Заключение и примечания

   |  Страница создана: 16-11-2013  |  Просмотров: 5 241
загрузка...

 

Будучи первой по времени находкой такого рода, Збручское изваяние автоматически задало образец и своеобразную «планку ожиданий» исследователям славянского язычества. Но за последующие полтора столетия эти ожидания так и не были вознаграждены новыми находками. Весьма несложная каменная и деревянная скульптура из восточнославянского ареала, в том числе и происходящая из надежно датированных археологических комплексов, заставляет скорее задуматься об адекватности самого «эталона».

Локальность, а тем более уникальность любого явления не позволяет механически распространять его характеристики на весь массив памятников или культурно-хронологический срез. Научный факт рождается только из констатации повторения устойчивого комплекса признаков, а в этом плане Збручскому изваянию не везет даже на отдаленные аналогии. Вопреки сложившемуся стереотипному представлению, Збручский «идол», несомненно, не восточнославянское язычество в его массовом проявлении. произведение искусства для своего региона и времени, все так же представляющее культурную и историческую ценность для тесно переплетенных судьбами Украины и Польши.

Современные естественно-научные анализы расширяют свои возможности с каждым годом, поэтому как памятник культуры материальной, сохранившийся до нашего времени, Збручский «идол» не сможет оставаться загадкой для ученых слишком долго. Дело за новой экспертизой, или же ситуацию быстрее удастся прояснить биографам Т. Заборовского?

Примечания:
  1.  L. Niederle, Slovanské starozytnosti. Oddil kulturni. Zivot staryh Slovanå. Dil. II.1 (Praha, 1916), 201-202, obr. 14; W. Demetrykiewicz, “Figury kamienne t. zw. “bab” w Azyi i Europie i stosunek ich do mitologii słowiańskiej,” Sprawozdania z czynności i posiedzień Akademii umiejętności w Krakowie. T. XV, № 7 (1910), 2-13; Zakharov A. “The Statue of Zbrucz,” Eurasia septentrionalis antiqua, vol. 9 (Helsinki, 1934), 337-347.
  2. Довженок В.И. Древнеславянские языческие идолы из с. Иванковцы в Поднестровье. КСИИМК. Вып. XLVIII. 1952, 136-141, рис. 43-4.
  3. БрайчевскийМ.Ю.Древнеславянскоесвятилищев селеИванковцыДнестре.КСИИМК. Вып. LII. 1953, 43-53. Брайчевский М.Ю., Довженок В.И. Поселение и святилище в с. Иванковцы в Среднем Поднестровье. МИА. № 139. 1967, 238-262.
  4. Винокур И.С. Языческие изваяния из с. Ставчаны в Поднестровье. СА. 1964, № 4, 210-214. Винокур И.С. Языческие изваяния Среднего Поднестровья. МИА. № 139. 1967, 136-143.
  5. Винокур І.С. Історія та культура черняхівських племен Дністро-Дніпровського межиріччя ІІ–Vст. н.е. К., 1972, 106-118; Винокур И.С., Забашта Р.В. Монументальна скульптура слов’ян. Археологія. 1989, № 1, 65-77; Винокур І.С. Черняхівська культура: витоки і доля. Кам’янець-Подільський, 2000, 123-144.
  6. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М., 2007, 32-33; W. Szymański, “Posąg ze Zbrucza i jego otoczenie. Lata badań, lata wątpliwości,” Przegląd Archeologiczny, t. 44 (1996), 99-100.
  7. Петров Н.И. Каменные идолы Восточной Европы: славянское язычество? Евразия сквозь века. СПб., 2001, 86-90.
  8. H. Łowmiański, Religia Slowian i jej upadek (Warszawa, 1986), 158-159.
  9. Болсуновский К. Перунов дуб. Памятники славянской мифологии. Вып. II. К., 1914; Ивакин ГЮ. Священный дуб языческих славян. Советская этнография. 1979, № 2, 106-115; Боровський Я.Є. Світогляд давніх киян. К., 1992, 79-88; Забашта Р.В., Пошивайло О.М. «Перунові дуби». Археологія. 1992, № 2, 57-65.
  10. Назаренко А.В. О язычестве эльбо-одерских славян. Религии мира: история и современность. М., 2002, 8-15; Назаренко А.В. О язычестве славян. ДГВЕ. 2007. М., 2009, 298-314.
  11. Детальный разбор этой группы изваяний не входит в задачи настоящей работы и будет представлен отдельно. назад
  12. На отсутствие подобной трактовки человекеской фигуры в искусстве славян дохристианского периода обратил внимание В. Жишкович (Жишкович В. Пластика Русі-України: Х – перша половина XIVстоліть. Львів, 1999, 29-30).
  13. Гуревич Ф.Д. Каменные идолы Себежского музея. КСИИМК. Вып. 54. 1954, 176-179.
  14. Ершов И.Н. К проблеме атрибуции Акулининского идола. Археология Подмосковья. Вып. 5. М., 2009, 89-96.
  15. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 911-922 гг. Харьков, 1956, 142.
  16. Колчин Б.А. Новгородские древности. Резное дерево. М., 1971, 40-46; рис. 17, табл. 33-36, 42; Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988, 499-591; Боровський Я.Є. Світогляд давніх киян. К., 1992, 89-90; L.P. Słupecki, Slavonic Pagan Sanctuaries (Warsawa, 1994), fig. 81, 82; 84-88.
  17. W. Hensel, “Wczesnośrednowieczna figurka czterotwarzowego bóstwa z Wolina,” Slovenska Archeologia. T. XXVI. C. 1 (1978), 13-15, ryc.1-2.
  18. Георгиев П.П. Изображение на четирилико славянско божество от Преслав. Археология. № 1. София, 1984, 16-27, обр. 1.
  19. Рашев Р. Българската езическа култура VII-IX век. София, 2008, 225, табл. CXXXIV, 7.
  20. Коваленко В., Моця А., Сытый Ю. Археологические исследования Шестовицкого комплекса в 1998-2002 гг. Дружинні старожитності Центрально-Східної Європи VIII–X ст. Чернігів, 2003, рис.15, 1.
  21. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси, 236.
  22. M. Potocki, T. Zebrawski, “Wiadomosci o bozyszczu slowianskim znalezionym w Zbruczu w 1848 roku,” Rocznik TowarzystwaNaukowego z Uniwersytetem Jagiellonskim ziqczonego. T. VI (21) (1852), 25-27, 33-34, 39-40.
  23. Русанова И.П. Отчет о работе Прикарпатской экспедиции ИА АН УССР в 1984 г. Научный архив ИА НАНУ. № 1984/97.
  24. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Збручское святилище (предварительное сообщение). СА. 1986, № 4, 90-100. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян, 65-74, 180-181.
  25. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси, 250-251.
  26. Даркевич В.П. Рецензия: Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М. 1993. Российская археология. 1996, № 4, 200-206.
  27. W. Szymański, “Wyżynne sanktuaria nad Zbruczem – fakty a interpretacje,” Acta Archaeologica Carpathica, t. 33 (1995-1996), 219-243. W. Szymański, “Posąg ze Zbrucza i jego otoczenie,” 75110. W. Szymański, “Słup ze Zbrucza. Generalia i detale,” Медобори і духовна культура давніх, середньовічних слов 'ян (до 150-річчя виявлення Збруцького «Святовита»). Львів, 1998, 21.
  28. Петров Н.И. Где стоял Збручский идол? Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. СПб., 2000, 96-100. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб., 2004, 205-206.
  29. «Археологические подробности» будут детальнее рассмотрены в другой работе. Отметим лишь, что проблема «культовой» интерпретации первичных данных археологических раскопок на примере Медобор выводит на первый план необходимость формулировки аргументированных критериев, которые четко отделяют следы обычной бытовой деятельности древнего населения и экстраординарных событий (пожары, погромы и т.п.) от сознательных культовых действий. В интерпретации же Б.А. Тимощука и ряда других западноукраинских исследователей набор таких признаков фактически ничем не отличается от работы Я.Ф. Головацкого полуторастолетней давности, в которой, вслед за З. Доленгой-Ходаковским, все без исключения городища рассматриваются как «святилища переходного типа от жертвенников к храмам» – Головацкий Я.Ф. Очерк старославянского баснословия или мифологии. Львов, 1860, 63-65.  назад
  30. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян, рис. 31, 18, 25, 26; 32, 4, 5, 13; 33; 34, 5, 9; 36, 14, 15; 37; 45, 5; 47; 48, 9, 10, 12; 50, 5, 6; 51, 7, 10, 11; 54; 56, 18; 57; 58, 8; 60, 14.
  31. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Религиозное «двоеверие» на Руси в XI-XIII вв. (по материалам городищ-святилищ). Культура славян и Русь. М., 1998, 160; Тимощук Б.О. Східні слов’яни VII–X ст.: полюддя, язичництво, початки держави. Чернівці, 1999, 133-134..
  32. K. Hadaczek, “Swiatowid. Szkic archeologiczny,” Materyafy antropologiczno-archeologiczne i entograficzne, t. VII (Krakow, 1904), 114.
  33. G. Leńczyk, “Światowid zbruczański,”Materyaly Archeologiczne. T. 5. 1964, 14.
  34. R. Kozłowski, “Badania technologiczne posągu Światowida z Muzeum Archeologicznego w Krakowie,” 61-68.
  35. R. Kozłowski, “Badania technologiczne posągu Światowida,” 65-67.
  36. G. Leńczyk, “Światowid zbruczański,” 57-58.
  37. Предположению о том, что течение могло снять часть твердых высолов, противоречит сохранность местами красного красителя. Называя образования на поверхности изваяния «натеками» (nacieki) Р. Козловский, к сожалению, не конкретизирует их соотношение с краской. Рост высолов сквозь поверхностный красочный слой привел бы к включению красителя в структуру высола, что, возможно, и наблюдается в виде окрашивания местами кальцитовых образований под краем шапки. Натек же привел бы к механической консервации красочного слоя. Снять абразивом высолы при сохранении красочного слоя невозможно, поэтому абразивность реки могла повлиять только на кальцитовые образования натечного происхождения. Приходится констатировать, что наблюдаемое в настоящее время на изваянии количество высолов близко к первоначальному на момент попадания в воду. назад
  38. По описанию основных свидетелей, изваяние залегало под углом, «ближе к нашему берегу», слегка повернуто в сторону берега, а М.Потоцкий специально уточнял, что узнал о находке только несколько месяцев спустя, когда уровень воды значительно поднялся и сделал невозможными поиски основания идола; не удалось это совершить и ещё через несколько лет по той же причине большой глубины реки в месте находки (G. Leńczyk, “Światowid zbruczański,” 17).
  39. G. Lenczyk, “Swiatowid zbruczanski,” 14-18.
  40. Бандрівський М. Сварожі лики. Львів, 1992, 75-77.
  41. R. Kozłowski, “Badania technologiczne posągu Światowida,” 65-67.
  42. W. Szymański, “Posąg ze Zbrucza i jego otoczenie,” 76-78, rys.1, 1. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна, 205.
  43. G. Leńczyk, “Światowid zbruczański,” 14.
  44. R. Kozłowski, “Badania technologiczne posągu Światowida,” 66.
  45. E. Wienecke, Untersuchungen zur Religion der Westslawen (Leipzig, 1940), 172-175.
  46. Z. Gloger, “Do redakcyi Biblioteki Warszwskiéj (w sprawie Światowida),” Biblioteka Warszwska, t. 3 (1876), 517-518.
  47. L. Niederle, Slovanské starozytnosti, 163-164, obr. 11. Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956, 289, рис. 57-58. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси, 232, рис. 46.
  48. Срезневский И.И. Збручский истукан Краковского музея. Записки Императорского археологического общества. Т. 5. 1853, 163-196.
  49. Следует заметить, что хотя сам М. Потоцкий в сомнительных делах замечен не был, определённый психологический еффект оказывало осуждение по делу поддельных идолов из Прильвице (изготовленных в 1768 г. ГН. Шпонхольцем) книги его дальнего родственника И. Потоцкого (J. Potocki, Voyage dans quelques parties de la Basse-Saxe pour la recherche des antiquites Slaves ou Vendes (Hambourg, 1795). Об отношении к работе см.: Касторский М. Начертание славянской мифологии. СПб., 1841, 8-9.  назад
  50. G. Leńczyk, “Światowid zbruczański,” 30-34, 56-58.
  51. W. Hensel, Słowiańszczyzna wczesnośredniowieczna: zarys kultury materialnej (Warszawa, 1987), 338.
  52. W. Szymański, “Posąg ze Zbrucza i jego otoczenie,'' 84-85.
  53. G. Leńczyk, “Światowid zbruczański,” 14.
  54. Или скульптор просто постеснялся изобразить нагого титана со спины?
  55. A. Kayssarow, Versuch einer slavischenMythologie (Gottingen, 1804), 36-38, Bild. 1.
  56. Saxonis Grammatici. HistoriaDanica. P. 1. Vol. II (Havnie, 1839), 823.
  57. A. Naruszewicz, Historya narodu Polskiego, 119-120.
  58. Z.D. Chodakowski, O Slowianśczyznieprzed chrześcianstwem (Krakow, 1835), 16.
  59. K. Hadaczek, “Światowid,' 116. Нидерле Л. Славянские древности, 402.
  60. Кирпичников А.Н. Древнерусское святилище у Пскова. Древности славян и Руси. М., 1988, рис. 1.
  61. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982, табл. LXXIV, 2.
  62. A. Naruszewicz, Historya narodu Polskiego, 113-115.
  63. Ольховский В.С., Евдокимов Г.Л. Скифские изваяния VII-IIIвв. до н.э. М., 1994, илл. 1; 6, 8; 48, 81; 51; 76, 126.
  64. Ольховский В.С., Евдокимов ГЛ. Скифские изваяния VII-IIIвв. до н.э., илл. 3, 4; 7, 10; 34; 36; 55.
  65. A. Kirkor, “Sprawozdanie i wykaz zabytków złożonych w Akademii umiejętności z wycieczki archeologicznej w roku 1882,” Zbior wiadomości do antropologii krajowej, t. VII (Krakow, 1883), 52, 55.
  66. Ср.: Квасневич В. Польские сабли. СПб., 2005, 54-66.
  67. Обзор см: W. Świętosławski, “Oręż zbruczańskiego Świętowita,” Acta Archaeologica Lodziensia, № 53 (2007), 121-125.
  68. A. Zakharov, “The Statue of Zbrucz,” 337-347. A. Zakharow, W. Arendt, “Studia Levedica. Archaeo-logischer Beitrag zur Geschichte der Altungarn im IX. Jh.,” Archaeologia Hungaricae, t. XVI (Budapest, 1935), taf. III.
  69. Рыбаков Б.А. Рецензия: Материалы и исследования по археологии СССР, выпуск VI – Этногенез восточных славян, т. I. Под ред. М. И. Артамонова, М.-Л., 1941. ВДИ. 1946, № 1, 129-130. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси, 243.
  70. Б.А. Рыбаков справедливо указывает на находки сабель в древнерусских погребениях 2-й пол. Х в. (Чернигов, Шестовица). Но ведь речь идет о сакральном искусстве и о «богах-прародителях» – неужели славяне одевали и вооружали своих богов «по последней моде»?
  71. Обзоры см.: L. Niederle, Slovanské starozytnosti, 146; Гуревич Ф.Д. Збручский идол. МИА. Вып. 6. 1941, 282-283; G. Leńczyk, “Światowid zbruczański,” 39-2.
  72. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна, 211-212; W. Szymański, “Posąg ze Zbrucza i jego otoczenie,” 108.
  73. A. Kirpicnikov, “Der sogennante Sabel Karls des Grossen,” Gladius, t. X (1972), 69-80; Kunsthistorisches Museum Wien. Weltlische und geistlische Schatzkammer (London, 1998), 54; The Ancient Hungarians. Exhibition catalogue (Budapest, 1996), 67-71.
  74. См. напр.: C.G. Murr, Beschreibung der ehemals zu Aachen aufbewahrten kaiserlichen Kronungs – Zierden, des lateinischen Evangelienbuches, arabischen Sabels Karls des Grofien und der Capsul mit der Erde, worauf das Blut des heiligen Stephans soll gestossen sehn (Nurnberg, 1801), 22-24.
  75. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси, 240-243.
  76. K. Hadaczek, “Światowid,” 114-115.
  77. G. Leńczyk, “Światowid zbruczański,” 59.
  78. Василенко М.В. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: I в. до нашей эры – XIII в. нашей эры. М., 1977, 109-112.
  79. W. Szymański, “Słup ze Zbrucza. Generalia i detale,” 22.
  80. Присяжний К., Казанцева Т. Хрести і «фігури». Питання поліхромії. Медобори і духовна культура давніх, середньовічних слов'ян (до 150-річчя виявлення Збруцького «Святовита»). Львів, 1998, 192-196.
  81. Ольховский В.С., Евдокимов Г.Л. Скифские изваяния VII-III вв. до н.э., 51.
  82. См.: Колчин Б.А. Новгородские древности. Резное дерево. М., 1971, табл. 1-48. Сергеева М.С. К вопросу о художественной резьбе по дереву X-XIII веков на территории Среднего Подне-провья. Археологический альманах. № 21. Донецк, 2010, рис. 1-2. Сергєєва М.С. Косторізна справа у Стародавньому Києві. К., 2011, 125-151.
  83. Орлов Р.С. Некоторые особенности формирования древнерусского художественного ремесла. Новые памятники древней и средневековой художественной культуры. К., 1982, 163-173. Орлов РС. Пів-денноруський центр художньої металообробки Х ст. Археологія. Вип. 44. 1983, 26-5.
  84. Р. Козловский подчеркивает, что из аналогичного известняка выполнена предроманская скульптура Вавеля (R. Kozłowski, “Badania technologiczne posągu Światowida,” 64).
  85. Русанова И.П., Тимощук Б. А. Ещё раз о славянском языческом центре на реке Збруч, 236.
  86. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян, 87-89.
  87. Раппопорт Л. А. Строительное производство Древней Руси X-XIII вв. СПб., 1994, 38-39.
  88. Архипова Е.И. Резной камень в архитектуре древнего Киева (конец Х – первая половина XIII вв.). К., 2005, 51-95.
  89. L. Niederle, Slovanské starozytnosti, 146.
  90. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв. Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986, 40-60.
  91. Седов В.В. Одежда восточных славян VI-IX вв. Древняя одежда народов Восточной Европы, 33-35.
  92. Колчин Б.А., Янин В.Л., Ямщиков С.В. Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. М., 1985, кат. 96; 232.
  93. Смирнова Э.С. Ранние этапы иконографии святых князей Бориса и Глеба. Вопрос византийских образцов и сложения русской традиции. Борисо-Глебский сборник. Вып. 1. Paris, 2009, 64-71, илл. 1-2. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978, илл. 45; 46; 52.
  94. Ср.: Алпатов М.В. Древнерусская иконопись, илл. 47. Русская иконопись. Белый город, 2006, кат. 710, 711, 713-715, 717.
  95. M. Potocki, T. Zebrawski, “Wiadomości o bożyszczu słowiańskim,” 24.
  96. A. Kirkor, “Wycieczka na Podole Galicyjskie,” 379.
  97. H. Biegeliesen, “Tymon Zaborowski,” Ateneum, t IV, z. II (Warzawa, 1883), 313-345; z. III, 536-588; M. Danielewicz, Tymon Zaborowski – Życie i twórczość (1799-1828) (Warszawa, 1933); T. Zaborowski, Pisma zebrane (Warszawa, 1936).
  98. C. Godebski, Dzieła wierszem i prozą, cz. 2 (Warszawa, 1821), 308-330.
  99. B. Czwórnóg-Jadczak, “Tymon Zaborowski,” Pisarze polskiego oświecenia, t. 3 (Warszawa, 1996), 641.
  100. Козлов В.П. Хлестаков отечественной «археологии» или три жизни А.И. Сулакадзева. Что думают ученые о «Велесовой кн-иге». СПб., 2004, 198-203.
  101. C. Godebski, Dzieła wierszem i prozą, 308-309.
  102. Z.D. Chodakowski, O Slowianśczyznieprzed chrześcianstwem, 5.
  103. Лєх Я. З історії польсько-українських зв’язків в археології (кінець XVIII ст. – 1939 р.). Археологічні дослідження Львівського університету. Вип. 9. Львів, 2006, 20-21.
  104. Советов С.С. Образ древнерусского Бояна в интерпретации польских поэтов-романтиков. ТОДРЛ. Т XIV. 1958, 125-131.
  105. A. Naruszewicz, Historya narodu Polskiego (Lipsk, 1836), t. ІІ. K. ІІІ.
  106. M. Danielewicz, Tymon Zaborowski-Zycie i tworczosc, 193; J. Maslanka, Zorian Dolgga Chodakowski (Wroclaw, Warszawa, Krakow, 1965), 100.
  107. H. Biegeliesen, “Tymon Zaborowski,” 585-586.
  108. F. Siarczynski, “Dzieie niegdys ksi^ztwa Trembowelskiego i Dzwinogrodskiego,” Czsopism naukowy ksiqgozbiorupublicznego imienia Ossolinskich, z. 4 (Lwow, 1829), 8-9, 36-39. Biblioteka Warszawska, t. IV (1859), 808.
  109. Z.D. Chodakowski, O Slowianśczyznie przed chrześcianstwem, 7-8.
  110. Biblioteka Warszawska, t. IV (1859), 808.
  111. A. Kirkor, “Sprawozdanie i wykaz zabytków złożonych w Akademii umiejętności z wycieczki archeologicznej w roku 1882,” 54-56.
  112. Легкий М. Про маловідому рецензію І. Франка «Хмельницький – непризнаний польський патріот». Проблеми словянознавства. Вип. 51. Львів, 2000, 300-302.
  113. T. Zaborowski, Pisma zebrane, 365.
  114. A. Kirkor, “Wycieczka na Podole Galicyjskie,” 379.
  115. G. Leńczyk, “Światowid zbruczański,” 31-32.
  116. M. Potocki, T. Zebrawski, “Wiadomości o bożyszczu słowiańskim,” 24.
  117. G. Leńczyk, “Światowid zbruczański,” 14.
  118. Z. Skrok, “Wandalowie i Goci – nasi przodkowie?,” Archaeologia źywa, № 3 (2009), 23.
  119. Saxonis Grammatici, 823.
  120. Z.D. Chodakowski, O Slowianśczyznie przed chrześcianstwem, 16.
  121. A. Naruszewicz, Historya narodu Polskiego, 62. Ломоносов М. Древняя российская история от начала русского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года. СПб., 1766, 99.
  122. A. Naruszewicz, Historya narodu Polskiego, 66, 86-87, 113-114.
  123. В 1827 г. прошли даже слухи о его вступлении в иезуиты (Towarzystwa Jezusowego) (Prace polonistyczne, t. 53 (Łodz, 1998), 44).
  124. Ср.: Бандрівський М. Сварожі лики, 69-70. Забашта Р. До питання атрибуції язичницької монументальної скульптури теренів Середньої Наддністрянщини (за архівними матеріалами). Медобори і духовна культура давніх, середньовічних слов ’ян (до 150-річчя виявлення Збруцького «Святовита»). Львів, 1998, 134-135.
  125. Роман с его возлюбленной «Альзирой» начался в 1821-22 гг. В её идентификации нет ясности. М. Данилевич-Зелинская полагала, что под этим псевдонимом скрывается Анна Розвадовская-Чехович, сестра приятеля Тимона – В. Розвадовского из Новоселки, выданная замуж за барона Чеховича из Зарубинцев, что в 30 км от Лычковцов. Воспоминания же современников (F. Wasilewska-Boberska, Pisma (Lwów, 1893), 319-329) заставляют видеть в «Альзире» Лауру Семеновскую-Забельскую (Alzyra-Laura Z.) – молодую жену соседа Заборовских – Йозефа Забельского из Городницы. Несмотря на серьёзные намерения Тимона, мать выступила резко против, и под угрозой лишить наследства выслала сына к своему брату В. Шептицкому в Якубовицы. Но, согласная на развод даже ценой потери родительского имения, Лаура оказалась не готовой потерять опеку над маленьким сыном. Весной 1822 г. Тимон получил письмо от Лауры, сообщавшее о решении прекратить отношения ради сохранения сына, но чувства поэта были сильны ещё и в 1824 г. В этом контексте установка изваяния в 1822-1823 гг. в живописном месте над рекой в границах Городницы выглядела бы как откровенная надежда привлечь внимание возлюбленной, а на роль «идолоборца» закономерно претендует Й. Забельский.  назад
  126. W. Barczyk, “Tymon Zaborowski – poeta “Wieszcz Miodoboru”,” Głosy podolan, № 73 (Warszawa, 2005), 38-39.
  127. Ю. Сабинский, член масонской ложи «Осирис» в Каменце, познакомился с Т. Заборовским только в 1822 г. на почве общего интереса к собиранию народных песен, и втянул его в тайное общество «Вольные братья Подоляне» – по всей видимости, местную масонскую организацию.
  128. G. Korbut, Literatura polska odpoczqtkow do wojny swiatowej, t. 3 (Warszawa, 1930), 501.
  129. J. Kusnierz, “Mieczyslaw Ludwik Potocki (1810-1878) – konserwator zabytkow Galicji wschodniej, wspolodkrywca pos^gu Swiatowita ze Zbrucza, autor pierwszej monografii historycznej miasta Zamosc,” Актуальні проблеми археології. Тези міжнародної наукової конференції на пошану І.С. Винокура. Тернопіль, 2010, 77.
  130. Биография К. Заборовского пока не становилась предметом исследования, но его автобиографический «паметник» хранится архиве Шептицких, который может пролить свет на некоторые вопросы.
  131. Kirkor A. Sprawozdanie i wykaz zabytków złożonych w Akademii umiejętności z wycieczki archeologicznej w roku 1883. Zbior wiadomości do antropologii krajowej. Kraków. T. VIII. 1884, 55-57.

 

Авторы: Алексей Комар, Наталья Хамайко // Рутеника, том X. Институт Археологии НАН Украины Киев 2011. 

 

загрузка...