Всякое разное :

«ЭТОГО ХОЧЕТ БОГ»

  автор: SHARIK  |  9-декабря-2007  | 78 837 просмотров  |  Пока нет комментариев
загрузка...

Первый крестовый поход

 

«ЭТОГО ХОЧЕТ БОГ»Наиболее религиозное и воинственное событие большинство из нас связывает с крестовыми походами. Столкновение цивилизаций и начало противостояния Запада и Востока, начавшееся в Клермон-Ферране и прокатившееся с грохотом и яростью через Стамбул и Бейрут до самого Иерусалима, до сих пор оказывает влияние на современный мир.

Воинственная проповедь папы Урбана II, произнесенная в конце ноября 1095 г. перед тринадцатью архиепископами, двумястами двадцатью пятью епископами, четырьмя сотнями аббатов и несколькими тысячами простых христиан, собравшимися в Клермоне на специальный консилиум, была завершена словами - "Этого хочет Бог!". С этих трех слов началась эпоха крестовых походов, которая длилась 4 века. Она состояла из 8 следовавших друг за другом экспедиций и по-настоящему завершилась лишь в январе 1492 г. с завоеванием мусульманского королевства Гранада, в Испании.

Почему папа призывал к святой войне? Он говорил о преследованиях, которым подвергаются тысячи паломников в Святой земле. Преследования участились в XI в. с появлением в тех краях войск фатимидского халифа Аль-Хакимби-Амр Алла, который был кем-то вроде мусульманского Нерона и прославился тем, что стер с лица земли Гроб Господень. Кстати, эти преследования не были выдуманными, в 1064 г. на 7 тысяч паломников, которых вел епископ Бамбергский Понтер, напали бедуины. Паломники не собирались сопротивляться, многие были истреблены. Такие нападения возобновились после того, как в 1071 г. турки-сельджуки под предводительством генерала Азица завоевали Иерусалим и перебили часть его жителей.

Другой повод, на этот раз геополитический: осада турками-сельджуками Константинопольской империи - "восточных братьев". Папа уверяет, что византийский император призывает христиан с Запада прийти ему на помощь. Он обещает прощение грехов тем, кто положит свою жизнь в "борьбе с неверными" или погибнет в пути. Он призывает рыцарей и тех, кто был "наемниками за презренную монету" немедленно встать в ряды воинов Господа. И он заключает свою речь знаменитыми словами, которые подхватит толпа и еще не раз они обойдут весь христианский мир - "Этого хочет Бог!".

рыцари крестоносцыЛюбые благие мотивы, как всегда, служат прикрытием других - менее благородных. Во-первых, желание удалить из королевства воинственных рыцарей, которые, ведя бесконечные схватки, вносили напряженность и сеяли нестабильность. Крестовый поход должен был стать поводом избавиться от этих вояк. Кроме того, с более глобальной точки зрения, конец XI в. был периодом, когда Европа уже пережила голод, в ней начался демографический рост, и она обладала избытком мощи. Крестовые походы - первая инициатива Запада, который решил вырваться из своих границ.

Правда, один нюанс все же не был учтен - общественный резонанс. В клермонской проповеди папа назначил официальное начало крестового похода на 15 августа 1096 года, чтобы было время на подготовку 4 корпусов армии, которые должны были, отправившись в путь по разным дорогам, встретиться в Константинополе, чтобы составить "Войско Господа нашего". Но слух о походе разошелся по всей Европе и, не дожидаясь назначенной даты, бесчисленные толпы простого народа начинают движение весной 1096 г. Их ведут разгоряченные проповедники, скитавшиеся тогда по городам и весям. Один из них вошел в легенду Отшельник Петр, который путешествовал босиком, на осле, в льняной тунике с капюшоном, выдавал замуж проституток и проповедовал согласие. Он повёл за собой толпы к Иерусалиму. Этот поход в Святую землю стал первым выходом на сцену истории анонимных народных масс, призванных играть свою роль в обществе и в церкви. Деревенские нищие, крепостные, которым было обещано освобождение, целыми семьями отправлялись в путь вместе со своими быками, к ним присоединялись висельники, негодяи и проститутки. Любое происшествие в дороге воспринималось как знак свыше, который еще более зажигал их души. Десятки тысяч мужчин, женщин и детей, наскоро нашив кресты на свои лохмотья, отправились на. Восток, хотя с трудом представляли себе, в какой стороне он находится и иногда путали его с небесным Иерусалимом. Без подготовки. Без пропитания. Иногда не имея ни малейшего представления о пути, который им предстоит пройти. Логично, что эти "народные крестовые походы" несли в себе зародыш бунта. Эти беспорядки часто путают с официальными крестовыми походами и официальным предводителям ошибочно приписывают безумства, в которых не было на самом деле их вины: систематические погромы, которые чинились немецкими бандами, истребление евреев, проживавших вдоль Рейна и Дуная, грабежи в Венгрии, на Балканах. Когда официальные армии выйдут на дорогу к Иерусалиму, воспоминания об убийствах и крови будут преследовать их.

крестоносцыИз примерно ста пятидесяти тысяч человек - рыцарей, пехотинцев, церковников, женщин и слуг, вышедших из Европы летом 1096 г. только десяток тысяч дойдет к 7 июня 1099 г. до стен Иерусалима. На своей дороге франкской армии придется пережить разные приключения и ужасы. Самое удивительное - каждый из этих эпизодов будет вписан - по-разному, но на века в память Европы и Востока.

Когда грубые и неотесанные франкские воины подошли к стенам Константинополя, они увидели великолепный город, который на два века опережал в своем развитии их родную Европу. Их оцепенение и восторг описаны во всех хрониках того времени - "Это Византия!". Крестоносцы увидели в городе невиданный доселе размах, с которым строились дворцы, статуи из порфира и золота, великолепие колонн и византийских церквей, огромные площади, вымощенные мрамором, широкие улицы, на которых выстроились в ряд многоэтажные лавочки. Романский ипподром на 30 000 мест, возвышавшийся над Мраморным морем. И толпы слуг на улицах, странных животных - верблюдов, слонов, которых ведут рабы, "черные, как грех". И византийский собор Святой Софии с огромным куполом и алтарями, отделанными слоновой костью, золотом и драгоценными камнями. Блеск Константинополя и его контраст с архаизмом Запада поразил крестоносцев.
Непростая встреча императора Константинополя и этих воинов, которых он призвал на помощь, продолжится чередой недоразумений. Когда франки немного освоились, в них проснулось недоверие к этим "женственным грекам", которые хотят их использовать. Византийцы же опасались грубой силы кельтов, с помощью которых они хотели отвоевать потерянные территории. В конце концов, сила победила, и византийцы были вытеснены из города. Между двумя христианскими мирами, латинским и православным, будет посеяно недоразумение, злоба, недоверие. Все эти чувства живы до сих пор.

«ЭТОГО ХОЧЕТ БОГ»Сначала крестоносцы выиграли два крупных сражения. Первое в мае 1097 г. в Никее (сейчас это турецкий город Изник), который они отобрали у сельджуков после осады. Второе - в июле у Дорилеи (в Анатолии), где тяжелые эскадроны франков в кованых доспехах сначала попали в затруднительное положение после стремительного натиска турецких всадников. Победа, в конце концов, окажется за крестоносцами, но ценой тяжелых потерь. Свидетельство летописца-крестоносца: "Мы погнались за ними, убивая их целый день, и нам досталась крупная добыча -золото, серебро, лошади, ослы, верблюды, овцы, быки и много других вещей, названия которым мы не знали".

После растянувшегося на долгие месяцы похода через Анатолию и горы Таурус, мучимых голодом, истощенных жарой и болезнями, крестоносцев ждали у стен Антиохии еще более смертоносные испытания. Город, к которому они подошли к осени, был самой лучшей из всех крепостей Востока. Крестоносцы стояли, ошеломленные размахом ее укреплений - десятикилометровой стеной с 450 башнями, высокой цитаделью на востоке. Осада крепости длилась 8 месяцев (с 20 октября 1097 до 18 июня 1098 г.г.). Крестоносцев уничтожает голод, турецкие контратаки, потом чума. Летописи говорят о массовых побоищах, горах трупов, военных хитростях и шпионах. Положение франков настолько осложнилось, что грозило провалом всего крестового похода. Город был взят в последний момент благодаря предательству одного из его обитателей, некого Фируза, мастера доспехов, обманутого женой и сжигаемого жаждой мести. Он открыл ночью одну из дверей города осаждавшим. Восточный адюльтер помог крестоносцам избежать разгрома.

Остатки франкской армии вновь пустились в путь, и в следующем, 1098 году на территории современной Сирии произошло событие, о котором чаще всего рассказывали, вспоминали, передавали эти рассказы из уст в уста, слагали стихи на протяжении всего средневековья и до самого Возрождения. Это было в городе Маарат-аль-Нуман, который выдержал первую атаку. 12 декабря город, наконец, был взят, а крестоносцы истребили тысячи его жителей. Это новое завоевание и раздел добычи разожгли споры между сеньорами, многие из которых были больше озабочены созданием своих собственных королевств, чем освобождением Иерусалима. Они спорили за право владеть городом. И тогда разразился разрушительный и беспощадный гнев бедноты. Религиозный гнев. Той самой изголодавшейся бедноты, которая бродила по улицам Маарата, и на которую никто не обращал внимания. Нищие и полубезумные бродяги подняли восстание. Оно длилось несколько дней. Чтобы вернуть баронов на путь Иерусалима, паломники начали методично уничтожать только что завоеванный город. Разобрали укрепления, сожгли дома, разрушили стены... Тогда же случилось то, что до сих пор наполняет ужасом весь Восток. В аду Маарата, в плену у страха, голода и жажды, в то время, когда бароны делили добычу, ситуация дошла до каннибализма. Трупы сарацинов, валявшиеся в канавах, были разрезаны и жадно съедены безликой толпой. Историк Рауль де Кан писал: "Наши варили взрослых в котлах. Насаживали детей на колья и жарили их". Это преступление в истории крестовых походов, хотя и было относительно не значительным, оно ярко ассоциируется с ними. В конце концов, беднота добилась внимания баронов и армия двинулась в путь. События в Маарате посеяли ужас во всем исламском мире, многие арабские города сдавались после этого без сопротивления.


крестоносец 15 век
Последняя крупная битва была при Иерусалиме. После месячной осады в июле 1099 г. святой город был взят. Рассеявшись в городе, пьяные от страха и накопившегося ожидания, крестоносцы убивали мусульман и евреев, которые были в то время их союзниками. "Город представлял собой настолько ужасающее зрелище и мученичество врагов, что сами победители были полны ужаса и отвращения. В мечети Аль-Акса «наши шли по щиколотку в крови», - Гийом де Тир. Другие историки того времени говорят о горах трупов, которые "целую неделю" горели под стенами города, Убито было около 20 000 человек - невероятное количество для XII века.

Исторический след, оставленный этими событиями, тянется до сих пор. Спустя девять веков ссылка на эти христианские экспедиции играет значительную роль в символике конфликтов на Ближнем Востоке и Балканах. Перед тем, как выстрелить в папу Иоанна Павла II 13 мая 1981 г. на площади Святого Петра, турок Али Агджа рассказал о своих мотивах: "Я решил убить Иоанна Павла II, верховного главнокомандующего крестоносцев". Вновь и вновь разжигаемый костер ближневосточного конфликта в основном до сих пор питается теми воспоминаниями. ". Вновь и вновь разжигаемый костер ближневосточного конфликта в основном до сих пор питается теми воспоминаниями. В мусульманском восприятии крестовые походы остаются первоначальной точкой разрыва, раной, которая так и не зажила и которая до сих пор оправдывает в глазах фундаменталистов все формы джихада.

Что же касается государства Израиль, то оно до сих пор отождествляется в арабском воображении с "западной" колонией, франкскими королевствами, основанным крестоносцами. Почти все они (кроме Триполи) просуществовали не больше века. Исламистская пропаганда не устает повторять, что Израиль не избежит такой же судьбы, а в арабском мире рано или поздно появится новый Салах-аль-Дин, которому удалось объединить воинов Ислама.


Виталий Ерофеев
Газета Эхо Таврии

 

загрузка...
  Голосов: 10
 

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незарегистрированный пользователь. Возможность комментирования новостей и общение на форуме ограничено. Если всего-лишь нашли ошибку и хотите указать о ней — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта и форума, рекомендуем .

Информация
Посетители, находящиеся в группе Прохожие, не могут оставлять комментарии к данной публикации.