Монгольское влияние на одежду жителей Золотой Орды

   |  Страница создана: 10-04-2010  |  Просмотров: 13 545
загрузка...

Однако если в Дзивгисе отмечается идентичность колпакообразных головных уборов в мужских и женских погребениях, то в Белореченских курганax фиксируются специфически мужские формы. Они состоят из четырехклинного верха и прямого околыша и украшены шнуром, позументом или вышивкой шелком. Мужской головной убор, аналогичный Белореченским, был выявлен в могильнике Зарагиж. Он представлял собой шапочку типа тюбетейки из четырех клиньев с прямоугольным околышем. Ее основная ткань первоначально была зелено-коричневого цвета с золотыми нитями. Раппорт cостоял из растительного орнамента. Окатыш на одну треть высоты был обшит красной шелковой тканью полотняного переплетения. Макушка, видимо, быта украшай кисточкой, от которой сохранился плетеный шнур. Радиальные швы и шов по околышу выполнены в виде косички. Украшаше одежды кистями отмечено китайскими авторами в монгольской традиции еще в VII в,  "...в первую луну Тйелэ, Хуйхэ. Сылисянь и прочие фамилии вместе отправились во дворец представиться на аудиенцию. Тайцзун лично одарил (иx) кистями [на шапку], желтыми жезлами, парчой и знаменами [значками], парадными шубами"  [Кюнер. 1961, с. 37]. После указа 1437 г. ойротского правителя Тогон-тайши красная кисть на головном уборе отличала ойратов от остальных монголов [Сычев. 1973. с 9]. В этнографических головных уборах горцев Северного Кавказа кисточки являются элементом декора башлыков, а в редких случаях - невысоких шапок с плоским донышком и войлочных шляп.

В одном из погребений в Белореченских курганах обнаружена меховая папаха. Меховые шапки - папахи встречаются и в Городе Мертвых.

В Дзивгисских склепах были обнаружены рукавички, покрой которых аналогичен тем, что относятся к более раннему периоду VII—IX вв и найдены в Мощевой Балке и Подорванной Балке. Один экземпляр — взрослая рукавичка без пальчиков с левой руки, низ и верх обработаны тканью в полоску. Второй экземпляр, по покрою аналогичный первому, принадлежал ребенку. Эта перчатка была пришита к обшлагу рукава кафтанчика. видимо, для того, чтобы ребенок не потерял ее. Рукав детского кафтана выполнен из редкой холщовой ткани, обшлаг шириной 2 см из ткани, окрашенной в синий цвет. Низ прикрепленной рукавички обтянут той же тканыо, что и рукав. Третий экземпляр представляет собой варежку с левой руки из белого холста, шов которой выполнен красной шелковой нитью через край. Предварительного, более прочного шва изделие не имеет. Очевидно. функции этого экземпляра были неутилитарными. Возможно, рукавичка играла роль оберега. При знакомстве с этнографическим материалом выяснилось, что на Кавказе красная нить или красная материя выполняли охранительную функцию во время эпидемий оспы и кори. Этими свойствами нити и ткани красного цвета наделяли народы не только Предкавказья, но и Закавказья. Армяне, например, чтобы предотвратить оспу, повязывали к столбу красный платок, а грузины использовали красную нить, в качестве симпатического средства при трудных родах, обвивая ею бедро роженицы.

монгольский орнамент
Фрагменты орнамента верхнего шелкового монгольского платья, могильник Зарагиж  (находка Б. Х. Ахтабиева)

Комплекс женской одежды оставался однотипным для всего Предкавказья. Погребенная в урочище Байрым у селения Верхний Чегем в XIII-XV вв женщина была одета в нательную рубашку, штаны, платье-кафтан, кожаные чулки, сапоги и конусообразную шапочку. Аналогичный набор обнаружен на погребенной в Махческе тройное одеяние, чулки, чувяки, ноговицы и головной убор. Такие же комплексы встречаются в Дзивгисе, Белореченской и Даргавсе.

Материал Дзивгисских и Даргавских склепов не имеет четкой стратиграфии, поэтому невозможно разделить комплексы хронологически. Но относительно одежды наблюдается единство, т.е. на протяжении всего хронологического периода бытования этих памятников, определенного В. Х. Тменовым как XIII — начало XIX в (Тменов, 1969. с 156), отмечается в целом единый набор мужского и женского костюмов, единый крой, совпадающий с более ранними периодами Поздние варианты одежды определяются вырезной проймой, швом по линии плеча, шалевым оформлением ворота. Эти инновации, более характерные для женской одежды, наблюдаются, по замечаниям этнографов, с конца XIX в.

Особенно наглядно связь форм костюмов XIV-XV вв. с этнографическими ансамблями прослеживается в находках из курганного могильника у селения Зарагиж в Кабардино-Балкарии.

Обнаруженный там женский костюм состоял из нижнего платья, сшитого из шелка полотняного переплетения бордово-фиолетового цвета. Сохранилась только верхняя часть платья. Лиф имел разрез от шеи до талии, который застегивался встык мелкие пуговки были пришиты к правой полочке через 1,4 см, петли - к левой. Петли выполнены из плетеного шнура (две основные нити оплетались трелей в технике обметочного шва). Разрез между полочками закрывался вставленным в правую полочку двойным швом (из того же шелка), который располагался непосредственно под застежкой. Кант вшивался между основной тканью шитья и подкладкой под вышивку. Стежки длиной 0.5 мм проложены по краю разреза, практически без зазоров. Вокруг разреза вертикально располагалась вышивка серебряной с позолотой нитью пприкреп. Она представляла собой стилизованный растительно-геометрический орнамент.

Верхнее платье, как и в этнографическом женском костюме, было приталенное, распашное с треугольным вырезом на груди, в котором был виден лиф нижнего платья с застежкой и вышивкой. Оно застегивалось на восемь серебряных пуговиц, семь из которых были овальной формы, филигранной роботы, со вставками из темного камня и бирюзы. Восьмая была утеряна и заменена пуговицей шаровидной формы с витыми полосами. Вместо вставки из камня она украшена пирамидкой из четырех металлических шариков.

Фрагменты ткани женского халата. Орнамент из стилизованных растительных мотивов на поверхность шелка нанесен способом набойки веществом желтого цвета, похожим на золото, на черной клеевой основе. Могильник Джухта-2.

Шелковый пояс с пришитыми накладными бронзовыми прорезными бляшками конструктивно дополнял платье. На спине к ткани пояса пришита бронзовая длинная прямоугольная пластика с орнаментом, нанесенным пуансоном. Пояс застегивался слева направо. Его наконечних и пряжка выполнены из бронзы. При помощи другой пряжки к нему крепились кожаные сумочки сложных форм, отделанные вышивкой и аппликацией Очевидно, они выполняли роль амулетниц и подвешивались к поясу с левой стороны.

Ткань верхнего платья представляла собой жесткий шелк темно-синего цвета с декоративным узором, выполненным на полотняной основе жаккардовым многослойным переплетением. Ее лицевая поверхность отделана нитями желтого цвета с металлическим блеском, похожими на золотые. Отделочные нити из шелка, они спирально оплетены по всей длине полоской металла желтого цвета. Эти нити уложены параллельно и на отдельных участках ткани закреплены стежками из шелковых нитей серо-черного цвета, расположенными в четыре рада в шахматном порядке. Таким образом, получается геометрический рисунок, переходящий на других участках в петлевую проработку, где петлевой настил образует каждая четвертая нитъ (диаметр петли — 3 мм). Вокруг петлевого рисунка проходит ворсовый контур, состоящий из густо выступающих шелковых волокон черного цвета (равномерно обрезанные концы закрепляющих нитей). Толщина ткани на плоском участке — 0.65 мм, на петлевом— 0.92 мм, на ворсовом — 0,75 мм. Количество нитей на 10 мм с изнаночной стороны по основе — 28, по утку — 66. На лицевой стороне плотность ткани (на 10 мм) по основе составляет 14 нитей (оплетенных золотом). Толщина нитей утка — 0,01мм, основы — 0,03 мм, оплетенных залогом нитей — 0.15 мм. Все нити, образующие ткань, в одно сложение, с правостором-ней круткой (Z).

Декор состоит из растительных узоров, сгруппированных непарными мотивами, что маскирует раппорт и образует сложную композицию, которая заполняет все пространство ткани. Очевидно, данный образец следует связать с импортом из Италии, которая занимала в ХV-ХVI вв ведущее место в Европе по производству шелковых тканей.

Верхнее платье выполнено из петельчатого аксамита — парчовой ткани из шелка и праденых золотых нитей, узор которой образован петлями. Лучшие по качеству аксамите изготовляли в Венеции В технологическом отношении злому образцу наиболее близок итальянский аксамит XVII в из собрания Государственного Исторического музея, на котором представлен сложный цветок с петельчатой и геометрической разработкой (см. [Восточные и европейские ткани, с. 24]).

Головной убор в этом ансамбле представляет собой конусовидную шапочку, выполненную из ткани, аналогичной материи верхнего платья, с серебряным конусообразным навершием в виде стержня с лушіицей. К лунннце с помощмо колечка прикреплено треугольное украшение с тремя ромбовидными подвесками Войлочная основа шапочки выполняла, вероятно, роль каркаса. Верх шапочки декорирован серебряными украшениями, которые расположены по окружности и конструктивно поддерживают втулку стержня.

В другом погребении у села Зарагиж на умершей женщине было обнаружено серебряное украшение на цепочке в виде двух последовательно соединенных подвесок с футляром. Последний представляет собой цилиндр с полусферическими крышками и декорирован растительным орнаментом. От футляра вниз спускаются цепочки, оканчивающиеся металлическими психпрямоуголышми пластинами. Интересно, что это украшение надевали не через голову, а крепили к платью в области горловины. Возможно, футляр был предназначен для текстов молитв. Такие футляры - дууа - бытовали в этнографическом кавказском костюме.

Тахим образом, зарагижсхий комплекс женского костюма устанавливает прямые параллели с одеждой предшествующего времени и этнографическим платьем.

 

монгольский узор монгольский декор монгольское серебрянное украшение

Фрагменты ткани верхнего шелкового платья. Могильник Зарагиж. Находка Б. Х. Ахтабиева (Нити узора на отдельных участках уложены параллельно и закреплены стежками из шелковых нитей серо-черного цвета, расположенных в четырех рядах в шахматном порядке и образующих геометрический рисунок, в некоторых местах переходящий в петлевую обработку.

Декоративные элементы и навершие женского головного убора, от туда же. Серебрянное украшение, от туда же.

Варианты графической реконструкции костюмов

наверх
реконструкция костюма монголки одежда из кургана Джухта-2 Женский Золотоордынский костюм

Реконструкция костюма знатной монголки, выполненная по материалам Новопавловского могильника (находки Н.А. Охонько). Распашной халат из красного китайского шелка с золотой набойкой, подпоясанный зеленым шелковым поясом. На правом рукаве халата нашита золотая лунница и полоска фольги, на левом солнечный диск, очевидно знак монгольской пространственной ориентации. Головной убор - бокка выполнен из берестяного каркаса, обтянутого шелком с печатным орнаментом в виде стилизованных цветов. На шелк нашиты четырехлепестковые серебряные с позолотой украшения

Реконструкция мужского и женского одежных комплексов из Джухтинского кургана. Могильник Джухта-2.

Комплекс женского костюма устанавливает прямые параллели с костюмами предшествующего времени и этнографическим платьем. Могильник Зарагиж.

загрузка...