Оружие и Доспехи :

Боевые топоры и алебарды Западной Европы

  автор: SHARIK  |  12-июня-2010  |  48394 просмотра | 2 комментария
загрузка...

О боевых топорах

Сразу скажу что в Русской оружейной традиции боевой молот это прежде всего чекан – небольшой моточек или топорик (иногда с шипастым бойком) и клевец – нечто вроде кирки. Но поскольку часто на древко насажена была голова с одной стороны которой – чекан, с другой – клевец, эти определения применялись часто к одному и тому же оружию. У украинского казачества был популярен клевец  ("кэлэп" если выговорить по украински), он был легким и очень острым сидел на рукоятке длиной всего около 60 см, их носили иногда по несколько штук. Таким оружием казак мог поразить и закованного в латы шляхтича или закованного в бехтерец турецкого сипаху. После удачного удара клевец обычно входит на 10 см и более, поэтому его часто не вынимали из раны а бросали.  Впрочем ни поляки ни турки подобными боевыми молотами не брезговали. Но далее здесь пойдет речь о применении подобного оружия в Западной Европе.

Полеакс "Poleaxe" – так по английски в средневековье назывался длиннодревковый двуручный топор, независимо от того,  имел ли оно фактически голову топора или нет. Это такое же оружие могло называться по-французски в зависимости от формы обратного шипа "бек де корбин" (bec-de-corbin) или "бек де фокон" (bec-de-faucon),  или fussstreithammer в немецком языке, или martello d'arme в итальянском языке. Люцернские молоты (Lucerne hammers) – более современное (19-го века) название, которое применяется сейчас за рубежом. Оно происходит от Швейцарского города Люцерн, где специфический полеакс с головой молота усиленной зубцами, был долгое время очень популярен.

Секира и  Боевой молот (eng. Warhammer) – древние оружия, чьё происхождение можно проследить еще в Каменном Веке, когда они были каменными и привязывались к деревянной рукоятке.  Боевые молоты  в общем спроектированы для нанесения сокрушительных ударов, хотя в комбинации секирой или копьем многие из них способны к режуще-секущему  и колющему действию. Эта многофункциональность вскоре сделала их  популярными инструментами для борьбы против хорошо бронированных также как и небронированных противников. В течение средневекового периода три основных вида боевых топоров-молотов было в употреблении:

1) метательный молот, потомок короткого метательного топора. Очень похож на спортивный снаряд современных олипийцев;

2) короткий молот – топор, одноручное оружие, часто использовалось конными воинами от 13 до 16 столетия, известно под названием "Молот наездника", голова молота была обычно не более полукиллограмма.;

3) длиннодревковый молот (poleaxe) пехотинца, который был более длинной версией короткого топора или молота и был в употреблении от 14 до 16 столетия. Это  оружие требовало использования обеих рук, так как его длина была часто свыше пяти футов. Однако, полеакс и боевой молот не являются синонимами. Действительно полеакс эволюционировал от Датского топора, и ученые Клод Блэр и Джон Валдман полагают, что полеакс является поздней формой Датского топора (Брейдокса). Просто очень часто на вершине древка с одной стороны топор, а с другой – небольшой молот или шип, и венчает это все великолепие копье. Такое оружие и принято называть алебардой.

Большинство алебард и боевых молотов, особенно в 15 и 16  столетиях, имели длинный шип на вершине напротив топора или молота. Шип позволяет пробивать даже очень толстую броню. Также дает возможность воину  нападать в двух направлениях (топором или молотком в одной сторону и молотком или шипом в другую). Наличие разнообразных шипов (по английски – fluke, то есть "счастливый случай"),   молотов и молоточков  и/или топоров и топориком на одном оружии создает проблемы в классификации этого оружия. Один полеакс,  комбинирует пробивную мощь боевого молота, широкую зону поражения топора, и прокалывающие возможности кирки, проникающий удар копья.

поединок алебардистов алебардисты алебарды дрезден
Работа полеаксом в руководстве Филиппо Вади Илюстрация Хроники Фруссара, конец 14 века Исторический музей в Дрездене. Слева на право две алебарды, годендаг, боевые молоты

Форма и конструкция молотов и алебард

наверх

Голова топора на алебардах,  была в общем меньшего размера, чем у его предшественника Брейдокса. Брейдокс, обычно был с длиной лезвия около 7 дюймов, хотя встречались экземпляры в 11 дюймов или узкие на 6 дюймов. Есть несколько экземпляров подобных Датскому топору, в Полеаксе край головы топора может быть прямым или как выпуклая кривая. Форма головки молотка  изменилась, по сравнению с обычным молотом, из круглой форма бойка головки молота становится широкой, плоской и покрывается меткими шипами, предохраняющими от скольжения. Удар таким оружием должен наносить ушибы или оглушать, впрочем бригандина, и тем более латы, хорошо от такого удара защищают.  В более поздних молотах  (особенно молоты из Люцерна 16 столетия) боек молота становится ромбическим, из каждого угла ромба выходят шипы, и получается, что боек молотка расщеплена зубцами в трех или четырех направлениях. Удар таким оружием наносит  страшные раны где прокол и разрыв плоти комбинирован с сильной гематомой, такие раны редко когда заживают, раненный, не погибший на месте почти всегда умирал после от потери крови или гангрены.

 В 15 веке полеаксы чтобы защитить руки часто имели округлую гарду в верхней части обычно восьмиугольной рукоятки. Эта защита оказалась менее популярной в 16 столетии. Тот кто хотел защитить руки использовал латные рукавицы.

Параллельно использовалось три метода крепления головы молота или топора к древку. В первом методе, использовал для голов как с топором так и без него, главный и обратный шип были сделаны из одного куска металла и сидели непосредственно над древком. Голова имела прорезь c боку, чтобы в неё вставлялся "U" образный железный поясок, который отходил от головы и формировал длинные  железные полосы (langets), которыми при помощи заклепок прикрепляли голову к рукоятке. Этот кусок также часто был одним целым с верхним наконечником копья. В некоторых случаях "U" образный кусок был сделан отдельно от полос железа и был затем прикреплен к ним. Примеры этого вида прикрепления можно увидеть в A926 и A925 от Wallas Collection  в Лондоне. В добавок к боковым железным полосам, много полеаксов также имели пару полос на передней и обратной стороне рукоятки. Эти полосы были изогнуты под внутреннюю сторону головы топора или молота таким образом, что они дополнительно фиксировали голову – препятствовали её смещению вперед или назад. К тому же железные полосы защищают древко от перерубывания во время боя.

Альтернативный метод сборки и крепления обычно использовал на полеаксах из Швейцарии, как например Молоты Люцерна использовали крепление головы молота непосредственно к верхнему копью. В этом случае голова молотка надевалась на копье и была у основания зафиксирована парой заклепок с шайбами.  Более поздняя модификация этого метода сборки включила формирование копья подобно слега расширяющемся вверх клину, возможное скольжение и скольжение головы молотка при этом не от вершины а от низа, над полосами крепления. Голова  втискивалась у основания копья. Как только рукоятка была вставлена между полосами крепления, которые слегка раздвигались с стороны  голова полеакса оказывалась фиксированной на месте и не могла проскользнуть ни вверх ни вниз. Голову все еще твердо фиксировали заклепками, но такой метод сборки надежнее, чем более ранняя версия, в которой голова полеакса была втиснута только с одной стороны.

Третий метод сборки и крепления  часто встречается на алебардах: топор, верхний и обратный шипы и полосы крепления были выкованы в одном единственном изделии с гнездом для рукоятки. Боковые полосы добавляют стабильность. Этот метод, возможно, появился не ранее 16 столетия использовался параллельно с другими двумя методами. Которые дожили до полного выхода алебард из моды. 

боевой молот рыцаря 13 века рыцарь 1520 г. с боевым молотом годендаг изо
Рыцарь, вооруженный боевым топором. С миниатюры 13 века. худ. Виоле Ле Дюк Рыцарь образца 1520 г с боевым молотом. худ. Якоб Генрих Хефнер-Альтенек  Фламандцы с годендагами, резьба нач 14 века

Боевые топоры, алебарды и молоты  часто изящно украшены, свидетельствуя высокому статусу и художественному вкусу их владельца. Голова часто гравировалась, ташуировалась, или золотилась. При случае голова топора могла быть фигурно проколота, чтобы сформировать крест, как есть примером A926. Головы часто вычеканивались с марками изготовителя или местами производства. На молотах из Люцерна, можно  увидеть вычеканенное с боку "L"  на копье немного выше головы молотка.

Использование средневековых полеаксов

наверх

Полеаксы были очень популярным военным оружием, популярным как и среди конницы так и среди пехоты. Много сохранившихся примеров  восхищают высоким качеством и украшением, и поддерживает идею, что полеаксы использовали достаточно обеспеченные солдаты. Хотя, в  Коллекция Уоллеса  под номером A925 мы видим пример неукрашенного poleaxe. Оружие без украшений ценным не считалось, его обычно не берегли. Полексы были также оружием поединка. Есть даже слегка измененный тип, по-французски названый  hache, который был использован прежде всего для поединков. Это оружие имело 6-7 футовое (194-220 см)  древко и две дисковые гарды сверху и снизу.

боевые топоры и алебарды боевые топоры боевые топоры, алебарды, протазан
Кодекс Мембран, хроники  Франции 1388 г. Деталь гобелена Траяна,1450г обратите внимание на полеакс в руке императора С лева на право: Вульж, Алебарда, Протазан-рунка

Даже беглый осмотр изобразительных источников 14-16 столетий показывает, что воины часто изображались, используя полеаксы в массовых сражениях. Поэтому считается,  что полеаксы использовались очень широко. Действительно, Немецкое имя для полеаксов  fussstreihammer грубо переводит Джон Валдман  "пехотный боевой молот," индицируя, что poleaxes были использованы пехотой и ополчением. Foratio и  Блэкберн  заключают, что травмы черепа, отмеченные на костях из братских могил Висби и Таутоне,  вызванны различными полеаксами.

Полеаксы в искусстве

наверх

Несколько различных трактатов, в том числе fechtbuch Ханса Талхоффера  1467 и старинная Рукопись Валенштейна показывают использование ролеаксов в контексте судебных поединков или на турнирах.

Ряд иллюстраций также показывают использование полеаксов  в сражениях в 14  и 15 веков, в том числе описание Сражения при Пуатье. Иллюстрации Хроники Фруссара, были сделаны в конце 15 столетия, изображают большое разнообразие полеаксов. 

годендаг из романа об Александре рыцарь с алебардой укол глефой
На этой иллюстрации из романа об Александре рыцари бьют монстра топорм и годендагом Годфри Бульен, с гобелена 1420г Применение глефы с на картине изобрающей гибель св. Ламберта
средневековая битва   Боевые топоры из Хроники Сэн Дени
У воина с левой стороны мы видим так называемую Лохаберскую Секиру, то есть Гвизарму с двумя проушинами на укороченном древке, и 2 боевых топора. Полеакс, Бердыш, Годендаг, Гвизарма. Миниатюра Хроники Аббатста Сен-Дени, конец 14 века. Интересные подробности описаны здесь

Гобелен Траяна от Кафедрального собора в Лозанне, датированной около 1450, отчетливо показывает Траяна, вооруженного коротким полеаксом, распределяющим военное правосудие, он охраняется воином, удерживающим более длинный Полеакс. Так  Цезарь Траян вершит правосудие.

Как писал Эдвард Эокешот «Топоры довольно много использовались в то время (V-IX век),  но только некоторые из них выделялись среди прочих тем, что их  применяли именно как оружие, а не с банальной целью рубки деревьев, для которой они с тем же успехом могли быть предназначены. Их часто находят в могилах, но, по моему мнению, из этого не следует делать вывод, что они служили орудием войны: для любого домохозяина или землевладельца топор был настолько необходимым инструментом, что его присутствие в могиле никого не должно удивлять. В сагах часто упоминается о боевых топорах, но, по-видимому, их начали использовать в более поздние времена.

Собственно говоря, обычный хозяйственный топор – орудие универсальное, и вполне можно представить дровосека, который, завидев вооруженного неприятеля, кидается на него с тем, что было под рукой, или даже использует свой инструмент в качестве метательного оружия. В данном случае, вероятно, именно это задержало процесс дальнейшей специализации – обычный топор настолько хорошо подходил для любой работы, что его не скоро догадались приспособить для конкретных видов деятельности, а именно – для сражений».

Именно боевой одноручный топор несколько отличается от рабочего: во первых голова мало приспособлена для рубки деревьев, древко усиленно железными полосами, также на древке присутствует рукоять.

«В XI е. континентальные воины рассматривали его (топор) как оружие, недостойное благородного человека; только саксы и скандинавы считали, что он подходит для всего, кроме бесчестных дел. Однако в начале XII в. он превратился во вполне респектабельное оружие, и рыцари тоже им сражались В ХII-ХШ вв. боевой топор использовали очень широко. Автор хроник Роджер де Ховиден, описывая битву при Линкольне, произошедшую в 1141 г., рассказывает, как Стефан, самый доблестный и умелый из всех рыцарей, но никуда не годный король, сражался при помощи топора: "Тогда стала видна мощь короля, подобно молнии он некоторых разил огромным боевым топором.. ."».

Сохранившиеся алебарды и боевые молоты

наверх

Представляется здесь есть примеры подлинных полеаксов, с данными и размерами:

 

алебарда
Из Королевских Арсеналов, в Лидсе (VII.1542) Вероятно Английский. Вторая половина 15th столетия

 

алебарда, полеакс
Из Wallas Collection (A925), вероятно французского происхождения, 1400-1450. Длина лезвия : 15 см (6 дюймов) . Копье: (23 см) 9 дюймов. Общий вес:  3 кг (6 фунтов, 10 унций) 

 

древковое оружие
От Wallas Collection (A926). вероятно из Франции, около 1470. Длина лезвия :  19 см (7 1/2 дюйма). Копьё: 20см (7 5/8 дюймов). Общий вес: 2,5 кг (5 фунтов, 8 унций).

 

алебарда
От Wallas Collection (A927). Итальянский, около 1530. Ширина  лезвия топора  23 см (9 1/4 дюйма). Копье  27 см  (10 3/4 дюйма). Общий вес: 2,3 кг (5 фунтов, 2 унции)

 

алебарда
От Wallas Collection (A928) Немецкая, начало 16  столетия. Длина головы, в том числе топора и копья : 45 см (17 3/8 дюймов). Общий вес: 1,2 кг (2 фунта, 11 унций).

 

алебарда 15 века
От Metropolitan Museum of Art (14.25.288) 15 столетие. Голова имеет латунные инкрустации и с рельефными  украшениями.

 

боевые молоты средневековья
От Metropolitan Museum of Art  (25.135.21) Начало16 ст., этот Алебарда украшена золотом и гравировкой.

 

боевой молот
От Metropolitan Museum of Art  (14.25.465) Начало 16 столетие полеакс. А точнее это итальянский martello d'arme или немецкий fussstreiaxt, то есть боевой молот.

 

клевец 16 века
Находится в частной коллекции 16th столетие боевой молот Люцерна.

 

алебарда
Находится в частной коллекции. Западная Европа, приблизительно 1500. Длина лезвия : 21 см (8 7/8 дюймов). Полная длина: 207 см (81 7/8 дюймов). Вес: 2,2 кг (5 фунтов, 7 унций).

 

клевец из королевских арсеналов
От Королевских Арсеналов, Лидс (VII.1510). Первая половина 16 го столетия. Длина головы: 28,6 см  (11 1/4 дюйма). Полная длина: 236,5 см (93 1/5 дюймов). Вес: 7 фунтов, 11 унций

 

боевой молот, полеакс
От Галерей Fischer, Люцерны, Швейцария. 15th столетие. Отметьте сходство по форме с экземпляром  A926 из Wallas Collection

 

боевой молот
Из  коллекции Хиггинса (HAM # 2005.01). Немецкий боевой молот около 1440. Длина верхнего копья: 10 см (4 дюйма). Полная длина: 105 см (41 1/2 дюйма) Возможно укорочен. Вес: 1,6 кг (3 фунта 8 унций)

 

боевой молот 16 век
Из Арсенала в Altes Zeughaus, Швейцария. Начало 16  столетия с клювом снабженным четырьмя зубцами

Типология полеаксов, применяемых в Западной Европе

наверх

Гвизарма (итал. Guisarme) – оружие на древке 1,8-2,2 метра, боевая часть снабжена острым длинным и изогнутым клинком с одним или двумя лезвиями, помещенными на вогнутой стороне; выпуклый обух имеет ушко, которое сгибается под прямым углом на незначительное расстояние, так что его острие находится на одной высоте с острием согнутого клинка; последнее употреблялось исключительно для того, чтобы перерезать лошади поджилки. Прямое же острие имело целью наносить уколы, гвизарму с прямым острием назвают Ранконой. Гвизарму без шипов и колющего острия, только с изогнутым называют Билл (анг. Bill)

Ранкона (итал. Roncone) подвид гвизармы с длинным и широким железком с двумя ушками, обращенными вперед назад и образующих полукружие, обух которого касается втулки-крепления к древку; сверху бывают иногда маленькие крючки.

Годендаг (франц. Godendag) – это даже не молот и не топор, скорее булава. Он состоит из длинного расширяющегося к голове древка, голова имеет четырехгранный шип, как у кинжала, шип, иногда несколько шипов в разные стороны. Был популярен у фламандских пехотинцев в начале 14 века.

Протазан (фр. pertuisane англ. partizan) – в целом копье длиной древка около 2 м и раскрывающимся на три листа наконечником, масссой от 500 грамм до килограмма. Еффективность легкого протазана, с длинными изогнутыми боковыми лепестками, в бою сомнительна, тем не менее им вооружались от Франции до Японии роты почетных караулов и артиллеристы используя как шест для зажигания фитиля, такой протазан назывался иногда Спетум. Наконечник массивного протазана мало отличался от наконечника рогатины и достаточно эффективен. Протазан у которого наконечник состоит из примерно одинаковых массивных лепестков загнутых вверх иногда называется Рунка.

Алебарда (фр. Hallebarde, итал. Alabarda), как уже говорилось появляется в XIV веке и по своему происхождению это германское и швейцарское оружие, в основании которого лежит соединение копья, топора и клевца. Часто вместо клевца с противоположной стороны находится молот. В первой половине 15 века распространилось по всей европе. В 18 веке уже почти не использовалось в боевых действиях, но сохранилось как парадное и церемониальное оружие.

Бердыш (фр. Bardiche итал. Berdica) – очень широкий около 60 см топор в виде полумесяца на полутора-двух метровом древке. Верхняя часть топора может наносить колющие удары, но главное его предназначение наносить рассекающе-режущие удары, таже применялся как подставка для мушкета. В 15-17 веке применялись в Московской России, в Западной Европе не получил широкого распространения.

Глефа (gleve) известна также как осадный нож  (франц. couteau de breche) представляет из себя большой нож или тесак с односторонней заточкой  насаженный  на древко длиной около 2 м. Наиболее примитивные  экземпляры подобного оружия – это перекованные косы.  В Западной Европе применялось пехотой с 14 века, но самое раннее изображение Глефы есть в Библии Мациевского. Обычно глефа крепится к древку с середины головы при помощи втулки, иногда с добавлением железных полос выходящих на древко. Под "осадным ножом" подразумевают тесак который насажен на древко подобно копью.

Вульж, Вулж (франц. voulge) в 14 веке представлял собой примитивное одностороннее лезвие, закрепленное на древке (1,7-2,5 м) через одну или несколько проушин. Специфическим оружием шотланцев является Лохабрская Секира, то есть вульж закрепленный на две проушины на укороченном древке – 1-1,2 м. В 15 веке словом "Вуж" могло называться очень тяжелое и широкое копье, практически меч на 180 см. древке, но такое экзотическое оружие было такой же большой редкостью как и двулезвийный топор.

Эта классификация неполная, так как фантазия у мастеров оружейников и их заказчиков позволяла делать очень даже причудливые и даже немыслимые формы оружия. И в средневековье не было научной классификации таких предметов, поэтому данные названия хоть и были учеными взяты из документов, но в средние века легко были взаимозаменяемы. 

наконечники копий Гвизарма Ранкона
Итальянские наконечники копий 14 ст. Частная коллекция Гвизарма 14 века. Музей Высокого Искувства в Лозанне Ранкона, конец 14 века. ЧК

 

глефа вуж Боевые топоры средневековья Алебарда нач 16 века
Лохаберские секиры и Вульж с двумя проушинами Вульж – очень страшные боевые топоры Алебарда, из Венеции, 1500-10 г.

 Хронология использования полеаксов

наверх
хронология использования алебард
Экземляры A и B характерны для периода с 1380 - 1420
С характерен для - 1420-1450
D характерен для - 1450-1500
E характерен для - 1480-1520
alt
F характерен для периода с 1520 по 1570
G характерен для - 1560-1620
H характерен для - 1750-1800
J характерен для - 1680-1750

Заключение

наверх

Несмотря на то что в свободной продаже намного сложнее найти полеакс чем меч - в современных реконструкциях средневековых сражений различных полеаксов применяется не меньше чем мечей и фальчионов. Вследствии высокой травматичности даже самых гуманных и дополнительно гуманизированных экземпляров данного оружия не многие мастерские решаются производить это оружие, ну ни кто не хочет проблем с законом. К тому же изготовить какую нибудь гвизарму крестьянского образца просто. Но у многих реконструкторов  в руках настоящие шедевры, достойные мастеров средневековья, цена за такие экземляры 200-300 $.

Здесь представлены фотографии прекрасных новоделов от мастерской Arms & Armour  и реконструкции средневекового сражения.

годендаг алебарда - полеакс алебарда против меча
Годендаг, вот так напал на ходячего бронетанка и "Гуттен Таг" При желании можно добиться качества достойного средневековых мастеров. На полях современных средневековых сражений боевых топоров предостаточно.
наверх
В тему:

Реконструкция старинного оружия / В.Н. Хорев Ростов Н/Д. Феникс, 2006
Армии Средневековой Европы /Т. Уайз Дж. Эмболтон
Атрибуция и описание холодного и некоорых видов ручного метательного оружия и штыков / А. Н. Кулинский С.Петербург, 2007
http://www.myarmoury.com/feature_spot_poleaxe.html
Allen Antiques These are the Weapons in the collection
Armes - Glossaire

загрузка...
  Голосов: 3
 

Фотографии боевых топоров здесь
Фотографии алебард и тому подобного здесь
Фотографии боевых молотов здесь

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незаригистрированный пользователь. Поэтому скрытый текст скрыт. Комментарии будут вводится через капчу с предварительной модерацией. Если нашли ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта, рекомендуем .


Добавление комментария
Ваше Имя:      Ваш E-Mail (по желанию):  
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
  
  

5 ноября 2011 18:32 | 

Гpуппа: Прохожие
Pегистрация: --
Парни, вы на какой планете живете?
Я с третьего раза понял, что Эдвард Эокешот в тексте и Э.Оакешотт в списке похожих статей - это Эварт Окшотт. Ни разу его имя верно не написали, пипец.
Вы там, коли цитируете, так хоть имя автора правильно переписывайте,а?!





В тему:

Реконструкция старинного оружия / В.Н. Хорев Ростов Н/Д. Феникс, 2006
--------------------------------
Парни, я думал, вы серьезные тексты пишете, а оказалось что части ваших источников нельзя верить...
¤ цитировать        
6 ноября 2011 14:47 | 

Гpуппа: Администраторы
Pегистрация: 30.12.2006
  • 547
  • 243
Николай, книгу Хорева перечитал все три издания, последнее вышло 2010 и не попало в интернет. А как правильно читать и писать по русски Ewart Oakeshott там не написано. Тот самый АНК (Анатолий Николаевич Кирпичников) сам в своих статьях пишет "Оуксхот" - читайте "Мечи из раскопок древнего Изяславля". Так уж получилось что каждый, в том числе и я читает его имя и фамилию в меру соей распущености и под настроение.
В общем можете и не верить, фотографии оружия и изобразительных источников это все фотошоп.


--------------------
¤ цитировать