумнейшая теория перекроя маньчжурами китайского образца (Camman, 1949), частично воспринятая и Л.П. и В.Л. Сычевыми (Сычев Л.П., Сычев В.Л., 1975. с. 72). Но, как и в случае с не менее хитроумной теорией о левом запахе одежд «исконных монголок», оказавшихся на деле просто чжурчжэньками, недавние находки в Китае показывают (Гробница династии Юань..., 1982, Табл. 2, 4), что в основе обоих халатов – и китайского, и маньчжурского – лежит монгольский образец начала XIV в., причем маньчжурскии ближе к оригиналу. Мы можем даже предположить название этой монгольской одежды – тэрлэг. Практически целиком сохранив покрой, он под этим названием – терлик – известен в русском придворном обиходе XVI-XVII вв., став, собственно, первым русским форменным платьем. У монголов это название к XIX в. закрепилось за верхним женским халатом с похожим «ступенъчатым» вырезом верхней, правой полы и отрезной талией со сборчатым подолом.
В костюмах Кореи эпохи династии Ли, правившей с 1392 г., серьезно отличавшихся от костюмов Кореи предыдущих периодов, сильное монгольское влияние можно усмотреть в совершенно аналогичных основному монгольскому виду покрое основных одежд корейских мужчин – халатах «чанъот» и «тюнчимак», и в форме и деталях воинской шляпы «тёприп», аналогичной монгольским шляпам с горизонтальными полями и свисающей назад от макушки кистью и подбородным шнуром, унизанным бусами (Корейские костюмы..., 1963, Табл. 3, 5, 52).
На нескольких сюжетах мы попытались показать, что культура монгольских государств второй половины XIII-XIV вв., как и любая иная средневековая культура, сложилась на протяжении почти столетнего периода в результате симбиоза элементов различных культур. Вместе с тем, что в каждой из держав, где правили чингизиды и их монгольские преемники, сложился свой вариант культуры. Огромной была связующая роль «имперской» культуры монголов, в которой культура монгольских племен и монгольского государственного этноса сыграла свою, в некоторых моментах решающую роль, и влияние этой «имперской» культуры на другие, в том числе и после гибели большинства монгольских государств, было могучим и плодотворным.
Литература:
Источник: М. В. Горелик Монгольский костюм и оружие в XIII-XIV веках: традиции имперской культуры. Золотоордынское наследие. Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII-XV вв.)». 17 марта 2009 г. Сб. статей. Вып. 1. - Казань: Изд. «Фэн» АН РТ, 2009.