Оружие и Доспехи :

Сабля 7-10 век

  автор: SHARIK  |  13-июля-2013  | 18 011 просмотров | 4 комментария
загрузка...
Сабля 7-10 векСабля 7-10 век  

Произведение искусства раннего средневеко­вья, образец высокой технологии своего вре­мени, и притом — наиболее совершенное для той эпохи оружие. Такое сочетание можно встретить лишь в редких образцах. Но этот клинок трудно назвать даже редким. Возможно, он просто единственный. Речь идет о сабле, возраст которой, по заключению экспертов, — 1000-1500 лет. Это один из древнейших вариантов сабли, как таковой, и притом, можно сказать, чудесной сохранности. Известно, что первые сабли появились вслед за созданием седла и железных стремян в середине 1-го тысячелетия нашей эры, как более эффективное, по сравнению с прямым обоюдоострым мечом, клинковое оружие для боя в конном строю. Главные его особенности — рукоять, слегка отогнутая к лезвию и изогнутый клинок. Благодаря этому сабля в момент удара не образует тупого утла с вытянутой рукой, а становится ее прямым продолжением, причем изгиб обеспечивает рубяще-режущее действие: удар получается скользящим и захватывает большую поверхность. Так вот — данный образец относится к самым первым, наиболее древним вариантам сабель. По сути, это даже еще переходная форма, сохранившая ряд признаков прямого обоюдоострого меча, прежде всего – ромбовидное сечение лезвия с хорошо развитыми гранями и толщиной в центре до 5,5 мм. Однако отогнутая рукоятка, а также небольшой изгиб рабочей поверхности лезвия и прогиб его спинки — 4 мм от прямой линии — позволяют классифицировать этот образец как саблю. Общая ее длина — 795 мм, длина лезвия до перекрестия — 717 мм, ширина — 30 мм. Особое впечатление производит эллипсовидной формы перекрестие сабли — очень точной, изящной работы, длиной 105 мм. Такое сочетание внешних форм и пропорций соответствует описанию оружия древних тюрков у известного историка Л.Н.Гумилева в книге «Древние тюрки»: «это сабли с малым изгибом и массивным в сечении ромбовидным клинком». Археолог Алексей Алексеевич Чариков, первым изу­чивший находку, даже не имея о ней никакой предва­рительной информации, уверенно заключил: да, это сабля древних тюрков, сделанная примерно в VI в. н.э (далее все даты относятся к нашей эре). А.А.Чариков много лет работал на раскопках в Западном Алтае и не раз видел подобные клинки (точнее, то, что от них обычно остается) во время раскопок курганов, датиро­ванных по различным признакам именно этим веком — веком выхода тюркских племен «на широкую исто­рическую арену». Но об этом позже. Совершенная в своей простоте, «лаконичная» кон­струкция сабли говорит о ее надежности и предельной функциональности, рассчитанной на многократное боевое применение в отрыве от центров производства, в условиях многомесячных, а зачастую и многолетних походов. Первый же взгляд на это оружие вызвал восхищенный возглас: «какая простая, но мощная работа!». Уникальна и сохранность этого образца, просто невероятная для возраста 1000 - 1500 лет. По мнению археологов, в свое время сабля попала в погребальный костер, ножны и рукоять сгорели, а на поверхности стали образовалась тончайшая оксидная пленка, препятствующая дальнейшему ржавлению. К тому же на протяжении столетии оружие, судя по всему, оставалось в поверхностных горизонтах, не подвергаясь разрушительному действию почвенных солей и кислот. Клинки сходного возраста, найденные в более глубоких слоях, например, в курганах, имеют гораздо худшее состояние. По сути, это просто слоеные полосы ржавчины — но и они, тем не менее, бережно хранятся в музеях.

...Клинок из качественной стали был всем для средневекового воина: и первой гордостью и последней надеждой. Стоимость хорошего меча, сабли доходила до цены боевого слона или целых табунов коней. (Поэтому, кстати, не выдерживают критики современные киноверсии тогдашних схваток на мечах— впрочем, как и большинство исторических фильмов с применением оружия. В сражении воин парировал удар противника щитом, и лишь в крайнем случае, вне поля боя, в отсутствии полной экипировки, удар отражался клинком.) И главную долю стоимости, ее аб­солютную величину, составляло не украшение золотом и драгоценны­ми камнями, а качество стали клинка.

Хорошо сохранившееся средневековое холодное оружие происходит в основном из арсеналов феодальных замков и крепостей. Но это характерно для Европы или Японии. У кочевых племен, и даже в возникших на их территориях государствах, не было подобных хранилищ. Все наличные клинки были всегда готовы к бою и использовались до конца, даже обломки переделывались в ножи и другой мелкий инструмент. Исключение составляло лишь оружие, захороненное с его владельцами в курганах или погребальных кострах. Обычно подобные погребения с богатой утварью устраивали для военачальников и вождей, так что качество захороненных в них клинков было изначально высоким. Но извлеченное из курганов в наше время, оружие кочевых народов, представленное в музеях, имеет, в основном, неважное состояние. Таким образом, представленная здесь сабля отличается превосходной для своего возраста сохранностью, редким происхождением и, соответственно, – исключительной исторической и коллекционной ценностью. Сама история обретения уникального клинка до конца неясна. По имеющимся данным, его случайно нашли местные жители в предгорьях западного Алтая, в так называемой Долине мертвых — самом большом скоплении курганов и остатков погребальных костров этого региона. Точное время наход­ки тоже неизвестно, скорее всего это XVIII-XIX в., после чего сабля хранилась в семьях сибирских казаков, и лишь совсем недавно стала доступна для научного исследования и описания. Уже в наше время лезвие и перекрестие подверглись расчистке, то есть был удален тончайший слой патины, защищавшей сталь на протяжении столетий и сохранивший ее структуру и свойства. В итоге сабля дошла через века до наших дней не просто сохранившейся, но полностью работоспособной. И, кстати, по этой причине судьба уготовила ей, после испытания временем, новые испытания боем. Люди, не имевшие представления, что нашли настоящее сокровище, использовали ее в самых утилитарных целях — для тренировок в фехтовании, приделав к ней простую деревянную рукоять. И в своем последнем «сражении» в конце 20 века — уже не на поле боя, а в спортивном зале — древняя сабля превратила в металлолом, полностью иззубрив, тяжелый японский меч из закаленной стали...

Все это — один из примеров того, как легко могут исчезнуть (и часто исчезают!) величайшие ценности мировой культуры. С другой сторо­ны, здесь с полной наглядностью проявились удивительные качества оружия древних мастеров. Что же это были за мастера?

В раннем средневековье в Южной Сибири — в районе Алтая и Саян — существовал мощный центр добычи и обработки железа с высо­чайшим, по тому времени, уровнем технологии, превосходившим соседний Китай и другие центры цивилизации. Например, по данным археологии, косая насечка напильников для обработки металлов, используемая и в наше время, была известна здесь еще в I в., тогда как в Западной Европе она появилась только в XV в. Здесь изготавливали напильники для обработки ювелирных изделий с насечкой в 3-4 борозды на 1 мм. Древние мастера в этом регионе  знали технологию порошковой металлургии. Они делали оружие из литого булата, технология которого ныне полностью утрачена. Чтобы придать клинку взаимоисключающие свойства — твердость и вязкость, остроту и гибкость, сталь должна быть неоднородной по химическому составу и структуре. В более известном сварном булате неоднородность достигалась путем соединения железа и других компонентов с помощью кузнечной сварки и последующей проковки, поэтому для него характерна многослойность, придающая стали особый узор. Литой булат также изготавливался из железа с различными добавками, но здесь они соединялись в ходе плавки в одном тигле. Такую плавку мог сделать только очень опытный мастер, применявший особую технологию. В сравнении со сварным, технология литого булата более сложна, но и более эффективна.

Об удивительном мастерстве оружейников древнего Алтая, об их знаниях свойств стали, говорит одно из преданий. В первые века на­шей эры в свой роковой путь на за­пад двинулись орды гуннов, пора­бощая и уничтожая встречающиеся на их пути племена и народы. В го­рах Алтая завоеватели встретились с воинами, не умеющими отступать, предпочитавшими гибель поражению. Это были немногочисленные, но превосходно вооруженные отря­ды светловолосых и светлокожих людей — вполне вероятно, остатки восточной ветви древних ариев. На­ступательный порыв и численность были на стороне врагов. И в нерав­ных сражениях с ними таяли отряды ариев. Но тяжелые потери несли и гунны. Поняв, что им не удастся по­корить этот народ, они предложили мир на условии, что мастера Алтая изготовят для них в качестве дани партию своих клинков — лучших во всем известном им обитаемом мире. Горное племя встало перед выбо­ром: полностью погибнуть или полу­чить необходимую передышку, но — дав врагу оружие, которое вскоре, несомненно, обернется против них. И защитников Алтая спасли их ма­стера. Они добавили во «вражеские» клинки компоненты, разрушающие структуру стали через год после из­готовления.
К условленному времени дань была готова. За ней прибыли гунны, однако их вождь усомнился в качестве оружия. Тогда один из ору­жейников взял первый попавшийся клинок и предложил испытать его в деле. После короткого боя меч вождя полностью вышел из строя, а у алтайского мастера получил лишь небольшие зазубрины. Но всесо­крушающая сталь несла в себе гены саморазрушения...

Проходили века, менялся облик обитателей Южной Сибири, но неизменно высоким оставался уровень мастерства его оружейни­ков. Недаром на Алтае и в Саянах остались многочисленные следы и железорудных выработок и печей для плавки металла.

И уже не из легенд и преданий, а из летописей, исследований историков и археологов известно, что племена древних тюрков, изначально обитавшие именно на Алтае, в первые века нашей эры платили дань своим более сильным в то время соседям — жужаням — и активно торговали изделиями из железа, в первую очередь оружием. Вместе с шелком из Китая, на запад, по Великому шелковому пути караваны везли клинки из Юж­ной Сибири. В этой связи надо подчеркнуть, что в те времена не было еще такого понятия — «дамасская сталь». Хорошие клинки в Сирии и Аравии VI в. были привозными — восточного происхождения. В жизнеописаниях проро­ка Мухаммеда говорится, что он сам и его соратники были вооружены клинками, подобными представленной здесь сибирской сабле.

Есть свидетельства связей и в прямо противоположном направлении. При археологических раскопках в Южной Сибири в культурных слоях раннего средневековья не раз находили бронзовые зеркала и другие предметы японского производства — убедитель­ные свидетельства взаимных кон­тактов этого региона со Страной восходящего солнца. И в свете ска­занного вполне обосновано предположение, что технология производства клинкового оружия пришла в Японию той эпохи именно из Сибири, причем секреты ее были «похищены» не полностью — ведь японцы так и не достигли уровня тамошних мастеров.

 
Сабля 7-10 векСабля 7-10 век
 
 Сабля 7-10 векСабля 7-10 век  Сабля 7-10 векСабля 7-10 век

 

Журнал "Оружие" за 2001 год, номер примерно 6-й.

загрузка...
  Голосов: 5
 
Теги: сабля

Много сабель любительского копа я собрал на форуме, смотрите

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незарегистрированный пользователь. Возможность комментирования новостей и общение на форуме ограничено. Если всего-лишь нашли ошибку и хотите указать о ней — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта и форума, рекомендуем .

Информация
Посетители, находящиеся в группе Прохожие, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  1.   Гость 
    18 августа 2013 17:38 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    SHARIK саблю создавали племена говорившие на самодийских и тюркских языках. Саяно-Алтай в то время (VII век) населяли тюркские или в крайнем случае самодийские племена.
    Арийская гипотеза очень популярна среди русских археологов. Гипотеза спорная, вытекает из-того что
    саки Средней Азии и скифы Причерноморья говорили на индоевропейских языках. Из раскопанных костей невозможно определить на каком языке говорило население Саяно-Алтая в гунно-сарматское время. Анализ ДНК говорит в пользу того что люди скифского времени Саяно-Алтая являются прямыми предками сегодняшних "коренных народов Сибири". Вы посмотрите результаты анализа "принцессы Укока".
    Первые индоевропейцы пришедшие на Саяно-Алтай - это русские! Вероятно Байкальский регион и Саяно-Алтай являются древнейшей зоной расообразования. Т.е здесь возникла не европеоидная раса
    а возникали разнообразные ПОДРАСЫ монголоидной расы. Поэтому не совсем монголоидные черепа
    археологов вводят в заблуждение в пользу того что это якобы были индоевропейцы. Но это не так!
    Крайне западная точка расселения европеиодов это Таримский бассейн, который лежит на 2 тыс. км южнее от Саяно-Алтая.
      ¤ жалоба   
  2.   Гость 
    21 августа 2013 21:25 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Много сабель любительского копа я собрал на форуме, смотрите

    Это предложение меня убило! wizard
    Любительский коп это и есть чёрные копатели. Предлагаю хотя бы в рамках этого сайта
    не "рекламировать" чёрных копателей. Блин, поймите чёрные копатели вообще не вносят
    никакой пользы для археологии и истории как науки. Зачастую они вредят.
    И вообще по чёрным копателям тюрьма плачет!punisher
      ¤ жалоба   
  3.   Kamos 
    5 июня 2014 22:15 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Первые сабли очевидно появились в раннем средневековье в Китае либо у тюрко-монголоязычных кочевников. А вполне возможно и у тех, и у других, учитывая, что в тот период Китай переживал очередной симбиоз со степняками (Муньюн и Тоба).
    Что касается легенды о встречи гуннов и светловолосых кузнецов с Алтая, то легенда конечно красивая, но очевидно офисный новодел.
    Также скептически отношусь идее превосходства Алтайских кузнецов (не важно, индоевропейских или тюркских) над китайскими аналогами.
    Но все равно интересно.
      ¤ жалоба   
  4.   Коваль Никола 
    7 ноября 2021 11:26 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Уважаемый Шарик , я кузнец клиночник , поэтому слова археологов" По мнению археологов, в свое время сабля попала в погребальный костер, ножны и рукоять сгорели, а на поверхности стали образовалась тончайшая оксидная пленка, препятствующая дальнейшему ржавлению." я считаю неправильными и некомпетентными , если эта сабля попала в погребальный костер у нее исчезнет закалка а так же выгорит углерод. Тогда слова из статьи "И в своем последнем «сражении» в конце 20 века — уже не на поле боя, а в спортивном зале — древняя сабля превратила в металлолом, полностью иззубрив, тяжелый японский меч из закаленной стали..." являются ложью , сабля без закалки и без углерода не может иззубрить закаленный яп.меч! С уважением Николай.
      ¤ жалоба