Оружие и Доспехи :

Типология крестовин и черенков рукояти мечей по Э.Окшотту

  автор: SHARIK  |  14-мая-2011  | 29 430 просмотров  |  Пока нет комментариев
загрузка...

Крестовины — металлические полосы, которые отделяют черенок рукояти от клинка, были сгруппированы в дюжину основных стилей и обозначены арабскими цифрами: 1-12. Эти стили конечно имеют почти безграничное количество форм и украшательств. В представленном здесь варианте типологии подстили явно не обозначены, но когда будут выявлены – тогда и будет их обозначение, например: Стиль 1а.

 

Стиль 1 Стиль 2 Стиль 3
крестовина от меча крестовина от меча
Один из простейших форм крестовины – это простейшая пластина, которая сужается от черенка к концам. Это самая популярная форма крестовины от эпохи викингов до конца 17 века. Поперечное сечение, как правило, прямоугольное, но может быть круглыми или даже восьмиугольным. Он расширен в центре для размещения хвостовика клинка. Стиль 1а в упрощенной форме прямой квадратной в сечении форме. Этот стиль является чуть более сложным, чем Стиль 1. Каждый из его концов обладает "талией" и к кончику стремиться  вернуться к своей первоначальной ширине на своем терминале. Наиболее заметные примеры датированы примерно 15 веком, но и более ранние примеры существуют. Этот стиль состоит из относительно коротких, прямоугольных в сечении концов. Этот стиль пользовался популярностью сначала в 12-м и 13 веках (1150-1250), а затем в 14 и 15 веках (1380-1430).

 

Стиль 4 Стиль 5 Стиль 6
крестовина меча крестовина меча крестовина меча
Это, опять же, довольно простой стиль, состоящий из прямой пластины с концами, наклоненными к лезвиям. Многие примеры этого стиля находятся на мечах 12 века, но он не ограничивается этой эпохой и может быть найден как в конце 15 века и в начале 10-го. В поперечном сечении квадратный или круглый. Этот стиль в народе известный как "галстук-бабочка"  из-за его расширенных и уплощенных терминалов. Этот тип часто сильно украшен и встречается на больших мечах типа XIIIa и типа XIIIb хотя он не ограничивается этими типами. Этот стиль был популярен в 13-м и 14-м веках. Стиль 6, можно рассматривать как своего рода изогнутый Стиль 5. Уплощенные концы наклонены ближе к лезвиям. Такие же украшения найдены на крестовинах Стиль 5  встречаются также на крестовинах стиля 6. Этот стиль крестовин был популярен в конце 13 века до конца 14 века.

 

Стиль 7 Стиль 8 Стиль 9
крестовина меча деталь меча деталь меча
Этот стиль характеризуется  широкой плоской пластиной (если смотреть от острия или от навершия), который изогнут в сторону лезвий. Этот стиль, кажется, был популярны в основном в 14 веке. На первый взгляд  Стиль 8 может быть ошибочно принят за Стиль 4. Это потому, что  крестовина прямая, с концами наклоненными к лезвиям. Однако, это значительно более сложный тип шестиугольного сечения, а не квадратного или круглого, как стиль 4. Он также имеет выраженный щиток-перекрестье, для более надежной фиксации на клинке меча. Которого стиль 4 обычно не имеет. Был популярен в 14 и 15 веках. Это один из наиболее сложных в изготовлении стилей крестовин. Стиль 9 имеет широкие плоские в сечении концы, похожие на стиль 7, но они загнуты полумесяцем к клинку и направлены закругленными кончиками к лезвиям. Сечение также сложное, представляет собой уплощенный пятиугольник либо прямоугольный сверху и  V образный по форме внизу. Этот стиль также имеет  маленькое перекрестье. Большинство примеров из 14 или 15 веков.

 

Стиль 10 Стиль 11 Стиль 12
крестовина от меча меч s образная крестовина
Это еще один прямой стиль, но является более сложным, потому что концы таких крестовин острыми концами направлены на меч, а не от него. Этот стиль крестовин имеет перекрестье. Был популярен в течении 15 и 16 веков. Стиль 11 в основном характеризуется заметными набалдашниками на концах крестовины круглыми или ромбовидными в сечении. Это поздний тип, популярный в основном в течение 15 и 16 веков. Стиль 12, еще один сложный стиль. Его концы сильно изогнуты в противоположные стороны в горизонтальной плоскости, заставляет его быть S-образным, если смотреть от навершия. Поперечное сечение может быть круглым, ромбовидным, шестиугольным, или восьмиугольным. Этот стиль также был популярен в 15 и 16 веках.

 

Типология черенков рукояти

 

Существует один последний компонент средневековых мечей, который может быть использован для оказания помощи в его идентификации. Хотя он не получил своё буквенное или номерное обозначение, Эварт Окшотт решил рассмотреть его в книге  "Меч в эпоху рыцарства" (The Sword in the Age of Chivalry). Черенки рукоятей были чаще всего из органических материалов (кожа, рог, кость, и/или дерево), и поэтому не всегда сохраняются до наших дней. Когда они выживают, то  и могут быть важным показателем в идентификации и датировке меча, но все не так просто, так как черенок зависел от моды. Два метода изготовления черенков, были преобладающими.

Сэндвич метод Трубчатый метод
Этот черенок составлен в двух вырезанных половин, которые соответствуют хвостовику. Черенки этой формы, как правило, используются  если хвостовик меча широкий и плоский, и были в употреблении от эпохи викингов до конца 12-го века (хотя отдельные примеры датированы и более поздним временем). Они чаще всего плоские или овальные в сечении, также слегка конусообразные, постепенно расширяющиеся к крестовине. Этот метод является более сложным и лучше подходит для длинных мечей, клинки которых, по мнению Эварта Окшотта были несколько уже и стройнее. В этом методе сначала черенку придают форму, а после насквозь просверливают по всей длине. Затем надевают черенок на хвостовик. Черенки этого типа, как правило, гораздо более округлые, часто просто круглой или шестиугольной формы.

Различные типы черенков от рукоятей можно свободно разделть, со значительными исключениями, так же как Окшотт разделил мечи: Мечи группы I (тип X по XIV тип) часто были оснащены "Сэндвич" черенком, а мечи группы II (тип XV через Тип XXII), как правило "Трубчатым" черенком.

Окшотт определил восемь распространенных форм черенков от рукоятей мечей, но отметил, что в каждой форме было разнообразное количество различных деталей и материалов используемый для их покрытия.

рукояти мечей
мечи Первой группы мечи Второй группы

Формы черенков разнообразны, как и клинки гарды и навершия в период расцвета средневекового меча. Они, как правило, сделаны из крепкой сердцевины как дерево, кости или рога. После этого многие черенки были просто обмотаны  кожей, пергаментом или тканью. А часто были обвязаны кожаным шнуром или проволокой. Есть примеры  с черенками из чистого дерева или рога, и после 13-го века, эти простые покрытия черенков встречались, но практика использования более сложных  методов оплетки черенков рукоятей становилась все более распространенной. Когда использовали проволоку то плели часто из нескольких нитей. Метод оплетки проволокой появился во второй половине 14 века в связи с распространением латных перчаток и рукавиц, которые сильно повреждают ткань и кожу.

Иногда после оплетки кожаным шнуром, покрывали еще тонкой кожей, и структура шнура под этой кожей все еще видна. Такое делали наверное для очень нежных дворянских рук.

15-ый век показал длинные, двойные по форме или  двух частные черенки. Они были чаще всего изготовлены "Трубчатым" методом. Многие половины оплетены по-разному: с нижней части покрыты кожей, а верхняя была оплетена проволокой, например.

Важно отметить, что меч, возможно, переживал за свою жизнь несколько ремонтов и изменений в своей конструкции вообще или его черенка в частности. Часто его заменяли в связи с поломкой и износом. Причем новый черенок, а то всю новую рукоять могли поставить совсем другую, в соответствии с изменившейся с модой. И поэтому нужно проявлять большую осторожность при датировке меча. К сожалению, у большого количества сохранившихся мечей черенки рукоятей не сохранились.

 

Несколько сохранившихся примеров:

 

Типология крестовин и черенков рукояти мечей по Э.Окшотту Типология крестовин и черенков рукояти мечей по Э.Окшотту Типология крестовин и черенков рукояти мечей по Э.Окшотту
 Меч 14 века, снабжен рукоятью с деревянным черенком. Меч святого Мартина около 1280 г. Черенок из двуз деревянных частей оклееный тканью и облетенный шнуром. Сохранилось и устье от ножен.
 Разобранный меч, конца 16 века, работы Золингских мастеров. Видны многие интересные детали.
 

Переведено мной статью с My Armory

загрузка...
  Голосов: 6
 

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незарегистрированный пользователь. Возможность комментирования новостей и общение на форуме ограничено. Если всего-лишь нашли ошибку и хотите указать о ней — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта и форума, рекомендуем .

Информация
Посетители, находящиеся в группе Прохожие, не могут оставлять комментарии к данной публикации.