Оружие и Доспехи :

Древнерусский меч из окрестностей села Пурдошки

  автор: SHARIK  |  18-мая-2015  |  5003 просмотра  |  Пока нет комментариев
загрузка...
Автор выражает глубокую признательность сотрудникам ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря — В. Е. Петрову, А. И. Сивову и А. Я. Мазиной, а также сотруднику отдела оружия ГИМ С. Ю. Каинову за помощь при написании данной статьи.

Древнерусский меч из окрестностей села ПурдошкиВ конце 1980-х гг. в окрестностях с. Пурдошки Темниковского района Мордовии при разработке карьера по добыче щебня был обнаружен железный меч с бронзовой рукоятью, относящийся по классификации A. Н. Кирпичникова к типу А-местный и датирующийся около 1000 г.1 Судя по словам жителя г. Темникова Н. А. Казабаранова, работавшего в то время в карьере, данный меч находился в погребении с железным топором и шлемом, а также с накладками на поясной набор или на уздечку. Меч поступил на хранение в Темниковский историко-краеведческий музей имени адмирала Ф. Ф. Ушакова (ОФ № 2380). Судьба остальных предметов из этого захоронения неизвестна.

В 1992 г. меч из окрестностей с. Пурдошки был опубликован B. Н. Шитовым совместно с сотрудником Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея В. Д. Артемовой2. Позднее им же был подготовлен свод мечей, обнаруженных на территории Мордовии3. В этих работах всесторонне анализируются представленные в Мордовии разновидности данного клинкового оружия, определяется хронология, а также делается предположение относительно путей проникновения его на мордовские земли.

С середины 1990-х гг. в своих исследованиях к мечам типа А-местный обращался литовский археолог В. Казакявичус4. В частности, он опубликовал результаты металлографического анализа фрагмента перекрестия меча подобного типа из Visetiskes (северо-восточная Литва) и подобрал аналогии мечам типа A-местный с растительным орнаментом на территории Восточной Европы и Северной Европы5.

Меч из окрестностей с. Пурдошки — четвертая опубликованная находка подобного рода на территории Европы. Среди ближайших аналогов В. Казакявичус указывает на фрагмент меча с утраченным навершием из Киева6, а также на фрагмент перекрестия меча, который происходит из Kungs Husby в Швеции7. К тому же это наиболее хорошо сохранившийся образец мечей типа А-местный, для которого характерна богатая орнаментация в виде растительной плетенки, расположенной на рукояти. Необходимо добавить, что меч из окрестностей с. Пурдошки — единственный древнерусский меч X в. типа A-местный, который находится в Государственном Музейном Фонде Российской Федерации.

Карта находок типа А-местный (вариант «Киев») и фрагментов их перекрестий с орнаментом в виде переплетения сдвоенным растителъныгх побегов: 1 — Kunds Husby (Швеция); 2 — Visetiskes (Литва); 3 — Киев (Украина); 4 — Пурдошки (Россия, Мордовия)
Карта находок типа А-местный (вариант «Киев») и фрагментов их перекрестий с орнаментом в виде переплетения сдвоенным растителъныгх побегов: 1 — Kunds Husby (Швеция); 2 — Visetiskes (Литва); 3 — Киев (Украина); 4 — Пурдошки (Россия, Мордовия)

Кроме упомянутого В. Казакявичуса в работе, вышедшей в 2008 г., «К истории контактов между Швецией и Южной Русью в XI-XII веках» Ф. А. Андрощук выделил на основании орнаментации три варианта мечей типа A-местный8. Первый вариант условно назван «Киев». Эти мечи отличают орнамент на перекрестии, состоящий из переплетения сдвоенных растительных побегов, и бронзовая рукоять с орнаментальным мотивом в виде чешуи9. Наверший ни на одном из мечей этого варианта на момент написания статьи Ф. А. Андрощуку не было известно10. Второй вариант в рассматриваемой статье назван «Карабичев — Рязань». Данная разновидность выделена на основании находок в Восточной Европе рукояти меча в Караби-чеве и навершия в Рязани. Этот вариант отличает оформление растительным мотивом в византийском стиле. В качестве оснований для подобного вывода автор приводит аналогичные мотивы некоторых росписей Софийского собора в Киеве. И наконец, третий вариант, по классификации Ф. А. Андрощука, выделен как «Глуховцы». Данная разновидность представлена одним мечом, обнаруженным на территории Украины. Рукоять глуховецкого меча богато декорирована двумя различными орнаментами. Основание навершия и перекрестие имеют следы серебряной инкрустации с мотивом переплетающихся лент. Бронзовая рукоять украшена комбинацией растительного мотива и узлов. По мнению Ф. А. Андрощука, стиль декорирования данной рукояти очень близок орнаментации варианта «Киев»11.

Детальному рассмотрению навершия с территории бывшей Рязанской губернии (известному в археологической литературе как навершие из Старой Рязани) посвящена статья «Навершие меча из собрания Государственного Исторического музея»12. Соглашаясь с возможностью выделения внутри типа A-местный нескольких вариантов, авторы считают необходимым отметить следующее. Мечи, включенные А. Н. Кирпичниковым в тип A-местный, неоднородны по морфологии, технологии изготовления и орнаментации деталей рукояти. В отдельную группу, по мнению С. Ю. Каинова и С. А. Стефутина, следует объединить мечи из Карабичева, Киева и с территории бывшей Рязанской губернии. Для них характерны единые: а) технология изготовления — полое литье из латуни; б) технология исполнения орнаментации – чернение; в) морфология навершия — четкое разделение, подчеркнутое выпуклым валиком (или валиками), на основание и головку, в свою очередь, также поделенную на три сегмента13.

В типологии А. Н. Кирпичникова включенные в тип А-местный мечи из Глуховцов и Краснянки отличаются двухчастными навершиями, деталями рукояти, изготовленными из железа, а также технологией орнаментации — инкрустация или плакировка.

Внутри этой группы, как и предлагает Ф. А. Андрощук, исходя из орнаментации, можно выделить несколько вариантов мечей типа А-местный: вариант 1 («Карабичев»); вариант 2 («Киев»); вариант 3 (бывшая Рязанская губерния). И с некоторыми оговорками можно добавить еще один вариант — вариант 4 («Паланга»)14.

Однако, несмотря на столь подробное рассмотрение в археологической литературе мечей типа А-местный и их вариантов, вне поля зрения основной массы специалистов остается меч, найденный в Мордовии.

Пурдошанский меч до реставрации
Пурдошанский меч до реставрации

В 2009-2010 гг. меч из с. Пурдошки в числе других уникальных предметов археологии из фондов Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея был отреставрирован во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И. Э. Грабаря. Реставрация меча была осуществлена в отделе металла заслуженным работником искусств, художником-реставратором В. Е. Петровым и художником-реставратором А. И. Сивовым.

В процессе реставрации клинок меча был расчищен от продуктов коррозии металла, затем после термической обработки осуществлено восполнение утрат. Для этого с целью придания первоначального облика на сохранившуюся основу был нанесен дополнительный слой, имитирующий железо, покрытое коррозией. Детали рукояти были очищены от окислов меди и свинца. Перекрестие меча было склеено, а затем все детали рукояти были закреплены на клинке.

При реставрации меча в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря заведующая сектором отдела физико-химических методов исследований А. Я. Мазина провела металлографический анализ клинка и деталей рукояти. При исследовании клинка меча из с. Пурдошки для выяснения состава металла был применен метод рентгено-флуоресцентного спектрального анализа. В результате был определен следующий состав клинка: железо (99,30 %), медь (0,40 ), цинк (0,30), марганец (0,03 %).

Как уже отмечалось в публикациях В. Н. Шитова, все детали рукояти полые внутри. Толщина стенок составляет 2 мм. Взвешивание показало, что общий вес деталей рукояти составляет 326,5 г. Навершие весит 152,2 г, трубка рукояти — 75,4, перекрестие — 98,9 г.

Для определения состава металла были взяты пробы отдельно с каждой детали рукояти. Также были сделаны пробы для выяснения состава черни на отдельных частях рукояти. Исследование проводилось несколькими методами: а) микроскопии в отраженном свете; б) микрохимии; в) рентгено-флуоресцентного спектрального анализа. Была осуществлена фотофиксация проб.

Металлографический анализ показал, что перекрестие и навершие выполнены из похожего сплава, представляющего собой бронзу с низким содержанием олова. В составе сплава трубки олова еще меньше, чем в бронзе перекрестия и навершия. Черневой орнамент нанесен с помощью сплава, содержащего свинец в значительно большем количестве, чем бронза основы. Он представляет собой темные окислы свинца и меди.

Изложенные факты позволяют вновь обратиться к рассмотрению данного артефакта, поскольку выявились новые обстоятельства относительно технологии изготовления и хронологии мечей типа А-местный.

Обратимся к орнаментации рукоятей мечей типа A-местный. По мнению В. Н. Шитова, орнамент состоит из неглубоких бороздок, заполненных чернью15. В. Казакявичус считает, что первоначально элементы рукояти были протравлены кислотой, затем углубления были заполнены смесью медного порошка и серы. Рукоять была затем нагрета и отполирована16. Похожий метод нанесения черни описан в работе Т. И. Макаровой «Черневое дело Древней Руси»17.

Детальный осмотр рукояти меча из с. Пурдошки показал, что наиболее вероятной представляется точка зрения, высказанная В. Н. Шитовым. В верхней части навершия до реставрации были отчетливо видны канавки, в которых черневая смесь отсутствовала. Глубина и характер стенок канавок свидетельствуют, что детали рукояти отливались с заранее нанесенным контуром углублений под орнамент.

Для сравнения в качестве примера можно привести данные металлографического анализа фрагмента перекрестия меча из Visetiskes, опубликованные В. Казакявичусом. В случае с перекрестием меча из Visetiskes применялось чернение медными сплавами, содержащими большое количество серы и небольшие доли свинца, кальция, олова и цинка.

Сравнение результатов металлографических анализов деталей рукояти меча из с. Пурдошки и фрагмента перекрестия меча из Visetiskes показывает, что исследованные образцы, несмотря на различное содержание элементов все-таки близки по составу. Это позволяет предположить, что перед нами, вероятнее всего, продукция одного из ремесленных центров Древней Руси. К этому же выводу пришел и В. Казакявичус18. Ранее точка зрения о древнерусском происхождении мечей типа А-местный была высказана польским археологом В. Сарновской19 и поддержана литовской исследовательницей Р. Волкайте-Куликаускиене20.

Пурдошанский меч после реставрации
Пурдошанский меч после реставрации

Для определения времени изготовления меча из с. Пурдошки большое значение имеет орнаментальная композиция рукояти. Центральное место на навершии рукояти занимает стилизованное изображение лица. Круги, расположенные в центре, символизируют глаза, а ромб, находящийся ниже, по всей видимости, рот, окаймленный усами и бородой. На боковых частях навершия — помещены триквестры с завернутыми в спираль концами, представляющие собой, по мнению В. Д. Артемовой и В. Н. Шитова, солярные знаки21.

В. Д. Артемова и В. Н. Шитов акцентировали внимание на семи знаках, расположенных в нижней части навершия, при пересечении орнаментальных линий. Знаки расположены слева направо в такой последовательности: кольцо; темный овал, повернутый верхней частью влево; кольцо с точкой посередине; большое кольцо со смещенной влево точкой; светлый овал с двумя перемычками, повернутый верхней частью вправо; малое кольцо; светлый овал с одной перемычкой посередине, повернутый верхней частью вправо. Однако авторы не дают интерпретации указанных знаков. Вполне возможно, в данном случае мы имеем дело либо с зашифрованной надписью — оберегом владельца, либо с символами семи определенных объектов.

Трубка рукояти пурдошанского меча покрыта орнаментом в виде чешуи. Это дает основание считать общую композицию рукояти художественным отображением либо мифа о схватке Перуна с его змееподобным врагом Змилуаном22, либо мифической схватки Тора и мирового змея Ермунганда перед концом мира. Битва Тора с мировым змеем была широко распространенной темой изображений на щитах, о чем свидетельствуют щитовые драпы (стихотворения, в которых описываются картины, воспроизведенные на дорогом щите, подаренном конунгом скальду)23. Сложность ситуации заключается в том, что миф о Перуне восстанавливается лишь частично по его следам в белорусской и некоторых других славянских традициях. К тому же военные дружины на Руси были в большинстве своем полиэтничными, что приводило к смешению различных культов.

Реконструкция орнамента на пурдошанском мече
Реконструкция орнамента на пурдошанском мече

Представляется логичным, что излюбленный сюжет изображений на щитах послужил основой для орнаментальной композиции бронзовой рукояти меча из Пурдошек. В качестве подтверждения данного утверждения может служить меч из Фощеватой, где рукоять, орнамент которой выполнен в скандинавской традиции, смонтирована с клинком, изготовленным древнерусским мастером Людотой24.

Появление мечей с рукоятями, орнаментированными в традициях дружинной культуры, можно связать с попыткой в 980 г. киевского князя Владимира I, опиравшегося на дружины наемников, утвердить новый пантеон языческих богов во главе с покровителем воинских дружин – богом грома Перуном. Предпринятая религиозная реформа потерпела в итоге неудачу. В 988 г. Киевская Русь приняла христианство. К последовавшему за принятием христианства периоду можно отнести мечи с наличием на клинке вместо традиционного клейма мастера — фрагмента христианской молитвы.

Находки, связанные происхождением с дружинной средой Восточной Европы, определенно свидетельствуют, что часть мордовской территории в конце X - начале XI в. оказалась под сильнейшим влиянием древнерусского государства. Об этом также могут свидетельствовать и религиозные верования мордовского народа — в частности, культ бога-громовика Пурьгинепаза у мордвы-эрзи. По мнению известного мордовского фольклориста А. М. Шаронова, мордва в период формирования мифа о Пурьгинепазе вначале в составе Новгородского княжества, а затем и Киевской Руси имела активные этнические, военные и культурные контакты с прибалтийско-литовскими и финскими племенами, а также с древнерусской народностью. Эти контакты и обусловленные ими связи могли в известной мере способствовать появлению сходства в мифологии названных народов, в том числе в имени и образе эрзянского Пурьгинепаза, литовского Перкунаса, русского Перуна, финского Пиру, эстонского Пикне25.

Как известно, в дружинах Владимира I и его сыновей было много скандинавов, балтов и финно-угров. Безусловно, наемники принимали самое активное участие в военных походах. Исходя из изложенного, можно предположить, что в составе войска древнерусских князей на правах наемников-федератов вполне могли оказаться и представители мордвы. Следовательно, такое дорогостоящее оружие, как пурдошанский меч, а также предметы со знаками Рюриковичей, могли проникать на мордовскую территорию непосредственно с их носителями.

На основании изложенных фактов наиболее вероятным представляется, что меч, обнаруженный в окрестностях с. Пурдошки, был изготовлен в одном из ремесленных центров Киевской Руси в период между 980-988 г. Это не противоречит фактам, изложенным в работе А. Н. Кирпичникова, датировавшего киевский меч около 1000 г., на основании орнамента в виде ленточного плетения с восточной пальметкой, известной на поясных бляшках из погребений дружинников26. Также предложенная в данной статье датировка не противоречит и хронологии кургана № 12 в Visetiskes, комплекс которого датируется в пределах X и XI столетий. По мнению В. Казакявичуса, в конце X или в начале XI столетия меч, сделанный в Киевской Руси, был привезен в Visetiskes, где при неизвестных обстоятельствах он был разбит, и фрагмент его перекрестия попал в курган № 1227.

 

 

Александр Алексеевич Беговаткин, научный сотрудник Института археологии РАН (г. Москва) ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ. 2012. № 3 

загрузка...
  Голосов: 1
 
Аналогичная полностью бронзовая рукоять меча из Сумской обл. на форуме

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незаригистрированный пользователь. Поэтому скрытый текст скрыт. Комментарии будут вводится через капчу с предварительной модерацией. Если нашли ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта, рекомендуем .


Добавление комментария
Ваше Имя:      Ваш E-Mail (по желанию):  
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера