Оружие и Доспехи :

Эволюция пластинчатого доспеха в Грузии и Византии. Ламеллярные и чешуйчатые доспехи в X-XII вв.

  автор: SHARIK  |  26-декабря-2014  |  5455 просмотров  |  Пока нет комментариев
загрузка...

Доспехи из маленьких металлических пластинок имеют давнюю историю. Начиная со II-I тысячелетий до н. э. в Передней Азии и на Ближнем Востоке уже сформированы пластинчатые доспехи (чешуйчатый и ламеллярный) разного вида2. Следует отметить, что на протяжении целого тысячелетия, начиная с эпохи Ахеменидов, в данном регионе ранние ламеллярные доспехи уступили место чешуйчатым3, а в Центральной и Восточной Азии предпочтение отдавалось ламеллярным4.

В VII-IX вв., после появления кочевых племен из Азии, в Византийской империи и прилегающих регионах начинается противоположный процесс. Под влиянием аваров, хазар, венгров и прочих номадов степей ламеллярные доспехи становятся популярными в Византии5, где они особо широко распространяются в X веке.

Византийская технология была составной частью военной технологии евроазиатского пространства, для изучения которой большое значение имеет изучение вооружения соседей6. Многие исследователи прибегают к данному методу и в большинстве случаев он единственный дает возможность основательно изучить византийское военное снаряжение.

К сожалению, скупая информация о кавказских соседях Византии не дает возможность исследователям использовать данный метод и в их отношении, и ввести новые данные в научный оборот7. Цель данной работы состоит в том, чтобы хотя бы частично искоренить этот недостаток и, одновременно, она содержит определенные соображения о происхождении и этапах эволюции пластинчатых доспехов.

Чешуйчатые доспехи

На Ближнем Востоке чешуйчатые доспехи распространяются с середины второго тысячелетия до нашей эры и используются на протяжении тысячелетий8.

Чешуйчатые доспехи состоят из металлических пластинок, прикрепленных к основе из кожи или ткани черепицеобразно9. Часто пластинки U-образные10. Пластинки доспехов всегда (!) направлены вниз, что является характерным признаком. Ряды чешуйчатых доспехов на 1/3 перекрывают друг друга11 и образуют многослойную поверхность, похожую на рыбью чешую. Форма пластинок соответствующая – один край округленный и удлиненный, а другой – прямой12.

Для обеспечения эластичности чешуйчатых доспехов использовали вываренную кожу лучшего качества13. Для крепления чешуйчатых пластинок к кожаному субстрату, как правило, использовали тонкие ремешки14. Также возможно было прикрепить пластину металлическими заклепками или металлической проволокой, которую пропускают через парные отверстия чешуи15.

Благодаря эластичности и своеобразию конструкции у чешуйчатых доспехов могли быть и длинные рукава, тогда как у более жесткого ламелляра они были только короткие. Рукава чешуйчатого доспеха требовали более жесткого крепления и в средней или нижней части чешуек делали дополнительные отверстия16. Обычно, на местах сгиба доспехов пришивали чешуйки более мелкого размера17, а грудь, живот и спина были покрыты более крупными18.

По сравнению с ламелляром чешуйчатые доспехи более эластичны, поскольку пластины свободны с трех сторон19. Лишь кольчатые доспехи являются более гибкими, чем чешуйчатые20. Данные современных реконструкторов свидетельтсвуют, что правильно изготовленный чешуйчатый доспех отличается почти такой же гибкостью, как кольчатый и может иметь такие же длинные рукава и юбку21.

Несмотря на множество положительных качеств (гибкость, хороший уровень защиты, технологичность) у чешуйчатых доспехов есть и недостатки. Во время движения пластины чешуйчатых доспехов приподнимаются, что делает доспехи уязвимыми к ударам колющего оружия22. Для чешуйчатых доспехов особенно опасны колющие удары снизу23. Это весьма важно для всадника, по отношении к которому копье пешего воина всегда направлено снизу вверх.

В Средние века чешуйчатый доспех, широко распространенный еще в скифскую эпоху, постепенно уступает место ламелляру, хотя не исчезает и продолжает существовать параллельно, особенно в комбинациях с другими видами доспеха24. Последние открытия свидетельствуют, что чешуйчатый доспех даже в самой Европе (где он никогда не пользовался особой популярностью) применялся в пятнадцатом, а по некоторым данным, и в шестнадцатом веке25.

Ламеллярный доспех26.

Первые бронзовые образцы ламеллярного доспеха обнаружены в Египте, Сирии-Палестине, Месопотамии и Анатолии во втором тысячелетии до нашей эры27. Ламелляр был широко распространен в Азии, особенно в ее центральной и восточной частях и использовался вплоть до 19-го века28.

Ламеллярный доспех состоит из пластин прямоугольной формы29, которые связаны друг с другом сначала по горизонтальным рядам, а затем вертикально, с помощью шнуров. В отличие от чешуйчатого доспеха, ламеллярные пластины не прикреплены к одному целому субстрату, это пластины, связанные в параллельные ряды, а потом и вместе30.

Форма ламеллярных пластин, количество отверстий и, исходя из этого, методы крепления отличаются друг от друга. На протяжении веков, на огромном континенте Азии ламеллярный доспех постоянно развивался и эволюционировал, хотя основной принцип – связывания пластин шнурами – оставался неизменным.

Для уменьшения вероятности повреждения ламеллярный доспех завязывали одним или двумя шнурами так, чтобы длина шнура с наружной стороны была минимальной. В случае разрыва одного шнура, пластину держал другой. При таком креплении любой воин мог заменить поврежденную пластину даже в полевых условиях31. Метод крепления панцирных пластин шнурами – основной, но не единственный метод. Пластины скрепляли между собой металлической проволокой или заклепками. Такая конструкция была более прочной, но менее подвижной32.

По сравнению с чешуйками ламеллярные пластины более крупные33, удлиненной формы, на каждой из них больше отверстий, которые распределены по всей поверхности пластины.Для данных отверстий характерно парное расположение34. Часть ламеллярных пластин выпуклые. Пластина такой формы лучше отражала и ослабляла удары стрелы, копья или иного оружия35.

Изготовление пластинчатого (ламеллярного и чешуйчатого) доспеха было довольно трудоемкой работой, но с технологической точки зрения оно не представляло особенной сложности36.

Вес ламеллярного и чешуйчатого доспеха почти одинаковый37. Вес полного комплекта пластинчатого доспеха толщиной 1-1,5 мм составляет 14-16 кг38. Его пластины расположены внакладку и по защитным свойствам намного превосходят кольчугу. Ламеллярная кираса, сделанная из 1,5мм пластинок, весит 5 кг. Такой доспех довольно хорошо противостоит колющему оружию39. Ламелляр также хорошо защищает от стрел, и именно из-за этого на протяжении долгого времени он был весьма популярен как среди кочевников Евразии, так и среди их соседей40. Сила ударного оружия «рассеивалась» на пластинах доспеха и тело воина оставалось невредимым. Разрыв шнуров (ремней) в результате удара меча может вызвать повреждение ламеллярного доспеха41. Реконструированный ламелляр довольно стойкий почти ко всем видам ударов и свидетельствует об особых качествах данного вида доспеха42.

С конца пятнадцатого века на Ближнем Востоке ламеллярные доспехи исчезают43 и появляются кольчато-пластинчатые доспехи.

На юбке св. воина в Тимотесубани тени под пластинами изображены мастером коричневыми линиями, а на ламеллярной кирасе одновременно видны и тени, и полосы а) Пластины доспеха, обнаруженного в Береле, по В. Радлову, Ь) обхваченные кожей ламеллярные пластины Усть-Ишима
Рис. 1. На юбке св. воина в Тимотесубани тени под пластинами изображены мастером коричневыми линиями, а на ламеллярной кирасе одновременно видны и тени, и полосы (фото С. Сарджвеладзе) Рис. 2. а) Пластины доспеха, обнаруженного в Береле, по В. Радлову, Ь) обхваченные кожей ламеллярные пластины Усть-Ишима, по А.И. Соловьеву

Византийско-грузинские доспехи

В последние годы существенный вклад в изучении византийского ламеллярного доспеха внес Т. Доусон, в очерках которого теоретические знания сочетаются с практическим опытом реконструктора.

Как правило, пластины ламеллярных доспехов перекрывают друг друга горизонтально. По наблюдению Т. Доусона, к концу X века в Византии появляется ламелляр нового типа, который широко распространяется в XI веке. Пластины этого ламелляра не перекрывают друг друга, они лишь тесно прилегают друг к другу и прикреплены к коже44.

На византийских изображениях встречается ламелляр, ряды которого разделены узкими полосами45. По мнению Т. Доусона, это кожаная полоса, помещенная между рядами пластин, которая разделяет пластины и нейтрализует вызванный их движением эффект ножниц, который может перерезать ремни46. В дальнейшем Т. Доусон, продолжая свои наблюдения, пришел к выводу, что в византийских ламеллярных доспехах между пластинами помещена не узкая, а широкая кожаная полоса, которой полностью выстлан пластинчатый ряд. Такие доспехи более гибкие горизонтально47 и их легко изготовить. В дальнейшем изготовление доспехов стало еще легче, благодаря заклепкам, которыми вместо шнуров прикрепляли пластины48. Т. Доусон считает, что клепка пластин ламелляра в Византии распространилась в одиннадцатом веке49.

В ХІ-ХІІ веках помимо клепанного возникает «перевернутый» ламелляр: рукава и юбка доспехов комплектуются «перевернутыми» пластинами (направленными сверху вниз). Обычно пластины ламелляра перекрывают друг друга снизу вверх, поскольку так наилучшим образом защищают тело от колющих ударов, которые, как правило, направлены вверх. Но удары по конечностям тела направлены сверху вниз. На конечностях, защищенных «перевернутым» ламелляром, удар скользит вниз и причиняет меньше вреда50.

Соображения Т. Доусона насчет появления полосатых ламеллярных доспехов с одиннадцатого века подтверждаются и данными грузинских ученых: на изображениях десятого века представлены обычные ламеллярные доспехи, а с одиннадцатого века появляются полосатые51. Данное явление не осталось неза меченным и среди искусствоведов в Грузии (хотя, объяснение этого явно выходило за рамки их компетенции). Еще в 80-х годах прошлого века Т. Шевякова писала, что узкие полосы между пластинами доспехов появляются в Грузии с XI века52.

Тщательное изучение византийских и грузинских изображений ламеллярных доспехов53 позволяют заключить, что следует отличать т.н. полосатые54 и линейные55 доспехи. Поскольку появление этих двух типов доспехов не совпадает и по времени (полосатый ламеллярый появляется в одиннадцатом веке, тогда, как линейный неоднократно встречается и в десятом), трудно взвалить существующее между ними различие полностью на воображение и интерпретацию исполнителей. Будет лучше считать, что между ними существовало определенное различие по конструкции и мы постараемся установить эти различия. По нашему предположению, одна линия между пластинами видна в том случае, когда ряд пластин выстлан кожей только сзади56, а в случае полосатых доспехов кожей выстлана обратная и, в то же время, обхвачена нижная передняя часть пластин (рис. 3с).

Додуматься до этого метода наверно не представляло особой трудности. Он объединяет старый метод ламеллярной конструкции, распространенный в Азии (когда кромки пластин обхвачены кожаной полосой)57, и сравнительно новый метод (пластины выстланы кожей сзади) (рис. 3). Комбинация этих двух методов дает полосатый ламелляр, когда полоса четко видна (край кожи, которым обхвачена нижняя передняя часть верхней пластины создает верхнюю линию полосы, а верхний край кожи под нижнюю пластину создает нижнюю линию полосы). В это время ремни максимально защищены от пластин, не повреждается и поддоспешник; широкая кожа, которая охватывает пластины ламелляра и спереди, обеспечивает большую устойчивость доспехов. Следует отметить, что самый нижний ряд пластин ламелляра, прилегающий к кремасмате, отмечен полосой, что наверно указывает на кожаную подкладку, обхватывающую и переднюю поверхность пластин58.

Следует отметить, что изучение грузинских материалов предоставляет возможность наблюдать за эволюцией пластинчатых доспехов, за ее определенными стадиями и многочисленными экспериментами, которые рассмотрены ниже.

Пластина ламелляра, вид сбоку: a) с кожей, обхватывающей кромку пластины, b) с кожаной подкладкой сзади, c) с кожаной подкладкой и обхваченной передней нижней частью пластины Св. Георгий в традиционной ламеллярной кирасе в Тимотесубани
Рис. 3. Пластина ламелляра, вид сбоку: a) с кожей, обхватывающей кромку пластины, b) с кожаной подкладкой сзади, c) с кожаной подкладкой и обхваченной передней нижней частью пластины Рис. 4. Св. Георгий в традиционной ламеллярной кирасе в Тимотесубани (фото С. Сарджвеладзе)

Для иллюстрации путей развития византийско-грузинских ламеллярных доспехов было бы неплохо представить его прототип, изначальную конструкцию ламелляра. Для этого вполне подходит изображение святого воина из росписи церкви Тимоте-субани (рис. 4)59. На изображении воин одет в традиционную ламеллярную кирасу. Ламеллярные ряды состоят из пластин без заклепок, которые скреплены ремнями и перекрывают друг друга справа налево; ряды ламелляра, со своей стороны, связаны друг с другом многочисленными подвесными шнурами и перекрываются снизу вверх. Таким был типичный ламелляр, конструкция которого почти одновременно изменялась в Византийской империи и Грузии.

В десятом веке в Грузии наблюдается несколько нововведений (отказ от горизонтального перекрытия пластин, появление кожаной подкладки и заклепок), которые можно считать первыми шагами на пути эволюции пластинчатых доспехов. Не исключена более ранняя датировка этих экспериментов, но мы можем с уверенностью говорить только о десятом веке, когда они уже часто отображаются в произведениях искусства.

Применение кожаной подкладки под рядами ламеллярных пластин четко отображено на доспехах св. Георгия и св. Федора, изображенных на триптихе Богоматери (X в.) церкви Чукули (рис. 5)60. Видны пластины обычного ламелляра со шнуровкой на кожаной подстилке, пластины не перекрывают друг друга по горизонтали, а плотно прилегают друг к другу. Ламелляр, изготовленный по такому методу, более гибкий, его легко изготовить и экономится 15-20 % материала, соответственно, уменьшается и вес доспехов61.

В десятом веке подтверждается применение заклепок, которые, по-видимому, использовались в обоих типах пластинчатых доспехов (чешуйчатом и ламеллярном).

Св. Георгий и св. Федор на триптихе Богоматери церкви Чихареши62 (рис. 6) и два св. Федора на предалтарном кресте Сакдари63 одеты в пластинчатые доспехи с двумя (верхней и нижней) заклепками. Предположительно, это чешуйчатые доспехи, поскольку у них длинные рукава, которых нет у ламеллярных доспехов64.

св. Георгий из Чукули в ламелляре с подкладкой из кожи св. Георгий из Чихареши в двухзаклепочном доспехе
Рис. 5. Св. Георгий из Чукули в ламелляре с подкладкой из кожи, по Г.Н. Чубинашвили Рис. 6. Св. Георгий из Чихареши в двухзаклепочном доспехе, по Г.Н. Чубинашвили

Икона св. Георгия из Накуралеши65 (рис. 7) показывает пластины с двумя заклепками (верхней и нижней) уже в виде ламеллярных доспехов, где ряды перекрывают друг друга снизу вверх. Можно предположить, что подвесные ремни рядов прямо прикреплены к шнурам крепления, расположенным на нижнем краю пластин66. Хотя можно найти и более простое объяснение, если предположить, что в чеканных иконах пластины отображены в немного упрощенном виде и им не хватает подвесных ремней. Пластины такого же вида встречаются в 60г миниатюре Малого «Синаксаря» Эквтиме Мтацминдели67, переписанного в 1030 г. в Константинополе (рис. 8). Только на пластинах доспехов Св. Прокофия уже различимы центральные линии, которые можно считать подвесными ремнями и которых, наверно, не хватает на изображениях чеканных икон.

Св. Георгий из Накуралеши в двухзаклепочном ламелляре св. Прокофий в двухзаклепочном ламелляре. Рукопись А648, стр. 60г, Национальный Центр рукописей Грузии
Рис. 7. Св. Георгий из Накуралеши в двухзаклепочном ламелляре, по Г.Н. Чубинашвили Рис. 8. Св. Прокофий в двухзаклепочном ламелляре. Рукопись А648, стр. 60г, Национальный Центр рукописей Грузии

Данные типы доспехов с заклепками можно было бы приписать фантазии художника или ошибочному изображению, если бы не одно обстоятельство: существование такого типа заклепочных пластин подтверждается материалом рубежа I-II тысячелетий, найденным русскими археологами в Западной Сибири. Выясняется, что прикрепление пластин доспеха к коже верхними и нижними заклепками было общепринятым методом. Этим методом пользовались, например, енисейские киргизы68 (рис. 9).

Своеобразным венцом экспериментов этого века можно считать две иконы, которые содержат в себе множество признаков эволюции. Изображение св. Георгия и св. Федора на иконе Мравалдздли (вторая половина X века)69 (рис. 10) и икона св. Георгия из Парахети70 (рис. 11) конца X века показывают ламеллярные пластины с двойными заклепками и двойными подвесами на кожаной подкладке. Пластины не перекрывают друг друга, а плотно прилегают. Здесь практически в завершенном виде представлены все основные компоненты эволюции ламеллярных доспехов; не видно лишь широкой полосы ламелляра, из-за чего данные доспехи относятся к категории линейных ламелляров71.

Пластина двухзаклепочного доспеха св. Георгий в линейном ламелляре с двойными заклепками на иконе из Мравалдзали
Рис. 9: Пластина двухзаклепочного доспеха, по А.И. Соловьеву Рис. 10. Св. Георгий в линейном ламелляре с двойными заклепками на иконе из Мравалдзали (фото Т. Кюне)

В одиннадцатом веке поиски «идеальных пластинчатых доспехов» становятся еще более интенсивными и разнообразными: появляется полосатый и «перевернутый» ламелляр, изменяется количество подвесных ремней; увеличивается и количество сложных, парадных, богатых доспехов.

Накипарская икона св. Георгия72 (рис. 12) датируемая первыми годами XI в. и св. Георгий изображенный на предалтарном кресте Самтависи73 (первая половина XI в.) представляют полностью «перевернутый» ламелляр с двойными заклепками: кираса (клибанион)74, юбка (кремасмата)75 и рукав (маникия)76 составлены направленными вниз пластинами. Доспехи воинов отличаются лишь количеством подвесных ремней.

Св. Георгий из Парахети в линейном ламелляре с двойными заклепками св. Георгий из Накипари в «перевернутом» ламелляре с двойными заклепками
Рис. 11. Св. Георгий из Парахети в линейном ламелляре с двойными заклепками (фото Т. Кюне) Рис. 12. Св. Георгий из Накипари в «перевернутом» ламелляре с двойными заклепками (фото С. Сарджвеладзе)

Уже в начале одиннадцатого века встречаются первые образцы полосатого ламелляра. Интересно, что на иконе св. Георгия в Ипари77, которая относится к первой четверти XI в. (рис. 13), изображен полосатый ламелляр с пластинами без заклепок. Эта икона, а также иконы Лабечинского пешего св. Георгия78 и Шодайского св. Георгия79 ясно показывают, что ламелляр с заклепками еще не утвержден окончательно.

Интересной попыткой соединения полосатого и заклепочного ламелляров является икона Лабечинского конного св. Георгия80 (рис. 14), которая относится ко второму десятилетию XI века. Здесь на кирасе и кремасмате видим пластины с заклепками раннего типа (верхней-нижней), которые затем полностью заменены пластинами с заклепками в верхней части.

св. Георгий в ламелляре без заклепок из Ипари Лабечинский св. Георгий в полосатом двухзаклепочном ламелляре
Рис. 13. Св. Георгий в ламелляре без заклепок из Ипари, по Г.Н. Чубинашвили Рис. 14. Лабечинский св. Георгий в полосатом двухзаклепочном ламелляре. по Г.Н. Чубинашвили

На иконе Супского конного св. Георгия (XI в.)81 (рис. 15) полосатый ламелляр изображен уже с типичными заклепочными пластинами. Ламелляр полностью (кираса, юбка, маникия) «перевернут», а это означает, что эксперимент с направленными вниз пластинами распространился и на полосатые доспехи.

И наконец, многие иконы и образцы чеканного искусства показывают уже сформированный тип ламеллярного панциря, который более всего был распространен в ХІ-ХІІ вв. и последующие эпохи. Его полосатая кираса состоит из направленных вверх приклепаных пластин, а кремасмата и маникия «перевернуты» и укомплектованы направленными вниз пластинами ламелляра. Такова икона Супского пешего св. Георгия82 (рис. 16), фрески Адишского св. Георгия и других святых всадников (рис. 17), одетых в типичный полосатый заклепочный ламелляр.

Супский св. Георгий в полосатом заклепочном «перевернутом» ламелляре Супский пеший св. Георгий в полосатом заклепочном ламелляре
Рис. 15. Супский св. Георгий в полосатом заклепочном «перевернутом» ламелляре (фото С. Сарджвеладзе) Рис. 16. Супский пеший св. Георгий в полосатом заклепочном ламелляре (фото С. Сарджвеладзе).

Тут же хочу обратить внимание на один тип доспехов, который больше, чем остальные, может оказаться плодом воображения художника, но и из-за личности автора и интересной конструкции его стоит рассмотреть.

До нас дошли росписи церквей в Сванети, выполненные на рубеже ХІ-ХІІ вв. живописцем царя Грузии Давида IV Строителя – Федором83. Все святые, изображенные Федором (Ипрарский конный св. Георгий и св. Федор, пеший архангел Михаил84, св. Федор в Лагурке (рис. 18) и св. Георгий и св. Федор в Накипари85) носят одинаковые ламеллярные доспехи, которые отличаются довольно странной конструкцией: это полосатый ламелляр с заклепками между (!) пластин, который прикрепляет кожу нижнего ряда к верхнему ряду. Если такая конструкция и существовала, она была бы более плотно связанная86, но менее эластичная.

Адишский св. воин (Федор?) в типичном полосатом заклепочном ламелляре св. Федор (Лагурка), с хорошо сохранившимся изображением ламелляра с заклепками между пластин
Рис. 17. Адишский св. воин (Федор?) в типичном полосатом заклепочном ламелляре (фото С. Сарджвеладзе) Рис. 18. Св. Федор (Лагурка), с хорошо сохранившимся изображением ламелляра с заклепками между пластин (фото С. Сарджвеладзе)

Кроме того, что статус придворного живописца обязывал соблюдать определенные стандарты, в защиту конструкций, выполненных Федором, могут послужить полосатые заклепочные ламеллярные доспехи св. Пантелеймона87 (рис. 19), изображенного на выносном кресте XII в. с. Пари. Здесь, на кирасе ламелляра, так же как и на фресках Федора, видим заклепки между пластинами88.

Вышепредставленными образцами рассмотрение эволюции ламеллярного доспеха можем считать завершенным (рис. 20). Далее, мы уже не встречаем такого разнообразия пластинчатых доспехов, но, несмотря на это, отдельные эксперименты все же имели место. С этой стороны, интерес представляет фреска св. Федора с ламеллярной юбкой, составленной пластинами с тройными заклепками, написанная в Благовещенской церкви пустыни Давида Гареджа, датируемая XIII в.89

св. Пантелеймон на выносном кресте из Пари а) 1 этап эволюции ламеллярного доспеха - появление кожаной подкладки сзади пластин со шнурами (согласно триптиху Чукули), b) II этап эволюции - линейный ламелляр с двойной заклепкой (по св. Георгию из Мравалдзали), с) III этап - типичный полосатый заклепочный ламелляр (по Адишским фрескам). Штрихами с уклоном в разные стороны указана кожаная подкладка разного ламеллярного ряда
Рис. 19. Св. Пантелеймон на выносном кресте из Пари (фото С. Сарджвеладзе) Рис. 20. а) 1 этап эволюции ламеллярного доспеха – появление кожаной подкладки сзади пластин со шнурами (согласно триптиху Чукули), b) II этап эволюции – линейный ламелляр с двойной заклепкой (по св. Георгию из Мравалдзали), с) III этап – типичный полосатый заклепочный ламелляр (по Адишским фрескам). Штрихами с уклоном в разные стороны указана кожаная подкладка разного ламеллярного ряда

Интересный материал для близости и схожести византийско-грузинских доспехов предоставляет сравнение еще одного типа ламелляра. В церкви св. Николая в Кастории, датированной XII в. на фреске св. Нестора святой носит ламелляр, составленный четырехугольными пластинами. Пластины такой формы не дают большой экономии материала, но значительно уменьшают время изготовления доспехов90. Можно найти множество грузинских аналогов такого типа византийского панциря: на иконе из Сакао91 св. Георгий носит практически такой же линейный ламелляр92. Из пластин четырехугольной формы составлены также доспехи св. Федора и св. Георгия на фасаде церкви св. Георгия в Адиши (рис. 21), доспехи св. Георгия на иконах Ланчвали93 и Сети94.

Один из интереснейших видов ламеллярного панциря изображен на грузинских чеканных иконах и миниатюрах. Это полосатый ламелляр, пластинчатые ряды которого переданы мастерами тонкими, прямыми линиями. С первого взгляда такие доспехи могут считаться ошибкой мастера, который не потрудился точно передать пластины ламелляра и выполнил их в таком упрощенном виде. К счастью, археологический материал из Беларуси не дает право делать такой вывод и еще раз подтверждает, что древние мастера отображали действительность.

В Гомеле, под руководством О. Макушникова, была раскопана мастерская оружейника, сожженная в начале тринадцатого века, в которой оказались 1 500 пластин ламеллярного доспеха95. На основании этого материала стала возможна реконструкция нескольких ламелляров очень интересного типа. Как известно, ламеллярные доспехи хорошо устойчивы против любого оружия, но удар саблей повреждает ремни. Как видно, мастера постоянно искали метод защиты подвесных ремней, что и сделали путем изменения формы доспешных пластин96. Для ламелляра, реконструированного из пластин Гомеля, удары саблей не страшны, так как ремни на поверхность пластин почти не выходят97 (рис. 22).

св. Георгий в ламелляре с прямоугольными пластинами на фасаде церкви в Адиши Тип пластины, найденной в Гомеле и реконструкция доспеха, по О.Л. Макушникову и Ю.М. Лупиненко
Рис. 21. Св. Георгий в ламелляре с прямоугольными пластинами на фасаде церкви в Адиши (фото С. Сарджвеладзе) Рис. 22. Тип пластины, найденной в Гомеле и реконструкция доспеха, по О.Л. Макушникову и Ю.М. Лупиненко

Мы неоднократно встречаем ламеллярные доспехи со спрятанными ремнями в образцах грузинского искусства. Такой ламелляр носит св. Георгий на иконе XI в. из Джахундери98 (рис. 23), защитник крепости на миниатюре 186v Второго Джручского Четвероевангелия (XII в.), архангел на иконе Лабскалди, которая вероятно относится к XIII в.99

Грузинское влияние на византийское снаряжение явно заметно на примере одного типа (протуберанцевого) пластинчатого панциря, который, по всей вероятности был предназначен для парадов100.

М. Парани отмечает появление нового типа чешуйчатого панциря в Византии двенадцатого века, который характеризовался маленьким центральным выростом (протуберанцем) на нижнем краю пластин. Чешуи такого типа не встречаются ранее ни в Византии, ни в Центральной и Восточной Европе или в Западной Азии. По предположению М. Парани доспехи такого вида появились в Византии из Грузии101. Ее предположение основывается на трех грузинских чеканных иконах одиннадцатого века. И вправду, доспехи трех икон св. Георгия из Хидистави, Суджуни и Бочорми, изображены с такими же чешуйками.

Для подтверждения мнения М. Парани, мы собираемся предоставить еще больше примеров из грузинской действительности, из которой явствует, что протуберанцевые пластины панциря еще больше были распространены в средневековой Грузии и предшествовали византийским. Тем временем один вопрос нуждается в уточнении: по нашему мнению, на фреске в Кастории, описанной М. Парани, св. Димитрий102 носит ламелляр, а не чешуйчатые доспехи, что видно из конструкции доспехов: протуберанцевые пластины вплотную прилегают к друг другу, не покрывают друг друга горизонтально, видны ремни, заклепки, ряды ламелляра с кожаной подкладкой. Хотя, это не меняет сути вопроса – как мы убедимся, в Грузии протуберанцевые пластины встречаются в доспехах обоих видов.

Как и у св. Димитрия, доспехи пешего св. Георгия из Бочорми103 (XI в.) и пешего св. Георгия из Суджуни104 (XI в.) представляют собой ламеллярную кирасу, составленную из протуберанцевых пластин, направленных вниз. При внимательном рассмотрении пластин панциря на крупных изображениях105, убеждаемся, что на иконах Бочорми и Суджуни изображены не чешуйчатые, а ламеллярные доспехи: отчетливо видны ремни по всей длине пластин, что характерно именно для ламелляра, пластины здесь тоже не перекрывают друг друга горизонтально и оба панциря без рукавов.

Что касается иконы Св. Георгия из Хидистави106 (рис. 24), созданной в первой трети XI в., кремасмата и маникия действительно изготовлены из протуберанцевых чешуек, а кирасу трудно определить и она может быть как ламеллярным, так и чешуйчатым доспехом.

св. Георгий из Джахундери в ламелляре с невидимыми ремнями св. Георгий из Хидистави в протуберанцевых доспехах
Рис. 23. Св. Георгий из Джахундери в ламелляре с невидимыми ремнями, по Г.Н. Чубинашвили Рис. 24. Св. Георгий из Хидистави в протуберанцевых доспехах, по Г.Н. Чубинашвили

В кремасмату, составленную из направленных вниз протуберанцевых пластин, облачен архангел Михаил, написанный Федором в церкви Ипари 1096 году107. Доспех св. воина из Павниси, датированный XII в., составлен из направленных вверх протуберанцевых пластин со шнурами108 (рис. 25). Направленные вверх пластины окончательно подтверждают, что существовал и ламелляр такого типа, и мы не имеем дело с интерпретацией чешуйчатого доспеха художником. Св. воин из Тимотесубани (рубеж XII-XIII вв.) облачен в ламеллярную кирасу, составленную из направленных вниз протуберанцевых пластин со шнурами (рис. 26).

Для доспеха протуберанцевого типа характерны вертикальные линии между пластинами, которые абсолютно непонятны с точки зрения рациональной конструкции109. Если такая конструкция и вправду существовала, а не являлась фантазией художников, то ее должны считать образцом излишне сложного, декоративного парадного доспеха.

Какой вывод можно сделать из вышеприведенных образцов? Вполне возможно, что представленное нами разнообразие доспехов не соответствовало действительности и часто мы имели дело с фантазией мастера. Несмотря на это, с уверенностью можно сказать, что для объяснения такого разнообразия одних ошибок мастера недостаточно и что большая часть представленных доспехов существовала на самом деле.

Также, правильно будет поставить следующий вопрос: не повлияла ли Грузия на разработку византийского ламеллярного доспеха? И правда, сложно найти такой византийский доспех, соответствующего которому не существовало бы в Грузии, а наоборот – мы имеем несколько иную картину. В Византии не видны или отстают во времени доспехи разного типа: ламелляр с верхне-нижними заклепками; с заклепками между пластинами; ламелляр с невидимыми ремнями; ламелляр, полностью направленный вниз; протуберанцевые доспехи единичны; на византийских изображениях X в. не встречаются ни пластины с заклепками, ни ламелляр с четырехугольными пластинами.

св. Георгий из Павииси в протуберанцевом ламелляре св. воин из Тимотесубани с направленным вниз протуберанцеві.!м ламелляром
Рис. 25. Св. Георгий из Павииси в протуберанцевом ламелляре. по ЕЛ. Приваловой Рис. 26. Св. воин из Тимотесубани с направленным вниз протуберанцеві.!м ламелляром (фото С. Сарджвеладзе)

Чем было обусловлено такое многообразие грузинских доспехов и их передовые технологии? Во-первых, основным обуславливающим фактором являлось географическое положение Грузии, постоянные контакты с номадным Севером110 и ирано-арабско-византийским миром юга и с различными системами вооружения. В IX-X вв. большой импульс развитию вооружения дало создание новых государств на территории Грузии, которые постоянно воевали с соседями. Этому процессу способствовал и феодальный строй Грузии, богатый и многочисленный феодальный класс, который поощрял индивидуальные эксперименты с оружием, в отличие от Византии, где производство вооруженния основывалось на государственном заказе и отличалось высоким уровнем стандартизации.

Следует отметить, что эти обстоятельства нашли отражение и в источниках. Многие иностранные авторы отмечают тяжелое вооружение грузин в данный период111. Иоаннес Драсханакертци так описывает войска западной Грузии (Абхазского царства) десятого века:

«многочисленное войско на конях, словно по воздуху летящих, в железных доспехах и устрашающих шлемах, в скрепленных железными гвоздями нагрудниках и с прочными щитами, снаряженное и вооруженное острыми копьями»112. В «скрепленных железными гвоздями нагрудниках» безошибочно можно узнать ламеллярную кирасу с заклепками, где гвозди означают заклепки. Михаил Атталиат, византийский автор XI в., подчеркивает тяжелое снаряжение грузин во время войны с Византией и говорит, что их «смелость была обусловлена не только множеством, но и мощнейшими доспехами, которыми защищали не только себя, но и лошадей со всех сторон»113. Также, в XI веке, Аристакэс Ластиверци особо отмечает тяжелый вес грузинского вооружения и называет это причиной одной безуспешной атаки против византийцев114.

С этой точки зрения интересны взаимоотношения Византии и ее кавказских соседей (в частности Грузии) в вопросах вооружения. Во-первых, стоит отметить их довольно тесные отношения, что способствовало обмену военными технологиями115. Бесспорно, что военная машина Византии имела большое влияние на своих соседей116, но также наблюдается явление противоположного характера. Грузия, благодаря своему положению, раньше Византии имела возможность соприкасаться с номадами Центральной Азии или Северного Кавказа, новшества вооружения которых, прямо или опосредованно (в неизменном или трансформированном виде?), могли попасть в Византию через Грузию117.

Несмотря на все вышесказанное, как мы уже отмечали, из-за отсутствия археологических доказательств и на основании лишь иконографических данных, сложно дать положительный ответ на поставленный вопрос и категорически утверждать что-либо. В то же время, смело можем сказать, что одним из крупных центров инноваций и производства пластинчатого доспеха была Грузия и возможно, некоторые типы доспехов, распространенные в Византии были из этой страны.

 

Автор: Цурцумия М. Эволюция пластинчатого доспеха в Грузии и Византии. Ламеллярные и чешуйчатые доспехи в X-XII вв. // ΠΟΛΕΜΟΛΟΓΟΣ. Сборник статей памяти профессора В. В. Кучмы. — Волгоград, 2012. — С. 58-95.

загрузка...
  Голосов: 0
 

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незаригистрированный пользователь. Поэтому скрытый текст скрыт. Комментарии будут вводится через капчу с предварительной модерацией. Если нашли ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта, рекомендуем .


Добавление комментария
Ваше Имя:      Ваш E-Mail (по желанию):  
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера