Щиты и прочее снаряжение рыцарей 11 начала 12 века

   |  Страница создана: 07-08-2011  |  Просмотров: 33 839
загрузка...
первая страница - Поддоспешник. Мягкий доспех
 
- Щит
 
- Пластинчатый доспех
 
- Больше фотографий
 
- Выводы
 

Поддоспешник. Мягкий доспех

Мягкие доспехи (нем. Der Steppwams) известные как Гамбезоны или Акетоны то броня из мягких органических материалов (ткани или кожи). Вопрос существования такого доспеха в раннем средневековье является дискуссионным. Записи в летописях:

"Когда в год 926 пришла весть о приближении венгров в монастыре Санкт-Галлен, настоятель показал лидерские качества: он построил барикады, имитирующие оружие и щиты. Затем он одел под доспех платье kukulle и приказал своим братьям сделать то же самое. Потому что оно было сделано из толстой прочной шерсти".(10)
В саге об Олафе Святом есть упоминание о кожанных рубашках применяемых в битве при Stiklestad в 1030 году, "Теперь надо рассказать о том, что в это время происходило в Норвегии. Торир Собака ездил две зимы в Финнмёрк. Он провел эти зимы в горах, много торговал с финнами и был в большом барыше. Он велел сделать себе двенадцать рубашек из оленьих шкур. Эти рубашки были заколдованы, так что никакое оружие не брало их. Они были даже лучше кольчуги." (12).
"В дополнение к железному доспеху, которые мог бы состоять, кожаных (...), или роговых и прочих альтернативных  железу материалов, имели место  одежды из войлока или мягкой, простеганной ткани, которая также служила как броня. (...)  Может быть Бамбакион было не более чем толстой одеждой наподобие одеяла, которое подставили под удар. (...)  Оно было длиной до колен. С  короткими широкими рукавами, набитые хлопком и в качестве верхнего материала  шелк.  В качестве набивки использовали и шерсть "(1).

Это видно из Tactica (около 900) и других византийских работ посвященных искусству войны.  Кроме того, там есть и рекомендации по толщине  в 4 см хлопка. Но эти работы заслуживают отдельного рассмотрения и к тому же они византийские и поэтому необязательны для остальной Европы.

Дальнейшие аргументы в пользу существования в 11-в мягких доспехов – чисто практические соображения. Кольчуга было очень дорога по сравнению с Гамбезоном.  Воин, который не мог позволить себе кольчугу, вероятно, все еще пытался защитить себя. Даже при наличии кольчуги мягкий доспех имеет смысл.  Это снижает износ и поглощает силу ударов, в то время как кольчуга практически не смягчает удар.

стеганки на гобелене из Байе
(D1) Bayeux Tapestry. Здесь может быть показано или кольчуги или три воина в Гамбезонах, а самый правый в  кольчуге скапюшоном. Но есть мнение: все эти воины в кольчугах, а у правого такая прическа
еписком Одо
(D2) Гобелен из Байо. Епископ Одо (справа) носит здесь разительно отличающуюся броню от остальной части воинов, Одо и единственный боец ​​на левом рисунке показаны различные доспехи. Епископ Одо с наибольшей вероятностью носит стеганные доспехи. См. также Z.
 
стеганные доспехи Клюни
(F), романский собор Клюни III, Бургундия, Франция
Слева: Фрагмент украшения главного портала (1115-1125)
Справа: Деталь капителия  презентации гуманитарных наук, изображена  Риторика . (Конец 11-го / начала 12 века) (23)

В скульптуре на рис. F левого рыцаря четко видно, что рукава обычной одежды, которые берутся в складки, которые видны из под брони.  Квадратами могли изображать стеганые доспехи или кольчугу. Но на рисунке I7 показываю двух рыцарей, у одного открытый клапан-предличник который однозначно является кольчугой, а у другого закрытый предличник изображен квадратами.

Щиты 11 впервой половины 12 века

В 11-м веке были популярны три вида формы щита: круглый щит, миндалевидный щит, овальный щит.

миндалевидный щит
(N2). Красно-зелено-сиреневый миндалевидный щит.  Из Библии бенедиктинского монастыря Сен-Вааст, недалеко Аррас. (MS 435, Bibliothèque Municipale, Arras) MS 435, Муниципальный библиотеке, Аррас, первая половина 11 века.

Круглый щит уже много веков назад и был известен и в 12-м веке, широко использовался в 11-м веке. Смотрите Е, I1, Q2, Q3, У.  Этот щит состоял из отдельных деревянных досок, имеет центральный вырез, куда помещался железный умбон.

круглые щиты на Гобелене из Байе
(D) круглые щиты на Гобелене из Байё.
щит Гокстаг
 (G3) Щит Гокстаг (Gokstadschild).

Достаточно хорошо известен, так называемый "Гокстаский щит" (Норвегия, около 900), но есть и множество других источников на подобные щиты: хорошо сохранившиеся щиты и фрагменты, иллюстрации, скульптуры, упоминания в литературе).

Размеры их сильно различаются, от всего 42см до более 1м.  Большинство размером от 75 до 95см.  Толщина большинства составляет от 5-10мм, толщина уменьшается к краю все больше и больше.  Многие щиты, вероятно, были простыми не крашенными деревянными крышками. Однако, есть также данные том что их оклеивали кожей и потом красили. Оклеивание тканью, и покрытие грунтовкой и краской, характерное для 13-14 века на интересующий нас период не зафиксировано. Наиболее часто встречающейся железной деталью был Умбон - круглая выгнутая бляха над отверстием в центре щита, в неё должен помещаться кулак воина.  Некоторые щиты были по краям окованы специально П-образно выгнутыми  железными пластинками.  Кроме того, дополнительное усиление по краям отдельным куском толстой кожи также не исключено.

 

Для более подробной информации, рекомендую отличный блог Питера Битсона;

Библиотеку ассоциации Асгард;

И размещенную на данном сайте статью из журнала Цейгхауз.

 

Круглые щиты могут быть выгнутыми, не только плоскими, на это есть несколько изобразительных источников и форма некоторых Умбонов предполагает это. Выгнутые щиты, вероятно прочнее и эффективнее в бою, поэтому на изображениях у них часто нет Умбонов.

 

Овальный щит появляется время от времени в на иллюстрациях и скульптуре, и есть к счастью, археологическая находка щита этого типа.

овальный щит
(EE) Овальный  щит из Тронхейма, Норвегия, конец11 - нач. 12 век.
Справа: (D) Bayeux Tapestry.

Щит найденный в Тронхейме имеет следующие характеристики: высота 100см, ширина 50см, толщина 1,0 см. Два слоя древесины, положенные перпендикулярно друг-другу. Слегка изогнутые,но не согнутые!  Наверное, из дуба или аналогичной плотной древесины. Нет ручки, наличие пояса  предполагается (см. "миндалевидные щит"). Был полностью покрыт  сыромятной кожей, сшитой по краю с нахлестом в 1 см. Расстояние между отверстиями и диаметр отверстий 1мм.  (24)

Подобные щиты показаны на сосуде для святой воды в соборе Аахена (L), датированном примерно 1000г. Кроме того, на Гобелене из Байе, овальный щит также встречается. Но тот овальный щит с Умбоном.

Миндалевидны щит появляется в Северо Западной Европе во второй четверти 11 века. Он пользуется наибольшей популярностью во 2-й половине 11, и на протяжении всего XII века. Он также известен под именем Нормандский  щит, Каплевидный щит,  Драконий щит и Щит коршун в соответствующей литературе. Он известен в Византии с конца 10 века. Некоторые авторы также выдвигают тезис, что Византии оказывала на Западную Европу влияние  в конце 10  начале 11 века в вопросах войны. Это интересно с точки зрения внешней защиты (см. ниже). Влияние в противоположном направлении имеет место около 100 лет спустя после Первого крестового похода. (1)

Типичный щит на Гобелене из Байё — продолговатые, сужающийся к нижней точке щит с округлой верхушкой. Посмотрите различные фотографии в этом тексте. Он может снизу быть остроконечным (Q4, M, J) или закругленым (Q5, D4). Его форма варьируется от плоского листа изображенного на (W2, I4) до выпуклой, яйцевидной формы (Q5, w3, Y). На эти щиты существует не один изобразительный источник.

щиты времен крестовых походов
(D) щиты на Гобелене из Байе

Оригинальный щит на рис. Y является старейшим из сохранившихся геральдических щитов. Является ли этот щит обрезанным  миндалевидным щитом, или в 1200 году он был изготовлен в таком виде – вопрос спорный. В любом случае, при небольшой игре воображения мы можем "восстановить" его "оригинальную" форму. Сохранившихся оригинальных размер: 87см высота, а как-бы реконструированная около 109 см. Он покрыт с обеих сторон пергаментом, окрашен и также есть узоры сусального золота.    Ширина его нижнего края – 20 см, а  верхнего края – 67см. Толщина составляет около 1,5 см (19).  Недвусмысленные заявления о высоте и ширине щитов невозможны. Подробные иллюстрации и описания этого займут слишком много места. Но этот щит все равно не достигает размеров сопоставимых с щитам на изобразительных источниках. Очень часто изображены щиты закрывающие воина почти полностью

С испанского монастыря Сан-Сальвадор-де-Оны известны два щита, которые, вероятно, были сделаны около 1500. Так как, вполне вероятно, что это две копии старинных щитов 11 и 12. Поэтому они должны быть интересны нам. Один щит имеет высоту 114 см и ширину 61см, и 1,5 см толщину.  Второй имеет ширину 59см, а высота не может быть определена из-за коррупции. (19). Обнаружена малая основная пластина с орнаментом  в южной Германии и Швейцарии 11 или 12. века толщиной около 1,3 см от экрана.  Для сравнения: даже манускрипты описывают щиты той эпохи: высота от 100 см и 135 см, ширина 60 см. (19).   Предположительно  миндалевидные щиты были плоскими (см. D4), выгнутыми (различные образцы) и с горбом (см. P3, W3, Е2).  Первые изобразительные источники, которые однозначно показывают выгнутые щиты известны с 12 века. То есть щиты 11 века плоские или почти плоские с округлым верхним краем (такие встречаются на протяжении 11-12 века). Глядя на источники, в том числе на поздние щиты с прямым верхним краем, мы замечаем  что чем позднее дата, тем сильнее изогнут щит (11-12-го века.).  Для середины 11-го века, мы должны предполагать щит с наиболее слабым изгибом.

щит гераьдический рыцарь 11 века
(Y) геральдический щит Арнольда Бриенца, около 1200 г. хранится в Швейцарском национальном музее, в Цюрихе, LM-3405, 178 (I5) Голиаф из Библии Сен Этьен (Bibel von St. Etienne), Северной Франции, c. 1109-1111 (Bib. Munic., Дижон, MS 168, f.5r).  Шлем с наносником, длинная до колен кольчуга со встроенным капюшоном и длинными рукавами, миндальный щит, копье. Интересная обувь: сапоги? Носки?

Иногда на миндалевидный щит ставился Умбон. Он был необходим чтоб отбивать удары копья. То есть если круглом щите Умбон ставился как правило, на миндалевидный щит умбон ставился редко. Эти маленькие горки мы знаем как о находках замке Альтенберг (Фьюлинггсдорф, кантон Базель-Земля, Швейцария), замок Балдштейн (Гаммертинген, Баден-Вюртемберг), замке Haus Meer (7) и многочисленные представления о Байе Гобелен (см. особенно рисунки из серии D). Железный выступ находится как бы на тарелке с прямыми  краями, также края могут быть украшены вырезами и отверстиями. Выступы были полусферическими (P4, I4, L) или сужающиеся (W2, V, F). Они были сделаны из железа, редко из бронзы, и были прикованы.  Встречается также Умбоны без выступа.

Существовали ремни, которые позволяют носить щит повесив его на плечи и шею (I5, J, K). Рукоятки для кисти и предплечья были расположены либо квадратом (D5), или двух пересекающихся пар (I5). Они  были прибиты непосредственно к доскам щита или прикреплялись к кольцам подвижно закрепленным на пластинах (I6), соответственно использовались гвозди с широкими плоскими шляпками или с узкой шляпкой в которой был сквозной вырез для кольца. Для закрепления материала несколько изобразительных источников:

обед на щитах
(D4) Вот щиты используются в качестве столешницы, такое применение возможно только с почти плоскими щитами.
щитоносцы
(Q4) Апокалипсис Сент-Север, датируют между 1028 и 1072
норманны
(Q5) Житие святого Обен (Leben des St. Aubin, Kloster von St. Aubin in Angers), монастырь Святого Обен в Анже (Национальная библиотека MS Nouv.acq.lat.1390 ​​F7R), около 1100. Миндалевидные и овальные щиты с умбонами и закругленные на дне.
щит изнутри печать Генриха
(I6) Великая Печать короля Генриха I (Great Seal von König Henry I), 1100-1135. Кольца для крепления ремней  хорошо видны.
щит с лицевой стороны и сбоку
(W2) Миндалевидные щиты, ротонда  Святой Катерины, Зноймо, Чехия  (Znaim, St. Kateriny-Rotunde), фреска 1134 г. Что интересно изображены щиты из разных типов  и с разных ракурсов.
рыцари с щитами
(P3) элемент рельефа, Цюрих, здание министерства (Großmünster), первая половина 12-го века.  Горбатые щиты, без умбонов, с явно выделенной окантовкой краев.
щиты
(W3) бронзовая дверь южного портала соборе Гнезно (Südportals des Gnesener Doms), 1170-1190. Щиты маленькие, без усиления краев, на одном щите едва заметен умбон.
 

Пластинчатый доспех

В первой трети 11-го века во время гражданской войны в Нормандии между Робертом, графом Хемуским (Hiemois) и его братом Ричард III, герцогом Нормандским. Многие из сражений этой войны происходили в других землях и странах, в частности на юге Италии (14).  Этот и некоторые другие эпизоды указывают на контакты западной Европы с Византийскими территориями.  Следовательно, пластинчатые доспехи, вероятно, были известны рыцарству.  В плавники Скандинавии танки были найдены, в том числе в Бирке (15). Чешуйчатые доспехи использовали всадники "Скола" карла Великого. Несколько ламеллярных корпусов было найдено при раскопках на месте битвы при Вибю. Но у нас очень мало свидетельств применения пластинчатых доспехов на Христианскую Европу 11 века (Испания была под контролем Мусульман и там доспех и вооружение немного отличались). Чешуйчатый и ламеллярный доспех появляются в изобразительных источниках 12 века, уже после Первого крестового похода, когда рыцарство уже очень хорошо ознакомилось с оружием и доспехами сарацин и византийцев, но и тогда использовалось редко.

обложка псалтыри с доспехами ламелляр на европу
(X) Обложка Псалтири королевы Мелисанды, (Psalters von Königin Melisende) из слоновой кости , начало 12 века, государство крестоносцев. Здесь изображена война византийцев, европейцев и мусульман. Кроме миндалевидного щита, шлема с круговой бармицей и стеганного доспеха, интересна также сумка в верхнем левом углу. (X2) Рыцарь в ламеллярном доспехе из часовни замка Gross comburg chandelier, сер. 12 века, Германия. И еще аналогичное изображение
 
Голиаф в чешуе
(Z1) Барельеф XII в. «Давид с Голиафом». Церковь аббатства St. Gilles. Франция. Кроме интересно поставленных ремешков миндалевидного щита, обращает внимание чешуйчатый доспех Голиафа.
 

Больше фотографий

рыцари 12 века
(U), собор Святого Петра в Ангулеме (Saint Pierre in Angouleme), Пуату, Франция. Восточный фасад. 1108- 1125 год. Всадник несет меч прямо под кольчугой. Только рукоять видна. Примечательно, что шлемы можно трактовать как клепаные  из нескольких частей. Но доспехи этих всадников можно трактовать и как чешуйчатые, а шлема раскрашены полосами.
 
(F) фрагмент перемычки фасада собора Клюни. Она было сделана в то время, как и романский собор Клюни, Бургундия, Франция (1115-1125) (23). Сегодня находится в музее археологии и искусства в Клюни.
 
рыцарские щиты
(V) Деревянная церковь в Хельстаде (Stabkirche in Hylestad), около 70 км к северу от Бергена, Норвегия. Резьба по дереву на входе, 12 век.  Любопытно что кольчуги у воина нет, но есть меч шлем и щит, из под туники, кажется выглядывает стеганный доспех. Бармица на шлеме закрывает только затылок. Есть мнение что и шея защищена кожаным Горжетом, но по моему это просто голая шея. (I4) Деталь Дарохранительницы (Temple Pyx) (ок. 1140-1150) Позолоченная бронза. Музей Кельвингров в Глазго. Изображены рыцари в длинных кольчугах и с длинными рукавами, но все еще без кольчужных рукавиц. Интересны также горбатые Миндалевидные щиты с Умбонами и с окантовкой по краям
 
кольчуги на гобелене из Байё
(D3) опять Гобелен из Байе. Здесь изображен процесс погрузки оружия и снаряжения. Что несут на коромыслах кольчуги или стеганки долгое время было поводом для горячих споров. Но ученые в целом сошлись во мнениях что это кольчуги. Изображены также шлема, мечи, копья, и двуручный топор, бочка заткнутая пробкой.
новгородцы
(E2) Собор Аббатства в Везле (Kathedrale von Vezelay), Бургкндия, Франция, 1120 г. Горбатый миндалевидный  щит с декоративным умбоном, явно выделена окантовка границы.
испанские халаты
(Z) Еще одна иллюстрация из Apocalypsis Beati Liebanensis (Codex Urgellensis) aus dem Museo Diocesa de La Seu D’Urgell, Испания 980 год. Возможно здесь показаны стеганные халаты, но это же Испания. Испанские мавры и подчиненное им местное население даже из луков стреляют по другому.
кольчужное полотно
(BB) Кольчужный лоскут из из Ледницкого озера  район Гнезно  в провинции Познань в Польше. Возможно деталь бармицы от шлема найденного там, о это не точно.
 

Выводы

Первый вывод прост:

Рыцарь 11 первой половины 12 века был облачен в кольчугу с рукавами до локтей, а нижние полы кольчуги были до колена. Голову защищал шлем из склепанных впотай сегментов или цельнокованый. В подавляющем большинстве случаев шлем снабжался наносником. Под шлемом был кольчужный капюшон, на что надевался кольчужный капюшон пока не известно, но толстые подшлемники не предполагаются.  Кольчугу он надевал на шерстяную и/или кожаную  тунику. О наполненной мягким наполнителем стеганной защите убедительных данных нет. Кольчужные чулки и длинорукавые кольчуги были в начале рассмотренного тут периода только у некоторых рыцарей, но постепенно к концу этого периода такое снаряжение стало распространено у большинства рыцарей. Кольчужной или какой-либо другой заметной защиты кисти не наблюдается. Только в 12 веке у некоторых появляются чешуи и ламелляры.

Основным средством защиты был миндалевидный щит.

Основным оружием было копье, длина которого былаоколо 3 метров и меч семейства А, ссылка

Также к середине 12 века у некоторых рыцарей появились шлемы форм: Фригийский колпак и Черепник.

Второй вывод:

Наручи и поножи если и применялись, то только в единичных случаях.

Литература
  • (1) Byzantinische Waffen, Taxiarchis G. Kolias, Verlag der östereichischen Akademie der Wissenschaften, Wien 1988, ISBN 3-7001-1471-0
  • (2) Catalogue of Scandinavian Mail, Sonia A. O'Connor, The Archaeology of York, Volume 17: The Small Finds, York Archaeological Trust for Excavations and Research 1992.
  • (3) Letter form Irmelin Martins, Senior Curator, Universitets Oldsaksamling in Oslo, Norway, 16/11/94
  • (4) Europas Mitte um 1000, Ausstellungskatalog, Konrad Theiss Verlag Stuttgart 2000, ISBN 3-8062-1545-6
  • (5) Osprey Campaign Series 13 (Hastings 1066)
  • (6) Bayern Ungarn 1000 Jahre, Katalog zur Bayerischen Landesausstellung 2001, Haus der Bayerischen Geschichte, ISBN 3-927233-78-1
  • (7) Das Reich der Salier 1024-1125, Katalog zur Ausstellung des Landes Rheinland-Pfalz, Jan Thorbecke Verlag Sigmaringen 1992, ISBN 3-7995-4140-3
  • (8) The Construction and Metallurgy of Mail Armour in the Wallace Collection by David Edge B.A., Dip. Cons. (Curator of Arms and Armour)
  • (9) Otto der Große, Magdeburg und Europa", Katalog Bd II, Verlag Philipp v. Zabern, 2001
  • (10) Ekkehardi IV (Kap 51): Casus Sancti Galli. Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1980 (Ausgewählte Quellen zur Deutschen Geschichte des Mittelalters) (Freiherr vom Stein-Gedächtnisausgabe 10)
  • (11) Wargames ResearchGroup Publication, 2nd edition, 1980
  • (12) Osprey Warrior Series 3 (Viking Hersir)
  • (13) Ritter und Söldner im Mittelalter von Garry Embleton, VS- Books, ISBN 3-932077-06-7
  • (14) Wilhelm der Eroberer, David C. Douglas, ISBN 3-424-01228-9
  • (15) Steppe nomadic armour from Birka, Niklas Stjerna, Fornvännen 99 (2004). Stockholm.
  • (16) Armour from the Battle of Wisby 1361, von Bengt Thordeman, ISBN 1-8914-4805-6
  • (17) Ring weave, A metallographical analysis of ring mail material at the Oldsaksamlingen in Oslo, Vegard Vike, Oslo 2000
  • (18) Rüstkammer, Staatliche Kunstsammlungen Dresden, Deutscher Kunstverlag 2004, ISBN 3-422-06417-6
  • (19) Der Mittelalterliche Reiterschild, Jan Kohlmorgen 2002, ISBN 3-935616-10-4
  • (20) Ring Mail, Breaking the Chain, Russell Scott, The Vikings 1997
  • (21) Illerup Adal: Archaeology as a Magic Mirror, Ilkjaer, Moesgard 2002, ISBN 8787334372
  • (22) Otto der Große - Magdeburg und Europa, Katalog, Philipp von Zabern 2001, ISBN 3-8053-2616-5
  • (23) Führer durch das Museum für Archäologie und Kunst in Cluny, Ville de Cluny 1998, ISBN 29512780-0-4
  • (24) Medelelser Nr. 20, Eine Funktions- und Aktivitätsanalyse basierend auf Gegendstandsmaterial, Saebjorg Walaker Nordeide, Trondheim 1989; sowie weitere Angaben der zuständigen Professorin, des Archivars und das Grabungsleiters (Grabung 1975)

Мой перевод с www.reenactment.de, поправки и исправления будут

загрузка...