Персидские средневековые иллюстрации и картины
Осталось очень мало светских иллюстрированные текстов, которые сохранились от поздней античности и Византии. Повышение количества иллюстрированных светских работ по Исламу происходит в конце 12 и 13 веков. Появляются примеры работ, которые иллюстрируют появление богатейшего купечества на Ближнем Востоке со средствами и претензию к государственной власти. Между тем, персидские картины были в основном гордости царей и правителей. Существовали также религиозные картины, которые представляют персидское толкование ислама. Фирдоуси — автор текстов Шах-наме. В этой книге повествуется о деятельности древних правителей Персии. Иллюстрации к этой книге выполненны в 13-15 веках. Многие из этих иллюстраций вместе с книгами хранятся во дверце-музее Топкапу-Сарай (Topkapi Sarai).
|
|
|
Преследование. Сцена из битвы при Бадре. Изобразительный источник на ламинарный доспех. Джами 'аль-Таварик ("Всеобщая история" Рашид аль-дин). Rashidiyya, 1314. Hazine 1653, фолио 165b |
Монгольский правитель с супругой восходит на престол. Одна из немногих миниатюр где изображены 100% монголы. Джами 'аль-Таварик ("Всеобщая история" Рашида аль-дин). Ил-Ханид Тебриз, 1330. Hazine 1653, фолио 23а |
Презентация города. Мирадж-наме (Вознесения Мухаммеда). Из Sarai Albums. Тебриз, начало 14 века. Hazine 2154, фолио 107а |
|
|
|
Гавриил несет Мухаммеда над горами Мирадж-наме (Вознесения Мухаммада). Топкапу Сарай. Тебриз, начало 14 века. Hazine 2154, фолио 42b |
Пленный Gurgsar на коленях, в палатке Исфандияра. Шах-наме ("Книга царей" Фирдоуси). Али ибн Хусейн Бахмани Шираз, 1330. Hazine 1479, фолио 144В |
Исфандияр, проходящий через бурю Шах-наме ("Книга царей" Фирдоуси). Али ибн Хусейн Бахмани Шираз, 1330. Hazine 1479, фолио 145b |
|
|
|
Бахрам Гур попал стрелой в газель. Шах-наме ("Книга царей" Фирдоуси's). Али ибн Хусейн Бахмани Шираз, 1330. Hazine 1479, фолио 193a |
Рустам вытаскивает Бижана из колодца. Шах-наме ("Книга царей" Фирдоуси's). Али ибн Хусейн Бахмани Шираз, 1330. Hazine 1479, фолио 91b |
Поединок между Исфандияр и Симургом Шах-наме ("Книга царей" Фирдоуси's). Шираз, 1330. Hazine 1479, фолио 145А |
|
Четыре верных последователей Кай-Хосрова Шах-наме ("Книга царей" Фирдоуси's). Шираз, 1330. Hazine 1479, фолио 126а |
М. Горелик широко использует в своих работах средневековые персидские миниатюры. Согласно ему под твердый ламеллярный доспех (по монгольски "хуяг") часто поддевался доспех из мягких материалов "хатангу дегель", набитый войлоком или хлопком, покрытый красной тканью, укрепленный некоторыми металлическими деталями. Бытовал также "усиленный хатангу дегель" подбитый металлическими пластинами с нахлестом., он использовался как отдельный доспех, под него одевался обычный халат, для такого доспеха характерен синий цвет. Мягкий хатангу дегель также очень часто использовался как самостоятельный доспех, мог быть самых разнообразных цветов. Возможны разнообразные комбинации в конструкции доспеха, поэтому во всех подробностях читайте здесь: М. Горелик: Монголо-татарское вооружение второй половины XIV-начала XVвв.
|
|
|
Летний пейзаж. Из the Sarai Albums. Тебриз, середина 14 века. Hazine 2153, folio 68a Hazine 2153, лист 68а |
Зимний пейзаж. Из the Sarai Albums. Тебриз, середина 14 века. Hazine 2153, лист 28а |
Похищение Зал Симургом. Шах-наме. Из the Sarai Albums. Тебриз, ок. 1370 Hazine 2153, лист 23а |
|
|
|
Исфандияр борется с демоноволком. Прекрасное изображение доспеха и поддоспешника. Шах-наме. Топкапу Сарай. Тебриз, ок. 1370 Hazine 2153, фолио 73b |
Исфандияр борется с драконом. Очень точно изображены наручи с латными рукавицами и поножи с наколенником. А кольчуга, что интересно прикреплена, прямо к халату. Шах-наме. Топкапу Сарай. Тебриз, во второй половине 14 века Hazine 2153, Фолио 157a |
Эпизод из битвы между иранцами и туранцами. Изобрание большого количества воинов в доспехах Шах-наме. Топкапу Сарай. Тебриз, во второй половине 14 века Hazine 2153, Фолио 52b-53a |
|
|
|
Персидский король Минучихр убивает бегущих туранцев. Изобразительный источник на ламеллярный и бригантный доспех. Shah-nama. Шах-наме. Из the Sarai Albums. Тебриз, во второй половине 14 века Hazine 2153, Фолио 102a |
Этот же фрагмент высветлен. |
Бахрам Гур в борьбе с Драконом Шах-наме. Шираз, 1370. Hazine 1151, фолио 206B |
Изобразительное искуство времен Тимуридов
Тимур обосновался в Самарканде в 1370 году, и все будущие 35 лет проводил военные кампании везде в Иране, Месопотамии, Сирии, Северной Индии и Анатолии (после того, как Оттоману было нанесено поражение в сражении у Анкары в 1402 г.). Эффект от Тимура (он был Тюрком) было отлично, от влияния Монгольского вторжения в искусстве, экономики и социальных системах. Живопись можно характеризировать как светское искусство. Рисунки от Калила ва Димна (Kalila wa Dimna) и Хамса (Khamsa) и дугих, часто изображают различные развлечения.
|
|
|
Слева: вор обнаружил в кровати камеры, справа: опасность для жизни Калила ва Димна. Герат, 1430. Hazine 362, лист 24а, 27б |
Лев атакующий быка Калила ва Димна. Герат, 1430. Revan 1022, фолио 46b |
Лисы в норе Калила ва Димна. Герат, 1430. Revan 1022, фолио 56а |
|
|
|
Жанровая сцена (публичного наказания трех злоумышленников) From the Sarai Albums Тебриз, во второй половине 15 века. Hazine 2153, фолио 99b |
Меджнун в пустыне Khamsa. Хамса. Герат, 1447. Hazine 786, 126а фолио |
Хосров встетил Ширин во время купания Хамса. Тебриз, 1481. Hazine 762, фолио 38b |
|
|
|
Фархад несет Ширин на своих плечах Хамса. Тебриз, 1481. Hazine 762, лист 69а |
Бахрам Гур в Зеленом павильоне Хамса. Тебриз, 1481. Hazine 762, фолио 180B |
Хосров и Бахрам Чубин в бою. Хамса, по Дарвиш Мухаммад Тебриз, 1481. Hazine 762, фолио 51b |
|
|
|
Развлечений в ночное время, Султана Хусейна Мирзы и его двор. Диван и Хусейни 1492 году. Hazine 1636, фолио 1b-2a |
Работники в поле перед городом. Page from the Sarai Albums. Исфахан, конец 16 века. Hazine 2166, лист 27а |
Игра в поло. Топкапу Сарай. Тебриз, середина 16 века. Hazine 2161, фолио 4а |
И на последок, еще несколько миниатюр изображающих монголов:
|
|
|
Сражение двух воинов. нач. 15 в. Персидско-монгольская школа живописи. Image by © Burstein Collection/CORBIS |
«Миниатюрное изображение знатного монгола верхом». Реза Джахангир Шах |
«Миниатюрное изображение туркмена или вождя монголов, держащего стрелу». Реза Джахангир Шах |
Подборку собирал отсюда:
Mongols and Painting under the Jala'ir
Secular illustrations and Persian Painting
Painting in Persia under the Timurids
Галерея Arttrans: Репродукции картин: восточная живопись.