Фотогалереи :

Нательные килевидные кресты XV-XVI веков с образами святых мучеников, апостолов, воинов и архангела Михаила

  автор: SHARIK  |  20-апреля-2015  | 12 300 просмотров  |  Пока нет комментариев
загрузка...

Начало было опубликовано в этой публикации

В это время появляются кресты не только с чтимыми первыми христианскими святыми, но и святыми Русской земли, которых к этому времени канонизировали. Таков например крест с образом митрополита Московского Петра. Если судить по летописным свидетельствам, святой Петр пользовался особым почитанием среди всех членов великокняжеской семьи. Существуют многочисленные описания молитвы великого князя в трудных ситуациях у могилы этого святителя. Усиление Москвы, уверенно идущей к званию столицы нового государства, всемерно поддерживалось высшим духовенством во главе с митрополитом и начало этому было положено святителем Петром.

Петр митрополит московский на фреске Дионисия, житийной иконе и иконе из иконостаса, иконе работы Андрея Рублева и резное изображение митрополита Феогноста.
Петр митрополит московский на фреске Дионисия, житийной иконе и иконе из иконостаса, иконе работы Андрея Рублева и резное изображение митрополита Феогноста.

Возможность выяснить вероятное время создания этого замечательного креста заставила автора предпринять некоторые изыскания. Нужно было найти событие которое могло послужить поводом к его созданию. И таким событием могло быть обретение мощей. Но митрополит Петр был канонизирован в 1339 году стараниями своего приемника митрополита Феогноста и великого князя Ивана Калиты. С документами на канонизацию Феогност ездил к патриарху Константинопольскому Иоанну Калеке. Таким образом первый митрополит Московский Петр стал семнадцатым по счету русским святым канонизированным до макарьевских соборов. Смерть настигла святого в преклонном возрасте и похоронили его в не достроенном Успенском соборе который великий князь строил по наказу святителя как новый духовный центр взамен храма во Владимире. Ко второй половине XV века собор обветшал и в 1472 году был разобран до основания, при этом были второй раз обретены нетленные мощи святителя Петра.

Весной 1472 года зодчие Кривцов и Мышкин прибывшие из Пскова начали возводить новый храм. По желанию митрополита Филиппа новый собор строили по образцу Владимирского Успенского собора, но более крупный. Когда высота стен стоящегося собора достигла человеческого роста, в них были сделаны ниши, в которые и поместили мощи московских святителей: Петра; Киприана; Фотия и Ионы. Как известно из летописей во время строительства храма богослужения не прекращались, для этого возле гробницы Петра на месте будущего алтаря была поставлена временная деревянная Успенская церковь. 12 ноября 1472 года в этой церкви великий князь Иван III обвенчался с приехавшей племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. Но ночью 21 мая 1474 года неожиданно обрушилась часть почти достроенного собора. Причиной летописи называют редкое для этих мест явление, землетрясение.”Бысть трус во граде Москве...” По совету жены Иван III приглашает из Италии Аристотеля Фиораванти. Приехав на Русь этот выдающийся мастер сначала поехал во Владимир и исследовал тамошний собор. Остатки не достроенного храма были разобраны и началось строительство нового, который и был освящен 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Таким образом устанавливается возможная дата создания креста изготовить который могли к освящению Успенского собора. Пусть собор еще предстояло расписать в течении нескольких лет, служба в нем велась со дня освящения. Конечно для высоких гостей праздника освящения кресты были изготовлены в драгоценных металлах. И вероятно с одного из них и была снята форма для дальнейших отливок уже в медном сплаве.

Кресты XV-XVI вв., содержащие ростовую фигуру митрополита Петра, святого мученика Мины и неизвестного святого.
Кресты XV-XVI вв., содержащие ростовую фигуру митрополита Петра, святого мученика Мины и неизвестного святого.

Крест под № 31 несет в средокрестии ростовую фигуру митрополита Петра. Святой изображен в полный рост, анфас, в облачении митрополита, в куколе византийского типа на голове. В руках святителя Евангелие которое он прижимает к груди как на иконе Андрея Рублева. В верхнем расширении древа надпись СТЪ, на концах горизонтальных лопастей надпись ПЕ ТР. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Композиция креста строгая и четкая, крупная графика букв создает рельеф повторяющий, в сочетании с фигурой святого, форму креста. По всем признакам крест создавал выдающийся мастер своего времени. Художественное воплощение этого креста перекликается с художественным решением креста с изображением Христа Благословляющего под №12, что возможно говорит о бытовании этих крестов в одно время.

Крест под № 32 несет в средокрестии ростовую фигуру святого мученика Мины с избранными святыми по бокам на горизонтальных лопастях, вверху надпись в три строки. Святой изображен с крестом в правой руке и щитом в левой руке. Рисунок хорошо проработан. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка.

Крест под № 33 несет в средокрестии ростовую фигуру святого с избранными святыми по бокам на горизонтальных лопастях, вверху надписи в три строки. (Надписи не читаются. В килевидном окончании образ святого Николая Чудотворца с надписью вверху NIКО. Оглавие в виде граненой бусины. Обратная сторона гладкая. Килевидное окончание украшено декоративными вырезами.

Образ великомученика Никиты Готского на иконе конца XV века
Образ великомученика Никиты Готского на иконе конца XV века.

Считается, что в произведениях мелкой пластики второй половины XV-XVI веков воплощался только один образ мученика Никиты, популярный в народе св. мученик Никита изгоняющий беса. Но оказалось, что это не так. Существуют кресты с главным изображением на лицевой стороне великомученика Никиты Готского (№№34;35). Особенно популярный в сербском православии, этот святой к концу XV века становится почитаем и на Руси. Его иконография на крестах находит точные аналогии в изображении этого святого на иконах этого периода.

На изображениях образ великомученика Никиты Готского на иконе (таблетке) конца XV века из Софийского собора в Новгороде. Святой является центральной фигурой среди мучеников Прокопия и Евстафия. Изображение канонично для образа мучеников. В правой руке крест, символ мученичества за веру, левая рука свободна, если каноном не предусмотрены предметы определяющие образ. Возможно, что на кресте № 35 на боковых горизонтальных лопастях представлены святые мученики Прокопий и Евстафий.

Нательные килевидные кресты XV-XVI вв c изображением ростовой фигуры мученика Никиты Готского
Нательные килевидные кресты XV-XVI вв c изображением ростовой фигуры мученика Никиты Готского

Крест под № 34 несет в средокрестии ростовую фигуру мученика Никиты Готского в положении "анфас”. Святой держит в правой руке крест, левая рука прижата к телу. Надписи заключены в прямоугольные рамки. Вверху КT, на горизонтальных лопастях N И под титлами. Фигура святого занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка с крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Крест отлит в серебре.

Крест под № 35 несет в средокрестии ростовую фигуру мученика Никиты Готского в положении "анфас” с избранными святыми по бокам. Святой держит в правой руке крест, левая рука прижата к телу. В верхнем расширении древа надпись в две строки МК / NИКИ. Фигура святого занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет копьеобразное завершение.

Нательные килевидные кресты XV-XVI вв c изображением ростовой фигуры святого Николая Угодника
Нательные килевидные кресты XV-XVI вв c изображением ростовой фигуры святого Николая Угодника

Крест под № 36 несет в средокрестии ростовую фигуру Николая Угодника в положении "анфас”. Святитель изображен несколько грубоватым рисунком. В верхнем расширении древа монограмма NIК. Фигура святителя занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Крест отлит из серебра. Кресты под № 37 и 37 "А”, несут в средокрестии ростовую фигуру Николая Угодника в положении "анфас”. Святитель изображен несколько грубоватым рисунком. В верхнем расширении древа монограмма . На краях горизонтальных лопастей буквы К О. Фигура святителя занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Кресты отлиты из серебра.

Крест под № 38 несет в средокрестии ростовую фигуру Николая Угодника в положении "анфас”. Святитель держит в левой руке книгу, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Надписи заключены в круглые медальоны. Вверху КО, на горизонтальных лопастях ΛА. Нижний медальон занят декоративной розеткой. Фигура святителя занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Крест отлит из серебра.

Нательные килевидные кресты XV-XVI вв c изображением ростовой фигуры святого Николая Угодника
Нательные килевидные кресты XV-XVI вв c изображением ростовой фигуры святого Николая Угодника

Крест под № 39 несет в средокрестии ростовую фигуру Николая Угодника в положении "анфас” с широко расставленными руками по иконографии иконы "Никола Зарайский”. Святитель держит в левой протянутой руке книгу, правая рука поднята в благословляющем жесте. Фигура святителя занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Известен экземпляр с крестиком на оглавии.

Крест под № 40 несет в средокрестии ростовую фигуру Николая Угодника в положении "анфас” с предстоящими по бокам, справа Спаситель, слева Богородица. Святитель держит в левой руке книгу, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. В верхнем расширении древа надпись в три строки ICХСI/MPΘ/NIКОΛ. Фигура святителя занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде плоского ушка. Крест отлит из серебра.

Крест под № 41 несет в средокрестии ростовую фигуру Николая Угодника в положении "анфас” с избранными святыми по бокам. Святитель держит в левой руке книгу, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. В верхнем расширении древа образ Спаса Нерукотворного в квадратном клейме. Под ним надпись в две строки. В килевидном окончании образ святого мученика Никиты изгоняющего беса. Над ним надпись в две строки. Крест имеет закругленные на концах лопасти. Верхняя лопасть имеет прямое окончание.

Крест под № 42 несет в средокрестии ростовую фигуру Николая Угодника в положении "анфас” с избранными святыми по бокам. Святитель держит в левой руке книгу, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. В верхнем расширении древа плохо читаемая надпись. Фигура святителя занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы.

Двусторонние нательные кресты XV-XVI вв c изображением Николая Угодника и Сергия Радонежского
Двусторонние нательные кресты XV-XVI вв c изображением Николая Угодника и Сергия Радонежского

Двухсторонний крест под № 43 на лицевой стороне несет Распятие с предстоящими и Спасом Нерукотворным вверху. На обратной стороне, в средокрестии, ростовую фигуру Николая Угодника в положении "анфас” с избранными святыми по бокам. Святитель держит в левой руке книгу, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. В верхнем расширении древа плохо читаемая надпись в две строк. Фигура святителя занимает все поле древа. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет копьеобразное завершение. И хотя данный крест выпадает по изображению на лицевой стороне из массива описываемых крестов, он оставлен из-за характерного изображения святителя Николая, отражающего иконографию крестов этого периода.

Двухсторонний крест под № 44 на лицевой стороне несет изображение Распятия. Вверху табличка с неясной надписью. По бокам горизонтальных лопастей прямоугольные таблички с буквами. В килевидном окончании погрудное изображение святого. На обратной стороне в средокрестии ростовую фигуру преподобного Сергия Радонежского в положении "анфас”. Святой поднял правую руку в благословляющем жесте. В левой руке свиток. В верхнем расширении древа надпись СЕРГI. В расположенных на горизонтальных лопастях четырехугольных клеймах буквы IС/Т/Ь/Ъ. В килевидном окончании, как и на одном из крестов с Богородицей, древний знак " Мать сыра земля”. Волнистая линия между двух горизонтальных прямых линий.

Двухсторонний крест под № 45 на лицевой стороне имеет изображение Распятия с предстоящими. В верхнем расширении древа два слетающих ангела. Обратная сторона несет в средокрестии ростовую фигуру преподобного Сергия Радонежского в положении "анфас”. Святой поднял правую руку в благословляющем жесте, в левой руке свиток. Фигура святого занимает все древо креста. По центру горизонтальных лопастей круглые медальоны с надписями CEP/ГИI. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Оглавие в виде граненой бусины. Судя по художественному воплощению и качеству литья данный крест вероятно является продукцией мастеров литейщиков Троице-Сергиевой лавры. По сути крест повторяет мощевик второго типа.

Средневековые килевидные кресты, в среднокрестии святой Никита-Бесогон
Средневековые килевидные кресты, в среднокрестии святой Никита-Бесогон

Крест под № 46 несет в средокрестии ростовую фигуру мученика Никиты побивающего беса. Святой изображен в три четверти влево. Он держит в правой руке цепь, левая рука сжимает рога беса. Надписи заключены в прямоугольные рамки. Вверху NIКI, на горизонтальных лопастях M К под титлами. В килевидном окончании плохо читаемая надпись в две строки. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Хорошая сохранность креста и качество отливки предполагают главную мастерскую, но стилистика исполнения изображения святого отличается от общей манеры исполнения свойственной предыдущим крестам. Оригинальная трактовка образа говорит о своеобразном мастере который исполнил первоначальную модели.

Крест под № 47 несет в средокрестии ростовую фигуру мученика Никиты побивающего беса. Святой изображен в три четверти влево. Он держит в правой руке цепь, левая рука сжимает рога беса. В верхнем расширении древа плохо читаемая надпись. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с вдавленным косым крестиком. Килевидное окончание имеет овальное завершение. Отливка сделана в серебре, что говорит о заказном характере работы. Видны следы доработки формы.

Крест под № 49 несет в средокрестии ростовую фигуру мученика Никиты побивающего беса. Святой изображен в три четверти влево. Он держит в правой руке цепь, левая рука сжимает рога беса. В верхнем расширении древа плохо читаемая надпись в две строки. В выделенных клеймах на концах горизонтальных лопастей избранные святые. В килевидном окончании, отделенном от образа св. мученика Никиты табличкой с надписью СЕРГI образ преподобного Сергия. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет полуовальное завершение. Крест под № 48 несет в средокрестии ростовую фигуру мученика Никиты побивающего беса. Святой изображен в три четверти влево. Он держит в правой руке цепь, левая рука сжимает рога беса. В верхнем расширении древа плохо читаемая надпись в две строки. На концах горизонтальных лопастей избранные святые не отделенные в клейма. В килевидном окончании, отделенном от образа св. мученика Никиты табличкой с надписью СЕРГI образ преподобного Сергия. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.

Средневековые килевидные кресты со святым Никитой, побивающим Беса
Средневековые килевидные кресты со святым Никитой, побивающим Беса

Крест под № 50 несет в средокрестии ростовую фигуру мученика Никиты побивающего беса. Святой изображен в три четверти влево. Он держит в правой руке цепь, левая рука сжимает рога беса. В верхнем расширении древа изображение серафима. На концах горизонтальных лопастей изображения херувимов. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет вырезы, в том числе и повторяющие силуэт фигуры святого. Оригинальное исполнение креста предполагает его создание выдающимся мастером своего времени.

Среди крестов с изображением св. мученика Никиты побивающего беса созданных в это время, есть и редкие образцы изготовленные на основе средней части створки энколпиона с этим сюжетом. А так же кресты с подвижным оглавием и цельно литые переливки с них.

Отдельная группа крестов очевидно отражает определенную "моду” возникшую на короткий период и в дальнейшем не нашедшей развития. Речь идет о крестах с изображениями большого количества святых на лицевой стороне: №№ 51-53 и №84. Вообще увеличение числа изображений на поверхности крестов характерно для начала XVI века. Подтверждением определенной "моды” может служить и пелена " Христос с апостолами”, вклад Федора Борисовича Волоцкого в Воскресенский собор города Волоколамска в 1510 году.

Пелена «Христос с апостолами» 1510 г. / «Собор святых апостолов» икона XV века
Пелена «Христос с апостолами» 1510 г. / «Собор святых апостолов» икона XV века.

Многофигурные иконы, такие как "Похвала Богородице” и различные "Соборы”, находят воплощение и в резьбе. И очевидно попытка перенести эту иконографию на нательные кресты и вызвала появление этой разновидности. Но чувство меры присущее мастерам заставило отказаться от подобных крестов теряющим красоту при слишком большой дробности элементов расположенных на плоскости креста. Видимо по этой причине продолжения и развития крестов этого типа не последовало.

Нательные килевидные кресты XV-XVI веков с изображением 12 апостолов
Нательные килевидные кресты XV-XVI веков с изображением 12 апостолов

Крест под № 51 Главное решение иконографии этого креста это размещение на горизонтальной лопасти изображений восьми избранных святых. К сожалению установить кто изображен не представляется возможным из-за качества отливки. В верхнем расширении древа образ Спаса Нерукотворного. В килевидном окончании образ Николая Угодника. Над ним изображение двух святых в повороте 3/4 друг к другу. Таким образом общее число изображений 12 , что явно имеет символический смысл, напоминая о числе апостолов. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Известны отливки в серебре.

Крест под № 52 Главное решение иконографии этого креста это размещение на горизонтальной лопасти изображений восьми избранных святых. К сожалению установить кто изображен не представляется возможным из-за качества отливки. В верхнем расширении древа образ Спаса Нерукотворного. В килевидном окончании образ Николая Угодника. Над ним изображение двух святых в повороте 3/4 друг к другу. Таким образом общее число изображений 12 , что явно имеет символический смысл, напоминая о числе апостолов. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Реплика переливок.

Крест под № 53 Главное решение иконографии этого креста это размещение на горизонтальной лопасти изображений восьми избранных святых. К сожалению установить кто изображен не представляется возможным из-за качества отливки. В верхнем расширении древа образ Спаса Нерукотворного. В килевидном окончании образ Николая Угодника. Над ним изображение двух святых в повороте 3/4 друг к другу. Таким образом общее число изображений 12 , что явно имеет символический смысл, напоминая о числе апостолов. Изображения на горизонтальной плоскости выделены на древе креста поперечными выпуклыми линиями. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Нижнее расширение древа удлиненно в сторону средокрестия и имеет ровный срез внизу.

Средневековые нательные русские кресты XV-XVI вв.
Средневековые нательные русские кресты XV-XVI вв.

Крест под № 53 Главное решение иконографии этого креста это размещение всех изображений в одинаковых круглых медальонах на всей плоскости креста. В верхнем расширении древа образ серафима. В средокрестии Спас Нерукотворный по бокам Богородица и Иоанн Богослов. В килевидном окончании и выше на древе очевидно образы Николая Угодника и архидьякона Стефана. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с ажурным рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Известны отливки в серебре.

Крест под № 55 несет в средокрестии образ Святой Троицы, с предстоящими на концах горизонтальных лопастей. В верхнем расширении древа табличка с надписью в две с троки. В килевидном окончании, отделенный от образа Троицы табличкой с надписью, образ святого, возможно Николая Угодника. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкой граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы.

Крест под № 56 несет ростовое изображение первомученика Стефана с кадилом в правой руке и Евангелием в левой. Вверху неясные остатки изображения или надписи. В прямоугольных клеймах на концах горизонтальных лопастей изображения избранных святых. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкой, приплюснутой бусины. Килевидное окончание слабо выражено.

Очевидно в конце правления Ивана III возрождается и литье крестов с изображением архангела Михаила. Бывшее в опале, после падения Твери в 1485 году, изображение ее покровителя какое то время даже стачивалось с тверских крестиков. Но очевидно прошло несколько лет и о бывшей самостоятельности Твери стали забывать. Укреплявшееся и расширяющееся государство быстро привыкало к своим приобретениям. Тем более, что правивший Тверским княжеством Иван Молодой воспринимался как законный наследник престола. Особенно популярное среди ратных людей изображение предводителя небесного воинства вновь появляется на крестах в традиционной иконографии. Такие кресты встречаются и в серебряных отливках, что подчеркивало статус владельца. Популярность крестов с архангелом Михаилом среди воинства обеспечила бытование этих типов на протяжении всего XVI века и добрую половину века XVII. То, что встречаются такие кресты не часто, говорит о их ценности для владельцев и возможно об определенном статусе позволяющем носить такой крест.

Русские средневековые нательные кресты с изображением архангела Михаила
Русские средневековые нательные кресты с изображением архангела Михаила

Крест под № 57 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. В верхнем расширении древа изображение серафима. По бокам горизонтальных лопастей надпись АРХ МЪИ. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкой граненой бусины. Килевидное окончание креста имеет копьеобразное завершение. Реплика – переливок № 58 А.

Крест под № 58 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. Архангел изображен стоящим на стилизованном облаке в виде неправильного овала. В верхнем расширении древа надпись МИХА. По бокам горизонтальных лопастей надпись ИЛ ЪА. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкой граненой бусины. Килевидное окончание имеет овальное завершение.

Крест под № 59 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. В верхнем расширении древа надпись в две. По бокам горизонтальных лопастей в квадратных клеймах избранные святые. В килевидном окончании изображение святого. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкой граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.

Крест под № 60 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. В верхнем расширении древа надпись в две строки. По бокам горизонтальных лопастей избранные святые. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде плоского ушка. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.

Русские средневековые нательные кресты с изображением архангела Михаила
Русские средневековые нательные кресты с изображением архангела Михаила

Крест под № 61 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. В верхнем расширении древа надпись в две строки. По бокам горизонтальных лопастей избранные святые с надписями над ними. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.

Крест под № 62 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. В верхнем расширении древа надпись в две строки. По бокам горизонтальных лопастей избранные святые с надписями над ними. В отличии от предыдущего креста в килевидном окончании условное изображение земли на которой стоит архангел. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде не широкого ушка с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.

Крест под № 63 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкой граненой бусины. Килевидное окончание креста имеет декоративные вырезы. Крест является местной репликой-переливом с грубой доработкой по мягкой форме.

Крест под № 64 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мерилом в правой руке и зерцалом в левой руке. В верхнем расширении древа не ясное изображение. Горизонтальные лопасти заня ты изображением крыльев. В килевидном окончании условное изображение земли на которой стоит архангел. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение и декоративные вырезы.

Русские средневековые нательные кресты с изображением архангела Михаила
Русские средневековые нательные кресты с изображением архангела Михаила

Крест под № 65 несет в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост, в доспехах, с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. В верхнем расширении древа изображение серафима. По бокам горизонтальных лопастей не пролитая надпись. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде плоского ушка. Килевидное окончание креста имеет декоративные вырезы. Крест отлит в серебре. В основе лежит иконография креста №57.

Кресты под № 66-67 несут в средокрестии образ архангела Михаила в полный рост. Архангел изображен в доспехах с мечем в правой руке и ножнами в левой руке. В верхнем расширении древа изображение святых Зосимы и Сaватия. По краям горизонтальных лопастей изображения Василия Великого и Николая Угодника. Верхняя часть креста оформлена ленточными надписями. Обратная сторона гладкая. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы и небольшую декоративную вставку в окончании. Данный крест является наперсным по своим размерам, но автор включил его в описание что бы показать общее развитие иконографии крестов этого типа.

Крест под № 68 несет в средокрестии традиционный образ архангела в полный рост, в доспехах, с мерилом в правой руке и зерцалом в левой руке. Фигура архангела заключена в накладной круг, имеющий солярное значение, по технологии имитирующий витую проволоку. Крест равносторонний, с декоративными вырезами на краях лопастей. В верхней табличке под оглавием надпись. Определить имя архангела не удалось. По краям горизонтальных лопастей монограммы IC XI. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкой граненой бусины. Похоже на отливку по оттиску с креста изготовленного ювелиром.

Крест квадрифольной формы под № 69 несет в средокрестии традиционный образ архангела в полный рост, в доспехах, с мерилом в правой руке и зерцалом в левой руке. В верхней табличке под оглавием не ясная надпись. По краям горизонтальных лопастей возможно монограммы в виде сложного рисунка. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. За основу креста взята центральная часть энколпиона. Определить имя архангела не удалось. И хотя кресты №№ 65 и 66 не являются килевидными, они включены в описание как образцы многообразия художественного исполнения пластики того времени.

 

Автор: Спасёных А.Н. для портала Культурология

загрузка...
  Голосов: 5
 
Створка от креста-энколпиона, фото любительской находки на форуме

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незарегистрированный пользователь. Возможность комментирования новостей и общение на форуме ограничено. Если всего-лишь нашли ошибку и хотите указать о ней — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта и форума, рекомендуем .

Информация
Посетители, находящиеся в группе Прохожие, не могут оставлять комментарии к данной публикации.