Айда-катти и Меч Моплахов
Продолжаем ковыряться в "железках" индо-персидского региона. В первой части мы остановились на юго-западном побережье Индии, в Малабаре, где рассматривали оружие местных жителей – народности Кодагу.
Как уже было упомянуто, кроме ножа пичангатти, у воинов Кодагу имеется айда-катти, она же аюдха-катти, что значит – "боевой нож":
Имеет весьма своеобразную форму широкого тяжелого клинка, изогнутого вперед. Очевидно, своё происхождение айда-катти ведёт от простого тесака, которым расчищали от кустов и прочих зарослей земли под распашку. Поэтому, для человека неискушённого, он немного напоминает сельскохозяйственный инструмент, но на самом деле это реальное оружие, смертельное в опытных руках. В длину имеет около 0,6 м.
Айда-катти часто называют "мечом моплахов", что не совсем верно. Несмотря на похожесть и, скорее всего, общее "тесачное" происхождение, айда-катти – это всё же оружие народности Кодагу.
Моплахи, они же мапилли – это мусульманская умма (община) Малабара. Состоит в основном из потомков арабов, смешавшихся с местным населением, и из индийцев, принявших ислам. Многие индийцы низших каст становились мусульманами, чтобы вырваться из тяжёлых кастовых ограничений и перестать быть неприкасаемыми.
Меч моплахов отличается от айда-катти более плавным изгибом клинка и, как правило, рукоятью с навершием, чуть загнутым, в виде головки или клюва. Размер меча такой же, как у айда-катти.
В 1921 году моплахи подняли очередное восстание. Начавшееся как антиколониальное, это выступление перешло в грандиозную резню. Поначалу мапилли резали угнетателей-англичан из администрации, полиции и вообще, отовсюду, где их можно было достать. Но англичане быстро закончились. Зато остались индусы и неутолённая жажда крови. И вот, вспомнив былые обиды и противоречия, под предлогом того, что индусы каким-то образом хотели способствовать англичанам, резня продолжилась с новой силой. Несколько тысяч человек было зарублено этими самыми "мечами моплахов". Ещё несколько сотен тысяч человек бежало из охваченных восстанием районов.
В конце концов, к подавлению мятежа были привлечены довольно серьёзные силы. Понятно, что против винтовок никакие мечи моплахам помочь не могли. Подавив восстание, колониальные власти жёстко расправились с восставшими, а потом провели тотальную конфискацию этого оружия, после чего погрузили на корабль и утопили в океане. В результате, меч моплахов теперь довольно редко встречается "в природе".
Кукри
в начало
В подавлении восстания моплахов участвовали также и полки гуркхов.
Чувствую, как продвинутые члены Стаи довольно хрюкнули. Потому что сразу поняли, о чём пойдёт речь дальше. Ну, конечно же, где гуркхи, там и их неизменный нож кукри!
Но прежде, чем мы перейдём к самому ножу, вкратце расскажу о его владельцах.
Гуркхи (гурки) (англ. Gurkha) — британские колониальные войска, набиравшиеся из непальских добровольцев. Название происходит от наименования варны (кастовой группы) касты чхетри (непальских кшатриев) – Горкха (Гуркхи), игравшей руководящую роль в Горкхской конфедерации – военном союзе непальских племён, во главе с правителем маленького княжества Горкха, подчинившим себе территорию современного королевства Непал.
Это тот самый основатель королевства – Притви Нараян Шах. Гордо кажет палец соседям, мол, я тут первый, а вы нишкните:
Гуркхи принимали участие в подавлении антиколониальных восстаний в Индии (сикхов, сипаев и др.) и в Афганистане (1848). Также они воевали в Первой мировой войне против врагов Великобритании на Ближнем Востоке и во Франции.
В годы Второй мировой войны гуркхи воевали в Африке, Юго-Восточной Азии и Италии.
В 1982 гуркхи принимали участие в Фолклендском конфликте.
Гуркхов отличает строжайшая дисциплина, храбрость и верность присяге. Их девиз: "Kaathar hunnu bhanda marnu ramro." (Лучше умереть, чем быть трусом).
Что бы понять, как гуркхи "дошли до жизни такой", совершим небольшой экскурс в историю.
В начале XIX века Британская Ост-Индская Компания, к тому моменту уже прочно закрепившаяся в Бенгалии, принялась за наведение порядка на территориях, которые считала своими. Но дело в том, что соседнее, молодое и воинственное королевство Непал также претендовало на часть этих территорий. Конфликт был неизбежен.
Гуркха из племени кхас. Обратите внимание, какой хороший взгляд у него. Твёрдый, открытый. Взгляд воина, кшатрия:
До начала военных действий англичане, привыкнув к легким победам над индийцами, не воспринимали непальцев, как серьезную опасность. Ну действительно, какую угрозу могли представлять из себя непальские вооруженные силы, состоявшие из 14 000 солдат и командиров, на вооружении у которых стояло всего-то около 4000 единиц ручного огнестрельного оружия и несколько легких пушек.
Однако, первая же попытка захватить несколько укреплений непальцев в январе 1814 года показала, что противника сильно недооценили. После яростной контратаки непальцев, потери британцев составили около 300 солдат, причём сами непальцы потеряли всего 70. Озадаченные англичане отступили и начали подготовку к большой военной кампании.
Первое большое сражение состоялось осенью 1814 г. под Налапани. Несмотря на применение англичанами артиллерии, поле боя опять осталось за непальцами.
В последующих боях оборонявшиеся непальцы также проявляли яростное ожесточение и отчаянную храбрость. Известен характерный случай при обороне укрепления Малаон, когда британцы заняли ключевую позицию на склоне горы, и оттуда хотели простреливать главный форт. После того, как британские саперы расчистили дорогу и втащили на эту позицию пушки, из крепости выдвинулся небольшой отряд непальцев, возглавляемый начальником гарнизона Бхакти Тапа. 600 человек против 2400.
Непальцы с боем занимают высоту, начинается страшная мясорубка. Во время боя Бхакти Тапа получает тяжёлое ранение в живот. И вот тут, согласно легенде, Бхакти Тапа заправил свои кишки, вылезающие из разрубленного живота обратно, обмотал туловище сорванным с головы тюрбаном и продолжил рукопашную схватку, уложив, в общей сложности, около двух десятков противников. А было ему тогда "всего" 73 года!!! Такой вот боевой дедушка-кшатрий.
Несмотря на численный перевес британцев, непальские храбрецы так отчаянно сражались за высоту, что только введение в бой дополнительного отряда британских войск переломило ситуацию. В конце концов, большая часть непальского отряда погибла, остальные были тяжело ранены. Впечатленные мужеством непальских воинов, англичане позволили забрать их тела в крепость, которая в скором времени капитулировала.
А вот и свидетельство очевидца, британского миссионера, преподобного Вуда, который описывал боевые приёмы непальцев в своих мемуарах:
"Смелые, как львы, гибкие и быстрые, как обезьяны, и злые, как тигры, маленькие, жилистые мужчины неслись прыжками в атаку, двигаясь так быстро, и сохраняя такую дистанцию друг от друга, что мушкеты были бесполезны против них. Когда они приблизились к солдатам, они вдруг присели к земле, нырнули под штыками, ударили вверх своими кукри, разрубая тела с одного удара, а затем, после того, как сделали все зло, что было в их власти, отступили также быстро, как пришли. Пока наши люди поняли этот способ нападения, многие из них погибли от рук немногочисленных противников, некоторые понесли урон от своего оружия. Противники резали или рубили их ножами, острыми, как бритвы, и зачастую выскакивали невредимыми из частокола штыков. Они могли проскользнуть под брюхом лошади офицера, распоров его одним ударом кривого ножа, и ударить с другой стороны в ногу офицера, пока он и его лошадь падали".
"Travels in India and Nepal” by the Rev. Wood
Всё же, лучшая оснащенность и численное превосходство британских войск переломили ход боев. Осенью 1815 года, после нескольких крупных сражений, британские войска находились уже в опасной близости от сердца Непала – Долины Катманду. 4 марта 1816 года был подписан договор, по которому Непал, хотя и отстоял свою независимость, но потерял все недавно занятые им территории. Одной из важнейших частей мирного договора стал пункт, согласно которому англичане могли набирать в Непале солдат для Британских Гуркхских полков.
Хитрожопые британцы, сильно впечатлённые мужеством и храбростью непальских воинов, а также их явным превосходством над сипаями (это индийцы, нанятые на службу в военные подразделения Британской Ост-Индской Компании), собирались использовать гуркхов не столько для завоевания новых территорий, сколько для контроля над уже покоренными народами. Как говорится, все в лучших традициях английской демократии – divide and rule (разделяй и властвуй).
Вот так гуркхи и поставили свои кукри на службу британскому колониализму. Даже сегодня в Афганистане стоит гуркхский батальон (1st Battalion The Royal Gurkha Rifles). Принц Гарри во время своей 10-недельной службы в Афганистане, был приписан как раз к этому батальону.
А не так давно проскакивало сообщение из Афгана о том, что какой-то гуркха в порыве служебного рвения отчекрыжил талибу голову.
Правда тот был уже мёртв и ничего не почувствовал, но его соплеменники обиделись.
Ну, с гуркхами разобрались, пора перейти к кукри!
Итак, как мы уже выяснили, нож кукри (он же кхукри или кхукури, произносится непальцами как «ху’кури») был подлинным кошмаром для противников гуркхов. Мощный изогнутый клинок, находясь "в ловких и натруженных руках", оставлял страшные раны, отсекал конечности, разрубал тела и головы. Однако, для подавляющего большинства непальцев нож кукри всегда был и остаётся обычным хозяйственно-бытовым инструментом, используемым для расчистки участков от растительности, для заготовки древесины, забоя скота, разделки мяса и тому подобных задач.
Вообще, кукри можно смело назвать многофункциональным инструментом. Это инструмент воина, путешественника, крестьянина, охотника. Ведь благодаря уникальной конструкции кукри, им можно колоть, резать, рубить и даже бить, как молотком, используя обух. Еще одно назначение этого ножа – ритуальное. Специальные виды кукри используют для отсечения голов жертвенных животных.
Следует отметить, что орудия такой изогнутой формы в древности были достаточно широко распространены, в том числе и в Европе.
Вот, к примеру, кельтский кривой нож II-I вв. до н.э.
В связи с этим не утихают жаркие споры о происхождении кукри. Некоторые считают, что это наследие кочевников-арийцев, пришедших в Северную Индию ещё в конце II тысячелетия до н. э. Другие полагают, что древние арийцы тут ни при чём, и истоки происхождения кукри надо искать в самом Непале. Третьи ищут (и находят!) прототипы кукри в Индии, где такие клинки тоже использовались. Ниже одно из изображений воинов в храме Чандрагупта, царя древнеиндийского государства Магадха, основателя династии Маурьев (317-180 до н. э.).
Есть и более "свежие" изображения изогнутых клинков в Индии, как, к примеру, на этом барельефе X-го века:
Четвёртые считают, что непальцы позаимствовали такой дизайн оружия от персов: Геродот упоминает о похожем оружии персидской тяжелой кавалерии еще в начале V века до н. э.
Самая популярная теория гласит, что кукри произошёл от так называемого кописа (другие названия махайра и фальката) – изогнутого меча специфической формы с односторонней заточкой по внутренней стороне, которым были вооружены воины Александра Македонского.
Якобы, во время его индийского похода, индийцы познакомились с кописом, испытав его на собственной шкуре. От чего сильно воодушевились, и тут же приняли его на вооружение.
Мне всё же думается, что, скорее всего, копис (если кукри действительно происходит от него) прижился на территории Северной Индии и Непала во времена существования так называемого Индо-греческого царства (с 180 до н. э. до 10 н. э.), основанного греко-бактрийским царём Деметрием.
Некоторые адепты этой теории даже составляют своего рода схемы, наглядно показывающие связь некоторых видов восточного оружия с древнегреческим кописом.
Клинок традиционного кукри изготавливается из высокоуглеродистой стали и, чаще всего, имеет зонную закалку. Форма клинка изогнутая, с заточкой по внутренней стороне, нижняя часть расширяется так, что центр тяжести смещен к острию. Толщина обуха клинка непальского кукри в среднем от 8 до 12 мм, длина клинка, как правило, от 280 до 400 мм. Такая форма клинка позволяет минимизировать усилия при нанесении рубящих ударов. У классического непальского кукри у основания клинка находится омегообразный вырез – кауди, каура или чо, а вдоль обуха с обеих сторон клинка – долы.
Кауди может быть "открытым", либо выполняться в виде отверстия (так называемый "голубиный глаз").
Существование и предназначение этого выреза всегда возбуждали неподдельный интерес в найфоманском сообществе. Ради выявления истины штудировалось море литературы, от индуистской мифологии до сопромата. В конце концов, большинство интересующихся согласилось с тем, что назначение кауди – снятие напряжения и исключение появления трещин в месте концентрации максимальных напряжений, там, где лезвие переходит в незаточенную пятку. В качестве основного довода этой теории приводится такой факт: якобы для кукри, не имеющих кауди, производимых, например, в Америке, наиболее частым дефектом является отлом клинка у рукояти (типа на эту область клинка падает максимальная нагрузка при рубящем ударе по твердой цели).
По поводу версий, объясняющих существование и пользу кауди, позволю себе процитировать И. В. Мягких (khukuri.ru/kukri.htm), который, на мой взгляд, даёт наиболее правильное объяснение.
Вот что он пишет:
"Клинки кукри, начиная с 19 века, имеют фигурный вырез возле рукояти, называемый чо (cho) или кауди. Изначально этот вырез был, по всей вероятности, чойлом (choil) – полукруглой выборкой металла клинка, отделяющей заточенную часть лезвия от рикассо (см. ниже кукри Притви Нараян Шаха).
Затем он видоизменился в более сложную форму с зубцом посередине выемки. Существует большое количество версий, объясняющих полезность этого элемента, но, к сожалению, большинство из них малоубедительны. Среди них такие: это приспособление для захвата клинка противника; элемент, препятствующий стеканию крови на рукоять; вырез повышает стойкость клинка на излом; это замок, фиксирующий клинок в ножнах, и т. д. Самым простым и, вероятно, логичным объяснением является следующее – форма кауди позволяет определить в каком регионе, и в какой мастерской был сделан кукри. Возможно, это было своего рода подписью и гарантийным обязательством мастера.
На самых простых кукри, рядовых, вырезался простой кауди, возможно, они были изготовлены подмастерьями, которые не имели еще своего значка. Впоследствии, с появлением кукри фабричного производства и кукри сувенирных, для туристов, вырез этот продолжал традиционно изготавливаться на клинке, но стал схематично простым и больше не нес смысловой нагрузки.
Именно в это время, возможно, и появились сложные объяснения его практической полезности или, наоборот, версии, увязывающие его присутствие на клинке с религиозными представлениями непальцев".
Рукоять кукри традиционно изготавливается из дерева или кости и имеет всадной или, реже, накладной монтаж на заклепках.
Ножны кукри изготавливаются из дерева и обтягиваются кожей водяного буйвола. Как правило, кукри комплектуются набором вспомогательного инструмента, располагающимся в специальных кармашках на основных ножнах, в который может входить от одного до десятка мелких приборов.
В большинстве случаев их бывает два: небольшой "чистый" нож карда (karda), для приготовления еды, строгания, тонкого и точного резания, и небольшой примитивный напильник чакмак (chakmak) – полоска высокоуглеродистой стали с ручкой, грубо обработанная и шероховатая, её применяли для заточки кукри, карды и как кресало (часть огнива), для разведения огня. Сам кремень и трут тоже могли находиться в кармашке на ножнах.
В Непале изготавливается большое количество моделей кукри, классифицировать которые достаточно сложно: с древности до настоящего времени отмечается огромное разнообразие местечковых разновидностей, умножаемое разноплановыми требованиями заказчиков и особенностями изготовления различными мастерами-ками. Будучи изготовляемыми целиком вручную, даже модели одного ками отличаются между собой.
С конца XVIII – начала XIX века кукри условно делят на два основных типа. Оба типа характеризуются достаточно плавной дугой рукоять-обух клинка, не имея выраженного горбика-угла на обухе.
Первый тип, с узким клинком, называется "hanshee" (арка, серп), нередко имел удлиненные рукоять и клинок.
Второй тип называется "budhume" (большой живот), он более массивный, с широким клинком. Общая длина обычно была равна 17 - 19 дюймам (430 - 480 мм), толщина обуха у рукояти 8 - 10 мм.
Начиная с XX века, появляются кукри с явно выраженным углом-горбиком на обухе.
Название моделям кукри, как правило, давалось по месту изготовления или по каким-то особым признакам. Так, к примеру, кукри бходжпур (Bhojpure) назван в честь местечка Бходжпур в восточном Непале, известного производством широких, "брюшистых", кукри, имеющих существенный (до 40°) загиб оконечности клинка к линии рукояти. Такие клинки, благодаря массивности и достаточной толщины обуха идеально подходят для различных хозяйственно-бытовых нужд.
Кукри сирупати (Sirupate) назван так, потому что форма его клинка напоминает лист дерева сиру, произрастающего в Непале. Сирупати лёгкий и удобный инструмент, крайне популярный, как среди гурков – военнослужащих, так и среди поклонников боевых искусств.
Название кукри баттавал (Buttewal) происходит от слова «батта», что в переводе означает узор, а значит кукри такого типа – покрытый узорами, украшенный, церемониальный или парадный. Эти кукри также именуют «Косимора» (Kothimora) или просто «Мора».
А кукри ангхола (Angkhola), что переводится, как «вогнутая спинка», имеют выемку на широкой лопасти клинка вдоль обушка, между «горбом» и острием. Т.о. центр масс переносится ближе к режущей кромке, что улучшает балансировку клинка и облегчает работу с ним.
Кукри читланг (Chitlange) назван в честь местечка Читланг в восточном Непале. Этот вид кукри схож с сирупати, но, вместо кауди, имеет в клинке отверстие специфической формы, т.н. «голубиный глаз».
На этом мы закончим перечисление разных моделей кукри. Делать это можно ещё долго, но не имеет особого смысла, поскольку различий у кукри разных стилей гораздо меньше, чем общего.
Строение кукри:
У непальцев вообще большая любовь к рубящему оружию. Кроме разнообразных кукри (3), они имели на вооружении ещё и большой двуручный рубящий меч рам-дао (1) и одноручный рубящий меч кора (2):
Оба меча имеют весьма специфическую форму. У коры, вдобавок к этому, ещё и специфическая рукоять, сильно напоминающая рукоять западноевропейского средневекового кинжала рондель (он же шайбендольх). Навершие и гарда выполнены в виде дисков, которые плотно фиксируют ладонь, сжимающую рукоять, сверху и снизу.
Если рам-дао считается оружием чисто ритуальным, применяемым исключительно для жертвоприношений, то кора, которая также используется для ритуального забоя скота, вполне боевое оружие, хотя и не имеет такой громкой славы, как кукри.
На снимке ниже непальские воины из племени гурунгов. Каждый воин имеет меч-кору, кукри и щит-дхал.
С развитием огнестрела щит и кора остались в прошлом, а вот более компактный кукри не только прижился в войсках, но и стал символом гуркхов.
Многие боевые кукри большого размера в Непале делались с рукоятями, как у коры.
А этот музейный кукри по форме – ну вылитая махайра-копис!
В Северной Индии, где кукри также были в ходу, их снабжали тальварными рукоятями (тальвар – индийская сабля).
Там же, на севере Индии, по мотивам кукри изготавливали, как вполне боевое оружие,
так и парадное, для торжественных церемоний.
С недавних пор и у меня живёт вот такой ангхола:
Зовут его Mini Jangle Dragon. Типа "мелкий дракон из джунглей". Длина 324 мм (8 дюймов).
Прикупил его на одном из Арсеналов, чисто из интереса, посмотреть как рубит. Остался доволен, даже лёгкие удары оставляют глубокие зарубки на дереве.
Полный комплект, ножны из буйволиной кожи, с подвесом, есть карда и чакмак.
Правда, карда отчаянно тупая, а чакмак, наоборот, слишком гладкий, нихрена об него не выправишь. Но при желании, конечно, все это можно довести до ума.
В заключение рассказа о кукри несколько интересных экземпляров.
Роскошный кукри, украшенный золотым кофтгари:
Красивый кукри с резной костяной рукоятью:
Индийский нож аля кукри с дамасковым клинком:
Мила Йовович в целях поголовного истребления зомбаков перешла на кукри. Даже на два кукри!
И даже сам Гоблин заценил сей нож, и, кажется, успел им нехило поработать…
А этот гуркха, хоть и маленький, но у него вооот такой... кукря!
Никому дров нарубить не надо???
За сим прощаюсь, иду сочинять продолжение...