В статье рассматриваются пластинчатые налобники, предназначенные для защиты коня в бою. Выделяются два их типа: первый – с круглой выпуклой верхней частью, украшенной концентрическими окружностями, и трапециевидной вытянутой нижней с прогнутыми сторонами; второй – с симметричными веерообразно расширенными концами и прогнутыми сторонами. Новые археологические материалы позволили ограничить время бытования этих налобников второй половиной IV- началом III в. до н.э. Впервые публикуется комплекс из кургана у станицы Пластуновской, который важен не только для датировки налобников, но и для решения вопроса о времени появления т.н. вотивных кладов, или «странных» комплексов. Он является самым ранним из всех известных «вотивных кладов». Вероятно, именно здесь, в Прикубанье, в сиракской среде зародился этот обряд, а впоследствии, в связи с рейдами сарматских племен, распространился в Северо-Западном Причерноморье.
Предметы, входившие в убранство православного храма и использовавшиеся в богослужениях, в символических формах раскрывали главное содержание христианского вероучения – отсюда подчеркнутое внимание к их оформлению и художественному совершенству.
В последнем разделе выставки представлены иконостасы и иконы, богослужебная утварь и книги, драгоценные облачения священнослужителей. Среди литургических сосудов – яшмовый потир, исполненный в 1329 году по заказу новгородского архиепископа Моисея, тарель, вложенная в Архангельский собор Московского Кремля в память о царе Федоре Ивановиче, водосвятные чаши. Высочайшим совершенством отмечены торжественные одеяния митрополита Ионы Сысоевича, созданные в строгановских мастерских в 1665 году.
Жизнь православного христианина от рождения до смерти сопровождали вошедшие в ежедневный обиход нательные кресты, мощевики-реликварии, домашние и походные иконостасы-складни, книги для домашнего чтения, намогильные кресты, символизирующие надежду на грядущее Воскресение. Искусство Древней Руси сохранило множество подобных предметов: от берестяных грамот XII века, в которых говорится о заказе икон для храма, до комплекса икон из надгробного иконостаса царевны Софьи в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.