Исторический костюм :

Новые данные о киевском кладе 1906 г.

  автор: SHARIK  |  8-ноября-2013  |  7053 просмотра  |  Пока нет комментариев
загрузка...

Наибольшим из кладов княжеского периода, хранящихся в музейных коллекциях Запада, является клад золотых и серебряных украшений, найденный случайно в старой части Киева. Это произошло во время прокладки киевским водопроводным обществом новой сети водопроводных труб по ул. Трехсвятительской, у Михайловского Златоверхого монастыря, 5 июля 1906 г. Клад прошел сложную историю от момента своей находки и расхищения до государственных коллекций западных музеев. С ним соприкасались имена известных коллекционеров и исследователей своего времени, среди которых – В.Б. Антонович, А.А. Бобринский, Б.И. Ханенко, В.Е. Гезе, А.А. Спицын, Дж.П. Морган, О.М. Далтон, Г.Ф. Корзухина.

Библиография клада – довольно краткая, и основным источником его изучения была работа Г.Ф. Корзухиной, где исследовательница, суммировав данные археологической хроники и архива ИАК за 1906 г., сделала перечень вещей клада, коротко описав обстоятельства его находки (Корзухина 1954: 124-125, № 108). Согласно этим данным, руководитель работ И. Быстров, остановивший расхищение клада после его находки, забрал драгоценности под предлогом передать их в полицию. В действительности, он продал клад за несколько сотен рублей торговцу древностями М. Золотницкому. Последний пытался перепродать клад за 30 тыс. руб., показав фотоснимки с вещей проф. Киевского университета В.Б. Антоновичу. Председатель ИАК граф А.А. Бобринский сделал краткий перечень вещей клада в своей записной книжке и зарисовал изображения со щитков двух перстней. Небольшая часть клада, отобранная у находчиков полицией, была отправлена в ИАК, которая пыталась получить клад от М. Золотницкого. Тогда владелец вывез его за границу, где по предварительным данным, продал по частям в Кенсингтонский музей и Пирпонту Моргану.

Спустя почти двадцать лет случай помог Г.Ф. Корзухиной выяснить точное местонахождение вещей этого клада. Просматривая один из каталогов Британского музея, она обратила внимание на серебряный браслет-наруч с характерными для древнекиевских украшений изображениями в виде птиц и растительного орнамента. Относительно его происхождения было указано, что наруч вместе с другими серебряными украшениями найден в Киевской губернии (British Museum ... 1923: 172-174, fig. 232). В ответ на просьбу Г.Ф. Корзухиной ей были присланы из Британского музея фотографии вещей с обозначением, что они найдены в Киеве, на Трехсвятительской улице, в июле 1906 г. и поступили к ним в коллекцию от П. Моргана в 1907 г. Оставшиеся у него предметы клада были опубликованы в начале ХХ в., хотя место их находки автором упомянуто не было (Dalton 1912: 9, 10, 65, pl. III, IV, № 109, 110).

Сопроводив присланные фотографии известными на то время данными об истории находки клада и его вывоза за границу, исследовательница подготовила его публикацию (Корзухина 1972: 24-30).

Этими данными ограничивались наши знания об одном из самых богатых кладов Киевской Руси, найденных в начале ХХ столетия. Судьба группы вещей клада, присланной в ИАК из Киевского Окружного суда, а также вещей, похищенных во время находки, остались неизвестными. Остальные предметы, оказавшись на Западе сначала в частных, а затем в разных музейных коллекциях, оставались недоступными для изучения и неопубликованными.

Только в конце 1990-х гг. появилась возможность исследовать вещи этого клада и ознакомиться с документами частного архива Дж.П. Моргана в Нью-Йорке. Благодаря этому удалось выяснить ряд неизвестных ранее деталей, относящихся как к его продаже и появлению на Западе, так и к составу самого комплекса.

История этого клада тесно связана с именем Моисея Золотницкого, помогавшего в свое время отцу в торговле древностями. Знатоки и любители старины хорошо знали родоначальника большой семьи антикваров Абрама Яковлевича Золотницкого (Злотницкого). Начиная с 1860 гг., он начал скупать древние вещи и основал антикварную торговлю в Нежине Черниговской губернии. Выгодный обмен и продажа вещей принесли его семье миллионное состояние. Имея богатейшую коллекцию старинного серебра, бронзы, фарфора, картин, старинных тканей и других вещей, он открыл торговлю в Киеве. Большой знаток старины, побывавший во многих европейских музеях и поддерживавший переписку с ними, он имел огромную клиентуру не только в Киеве, но также Москве, Петербурге и за границей. Его услугами пользовались многие коллекционеры, высокопоставленные лица и музеи. Все дела магазина он вел с помощью пятерых сыновей и никогда не привлекал к этому посторонних. Один из его сыновей, а именно Моисей Золотницкий, женившись, отделился от фирмы отца. Он открыл свою торговлю в здании Киевской биржи и пользовался репутацией одного из лучших знатоков старины (Старый Киев. ... 1916). Понимая, что купленные им за бесценок золотые и серебряные украшения являются довольно древними и редкими, он надеялся получить большую прибыль от их продажи. Изготовив фотографии с вещей, якобы предложенных ему за 30 тыс. руб., он показал их проф. Киевского университета В.Б. Антоновичу. Тот был заинтересован в этих древностях для пополнения университетского музея и дал свою оценку в 5-6 тыс. руб.

М. Золотницкий старался держать наличие клада в секрете и искал выгодного покупателя. Хотя он был уличен сделанными им фотографиями, все же отказывался от факта приобретения, утверждая, что не покупал клада (Известия ИАК 1907: 21-22).

Однако новость быстро разошлась среди местных коллекционеров и любителей старины. Один из них, В.Е. Гезе, в письме к своему другу и члену ИАК А.А. Спицыну, эмоционально и подробно описал некоторые обстоятельства и детали, относящиеся к находке клада. Считая, что ИАК должна приложить больше усилий, и предлагая помощь в розысках клада, он в частности писал: «.Если эти вещи разсеются по свету, то будет очень жаль. Мне кажется Комиссия могла бы еще не поздно, забрать эти вещи, но самый верный способ это – через губернатора и начальника содействия полиции, так как клад найден на городской земле. Рабочий и другие свидетели признают вещи, а Золотницкий не будет в состоянии указать, где он купил.. он хочет везти его за границу. Впрочем и за границей можно предупредить., что клад похищен у города Киева. Все местные собиратели в описываемом случае готовы помочь в розысках.» (РА НА ИИМК РАН. Ф. 1. 1906. Д. 116. Лл. 1-2).

Боясь утратить клад, М. Золотницкий 12 октября 1906 г. выехал за границу, увозя с собой драгоценности. ИАК через Министерство иностранных дел разослала перечень вещей клада в крупнейшие музеи Западной Европы, чтобы способствовать его возвращению. Уже в январе 1907 г. ИАК получила ноту МИД Великобритании от 16 декабря 1906 г., в которой сообщалось, что член одной из лондонских антикварных фирм (Mr. Murray Marks, «Durlacher Brothers») купил перечисленные драгоценности у парижского антиквара, имя которого назвать отказался, за несколько тысяч фунтов и готов хранить клад до получения инструкций Русского Посольства. Только 7 марта 1907 г. ИАК обратилась в МИД Великобритании с просьбой прислать фотографии вещей для их опознания и сообщить сумму покупки. В ответе, присланном в конце марта, сообщалось, что вещи уже проданы лондонским антикваром, и он не может сообщить ни имени покупателя, ни суммы сделки. К сожалению, после этого ИАК, считавшая, что помимо высокой материальной стоимости, клад по оригинальности и характеру заключающихся в нем предметов представляет огромное научное значение, не предприняла никаких усилий для выяснения деталей его продажи и возможностей для возвращения. Переписка прекратилась.

В действительности, клад тогда еще не был продан, но был в поле интересов известного американского банкира, финансиста и коллекционера Джона Пирпонта Моргана (рис. 1). Обладая огромным собранием древностей, включающим живопись, бронзу, эмали, изделия из кости, хрусталя, стекла, миниатюры, часы, табакерки, книги, рукописи и другие вещи, он проводил сделки с антикварными фирмами в разных странах и, как свидетельствуют документы его частного архива, «Durlacher Brothers» в Лондоне не была исключением.

Дж. Пирпонт Морган (1837-1913)
Рис. 1. Дж. Пирпонт Морган (1837-1913). Фотопортрет Эдварда Стайчена, 1903 г. Библиотека Пирпонта Моргана в Нью-Йорке

Весною 1907 г. Дж.П. Морган приехал на пять месяцев в Европу: был в Лондоне и Париже, посетил Италию с Роджером Фрайем (Roger Fry), консультантом по европейскому искусству Метрополитен музея в Нью-Йорке. Именно в марте, когда М. Маркс вел переписку с ИАК в Петербурге, Дж.П. Морган находился в своей Лондонской резиденции на Prince’s Gate.

Нет сомнений, что он видел старокиевские драгоценности у «Durlacher Brothers» и вел переговоры об их покупке. Обе стороны были заинтересованы: фирма – в выгодной продаже надежному и хорошо известному покупателю, а последний в пополнении такими редкими средневековыми украшениями своей коллекции.

Благодаря сохранившимся документам частного архива Дж.П. Моргана удалось установить, что 30 апреля 1907 г. он купил через «Durlacher Brothers» (142, New Bond Street, W. 1, London) киевский клад как коллекцию украшений византийского золота и серебра за 5 тыс. фунтов стерлингов. Однако согласно его традиции он проводил оплату всех своих покупок только в конце года, чтобы иметь возможность удостовериться в подлинности вещей. Так же произошло и с оплатой киевского клада, которая состоялась только 27 декабря 1907 г. (Private archive of J.P. Morgan, file «G.L. & AP. Durlacher Brothers» art dealers in London, 1900-1923», letter of April 30, 1907. The Pierpont Morgan Library, New York).

Британский музей в Лондоне, в свою очередь заинтересованный в приобретении хотя бы части клада, обратился с этой просьбой к его новому владельцу. Дж. П. Морган подарил серебряные с чернью украшения клада Британскому музею в мае 1907 г. (The British Museum, London, Department of Prehistory and Europe, registration nos. 1907, 5-20, 1-21). Остальные вещи, преимущественно золотые с перегородчатой эмалью, поступили в частное собрание Дж.П. Моргана в Нью-Йорке, дополнив его великолепную коллекцию эмалей, по составу и качеству с которой не мог конкурировать ни один из музеев.

После смерти Дж.П. Моргана в марте 1913 г., большая часть его коллекции, стоимостью в 50 млн долларов, была распродана. Одна из ее частей в 1917 г. была безвозмездно передана (подарена) его сыном Метрополитен музею в Нью-Йорке. Именно в ней находилась часть киевского клада 1906 г.

Оказавшись в музейной коллекции, эти вещи только в последние десятилетия прошлого века стали несколько больше известны. Западные исследователи, в основном, рассматривали отдельные декоративные элементы орнамента украшений, технику их изготовления и функциональное назначение, однако как комплекс клад оставался неисследованным (Brown 1980: 6-9; Brown 1997: 309-313, №№ 212, 213; Griffin 1993: 5-18; Wixom 1995: 659-665, fig. 3).

Изучая группу вещей клада из бывшей коллекции Дж.П. Моргана, хранящуюся в Метрополитен музее в Нью-Йорке удалось установить, что в ее состав входят не только золотые с перегородчатой эмалью драгоценности, как считалось раньше. Среди предметов были идентифицированы и серебряные с чернью украшения – хорошо сохранившиеся пара колтов и перстень, хранившиеся без указания места находки и не учтенные предыдущими исследователями.

Колты: Инв. №№ 17.190.708-709

Диаметр – 5,7 см; высота – 6,0 см

Вес: 22,8 г (№ 709); 20,6 г (№ 708)

Данная пара колтов относится к типу многолучевых (рис. 2: 1, 3).

Их основу составляют две тонкие серебряные пластинки, по круговому краю которых вырезано 23 луча. На последние напаяна сканая тонкая проволока, повторяющая арочную форму вырезов. Края сложенных вместе пластинок скрепляет толстая и круглая в сечении проволока, орнаментированная штрихами (псевдоскань), припаянная по кругу к краям лучей. Это создает ажурное арочное обрамление.

Вставные щитки круглой формы, с изображениями укреплены с двух сторон колта круговым ободком-рамкой, вокруг которой уложена тонкая сканая проволока. Изображения выполнены на черненом фоне.

На лицевой стороне колтов изображены грифоны: одна передняя лапа поднята, вторая, слишком массивная, опущена; задние лапы за отсутствием места резко заканчиваются. Оба крыла подняты, одно из которых соприкасается с поднятым хвостом. Оба грифона изображены шагающими и смотрящими в правую сторону.

На оборотной стороне изображена плетенка. Она выгравирована двойной зигзагообразной линией, заполняя серебряную поверхность. В некоторых местах линии гравировки заходят на поверхность черни.

На одном из колтов отсутствует дужка крепления. Его удалось идентифицировать среди вещей, поступивших из Киевского Окружного суда в ИАК для фотофиксации (Корзухина 1954: табл. XLV, № 11).

Новые данные о киевском кладе 1906 г.
Рис. 2. Киевский клад 1906 года: 1, 3 – колты; 2 – серебряный перстень с чернью и позолотой (Метрополитен Музей в Нью-Йорке, дар Дж.П. Моргана, 1917 г. (17.190.708-709)

Эти колты, хорошая сохранность которых говорит об их сравнительно коротком сроке употребления, несомненно, принадлежат к старокиевской работе. Их стилистическая и технологическая близость прослеживается с рядом других киевских находок. Так, колты аналогичного типа и с аналогичными изображениями на них, включая одинаковое направление грифонов, были обнаружены в составе еще шести киевских кладов, найденных у Десятинной церкви в 1909 и 1936 гг., у Михайловского Златоверхого монастыря в 1903 г., в усадьбах Трубецкого, 1872 г., и Есикорского, 1885 г., а также на ул. Б. Житомирской в 1902 г. Эта серия изделий, среди которой по изяществу и аккуратности выполнения значительно выделяется описанная выше пара, вышла из одной ювелирной мастерской княжеского двора древнего Киева.

Серебряный перстень (рис. 2: 2) также не был атрибутирован и опубликован, числясь в музейной коллекции без указания места находки как византийская работа ХI в. (инв. № 17.190.701; диаметр – 2,1 см). Перстень имеет квадратный щиток с четырьмя овальной формы и углубленными вовнутрь лепестками. Каждый из лепестков заканчивается рельефной сферой, выходящей за пределы щитка. Плоскость щитка между лепестками покрыта чернью и украшена орнаментом со следами позолоты. Состоящие из двух дужек плечики, соединяясь в одну пластину кольца, образуют по сторонам открытые треугольники. За ними, в месте слияния двух раздвоенных дужек в одну, находятся рельефные очертания головы животного (?). За ними с обеих сторон перстня прослеживаются литейные швы.

Аналогичные по форме и декору перстни также встречены среди богатых киевских кладов, что свидетельствует об их местном индивидуальном изготовлении. Один из них находился в составе клада, найденного на усадьбе Есикорского в 1885 г. (Кондаков 1896: табл. V, № 6), другой – в группе вещей с Трехсвятительской улицы, попавших в коллекцию Б.И. Ханенко (Ханенко 1907: табл. XXXIII, № 1109). Приведенные в качестве аналогий перстни не были детально описаны. В каталоге древнерусских вещей с чернью кратко упомянут только один из них, из клада 1885 г. (Макарова 1986: 40, 129, № 60). Однако совершенно идентичная форма щитков и декора трех перстней, которые входили в состав двух богатых киевских кладов, принадлежавших аристократии средневекового Киева, свидетельствует об использовании одной формы для их производства, если не одним ювелиром, то одной киевской мастерской.

Принадлежность описанных колтов и перстня к киевскому кладу 1906 г. подтверждается и документами из частного архива Дж.П. Моргана. Они числятся в детальном перечне вещей, подготовленном для покупки и оплаты клада (Private archive of J.P. Morgan, file «G.L. & AP.Durlacher Brothers» art dealers in London, 1900-1923», letter of April 30, 1907. The Pierpont Morgan Library, New York).

Отдельно следует остановиться на небольшой группе вещей известного киевского коллекционера Богдана Ханенко, приобретенных им в 1906 г. В нее входили серебряные рясны-колодочки, подвеска и два щитковых серебряных перстня, украшенных чернью. Один из них, как мы уже отметили, совершенно аналогичен описанному выше, а другой очень близок по своему стилю перстням этого клада, присланным в ИАК для фотофиксации (Ханенко 1907: табл. XXXIII, № 1108-1112; многобусинное височное кольцо конца ХШ в., представленное на таблице с этой группой, по-видимому, не имело отношения к кладу).

Интересен тот факт, что вещи поступили в коллекцию Б.И. Ханенко одновременно с событиями находки и расхищения клада 1906 г. Обстоятельства их находки в каталоге коллекции Б.И. Ханенко не указаны, хотя обозначено, что они найдены на ул. Трехсвятительской в 1906 г. Сравнительный анализ остальных вещей этой группы с пропавшими из клада 1906 г. показал их стилистическую однородность. Так, только в шести киевских кладах (найденных до 1906 г.) находились серебряные рясны-колодочки, но ни одни из них (за исключением клада 1872 г., целиком купленного для музея Киевского университета) не соответствуют найденным в составе клада 1906 г.: они были или меньше по своему размеру, или оттиснуты другим штампом. Однако, рясны-колодочки из группы Б.И. Ханенко совершенно аналогичны ряснам, присланным в ИАК. Таким образом, можно предположить, что эти 14 колодочек, не составляющие полного украшения, первоначально принадлежали кладу 1906 г. Другая вещь, которая соотносится с кладом, это фигурная, серебряная со следами позолоты, подвеска от ожерелья. Первоначально их было около пятидесяти вместе с бусами. В.Е. Гезе в своем письме к А.А. Спицыну упомянул ожерелье из золотых фигурных подвесок, которое видел с другими вещами этого клада один из его знакомых, некто «господин А.» (РА НА ИИМК РАН. Ф. 1. 1906. Д. 116. Л. 2).

Рис. 3. Письмо Н. Степенко в ИАКот 8 мая 1909 года
По предположению Г.Ф. Корзухиной, пропавшие подвески были подобной лилиевидной формы, как и в других киевских кладах. Учитывая такое сходство, время и место находки вещей, есть все основания предполагать, что первоначально рассматриваемая подвеска и комплектные с ней, на сегодня утраченные, происходили из клада 1906 г. Похищенные во время его находки, они были проданы в коллекцию Б.И. Ханенко.

Неизвестной оставалась и судьба части клада, присланная в ИАК из Киевского Окружного суда. Благодаря архивным документам удалось установить, что эта небольшая группа вещей, отобранная полицией у рабочих-землекопов рундукового торговца, подрядчика работ И. Быстрова, поступила в ИАК в Санкт-Петербург только через три года после их находки, когда главная часть клада была уже потеряна для России. Вещи находились в Киевском Окружном суде и являлись вещественными доказательствами по делу № 42/1909 о присвоении клада, найденого 5 июля 1906 г. в Киеве на Трехсвятительской улице. Эту группу вещей судебный следователь Киевского Окружного суда Николай Степенко препроводил в ИАК 7 апреля 1909 г. В своем письме, адресованном ИАК, он просил, по миновании необходимости, вернуть вещи ему (РА НА ИИМК РАН. Ф. 1. 1906. Д. 116. Лл. 55-55а). После ознакомления и фотофиксации этих древностей в ИАК, они были возвращены в Киев 29 апреля 1909 г. и получены лично судебным следователем Н. Степенко, о чем он уведомил ИАК 8 мая 1909 г. (РА НА ИИМК РАН. Ф. 1. 1906. Д. 116. Л. 57) (рис. 3). Таким образом, последним местом хранения этой группы вещей был Киев.

На основе существующих данных о составе клада и сохранившихся его предметах в музейных коллекциях есть основания предполагать, что в него входило около 80 предметов. Клад включал разные категории женских украшений – головного убора, нагрудные, наручные, персональные с княжескими знаками, золотые монеты и серебряные монетные гривны. В результате изучения музейных и архивных материалов были идентифицированы пять групп, принадлежавших этому кладу, разделенных ныне между музеями и частично пропавшими:

  1. Нью-Йоркская группа состоит из 11 предметов, куда входят золотые с перегородчатой эмалью колты, церемониальные цепи из медальонов, серебряные с чернью перстень и пара колтов;
  2. Лондонская группа включает 21 серебряный предмет – трехбусинные серьги киевского типа, наруч, колты, перстни с геральдическими эмблемами, монетные гривны киевского типа;
  3. Киевская группа состояла из 11 наименований предметов – золотая с жемчугом трехбусинная серьга, серебряные кольца и колт, орнаментированные чернью, дужки от колтов, рясны-колодочки, каменный нашейный крестик в золотых наконечниках, орнаментированые серебряные пластины (16 фрагментов), принадлежавшие, очевидно, окладу иконы;
  4. Вещи, попавшие в коллекцию Б.Ханенко, включали два серебряных кольца, подвеску и 14 рясен-колодочек;
  5. Последняя группа, сведения о которой базируются на архивных источниках и данных археологической хроники ИАК, имела не менее 25 предметов, исчезнувших сразу после находки.

В заключение нужно отметить, что приведенные в статье неизвестные ранее детали, относящиеся к продаже клада и реконструкции его состава, не исчерпывают всего круга выясненных вопросов. В результате подробного изучения сохранившихся вещей клада, микроскопического исследования его золотых и серебряных украшений, химического анализа состава сплавов и эмали был уточнен целый ряд деталей, относящихся к отдельным элементам орнамента, их историко-художественной характеристике, цветовой гамме и качеству эмалевой поверхности и т.д. Был подготовлен детальный каталог всех предметов, как хранящихся в указанных музеях, так и пропавших, изображения которых или данные о них обнаружены в архивах. Сравнительный анализ этих предметов с аналогичными материалами других киевских кладов, помог выявить ранее неопубликованные вещи и дополнить новыми данными отдельные категории украшений, таких как золотые колты и церемониальные цепи из медальонов, украшенные перегородчатой эмалью, серебряные браслеты-наручи и другие. Проанализирована реконструкция и функциональное назначение отдельных украшений. Все эти и другие вопросы детально изложены в подготовленной к печати монографии «Princely Treasures From Medieval Kiev in The British Museum & The Metropolitan Museum of Art».

 

Л. Пекарская (Лондон) /// Славяно-русское ювелирное дело и его истоки. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Гали Фёдоровны Корзухиной (Санкт-Петербург, 10-16 апреля 2006 г.). – СПб. : Нестор-История, 2010.

 

Приложение. Treasures from Ancient Kiev in The Metropolitan Museum of Art and Dumbarton Oaks. L. V. PEKARS'KA Head, Department of Medieval Kiev, Museum of Historical Treasures of Ukraine, and Special Research Assistant, Department of Medieval and Later Antiquities, The British Museum

 

Десятинная церковь в Киеве (979-1015) Золотой колт с жемчугом
Рис. 1. Десятинная церковь в Киеве (979-1015), реконструкция 1828-42. Figure 2. Gold temple pendant (kolt) with pearl border. The Metropolitan Museum of Art, Gift ofJ. Pierpont Morgan, 1917, 17.190.679
Тыльная сторона колта Бронзовая матрица в виде двух птиц для изготовления колтов
Figure 3. Back view of Figure 2 Figure 4. Bronze pattern with cutout openwork depiction of two birds flanking a tree used for preparing the gold sheet for a temple pendant (kolt). Kiev, The Museum of Historical Ukrainian Treasures, Nb-1s25
Золотой древнерусский колт с изображением сирен и Древа Жизни Тыльная сторона колта
Figure 5. Gold temple pendant (kolt) ornamented with an enameled design of two sirens flanking the Tree of Life. The Metropolitan Museum of Art, Gift ofJ. Pierpont Morgan, 1917, 17.190.680 Figure 6. Back view of Figure 5
Золотой древнерусский колт с изображением с изображением двух птиц и Древа Жизни Тыльная сторона колта
Figure 7. Gold temple pendant (kolt) ornamented with an enameled design of two birds flanking the Tree of Life. The Metropolitan Museum of Art, Gift ofJ. Pierpont Morgan, 1917, 17.1 90.684 Figure 8. Back view of Figure 7
Золотой шейный медальон, украшенный птицами Золотой мельон с изображением Христа, и инициалами IC XC
Figure 9. Gold-medallion necklace ornamented with an enameled design of a bird. Two fragments. The Metropolitan Museum of Art, Gift ofJ. Pierpont Morgan, 1917, 17.190.681, 682 Figure 10. Gold-medallion pendant enameled with a bust of Christ and his initials IC XC. The Metropolitan Museum of Art, Gift ofJ. Pierpont Morgan, 1917, 17.190.2098
Золотые древнерусские украшения Золотые древнерусские украшения
Figures 11, 12. Pair of gold temple pendants (kolts) ornamented with an enameled bust of Christ with his initials, IC XC, a tree, and panels with geometric motifs. Upper and lower rows are face and back views, respectively. Washington, D.C., Dumbarton Oaks, 50.4.1-2 (photos: Dumbarton Oaks, Washington, D.C. ? 1997)
загрузка...
  Голосов: 0
 
Колт Киевской Руси с изображенным эмалью грифоном фото

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незаригистрированный пользователь. Поэтому скрытый текст скрыт. Комментарии будут вводится через капчу с предварительной модерацией. Если нашли ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта, рекомендуем .


Добавление комментария
Ваше Имя:      Ваш E-Mail (по желанию):  
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера