Основы системы фехтования
Баклеры использовались не только в боевых действиях, они также играли значительную роль в обучении фехтованию. Их ценность как тренировочной системы заключалась в обучении скоординированной работе двумя разными типами вооружения, совместной атаке и защите ими и использовании различных дистанций и техник укола и рубки. Обучение синхронизации, работе ног и судейству также происходило во время таких тренировок.
Судя по всему боевое искусство меча и баклера, первоначально известное как Eskirmye de Bokyler стало общедоступным в 12-м веке. Здесь приведены два изображения того времени (MS No. 14, E. iii., and MS No. 20. D. vi, а также MS No. 14, E. iii., 13-15-го века). Изображение боя с баклерами и дубинами конца 12 века обнаружено на бронзовых панелях дверей кафедрального собора в Трани, Италия. Около 1178 г . Вильям Фицтефен описал, как в Лондоне «Во время летних праздников юноши тренировались… с баклерами». Известный манускрипт I.33, судя по всему, рекоменовал такие упражнения в качестве искусства самообороны и нападения, по крайней мере для германских монахов, еще в 13 веке.
Иллюстрации состязаний с мечом и баклером присутствуют в манускриптах с начала-первой половины 14 века 1 . Термин «фойле» (foyle), т. е упражнения с оружием упоминается в связи с фехтованием меч-баклер еще в 13-м веке (Эшдаун, стр. 316-317). Перевод Catholicon Anglicum , раннего англо-латинского словаря,сделанный Вильямом Кэкстоном в 1483 году, даже связывает само понятие искусства фехтования с использованием меча и баклера: “a Bucler plaer (воин с баклером), gladiator ; a Bucler playnge (фехтование с баклером), gladiatura . Swerde & yebucler (bukiller) playnge (фехтование с мечом и баклером), gladiatura .” 2 На венецианском рисунке 15 века изображены фигуры, заметно схожие с фигурами германских воинов, как их изображали за век или два до того. Испанская Библия 1320 года содержит странный набор иллюстраций, изображающих полулюдей-полуживотных, сражающихся разнообразным оружием, при этом многие из них используют короткие мечи и круглые баклеры.
Есть свидетельства того, что занятия с мечом и баклером были популярным времяпрепровождением, своего рода военным спортом, в Англии и северной Италии в 13-15 веках, а также в Германии, что подтверждено документально. Мы также знаем, что «фехтование с мечом и баклером оставалось популярным зрелищным видом спорта, в частности в городах, и в 14 веке» (Nicolle, Medieval Warfare , стр. 252).Эта система использовалась и в судебных поединках, в частности одно из судебных уложений 15-го века приказывает, чтобы дуэли между французскими простолюдинами «проводились только с баклерами и дубинками» (Гилхрист, стр. 32), а в 1455 г . два простолюдина из Валенсии обучались владению дубинкой и баклером для судебного боя.
В истории Энтони Мандэя о Робин Гуде «Разорение Роберта, графа Хантингтонского» ( The Downfall of Robert, Earle of Huntington ), написанной в 1458 году, средневековая техника меча и баклера упоминается в качестве как боевого искусства, так и техники самозащиты(строки 2560-2570):
Принц Джон: «What meane this groome and lozell Frier, So strictly matters to inquire? Had I a sword and buckler here, You should aby these questions deare.»
Frier: “Saist thou me so lad? Lend him thine. For in this bush here lyeth mine. Now will I try this newcome guest.”
Scathlock: “I am his first man, Frier Tuck, And if I faile and have no lucke, Then thou with him shalt have a plucke.”
Frier: “Be it so Scathlock. Holde thee lad, No better weapons can be had. The dewe doth them a little rust. But heare ye, they are tooles of trust.”
(прим перев. - Уж извините, общий смысл можно уловить можно и так, а талантливо перевести это я не в силах. Если кто-то сможет – свяжитесь, пожалуйста, с нами.)
В порядке вещей того времени были ситуации, когда обычное фехтование ради тренировки перерастало в серьезную ссору. Айлвард описывает случай, произошедший в конце 13 века в Лондоне, когда город наводнили банды юнцов, которые после наступления темноты расхаживали по улицам, стуча мечами по баклерам и вызывая мирных горожан на бой (Айлвард, стр. 8). Даже в 1452 году в одной из английскиих петиций присутствует жалоба на «великое множество бесчинствующих людей» (“gret multitude of mysrewled people”), нападающих на других и убивающих их «мечом, баклером и кинжалами» (“wyth swerd, bokeler, and dagareis”). 3 Известно, что английские законы еще с 1180 года запрещали организацию школ фехтования в Лондоне, а Эдуард I в указе 1286 года Statuta Civitatis London приказал изгнать из лондонского Сити все школы, обучающие Eskirmer au Buckler (или eskirmye de bokyler ) – якобы затем, чтобы контролировать жестокость и предотвратить появление банд, связанных с подобного рода деятельностью 4 . Эти эдикты, запрещающие тренировки, не были направлены на запрет собственно искусства фехтования, скорее, они были призваны в целом ограничить обучение гражданского населения боевым навыкам. В конце концов, обученным таким образом горожанам могло прийти в голову использовать свою силу против правителей. Запреты вовсе не угнетали развитие искусства фехтования в Англии, они должны были предотвратить уличные схватки между молодыми храбрецами и не допустить обучения воинскому ремеслу низших слоев общества, чей социальный облик и манеры поведения не увязывались с ответственностью, возложенной на человека, владеющего оружием.
«В 1179 году в Бергамо одно из тренировочных упражнений называлось «битва с малыми щитами», что указывает на тренировку легкой пехоты: такие тренировки стали более распространенными в 13-м веке. Все сословия принимали участие в том, что стало своего рода народной забавой. В этих pugne , или «схватках», использовалось деревянное оружие; нам также известно, что на тех, кто использовал стальное оружие, накладывался большой штраф. К 14 веку такие схватки выродились в обыкновенные драки, к которых принимала участие только молодежь; это само по себе отражало снижение роли городской милиции в ее старом виде» (Николль, Italian Miltiaman, стр. 31). Городская милиция, или ополчение, основная сила городов итальянского Средневековья, в основном состояла из призванных на службу горожан или наемников и ожидалось, что они будут профессионалами в обращении с оружием – в частности scuderi, или пехота «малого щита» (Николль, Italian Miltiaman, p. 15 & 16).Эти отряды ополченцев утратили свою роль к концу 15 века и их роль взяли на себя пехотинцы с мечами и баклерами.
К началу 16 века баклер оставался как необходимой деталью военного снаряжения, так и фундаментальной системой для обучения самообороне. Книги костюмов 16 века также изображают юношей низших городских сословий Европы, носящих мечи и баклеры (Англо, Martial Arts , стр. 324, пар. 111). Мастер фехтования из Болоньи Ахилле Мароццо в своем знаменитом трактате о фехтовании Opera Nova ( 1536 г .) доказал, что Spada e Brochiero (меч и баклер) являются системой, подходящей как для войны, так и для самообороны. Мароццо даже написал, что дабы не тратить время на объяснение приемов и стоек с разными видами оружия, он опишет их все в терминах лишь меча или меча и баклера – явно подразумевая, что меч и баклер является основной системой для тренировок. Он также изобразил уникальный квадратный баклер ( Spada e Targe ) с изогнутыми, выпуклыми сторонами, которые помогали при отражении удара.
Популярность баклера в это время объясняется тем, что он все еще оставался неотъемлемым атрибутом боевых действий. Француз Стефен Перлин написал в своем письме об Англии: «Стоит отметить, что слуги носят баклеры с остриями – даже слуги епископов и прелатов… Мужи, когда пашут землю, оставляют свои баклеры и мечи… так что в этом краю все носят оружие». В редакции 1631 года труда Annales Джона Стоу упоминается, что в середине 16 века «каждый служака, от низшего до высшего, носил баклер, который свисал с рукоятки его меча». Стоу также упоминает, что все галантерейщики спустя некоторое время продали свои баклеры (Джон Стоу, Annales , стр. 1024) 5 .
На гравюре, изображающей идеальный воинский лагерь, из трактата «Книга Войны» ( Book of War ), написанного Леонардом Фронспергером в 1565 году, в одной из частей показаны две фигуры, упражняющиеся с мечами и баклерами (см. Арнольд , Renaissance at War , стр . 56). Английский военный писатель Герат Берри так описал в 1634 году в книге «Беседа о военной дисциплине» ( A Discourse of Military Discipline ) значение тренировок с мечом и баклером для армии государства:
«Пусть он [обычный солдат] упражняется со всеми видами оружия, как можно точнее имитируя тренировки турецких янычар, что достигали совершенства в обращении с оружием длительными занятиями; И пусть часто упражняется с мечом и щитом, в особенности ежели он ирландец, так как наша нация более других привычна к этому виду оружия, и ни одна другая ни столь же хороша с ним, ни столь же решительна. Это оружие очень важно во многих случаях, особенно когда бойцы находятся в тесноте, или когда проходят узкими местами, будь то траншеи, проходы, форты и другие военные объекты, потому что им можно нападать и защищаться в любом узком месте”. 6
Рисунок конца 15 века на тему жизни Александра, сделанный Жардином де Вертрю (музуй Дж. П. Х. Гетти, MS. Ludwig XV 8, fol. 41) представляет еще один пример солдата в пластинчатом доспехе с коротким мечом и маленьким баклером на правом бедре.
Хотя можно считать, что баклер играл еще и вспомогательную роль тренировочного инструмента для обучения обращению с большим щитом, так же как малый меч или посох учили обращению с большими версиями, реальных доказательств этому нет. Можно отметить, что умение обращаться с малым, маневренным щитом будет полезно и для обращения с большим, но все же отличия в их возможностях и технике обращения с ними слишком велики. Объем материалов по обращению с баклером намного превосходит количество информации по работе с большим щитом. Одно это указывает на то, что меч и баклер были независимой фехтовальной системой и не могут рассматриваться как инструмент тренировки для чего-либо еще.
На рисунке 15-го века из хроник Фруассара (BNF FR 2645), хранящих в Национальной библиотеке Франции, изображающем битву при Оттенбурге между англичанами и шотландцами ( 1388 г .), изображено множество бойцов в доспехах, которые используют овальные баклеры и короткие мечи. |
На другом сходном рисунке, изображающем захват в плен в 1347 году Чарльза де Блуа (BNF FR 2643) изображен один из его победителей – рыцарь, на левом бедре которого поверх длинного меча висит небольшой раскрашенный баклер. Кроме того, баклеры встречаются на изображениях 14 и 15 веков примерно в 5 раз чаще, чем большие наручные щиты.
Примечания:
[1] Хьюитт, стр. 317 по цитате из: Рой. MSS. 14, E. iii. и 20, D. vi, как и Хефнер, Pt. Ii. Plate vii.
[2] Lyf of the noble and Crysten prynce, Charles the Grete translated from the French by William Caxton and printed by him 1485 . Под ред . Сидни Дж. Х. Херртаж. Общество раннеанглийских текстов. Оксфордский униферситет. Лондон, Нью-Йорк, Торонто. 1800-1881. Репринтное издание (одним томом – 1967 г .)
[3] Paston Letters and Papers of the Fifteenth Century , Paston family v. : facsims., map ; 24 cm . : Clarendon PressOxford 1971, p. 59.
[4] «Поскольку свойственно расточителям обучаться искусству фехтования и таким образом научаться творить самые неслыханные жестокости, более не должно быть в городе таких школ» (Кастл, стр. 16-17). Интересно, что эдикт указывает: «Большинство из сказанных преступлений творятся иностранцами».
[5] Относительно манеры ношения баклера существовало несколько вопросов. Средневековые иллюстрации изображают баклеры висящими на поясе, поверх рукояти меча, внешней стороной наружу. Иллюстраций, на которых баклер носился бы «лицом внутрь», не найдено. В знаменитой коллекции Уоллеса в Лондоне есть несколько баклеров разного размера. У некоторых из них крюки расположены на умбонах, у некоторых – на ребре. Одни крюки направлены вверх, другие – вниз. Одни крюки очень узкие, другие – намного шире. Если, как разумно предположить, эти крюки служили для подвешивания баклера к поясу, то непонятно, как могли служить этой цели направленные вверх или широкие крюки. Кроме того неясно назначение крюков на ребрах больших баклеров, поскольку носить эти щиты на поясе затруднительно. Повесить на пояс или на рукоять меча можно только маленький баклер с крюком среднего размера. Баклеры с крюком и центральным шипом определенно были негодны для ношения на поясе. Тем не менее на некоторых баклерах эти небольшие крюки закреплены в центре, под полосами, приваренными к его внешней части. Эти полосы были сконструированы так, чтобы захватывать острие рапиры противника, и судя по всему для того же служили и крюки. Крюки большего размера и расположенные на ребре вряд ли можно было использовать для этого, но возможно ночью к ним подвешивались светильники.
[6] Герат Берри . A Discourse of military discipline, devided into three boockes, declaringe the partes and sufficiencie ordained in a private souldier, and in each officer; servinge in the infantery, till the election and office of the captaine generall; and the last booke treatinge of fire-wourkes of rare executions by sea and lande, as alsoe of firtifications. Composed by captaine Gerat Barry, Irish at Bruxells, by the widowe of John Mommart, 1634, p. 9.
Меч и баклер в литературе по боевым искуствам
Материал по фехтованию мечом и баклером содержится в нескольких германских средневековых источниках. Старейший из известных средневековых учебников фехтования – «Вальпургис», находящийся в Королевской оружейной палате в Лидсе, он также известен как фехтбук MS I.33 (Британский музей, №. 14 E iii, No. 20, D. vi) или под более ранним названием “Фехтбук Тауэра”, так как изначально он содержался в лондонском Тауэре. Фехтбук "Gladiatoria" (Манускрипт 5878, Ягеллонская библиотека, Краков) также содержит иллюстрации, описывающие использование баклера вместе с длинным мечом. |
Этот манускрипт 13 века, созданный неизвестным автором, является редчайшей инструкцией по фехтованию меч-баклер. Материал, содержащийся в нем, является не теоретическим или спортивным, это реальная боевая техника. Он содержит множество сложных движений, включая значительное число уколов (в частности, в лицо), рубящих ударов в голени и ноги, и большое количество разнообразных ударов и защит. Почти все элементы в будущем вошли в более сложные системы фехтования – стойки, принципы атаки и защиты, блокирование уколов, встречные атаки и т.д. – все это может быть найдено в I.33. |
|
Более позднее учение о мече и баклере, созданное Андером (или Андресом) Лейгнитцером в тридцатых годах 15 века отражено в нескольких германских текстах того времени, дающих нам крайне детальную информацию об этой технике. На рисунках фехтовального манускрипта, известного как Gladiatoria (Манускрипт 5878, Ягеллонская библиотека, Краков) изображены два молодых атлетически сложенных человека, которые сражаются баклерами с шипами и длинными мечами (бастардами). Фехтбук (1462-1482 гг.) Паулюса Каля содержит несколько изображений фехтования с мечом и баклером, при этом используются т. н. «лицевидные» баклеры, сложная форма которых якобы могла использоваться для захвата и порчи клинка нападающих. |
|
Фехтовальный текст Ганса Тальхоффера, созданный им в начале 15 века, содержит значительное количество материала по использованию меча и баклера. Сделанная в 1459 году Тоттом редакция фехтбука Тальхоффера, Alte Alamtur und Ringkunst (Королевская библиотека Дании) содержит более 14 иллюстраций, изображающих сражение с баклером и различными мечами. Тальхоффер также изобразил уникальный восьмиугольный баклер. На одном из рисунков, изображающих битву против двух противников, даже изображено использование меча и баклера вместе с кинжалом в той же руке. В трактате Тальхоффера 1467 года также изображен человек, вооруженный мечом и маленьким, размером в кулак, баклером с длинным острым шипом в центре. |
В редакции 1540 г . фехтбука Йорга Вильхальма содержится двенадцать изображений фигур, сражающихся мечами и баклерами, и их движения очень близки к изображениям MS I.33, созданного на 250 лет раньше. Даже меч-бастард появляется в десяти иллюстрациях немецкого манускрипта 1500 года (Lib. Pic. A. 83, Staadsbibliothek, Berlin), описывающем технику бросков, ударов ногами и руками, захвата лезвия и обезоруживания.
Интересно, что многие германские трактаты по фехтованию 15 века содержат материал по технике меча и баклера, но ни в одном из двух крупных итальянских фехтбуков того периода такого материала нет. Например в 1410 годе мастер Фиоре деи Либери в своей работе Flos Duellatorum описал упражнения с длинным мечом, кинжалом, копьем, полаксом и борьбу, но не привел никакой информации по работе с (или против) мечом и баклером, коротким мечом, любыми щитами или длинным посохом. Кроме того в то время, как традиция меча и баклера позже возникает в итальянских, испанских и английских фехтовальных трактатах в 15 веке, она странным образом исчезает из германских фехтбуков к его середине. Например, она отсутствует во внушительной по объему работе Томаса Хейтора Майра 1540 года, которая включает описание использования широкого круга вооружения, от кинжала до длинного шеста и серпа. Ее нет ни в различных работах Иоахима Майера с 1560 по 1570 года, ни в последующих германских фехтовальных манускриптах.
Изображения из манускрипта неизвестного автора конца 15 века описывают широкий спектр действий, включающих сражение против копья, удары ногами и выпады с приседом на одно колено.
В 1631 году Джон Стоу написал, что около 1560 г . «древнее английское искусство меча и баклера единственное было в ходу», из чего можно сделать вывод, что фехтование мечом и баклером было местной традицией в Англии – на самом деле, это не так. На самом деле Стоу имел в виду, что в 1560 году нового искусства фехтования рапирой еще не существовало. В то время как в 16 веке меч и баклер без сомнения использовались в Англии, мастер Джорлж Сильвер – возможно, самый известный исследователль этой традиции – упоминает в своем труде «Парадоксы защиты» ( 1599 г .), что в фехтовании меч-баклер не использовались уколы, и более того – сами баклеры не использовались фехтовальными школами. Это удивительно, ведь существуют свидетельства того, что студенты фехтовальных гильдий того времени участвовали в соревнованиях по фехтованию меч-баклер. В 1615 году неизвестный автор из Третьего Университета Англии (возможно – сэр Джордж Бак) также описал, как «в городе было много профессоров искусства фехтования, и каждый искусный муж обучал всему лучшему из нападения и защиты с использованием множества видов оружия, таких как… меч и баклер… и прочие» (Мак Дермотт, стр. 100). В подержку слов Сильвера выступает и сэр Томас Мидлтон, в труде которого «Слепой нищий» ( 1600 г .) мы встречаем интересную фразу: «Обычно эти слуги бьются мечами и кинжалами, так что я выберу меч и баклер, ибо этим искусством они не владеют» (Крэйг, стр. 10, запись 28). Относительно меча и баклера Сильвер также пишет: «Я полагаю, в прошлом, когда бились лишь мечами или мечами и баклерами, этот вид сражений бал хороош развит и очень популярен, но в наши дни бои изменились ( Парадоксы , глава 10). Этим он имел в виду, что причиной перемен стало новый вид фехтования с использованием рапиры.
Сильвер верил, что комбинация меча и баклера была одной из самых эффективных. В предисловии к главе 21 он заявляет: «У меча и баклера есть преимущество перед мечом и тарчем, мечом и кинжалом или рапирой и кинжалом». Однако он чувствовал, что в полевом сражении меч и баклер проигрывают мечу и щиту. Описывая боевые действия своих дней, Сильвер писал: «Понятно, что в битвах и там, где используется большое количество самого разного оружия, среди людей и коней, меч и тарч, двуручный меч, секира или алебарда опасней и эффективнее в наступлении, нежели меч и баклер, короткий или длинный шест. Меч и тарч лучше в плотном бою, а удар, нанесенный секирой, двуручным мечом или алебардой куда сильнее того, который можно нанести мечом и баклером» (Парадоксы, глава 21). Тем не менее, в главе 24 читаем: «По причине своего веса и формы баклер, если с ним умеют обращаться, наилучшим образом защищает любую часть тела от любых ударов и уколов». А в главе 25 он добавляет: «Человек с мечом и баклером из любых стоек может нападать и защищаться, колоть и рубить и наносить любые удары на свое усмотрение». Также в своей неопуубликованной работе «Краткие наставления» ( 1605 г .) в девятой главе («О бое мечом и баклером») он говорит, что «сражение мечом и баклером и мечом и кинжалом суть одно и то же», и это – «самый эффективный способ боя коротким оружием».
Человек следующего поколения, соотечественник Сильвера Джозеф Светнам в “Школе полезного и благородного искусства защиты” (1617), заявляет: “Я могу сказать, и говорю это на основе собственного большого опыта, что тот, кто вооружен рапирой и кинжалом и умеет с ними обращаться. Имеет огромное преимущество перед тем, уто сражается мечом и баклером или мечом и кинжалом”. Светнам описывает преимущество в скорости, которую имеет человек, вооруженный рапирой перед мечом и баклером с помощью следующего примера:
“Вооруженный рапирой и кинжалом человек может противостоять тому. Кто сражается мечом и баклером, и должен быть акуратен и терпелив при выполнении атаки, чтобы не нанести укол в баклер; но победить вооруженного баклером можно, если нанести ему обманный укол в лицо, но потом быстро перевести удер вниз и уколоть его в бедро или колено, как только представится такая возможность; так как защищая баклером лицо, тот не сможет опустить его достаточно быстро, чтобы избежать укола, описанного выше. Таким же образом можно нанести ложный укол в колено противника и перевести его в плечо или лицо, так как если он опустит баклер, от не успеет поднять его, чтобы защитить верхнюю часть тела” (Светнам, стрю 83, 90, 95, 99 и 102)
Действительно, не все мастера фехтования эпохи Ренессанса занимались мечом и баклером. Некоторые чувствовали, что этого оружия уже недостаточно для того, чтобы удовлетворить запросы джентльмена при самообороне в условиях города или на дуэлях, где новая техника рапиры быстро захватила превосходство. Неудивительно, что в анонимном английском трактате 1639 года Pallas Armata - The Gentleman's Armorie указано, что «кинжалы, баклеры и латные перчатки не используются» (стр. А2).