Примечание и литература к статье «Меч из кургана Толстая Могила»

   |  Страница создана: 20-01-2017  |  Просмотров: 2 626
загрузка...

Примечания

1. Меч находятся на хранении в Музее исторических драгоценностей Украины (г. Киев). Инвентарный N8 АЗС-2491-2492.

2. Согласно метрическим параметрам, предложенным А.И. Мелюковой [1964, с. 46], а также Ю.Г. Кокориной, попытавшейся ввести определенный порядок в употребление терминов скифского клинкового оружия (кинжал – акинак – меч) [Кокорина, 2008, с. 77], данное изделие относится к категории мечей.

3. Аналогично: «ахеменидский» меч из ниши камеры № 5 центральной гробницы [Алексеев, Мурзин, Ролле, 1991, рис. 67, с. 234, кат. 191] и серия других мечей [Алексеев, Мурзин, Ролле, 1991, с. 222-223, кат. 184-187] из кургана Чертомлык, а также мечи из погр. 2 кург. 3 группы Житков-И (пос. Веселый) и Бердянского кургана [Топал, 2014а, рис. 3,1, 13] и др.

4. Е.В. Черненко предполагал, что по бокам пластаны были «аккуратно запаяны» [Черненко, 1975, с. 158]. Однако в настоящее время установлено, чтс в подобных ситуациях пластаны могли соединяться только механическим путем (чеканка, ковка и т. п.), т. к. технологически осуществить процесс пайки былс невозможно. Благодарю за консультации по техническим вопросам заведующую отделом научной реставрации драгметаллов МИКУ А.С. Иваненко.

5. Оковки сделаны из золота 583-й пробы [Мозолевський, 1979, с. 234], относительно эластичного для того чтобы выполнить изображения и придать необходимук сложную форму рукояти, и, в то же время, достаточнс прочного, чтобы держать приданную форму и рельеф.

6. Это, вероятно, связано с тем, что пластаны оковкь подготавливались на одной и той же матрице, но ю последующая дополнительная обработка все же не сколько различалась.

7. Именно наличие ажурного клинка послужило основанием для предположения, что чертомлыцкий меч, изначально ахеменидский, был переделан причерноморскими мастерами, заменившими на нем клинок, а также, возможно, часть золотых пластин на рукояти [Алексеев, Мурзин, Ролле, 1991, с. 102].

8. Аналогичная половая контаминация внешнего вида львов-львиц встречается и в более позднее время. Наиболее показательными в этом отношении являются строки М.Ю. Лермонтова из знаменитого "Демона” (1837 г.): "И Терек, прыгая, как львица / С косматой гривой на хребте”. Уже в конце XIX в. эти слова вызывали усмешку и критику [Кудряшев, 1889, с. 91; Коровин, 2013]. Характерно по этому поводу замечание переводчика конца XIX в. М.И. Кудряшева: "Противоречия и несообразности, стало быть, возможны у всякого автора, особенно когда он не пишет с натуры, а творит с помощью фантазии” [Кудряшев, 1889, с. 91].

9. Внешний вид, напротив, в силу своей карикатурной, сатирической миксаморфности приводил к веселью, как это случилось, когда младенца Пана впервые увидели олимпийские боги [Тахо-Годи, 1989, с. 119; Кун, 2007, с. 85]. В Гомеровском гимне Пану его призывают как «бога веселого пастбища» (Horn. Hymn. XIX, 6) [Античные гимны, 1988, с. 124]. Согласно этому гимну, даже его имя связано с весельем: «Всех порадовал мальчик, – и назвали мальчика Паном» (от греч. Πάν – все) (Нот. Hymn. XIX 47) [Античные гимны, 1988, с. 125; Тахо-Годи, 1989, с. 119].

10.Вопрос распространения культа Диониса в скифской (или шире – варварской) среде не столь однозначен (см., напр., другие мнения по этой теме: [Шауб, 2007, с. 208-211, 344-345; Бабенко, 2002]) и требует более углубленного и всестороннего изучения, что не входит в задачи настоящей статьи.

11.Высказывается мнение, что имя божества происходит от Πάω, пасти [Puhvel, 1987, р. 53,132; Любкер, 2001, с. 16]. По мнению В.Н. Топорова, имя Пана содержит индоевропейский корень *pus-/*paus – «делать плодородным» (рус. «пухнуть», «пушиться», «пушистый» и т. п.), также как и ряд мифологических персонажей других индоевропейских традиций: др.-инд. Пушан, авест. дэв Апаошу, балт. Пушайтс и др. [Топоров, 2006]. Но в данном случае важнее, что в античное время принимали «народную» этимологию имени [Лосев, 1996, с. 406; Любкер, 2001, с. 16].

12. Но при всем уважении к лире и кифаре, именно многоствольную флейту в древней Греции считали самым гармоничным инструментом, что очень точно выразил Платон в одном из диалогов в «Государстве» (Ш, 399d) при обсуждении достоинств инструментов: «Разве это не самый многоголосый инструмент, так что даже смешение всех ладов – это лишь подражание игре на флейте?».

13.Так или иначе связаны между собой и сами божества. Ведь именно у Пана Апполон приобрел знаменитый дар прорицания [Кун, 2007, с. 85]. По мнению А.Ф. Лосева [1996, с. 406], говоря о родстве Аполлона с Паном, «нужно обратить внимание на то обстоятельство, что древние связывали имя Пана с местоимением рал – "все” и в этом значении придавали его Аполлону в качестве эпитета; и орфический гимн (XXXIV 24-27) указывает, что отношение Аполлона к целому мирозданию таково же, как отношение к нему Пана». Еще более взаимосвязаны были Аполлон и Дионисий, к свите которого принадлежал Пан. С классического периода распространился обычай почитания их в одном святилище. Особой известностью пользовалось совместное почитание этих богов в Дельфах, где также справлялись дионисийские празднества. Происходило это главным образом зимой, когда считалось что Аполлон удаляется в счастливую страну гиперборейцев на краю земли [Скржинская, 2009, с. 135].

14.Данное противостояние Пана и Аполлона еще более интересно в связи с тем, что именно Аполлон был главным покровителем и защитником греческих (изначально – ионийских) колоний в Северном Причерноморье [Русяева, 2005, с. 204-261].

15. Впрочем, по мнению С.А. Яценко [2011, с. 17], считать данное изображение образом Пана нет оснований. Данный персонаж, по его мнению, скорее связан с сармато-аланами начального периода сарматизации Азиатского Боспора.

16. Иная точка зрения была высказана А. В. Шелеханем [Шелехань, 2013].

17.Точное определение птицы затруднено, поэтому относительно ее идентификации нет единой точки зрения: она отождествляется с орлом, коршуном, ястребом, вороном [Стеблин-Каменский, 1992, с. 191; Сулейманов, 2010, с. 199].

18.Характерно, что меч (кинжал) является одним из наиболее часто встречаемых предметов, изображенных на изваяниях. В первую очередь это касается изваяний раннего и среднескифского времени – более 60 % [Ольховский, Евдокимов, 1994, с. 73, 75].

19. По мнению Устиновой [Ustinova, 2002, р. 102-123], поддержанному А.И. Иванчиком [Иванчик, 2005, с. 178], данные персонажи имеют человеческое тело, собачьи голову и лапы и воплощают членов мужского союза, воинов-псов. С.А. Яценко [1992, с. 200; 2011, с. 16] считает, что четверо персонажей имеют баранью голову, а двое – «волчью (?)».

Список литературы

  • Абрамзон С.М. Этнографический альбом художника П.М. Кошарова (1857 г.) // Сб. Музея антропологии и этнографии. – Л., 1953. – Т. XIV. – С. 147-161. Авеста. Избранные гимны. Из Видевдата / Пер. с авест., предисл., примеч., словарь И. Стеблин-Каменского. – М., 1992. – 207 с.
  • Авеста в русских переводах (1861 –1996) / Сост. И.В. Рака. – СПб., 1997. – 480 с.
  • Авеста / Соколова В.С. Опыт морфологической транскрипции и перевод / Смирнова И.А. Подготовка материалов к изданию и редактирование. – СПб.: Наука, 2005. – 544 с.
  • Алборов Ф.Ш. Музыкальная культура осетин. – Владикавказ, 2004. – 192 с.
  • Алексеев А.Ю. О скифском Аресе // АСГЭ. – 1980. – Вып. 21. – С. 39-47.
  • Алексеев А.Ю. Этюд об акинаках // Клейн Л.С. Археологическая типология. – Л., 1991. – С. 271-280.
  • Алексеев А. Ю. Золото скифских царей в собрании Эрмитажа. – СПб., 2012. – 272 с.
  • Алексеев А.Ю., Мурзин В.Ю., Ролле Р. Чертомлык. Скифский царский курган IV в. до н. э. – К., 1991. – 414 с.
  • Анохин В.А. Монетное дело Боспора. – К., 1986. – 223 с.
  • Анохин В.А. История Боспора Киммерийского. – К., 1999. – 250 с.
  • Античные гимны / Сост. и общая редакция А.А. Тахо-Годи. – М., 1988. – 362 с.
  • Артамонов М.И. Антропоморфные божества в религии скифов // АСГЭ. – 1961. – Вып. 2. – С. 57-87.
  • Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. – Прага; Ленинград, 1966. – 120 с.
  • Артамонов М.И. Происхождение скифского искусства // СА. – 1968. – № 4. – С. 27-45.
  • Бабенко Л.І. Жіночий головний убір IV ст. до н. е. з кургану 8 біля с. Пісочин Харківської області // Археологія. – 2002. – №4. – С. 59-69.
  • Бандуровский А.В., Буйнов Ю.В. Курганы скифского времени (северскодонецкий вариант). – К., 2000. – 236 с.
  • Безсонова С.С. Зображення Афіни за матеріалами Північного Причорномор’я // Археологія. – 1975. – Вип. 17. – С. 23-38.
  • Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. – К., 1983. – 183 с.
  • Бессонова С.С. О культе оружия у скифов// Вооружение скифов и сарматов. – К., 1984. – С. 3-21.
  • Брагинский И.С. Веретрагна // МНМ. В 2-х т. – М., 1980. – Т. 1: А –К. – С. 233.
  • Буркерт В. Греческая религия: Архаика и классика. – СПб., 2004. – 584 с.
  • Вертиенко А.В. К семантике горита в представлениях ирано-язычных номадов Евразии // Східний світ. – 2010. – № 4. – С. 91-102.
  • Вертиенко А.В. К персонификации скифского воинского божества в Ьис., Тох., 38 // Східний світ. – 2012. – № 3. – С. 41-52.
  • Вертіенко Г.В. Священні втілення Веретрагни в Япггі 14 // РоїурЬопіа Огіепііз. До ювілею В.С. Ри-балкіна. – К., 2013а. – С. 33-51.
  • Вертіенко Г.В. Скіфська клинкова зброя та авестійське кагзіа- // Музейні читання: Матеріали наук, конференції Ювелірне мистецтво – погляд крізь віки. – К., 20136. – С. 47-68.
  • Вязьмитина М.И. Ранние памятники скифского звериного стиля // СА. – 1963. – № 2. – С. 158-170.
  • Галанина Л.К. Келермесские курганы. «Царские» погребения раннескифской эпохи. – М., 1997. – 316 с.
  • Герирчан Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. – СПб., 1995. – 336 с.
  • Гребенников Ю.С. Курганы скифской знати в Поингулье // Древнейшие скотоводы степей Юга Украины. – К., 1987. – С. 148-158.
  • Грибкова А.А., Полидович Ю.Б. Фигурка быка скифского времени из собрания Б.И. и В.Н. Ханенко // Археологический альманах. – Донецк, 2013. – № 30. – С. 259-277.
  • Гугуев В.К. Кобяковский курган (К вопросу о восточных влияниях на культуру сарматов I в. н. э. – начала II в. н. э.) // ВДИ. – 1992. – № 4. – С. 116-129.
  • Гуляев В.И. Еще раз к вопросу об этнокультурной ситуации в Среднем Подонье в скифское время (V –IV вв. до н. э.) // Археология Среднего Дона в скифскую эпоху: Тр. Донской (Потунданской) археол. эксп. ИА РАН, 2001 –2003 гг. – М., 2004. – С. 7-24.
  • Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. Тексты. Перевод. Комментарий. – М.: Наука, 1982. – 456 с.
  • Древности Геродотовой Скифии: Сб. описаний археол. раскопок и находок в Черноморских степях. – СПб., 1872. – Вып. II. – 127 с.
  • Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. – М., 1976. – 276 с.
  • Евразия в скифскую эпоху: радиоуглеродная и археологическая хронология. – СПб., 2005. – 290 с. Жизнь животных: В 7 т. – М., 1989. – Т. 7: Млекопитающие. – 558 с.
  • Жуланова Н.И. Многоствольные флейты в традиционной культуре коми-пермяков: Дисс. ... канд. искусствоведения. – М., 2003. – 249 с.
  • Завитухина М.П. Древнее искусство на Енисее. Скифское время. Публикация одной коллекции. – Л., 1983. – 192 с.
  • Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкции и историкотипологический анализ праязыка и протокультуры: В 2 т. – Тбилиси, 1984. – 1409 с.
  • Иванчик А.И. Накануне цивилизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции: фольклор, литература и история. – Москва; Берлин, 2005. – 313 с.
  • Избицер Е.В. Модели «повозок», «флейты Пана» и северокавказская культура // Археолог: детектив и мыслитель: Сб. статей, посвящ. 77-летию Л.С. Клейна. – СПб., 2004. – С. 409-421.
  • Канторович А.Р. Один из образов копытного животного в искусстве скифского звериного стиля // РА. – 1995. – № 4. – С. 45-55.
  • Квитка К.В. Об историческом значении флейты Пана // Музыкальная фольклористика. – М., 1986. – Вып. 3. – С. 244-257.
  • Клочко Л.С. Поясная одежда у населения Скифии // Древности скифской эпохи. – М., 2006. – С. 100-120.
  • Кобылина М.М. Пан на надгробной плите из Фанагории // СА. – 1973. – № 3. – С. 174-181.
  • Кокорина Ю.Г. Декор скифского оружия VII-IV вв. до н. э. (Изобразительные традиции, организация декора, семантика образов): Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. – М., 2003. – 23 с.
  • Кокорина Ю.Г. Меч, акинак, кинжал – какой термин выбрать? // Археологические вести. – СПб., 2008. – Вып. 15. – С. 75-83.
  • Коровин К. Моя жизнь. – М.: Азбука, 2013. – 250 с.
  • Кудряшев М.И. Введение // Песнь о Нибелунгах. – СПб., 1889. – С. 5-139.
  • Кузина Н.В. Культ Диониса в античных государствах Северного Причерноморья: содержание, общественно-политический аспект, локальная специфика: Автореф. дисс.... канд. ист. наук. – Иваново, 2008. –16 с.
  • Кузьмина Е.Е. Мифология и искусство скифов и бактрийцев (культурологические очерки). – М., 2002. – 288 с.
  • Кун Н.Л. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 2007. – 560 с.
  • Лелеков Л А. Ранние формы иранского эпоса // Народы Азии и Африки. – 1979. – № 3. – С. 173 –188. Ливеров П.Д. Памятники скифского времени на среднем Дону. – М., 1965. – 112 с. (САИ. – Вып. Д1-311).
  • Лосев А.Ф. Пан // МНМ. В 2 т. – М., 1982. – Т. 2: К –Я. – С. 278-280.
  • Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. – М., 1996. – 975 с.
  • Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей: В 3 т. – М., 2001. – Т. 3. – 576 с.
  • Мачинский ДА. Пектораль из Толстой Могилы и великие женские божества Скифии // Культура Востока. Древность и раннее средневековье. – Л., 1978. – С. 131-150.
  • Мелюкова А.И. Каменная фигура скифа-воина // КСИИМК. – 1952. – Вып. ХІЛЛІІ. – С. 125-128.
  • Мелюкова А.И. Вооружение скифов. – М., 1964. – 92 с. (САИ. – Вып. Д1-4).
  • Миллер Вс.Ф. Осетинские этюды. Ч. II // Уч. Зал. Ими. Московс. Ун-та: Отдел Историко-филологический. – М., 1882. – Вып. 2. – С. 510-515.
  • Мищенко Ф.Г. К вопросу об этнографии и географии геродотовой Скифии // Университетские известия. – К., 1882. – № 2. – С. 450-560.
  • Мозолевский Б.Н., Полин С.В. Курганы скифского Герроса IV в. до н. э. (Бабина, Водяна и Соболева Могилы). – К., 2005. – 600 с.
  • Мозолевський Б.М. Товста Могила. – К., 1979. – 252 с.
  • Окшотт Э. Археология оружия. От бронзового века до эпохи Ренессанса. – М., 2004. – 398 с.
  • Ольховский В.С., Евдокимов Г.Л. Скифские изваяния VII-III вв. до н. э. – М., 1994. – 188 с.
  • Отрощенко В.В. Парадный меч из кургана у с. Великая Белозерка // Вооружение скифов и сармат. – К., 1984. – С. 121-126.
  • Полидович Ю.Б. Хищник и его жертва: Выражение круговорота жизни и смерти средствами скифского зооморфного кода // Структурно-семиотические исследования в археологии. –Донецк, 2006. –Т. 3. – С. 291-302.
  • Полидович Ю.Б. Изображения таутеке на наверпш-ях из комплекса Биже (Жетысу) в контексте ранне-сакского «звериного стиля» // Сакская культура Са-рыарки в контексте изучения этносоциокультурных процессов степной Евразии: Материалы Круглого стола, посвящ. 20-летаю Независимости Республики Казахстан. – Караганды, 2011. – С. 123-130.
  • Полидович Ю.Б. Структура и символика декора ножен мечей раннескифского времени // Война и военное дело в скифо-сарматском мире: Материалы Междунар. науч. конф., посвящ. пам. А.И. Мелюковой (26-29 апреля 2014 г., с. Кагальник). – Ростов-на-Дону, 2014а. – С. 290-309.
  • Полидович Ю.Б. Структура и символика декора ножен мечей скифского времени // Музейні читання: Матеріали наук. конф. Ювелірне мистецтво – погляд крізь віки (18-20 листопада 2013 р., Київ). – К., 20146. – С. 152-169.
  • Полидович Ю.Б. Изображения на клинках кинжалов и мечей скифо-сакского времени // Восхождение к вершинам археологии: Сб. материалов междунар. науч. конф. Древние и средневековые государства на территории Казахстана, посвящ. 90-летию со дня рожд. К.А. Акишева. – Алматы, 2014в. – С. 257-272.
  • Полин С.В. Скифский Золотобалковский курганный могильник V-IV вв. до н. э. на Херсонщине. – К., 2014. – 776 с.
  • Придик Е.М. Мельгуновский клад 1763 г. // МАР. – 1911. –№31. – С. 1-28.
  • Прохорова Т.А, Гугуев В. К. Богатое сарматское погребение в кургане на восточной окраине г. Ростова-на-Дону // Изв. Ростове, обл. музея краеведения. – 1988. – Выл. 5. – С. 40-48.
  • Прохорова Т.А, Гугуев В. К. Богатое сарматское погребение в кургане 10 Кобяковского могильника // СА. – 1992. – № 1. – С. 142-161.
  • Раевский Д.С. Эллинские боги в Скифии? (К семантической характеристике греко-скифского искусства) // ВДИ. – 1980. – № 1. – С. 49-71.
  • Раевский Д.С. Скифские каменные изваяния в системе религиозно-мифологических представлений ираноязычных народов евразийских степей // Средняя Азия, Кавказ и зарубежный Восток в древности. – М., 1983. – С. 40-60.
  • Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н. э. – М., 1985. – 256 с.
  • Русяева А.С. Земледельческие культ в Ольвии до-гетского времени. – К., 1979. – 172 с.
  • Русяева А. С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху: Мифы. Святилища. Культы олимпийских богов и героев. – К., 2005. – 559 с.
  • Русяева М.В. Основний сюжет на пекторалі з Товстої Могили // Археологія. – 1992. – № 3. – С. 34-46.
  • Русяева М.В. Діонісійські сюжети на пам’ятках торевтики із скіфських курганів // Археологія. – 1995. – № 1. – С. 22-34.
  • Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. – К., 2009. – 363 с.
  • Стеблин-Каменский И. Примечания // Авеста. Избранные гимны. Из Видевдата / Пер. с авест., предисл., примеч. и словарь И. Стеблин-Каменского. – М., 1992. – С. 181-197.
  • Сулейманов Р. О Веретрагне // Традиции Востока и Запада в античной культуре Средней Азии: Сб. статей в честь Поля Бернара. – Самарканд, 2010. – С. 198-203.
  • Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. – М., 1989. – 304 с.
  • Толубаев М. О значении слова «кандагай» из эпоса «Манас» // Эпос «Манас» как историко-этнографический источник: Тезисы междунар. науч. симпоз., посвящ. 1000-летию эпоса «Манас». – Бишкек, 1995. – С. 107 –109.
  • Топал Д.А. Финальная линия развития мечей классической Скифии. Соотношение типов Чертомлык и Шульговка // Бігаїит ріив. – 2014а. – № 3. – С. 129-156.
  • Топал Д.А. Акинаки классической Скифии: тип Со-лоха // Война и военное дело в скифо-сарматском мире: Материалы Междунар. науч. конф., посвящ. пам. А.И. Мелюковой (26-29 апреля 2014 г., с. Ка-гальник). – Ростов-на-Дону, 20146. – С. 380-406. Топоров В.Н. Древо мировое // МНМ. В 2-х т. – М., 1980. – Т. 1: А –К. – С. 398-406.
  • Топоров В.Н. Об индоевропейских соответствиях одному балтийскому мифологическому имени: балт. Риз(к)аі£-: др.-инд. Рй§ап, др.-греч. Πάν //Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. – М., 2006. – Т. 2: Индоевропейские языки и индоевропеистика, кн. 1. – С. 235-263.
  • Трейстер М.Ю. Образ пана на обкладке перекрестья меча из Толстой Могилы (о некоторых аспектах «греко-скифского» в торевтике IV в. до н. э. // Боспорский феномен. Греки и варвары на Евразийском перекрестке: Материалы междунар. науч. конф. (19-22 ноября 2013 г., Санкт-Петербург). – СПб., 2013. – С. 454-461.
  • Туаллагов А.А. Скифо-сарматский мир и нартовс-кий эпос осетин. – Владикавказ, 2001. – 315 с.
  • Усачу к А. Н. К вопросу о костяных деталях духовых музыкальных инструментов в эпоху бронзы // Древности Северо-Восточного Приазовья. – Донецк, 1999. – С. 70-87.
  • Філатов О.П., Черненко Е.В. Скіфський курган на Ворошиловградщині // АДУ 1969 р. – К., 1972. – Вип. IV. – С. 122-125.
  • Черненко Е.В. Оружие из Толстой могилы // Скифский мир. – К., 1975. – С. 152-173.
  • Черненко Е.В. Древнейшие скифские парадные мечи (Мельгунов и Келермес) // Скифия и Кавказ. – К., 1980. – С. 7-30.
  • Шауб И.Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье (VII-IV вв. до н. э.). – СПб., 2007. – 484 с.
  • Шелехань О.В. До питання про форму перехрестя клинкової зброї скіфського часу І І Археологія. – 2013. – № 4. – С. 41-54.
  • Шрамко И.Б. Исследование двух мечей из коллекции Полтавского краеведческого музея // 100-річчя Полтавського краєзнавчого музея. – Полтава, 1991. – С. 70-73.
  • Этнография и мифология осетин. Краткий словарь. – Владикавказ, 1994. – 284 с.
  • Яценко С.А. Антропоморфные изображения Сарматии // Аланы и Кавказ (Alanica-ІІ). – Владикавказ; Цхинвал, 1992. – С. 189-214.
  • Яценко С.А. Сидящий мужской персонаж с сосудом в руке на сакской бронзовой «курильнице» из Семиречья // История и археология Семиречья. – Алматы, 2011. – № 4. – С. 7-26.
  • Liddell H.G., Scott R. A Greek-English Lexicon. New supplement added. – Oxford, 1996. – 2042 p. Mathiesen Th.J. Apollo’s Lyre. Greek Music and Music Theory in Antiquity and the Middle Ages. – Lincoln; London, 1999. – 806 p.
  • Piotrovsky B., Galanina L., Grach N. Scythian Art. The legacy of the Scythian world: mid-7th to 3rd century BC. – Leningrad, 1986. – 183 p.
  • Puhvel J. Comparative mythology. – Baltimore; London, 1987. – 302 p.
  • Ustinova Yu. Lycanthropy in Sarmatian Warrior Societies: The Kobyakovo Torque // Ansient West and East. – 2002. – Vol. 1. – P. 102-123.

 

Полидович Ю.Б. Меч из кургана Толстая Могила // Археологія і давня історія України, 2015, вип. 2 (15) читать статью

загрузка...