Фотогалереи :

Русские доспехи и оружие

  автор: SHARIK  |  31-декабря-2012  |  64782 просмотра | 54 комментария
загрузка...

В этой подборке фотографий из музеев России и Украины я пытался собрать русские доспехи которые применялись русскими если не в бою, то хотя бы на парадах. На первый взгляд может показаться что собственного стиля доспеха в России не было, он представляет собой доспех турецкого стиля и примесью кавказского и индо персидского. Но тем не менее свои особенности есть. В Московской России и на территории Украины и Белоруссии никогда не применялись тюрбанные шлемы. Корпусной бехтерцевый доспех застегивался всегда по бокам. Круговой зерцальный доспех в Московии делался с гофрированной поверхностью, и был настолько популярен, что в англоязычном оружиеведении употребляется термин "krug armour" даже для зерцальных доспехов привезенных из Турции или Египта.

Но тем не менее русский воин 16-17 веков был часто очень похож на тех против кого воевал. Потому что доспех его был у "басурман" куплен, получен в качестве трофея или подарка. Это относится не только к оружию, высший класс Московского государства пользовался вещами и  предметами роскоши восточного происхождения и не видел в этом ничего плохого – ориентировались на красоту и качество.

Русские оружейники в дань уважения к стилю своих восточных учителей производя свои изделия старательно чеканили на своих изделиях арабскую вязь, правда с ошибками и сокращениями.

 

Русские шлемы

шлем Ярослава Всеволодовича шлем из села Никольское Шапка с Деисусом

Шлем приписываемый князю Ярославу Всеволодовичу. Диаметр 19,5 см. Оружейная палата Московского Кремля.

Куполообразной формы, тулья  кованае из одного куска железа, наносник прикован отдельно. Ряд небольших круглых отверстия для крепления бармицы. К лобной части прикована большая пластина из позолоченного серебра доска тиснением с фигурой архангела Михаила, огибаемая  выгравированной надписью на кириллице: "Во имя Архистратига Михаила,  помочи рабу твоему Федору". Верх украшен серебрянными пластинами, показывающими Бога Всевышнего и святых: Василия, Георгия и Федора. Край обрамлен серебряным позолоченным тиснением с фигурами птиц, грифонов, растительным орнаментом.

 Вид с лицевой стороны.

Шлем с. Никольское бывш. Орловской губ. Случайная находка, 1866 г. (Эрмитаж). Фото А. Н. Кирпичникова

Тулья из трех частей выкована для увеличения прочности продольными желобками. К передней части прикреплена накладка с вырезами для глаз и горбатым заостренным наносником. Края накладки-полумаски и обрез наносника снабжены мелкими дырочками для бармицы, закрывавшей кроме шеи всю ниж нюю часть лица. По низу корпуса заметны остатки 8-9 петель для тыльной части бармицы. Обруч не сохранился. Весь шлем покрыт тонким серебряным позолоченным листом, который во многих местах поврежден и выкрошился.

Шапка с Деисусом. Византия, XIII-XIV вв. Железо. Ковка, насечка золотом, насечка серебром. Диаметр - 30,0 см; вес – 2365,7 г. Оружейная палата Московского Кремля.

  Колпак шлема конусообразный, разделен на равновеликие сегменты восемью инкрустированными в железо и идущими от вершины вниз золотыми прутиками. На прямом, почти цилиндрическом венце помещены вместе с именующими надписями резные золоченые изображения Спаса Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи (Деисус), Архангела Михаила, Архангела Гавриила, двух херувимов, двух евангелистов и св. Николая Чудотворца. К венцу присоединены широкие, чуть наклонные поля. Вся поверхность шлема покрыта тончайшим травным орнаментом.

Полумаска из Вщижа шлема с личиной 
Полумаска найденная Б. А. Рыбаковым в 1948 г. при раскопках детинца летописного города Вщиж (Жуковский район, Брянская область, Россия). Хранится в Государственном истори- ческом музее (ГИМ, опись 1115В; № 2057). Реставрация в 2010 году показала серебрение и золочение методом амальгамирования.
Датировка: вторая половина 12 -13век.

"Мугальские" то есть из Северной Индии шлемы с личинами. Оружейная Палата Московского Кремля. Эти маски имеют остатки налобных шарниров,  и характерные монголоидные черты. Одна из личин жестко приклепана к шлему прямо сквозь шарнир – очевидно, это позднее «творчество» музейных работников. В действительности маски крепились к шлемам c помощью налобного шарнира и фиксирующего флажка, в закрытом положении проходящего сквозь специальную прорезь внутри защитного полукруглого буртика. И шлем и маска украшены схожим растительным орнаментом, что может свидетельствовать в пользу их комплектности.  Еще один шлем из Оружейной Палаты Интересно, что у этого шлема нос, состоящий из двух частей, припаян к маске медным припоем, а на щеках сделаны характерные "шрамы", присутсвующие практически на всех поздних масках.

шишак    русский доспех 
Шишак царя Михаила Романова. Оружейная палата Московского Кремля.  Мастер. Н. Давыдов. 1613-1639. Железо, кожа. Ковка, насечка золотом, клепка.  Шапка ложчатая боярина Никиты Ивановича Романова. Россия, XVI в. Государственная Оружейная палата Московского Кремля. Наносник утрачен, но от него есть крепление, лицо защищает кольчужное полотно. Уши закрыты наушами, вплетенными в кольчужное полотно.  Кольчуга также принадлежала Никите Романову. 
шлем 17 век русский шлем шлем с иконой
Шлем Александра Невского, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу. Втор. пол. 16 ст. В 1621 году переделанный мастером Никитой Давыдовым: он вероятно добавил фигурку святого на наносник и изображение короны на тулью.
По ободу арабская надпись из Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»
 Оружейная палата Московского Кремля. Сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг, шелковая ткань. Резьба, ковка, чеканка, насечка золотом, эмаль. Диаметр - 22 см. Высота - 35 см. Вес - 3285 г.
шишак князя Мстиславского шлем шишак шишак князя Мстиславского

Шишак князя Федора Мстиславского. Оружейная палата Московского Кремля. Шлем турецкого происхождения, 16 век. Науши были добавлены реставраторами в 19 веке, они соответствуют шлему по периоду, но несколько ему велики.

Надписи на арабском языке на тулье шлема:  Во имя Бога благого и милосердного дал тебе победу явную, да отпустит бог тебе грехи, которые содеял ты и которые сотворишь исполнит тебя господь благодати своей, наставит на путь правды и укрепит помощью преславной. Надписи на наушах: Боже единосущный царь всяческих, бессмертный, премудрый, святый.

шлем и кольчуга воина руси кольчужное плетение кольчуга крупным планом
Сборник из Киевского Национального Исторического Музея. Датируется рубежом 14-15 века.
  турецкий русский шлем  шелом 

Шлем царевича Ивана Ивановича. Россия, 1557. Оружейная палата Московского Кремля. Золото, сталь булатная, ткань шелковая, камни драгоценные, жемчуг. Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль .

  Изготовлен по повелению Ивана Грозного для его трехлетнего сына Ивана в 1557 году. Об этом свидетельствует насеченная золотом надпись по венцу шлема. Стрельчатая форма шлема с высоким шпилем типична для первой половины XVI века.

 
 Турецкий шлем. Эрмитаж Санкт Петербург. Сер. - втор. пол. 16-го века Сталь и золото, ковка, клепка и насечка. Высота 27,9 см. 

Шелом Ивана Грозного,  предположительно 1547 год. Диаметр шлема 19 см – для головы подростка, Иван Васильевич вступил на царствование в 14 лет. Надпись у нижнего края тульи на арабском языке – "Аллах Мухамед" является сокращенной версией извесной мусульманской молитвы.

На втором поясе написано: "Шеломъ князя Василиевичя великого князя с(ы)на Василиа Ивановичя господаря всея Руси самодержца".

Хранится в музее Ливруст камера, Стокгольм, Швеция (Stockgolm Livrust Kammaren).

 
русский рейтарский шлем  мисюрка Голицина русский шелом

Каппелина шлем.  Мастера: Ringler, Hieronymus. Германия, Аубург.

Первая треть 17-го века Сталь и кожа, кованый, резьба, чеканка, гравированные и позолочены. Выста. 32,8 см. Доспехи турецкого стиля делали не только в Турции.

 
Мисюрка боярина Голицина Василия Васильевича (умер в 1619 году). Оружейная палата Московского Кремля. Редкого для Руси раннетюрбанного типа. Высокий шлем, Россия, начало 16 века. Железо, ковка. Найден в Москве на территории Китай-города.
шлем русский русский шлем шлем с наносником 
Трофейный русский шишак, нач. 17 века. Музей Войска Польского. Варшава.   Шлем "шапка ерихонская" Турция, XVI в. Сталь булатная, камни драгоценные, бирюза, ткань, металл белый Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба Диаметр: 21,3 см Принадлежал князю Федору Ивановичу Мстиславскому Шлем Германия (?). Эрмитаж Санкт Петербург. Первая половина 16-го века Сталь; кованые, чеканка, гравировка и позолотой. H. 27,1 см 
шапка-мисюрка  шлем мисюрка  шелом русского воина 
Шапка мисюрка.    Шапка мисюрка. Национальный архитектурно-исторический заповедник "Древний Чернигов”  Высокий шлем с выставки кладов в подклете Благовещенского собора Московского кремля. Клад предметов вооружения рубежа 14-15 вв.  Найден в 1975 году при расчистке колодца в Угловой Арсенальной башне Московского Кремля. 

 

Русские доспехи в музеях

Кольчуга пренадлежавшая князю Петру Шуйскому и атаману Ермаку Тимофеевичу. XVI век Кольчуга пренадлежавшая князю Петру Шуйскому и атаману Ермаку Тимофеевичу. XVI век Кольчуга пренадлежавшая князю Петру Шуйскому и атаману Ермаку Тимофеевичу. XVI век
О трудных ратных походах конца средневековья нам напоминает кольчуга, принадлежавшая знатному военачальнику князю Петру Ивановичу Шуйскому, участнику Казанского похода Ивана Грозного. Кольчуга имеет вид длинной прямой рубахи с квадратным вырезом и короткими рукавами. Сделана она из 16 000 крупных клепаных колец. Вес кольчуги – почти 12 кг. На ее левой стороне - круглая медная бляха с именем Шуйского. В 1564 году воевода П. И. Шуйский был убит под Оршей, и кольчуга его перешла в царскую казну. Тогда на ней была укреплена свинцовая бляха с клеймом царской казны. Позднее, когда казачий атаман Ермак Тимофеевич прислал в Москву гонцов с радостной вестью о присоединении к русским землям владений сибирского хана Кучума, царь пожаловал атаману эту кольчугу. Много лет спустя после гибели Ермака кольчугу снова вернули в Кремль. Здесь она и находится с тех пор. Музеи Москвы
Русский бехтерец бехтерец крупным планом бахтерец

Бехтерец мастера Конона Михайлова изготовленный для царя Михаила Федоровича в 1620 г.

 Грудь доспеха состоит из пяти рядов мелких пластинок по 102 в каждом ряду, спина из семи рядов таких же пластинок. Правый бок состоит из двух рядов, а левый бок, который застегивается, состоит из трех рядов пластинок с расчетом, что третий ряд будет закрываться при застегивании доспеха.

Этот бехтерец поражает красотой и изяществом отделки; недаром в описи 1687 года он был оценен в 1000 рублей.

В каждом боковом ряду имеется по 57 пластинок. Всего пластинок в доспехе 1509. Каждая пластинка выпукло-вогнутая, вычеканена специальным чеканом, следы которого ясно видны с внутренней стороны пластинки. К верхним пластинкам груди и спины прикреплены петли и ремни, при помощи которых доспех закрепляется на плечах. К пластинкам левого бока с той же целью прикреплены такие же петли и ремни. Пластинки доспеха с наружной стороны украшены золотом. Золотой навод, или насечка, выполнен необычайно тонко и с большим вкусом. Средние ряды пластинок на груди и на спине имеют сплошной навод золотом, смежные с ними ряды-только клейма, наведенные золотом. Золотой навод очень прост по своему рисунку и повторяется в одном и том же варианте по всему доспеху, Крайние пластинки рядов сверху и снизу украшены серебряными чеканными накладками.

 Пластинки доспеха по краям соединены кольчужными кольцами, между которыми вставлены кольца цельносеченные, но так как диаметр колец довольно значителен (12 мм) и между кольцами остаются большие просветы, Кононов вплетает в промежуточный ряд не одно, а два штампованных кольца.

 Подол бехтерца состоит из двадцати рядов колец, из них десять рядов цельноштампованных и девять рядов панцирных колец, крепленных на один шип, а к доспеху он прикреплен одним рядом кольчужных колец. Таким образом, в этом доспехе мы видим применение и кольчужной и панцирной техники крепления колец, причем нужно сказать, что и самых неудобных и уязвимых местах мастер применяет кольчужные кольца. В панцирной технике крепления колец мастер применяет сварной способ, то есть концы кольца при креплении на шип свариваются. По качеству и красоте отделки доспех представляет собой исключительное произведение. Каждая пластинка в ряду накладывается снизу вверх одна на другую, благодаря чему получается тронной слой пластинок, так как каждая пластинка остается открытой только на одну треть, остальные две трети закрыты последующими пластинками.

Пластинки изготовлены из сталистого железа. Ширина почти всех пластинок одинаковая - 15 мм, толщина - 1 мм, длина различна в каждом ряду, судя по части доспеха: в плечах она длиннее, в талин - короче. Вcero колец в доспехе 9000, остальные примерно 11 000 необходимых для этого доспеха колец заменяются 1509 пластинками. Длина бахтерца - 66 см, ширина - 55 см. Вес 12 300 г.

русские доспехи 17 века Русский доспех

Юшман, наручи, щит боярина Никиты Романова, XVIIв. Государственная Оружейная палата Московского Кремля.

Юшман  состоит из крупных стальных пластинок, украшенных золотой насечкой и крупными надписями. Пластинки в количестве 105 штук соединены между собой кольчужными кольцами, клепанными на гвоздь. Этот юшман поступил в Оружейную палату после смерти боярина Никиты Ивановича Романова, в 1655 году. Длина юшмана - 62 см, ширина в подоле-50 см, вес юшмана - 11480г.

 Щит, 17-го век. Диаметром 52 см

Из железа, круглый, с тисненым четыре плоских крестообразной формы листа. Вдоль границы литые медные заклепки с обычными шляпками. В центральной части гравированные шляпки заклепок.

Наруч  (налокотник)  17-го века, Длина 35 см. Наружная сторона гладкая, с вертикальными желобками в верхней части. Защита запястья из трех сочлененных пластин, прикрепленных к руке с бархатными ремешками и пряжками. Внутри покрыты тканью, крепление которой видно с внешней стороны – это гравированные медные заклепки.

русский зерцальный доспех зерцальный доспех русские зерцальные доспехи
Зерцальные доспехи 17 века из Государевой Оружейной Палаты Московского Кремля.
бехтерец Байдана
Бехтерец, выставка в подклете Благовещенского собора Московского кремля

В 1975 году при строительных работах на Ивановской площади, на глубине около 4-х метров, был найден богато декорированный предмет вооружения, случайное попадание которого в землю исключается полностью. Несмотря на плохую сохранность вещи, после реставрации перед нами предстала большая часть сложного кольчато-пластинчатого доспеха бахтерца, форма и размеры которого полностью реконструируются. Он имел короткие рукава (15 см) и прямоугольный вырез ворота. Грудь, спина и нижняя часть доспеха усилены расположенными в несколько рядов пластинами сталистого железа, заходящими одна на другую снизу вверх. Ряды пластин соединены между собой с помощью двойных уплощенных колец. Кольчужные кольца бахтерца скреплены, в основном, «на гвоздь». Плечевая часть кольчуги, несущая основную нагрузку (ее вес достигал десяти и более килограммов), выполнена из колец, скрепленных двумя заклепками (толщина проволоки 2 мм, диаметр колец 12 мм). На рукаве и остальной части бахтерца кольца имели более простое соединение одной заклепкой. Сохранились 145 нагрудных пластин доспеха. Они имеют размеры 39(40) и 17(18) мм. Выделяется только центральный ряд пластин, длина которых при ширине 18 мм колеблется от 50 до 73 мм. На спине бахтерца сохранились 94 пластины шириной 16-18 мм и длиной 33-40 мм. Они украшены серебряной насечкой, нанесенной по сталистому железу, а фон пластин обработан зубильцем в мелкую клетку. Великолепный тонкий рисунок части пластин имитирует арабские надписи. Под рукой мастера они превратились в красивые орнаментальные завитки. В наборе центральных рядов чередуются пластинки с узором и гладкие, украшенные сплошь золочением.

Байдана царя Бориса Федоровича Годунова. Россия, XVI в. Государственная Оружейная палата Московского Кремля.  1580год. Длина 80 см; ширина 65 см; вес : 6.25 кг; диаметр кольца, 2.4 см Кольчуга с круглым воротником и короткими рукавами, делали из более чем одной тысячи больших, плоских колец. Каждое кольцо с надписью: "Съ нами богъ никто же на ны" (Если Бог с нами, никто не будет против нас).
Байдана царя Бориса Федоровича Годунова
юшман русские доспехи ГИМ

Юшман, Оружейная палата Московского Кремля.   Он состоит из стальных гладких пластинок, соединенных между собой кольчужными кольцами. Всего пластинок в юшмане 99. Подол, ворот и рукава юшмана оторочены одним рядом медных колец. В кольца ворота был продет шнур зеленого цвета, но он не сохранился.

 На одной из пластинок, расположенных на груди, висит знак адрианопольского арсенала. Длина юшмана - 84 см, ширина - 53 см, вес - 12 300 г.

В Переписной книге 1686/87 г. этот юшман записан под первым номером и оценен в 600 рублей. В 1654-1656 гг., во время войны с Польшей, а затем и Швецией, он входил в состав походной казны царя Алексея Михайловича.

русское оружие и доспехи  нагрудкик и наручи нагрудник и поножи
Наконечники пик и копий, бердыши - из Соловецкого монастыря. Наручи, боевые топоры. Всё - XVII век, Россия.

Нагрудник от сплошной кирассы, Сталь Ковка, резьба. Высота 34,5 см. Мастер Никита Давыдов(?).

 Пара наручей. Втор. пол. 17 века. Длина 31 см.

Оформление нагрудника и бутурлыка - частей парадного оборонительного вооружения - различно. Их выполнили искуснейшие первокласные мастера Оружейной палаты Московского Кремля XVII века. До наших дней дошло немного имен русских оружейников того времени. Среди них имя крупнейшего мастера Никиты Давыдова, проработавшего в Оружейной палате более 50 лет и воспитавшего многих учеников. К его работам можно отнести нагрудник от пехотных лат. Поверхность превосходно обратно высокорельефной резьбой с изображением сказочных чудовищ, животных, и в центральном овальном клейме - льва, держащего в правой лапе пучок стрел. Безукоризненность исполнения сложной композиции свидетельствует о необычайно высоком мастерстве оружейника. Нагрудник является частью несохранившегося оборонительного доспеха, все предметы которого были оформлены в едином стиле.

русский зерцальный доспех
Поврежденный юшман, шапка мисюрка.  Главный исторический музей России - ГИМ, Москва. Фотографии седла, наручей, перначей и кистеня ниже.

Две кирасы зерцального типа, 17 век. Оружейная палата Московского Кремля.

(a)  Длина: 28,5 см (передней и задней пластины); 22.7 см (боковые пластины).

Корпусный доспех из четырех стальных пластин, скрепленных пряжками. Все пластины украшены тонким лиственным орнаментом; на передней и задней пластины с изображениями Двуглавого Орла в центре.

(b)  Длина: 27 см (передней и задней пластины); 21,5 см (боковые пластины)

Кираса из двух больших прямоугольных и двух маленьких восьмиугольных выгнутых пластин соединенных ремнями и пряжками. Двуглавые Орлы на умбонах в форме сердца с тиснением и с тонким орнаментом по краям.

русский зерцальный доспех русский зерцальный доспех русские зерцальные доспехи

Зерцальный доспех (Зерцало) царя Алексея Михайловича.
Оружейная палата, Москва, 1663 Никита Давыдов Длину, 75 см; вес : 12,3 кг.

Стальные грудные и спинные пластины гофрированы и позолоченны и посеребрены шевронов. Центральную пластину украшает двуглавый орел в паутине. Орел увенчан короной, держыт в лапах скипетр и державу. Края украшены орнаментом и фигурками животных. Подкладка из красной простеганой на вате мягкой атласной ткани. 

Передний доспех интересен шелковой шапкой подбитой хлопком и простеганной, она веротно, является подшлемником.
Подобные шапки использовались и как полноценные шлемы, иногда снабжались и железными наносниками. Общепринятое название "Шапка Бумажная".
юшман мисюра сабля щит русский зерцальный доспех
Вызывает интерес щит. Он турецокго происхождения, середина XVII в. Тростник, сталь, золото, золотная нить, шелковая нить, рубины, бирюза, бархат; плетение, резьба, чеканка, насечка золотом, басма.  Оружейная палата, Москва.  
русский зерцальный доспех всадник на коне
Зерцальные доспехи 17 века из Государевой Оружейной Палаты Московского Кремля.

 

Защитные детали русского доспеха

наручи из арсеналов московского кремля русские поножи

Две пары трубчатых наручей 17-го века. Оружейная палата, Москва.

(а) Наручи, длина 34.5 см. Каждый наруч состоит из трех пластин, соединенных петлями и застегивающимися, шелковыми лентами с пряжками. Центральной пластины оформлены позолоченной фигурой в виде двуглавого Орла и цветами, с декоративными заклепками. Боковые пластины из позолоченной меди.

 (b) Наручи, длина, 32.5 см. Каждый наруч состоит из трех секций, соединенных петлями с шелковыми ремни с пряжками. Основные пластины украшены позолочеными фигурами в виде двуглавого Орла. Изнутри обиты тканью.

Поножи бутырлык царя Алексея Михайловича. 1664 год.  Москва. Оружейная палата.

 Мастер Григорий Вяткин Сталь, ткань Ковка, золочение, серебрение. Длина 42см.

Искусный оружейник Григорий Вяткин является одним из тех мастеров, которые продолжили традиции выслкого мастерства Никиты Давыдова. Бутырлык работы Григория Вяткина выкован долами, в которых чередуются золоченая и серебряная поверхности металла. Изнутри пластины проложены тканью, простеганной на вате.

доспехи и снаряжение старинное седло
Наручи, а еще перначи, кистень и седло. Поврежденный юшман, саадак, сабля копьё – выше. Главный Исторический музей (ГИМ) Россия, XVI-XVII в.
круглый стальной щит стальной щит

Щит Иран, вторая половина XVIII в. Щит кованый железный, украшен золотой насечкой и резьбой, диаметр 385 мм. Москва. Оружейная палата.

 В центре щита для придания ему прочности выковано полукруглое возвышение умбон, ниже его по кругу приклепаны с аналогичной целью четыре небольшие полусферические детали, служащие также для крепления ремней. Край щита опоясан двумя полосами растительного орнамента, выполненного в технике золотой насечки. Между ними расположены круглые и овальные медальоны, внутри которых резьбой даны изображения льва, лани, зайца, медведя и всадников. Охотничьи сцены представляют собой сюжеты, типичные для иранского декора, в котором допускались изображения животных, в отличие от турецкого или арабского искусства, где они были запрещены по религиозным мотивам.

 В средней части щита вырезаны четыре полумедальона с веточками, оканчивающимися двухлепестниками ("исмями"). В верхней части медальоны с изображением всадников и двухлепестников.

 Несмотря на парадное оформление, подобные щиты сохраняли боевое значение в иранской коннице вплоть до начала XIX в.

Щит. Изготовлен в Иране. Мастер Мухаммед Мумин Зернишан. Сталь, золото, драгоценные камни, бирюза, жемчуг; чеканка, резьба, инкрустация. Оружейная палата, Москва.

 

Литература:
  • Искусство Блистательной Порты. The Art of the Sublime Porte. Каталог выставки. М., 2008
  • Русское оружие. Г.А. Коломиец Искусство. Сокровища Государственного Исторического музея М., 1983
  • Russian Arms and Armor Под ред. Ю. Миллер: Аврора, 1982
  • Парадное оружие и конское убранство XVII-XVIII. Миронова О.Е., Тихомирова Е.В. Изобразительное искусство. 1986
  • Золотой век русского оружейного искусства: Царское оружие и конское убранство XVII века (из собрания Государственной оружейной палаты). - М., 1993.
  • Старинное оружие. Аствацатурян Э., Монахов С., Шокарев Ю. НПП "Менатеп-Траст". 1993
загрузка...
  Голосов: 3
 

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незаригистрированный пользователь. Поэтому скрытый текст скрыт. Комментарии будут вводится через капчу с предварительной модерацией. Если нашли ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта, рекомендуем .


Добавление комментария
Ваше Имя:      Ваш E-Mail (по желанию):  
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
  
  

12 января 2014 01:14 | 

Гpуппа: Администраторы
Pегистрация: 30.12.2006
  • 564
  • 244
Зерцало вот такого размера уже вполне удовлетворительно защищает от удара не рыцарского копья, но это разумеется при попадании в зерцало, а были и поменьше, смысла в применении которых я вообще не вижу, еще тут и ремешки торчат наружу.

Турецкая кираса в своей основе имеет довольно таки крупный диск и несколько дополнительных пластин, соединенных кольчугой. А при попадании копья в кольчугу оно пробивает её легко смотрите видеоролик. Поэтому турецкое зерцало русские модернизировали.
Пластины положили нахлестом так чтобы не было зазоров и скрепляли их с внутренней стороны ремешками так чтобы обеспечивалась дополнительная жесткость на сдавливание, и еще гофрированная поверхность (на манер максимилиановских доспехов) русскими мастерами также была освоена.

Забегая вперед скажу что бехтерец очень плохо защищал от копья - не лучшей простой кольчуги.

--------------------
¤ цитировать        
  • #22
  • Женя 1
    12 января 2014 18:09 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Спасибо.
    Малые зерцальные кирасы на ремешках, видать скорее всего изначально были на цепях. Может такие зерцала применялись стремянными стрельцами, чтобы удобней стрелять с коня было? А также панцырниками для усиления панцырей у дворян? Еще на мой взгляд такое зерцало могло быть удобно для пеших воинов, по сути такой вид кирасы мог бы быть предшественником аламов у пушкарей семнадцатого века.

    Простите я имел ввиду стремянных стрельцов которые были до введения полков нового строя.
    ¤ цитировать        
    12 января 2014 19:10 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 564
    • 244
    Зерцала не были на цепях - никаких данных об этом нет. Но есть, если пямять не изменяет, в Музее Метрополитен в Нью Йорке персидская Чар Айна с бархатными ремешками покрытыми тонким кольчужным полотном.

    Как приспособления для стрельбы зерцала маловероятны - реально не нужно.

    Для дополнительного усиления панцирей - да, причем еще с конца 13 века
    Святой Федор Стратилат. Миниатюра из Федоровского Евангелия 1321-1327гг.

    Русь не знает и знать не может никакого пехотного доспеха, кроме, разве что, импортного Западно Европейского.

    Домонгольская, то есть Киевская Русь развивалась в целом по Западноевропейскому сценарию, даже несколько опережая Зап. Европу в развитии, но междоусобицы Русь очень сильно ослабили. Но вот Франция скажем, была еще слабей, но татаро-монголы пришли не во Францию.
    Киевская Русь в начале 14 века перестала существовать, я так понимаю мы ведем разговор о Московии?

    Само слово "алам" с арабского означает знамя, значок, украшение на одежде. И самые ранние аламы были небольшие и таки нашивались на одежду. То есть алам - не то чтоб доспех, а скорее знак артиллериста.

    --------------------
    ¤ цитировать        
  • #24
  • Женя 1
    12 января 2014 19:52 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Да, я Московию имел ввиду. Ну под цепями я тоже подразумевал кольчужные цепочки. Так или иначе Московская конница была ориентирована во многом на сабельный бой, а тут ремешки? Их же разрубят или протяжным ударом сабли срежут и кираса свалится.
    Я имел ввиду, что в стременные стрельцы попадали достаточно обеспеченные люди, что бы наскрести хоть на какой нибудь доспех. Вот и подумал я, чем не кираса для стременного стрельца (до введения полков нового строя). А так как такие стрельцы все же не рейтары и в сабельный бой, они все же не сильно ломились бы, то для них вполне не плохой доспех был бы и от пули защитит и если, что не зарубят. Да и в принципе и пешие стрельцы времен Ивана Грозного могли бы такими пользоваться (но сразу оговорюсь, что за пеших только их офицеры - головы).
    И на мой взгляд, если бы у монголов все же была бы поставлена цель дойти до Франции то они бы дошли, а то и дальше.

    Да, я думаю, самое сомнительное место такого зерцала, а именно верхняя пара ремней, могла закрываться чем то на подобии гаржета или пластинчатых Барм, нашитых на надеваемый гаржет.
    ¤ цитировать        
    12 января 2014 20:19 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 564
    • 244
    Ну какой-нибудь доспех, даже зерцало, не исключаю, но не как приспособление для стрельбы.

    Верхняя пара ремней должна была часто закрываться кольчужной бармицей от шлема. Неприятно тут то, что не ко всем шлемам идет кольчужная бармица, в прочем, есть в некоторых западноевропейских музеях кольчужные бармы (или как их там называть кольчужные горжеты) для защиты шеи и ключиц не пристегивающиеся к шлему. В таком ничего космического нет, при желании можно было защитить и так, но наверное не очень часто так делали.

    --------------------
    ¤ цитировать        
  • #26
  • Женя 1
    12 января 2014 20:49 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Вот в альбоме Висковатого есть, изображения поместных всадников (хотя больше на боевых холопов похожи) в тягиляях и с совнями. Одна из них с прямым лезвием, а вторая с широким кривым и вообще имеет восточный вид. Так вот, на мой взгляд такое оружие кавалерийским быть не могло, им не удобно с коня пользоваться, да и кого таким с лошади рубить, особенно восточной глефой? На мой взгляд таким могли только пользоваться пешие воины, ополченцы (посошные) или воротники или пушкари со стрельцами если доходило до рукопашной при прорыве неприятеля к пушкам или внутрь гуляй - города (как в битве при Молодях). Причем (опять же на мой взгляд) самой распространенной версией была именно с прямым лезвием.
    ¤ цитировать        
    12 января 2014 22:13 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 564
    • 244
    Дело в том что в странах Ближнего Востока и Монголии существовала техника фехтования всадническим копьём. Оно, естественно, было короче рыцарского (и совсем на него не похоже). Так почему бы не быть и техники фехтования Совней. Правда и в самой Японии их вариант Глефы - Нагината, является оружием пеших бедных самураев. В Китае их Гуань-дао тоже является оружием пехоты. Ну как по мне, тема весьма загадочна и альбом Висковатова тоже весьма загадочная вещь.

    --------------------
    ¤ цитировать        
  • #28
  • Женя 1
    12 января 2014 23:47 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Согласен по совне. А вот этот альбом, выглядит крайне сомнительно, особенно по тягиляям. Как я понимаю, такой доспех имеет монгольское происхождение, но нигде русский тягиляй не сохранился (что странно, дажи шапки бумажные сохранились, а тягиляй нет). Висковатов явно ориентировался рисуя тягиляй с рисунков из книги Герберштейна, но по моему в научной среде существуют как я понимаю споры по этому вопросу, что же видел Герберштейн, парадную, спортивно-тренировочную или боевую броню-тягиляй? Уж больно он гротескный, этот тягиляй и его объем явно завышен, как у Герберштейна, так и у Висковатого.
    В гравюрах (двух) Битва на Орше присутствуют подобные одежды, но их очень мало, а на картине Битва на Орше такого по моему вообще нет, а есть некая поддоспешная (а совсем точно подбехтерцовая) длинная коротко рукавная куртка, правда длинная в стиле тягиляя. На мой взгляд длинный тягиляй почти не использовался (по тому и не сохранился), а была длинная простеганная куртка-тягиляй, надеваемая под бехтерец (кстати и под шир айну может быть), что было бы удобно. Бехтерец держит саблю, а если прилетит стрела, то пробив бехтерец ее тягиляй еще встретит, да подвижность не страдает.
    Но благодаря Герберштейну - Висковатому, а впоследствии еще и М. Горелику, образ воина в тягиляе очень распространен и встречается по многим книгам и сайтам. Эти длинные тягиляии на кого только не пихают, вплоть до стрельцов, пушкарей и солдат нового строя.
    Опять же на мой взгляд самый достоверный образ русского поместного конника конца пятнадцатого и ближе к половине шестнадцатого века, это именно картина Битва на Орше.
    ¤ цитировать        
    13 января 2014 10:09 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 564
    • 244
    У монголов их стеганный халат - дегель является довольно-таки обычной теплой одеждой.

    У персов и всяких турок их стеганные халаты также являются национальными костюмами. Вполне вероятно что их надевали и под доспех, тем более что подтверждения тому кое-какие есть.

    Сохранился, например, один из тегиляев Ивана Грозного. Подбит он ватой, верх шелковый, не гротескной толщины. Сохранились еще парочка, но толщина их не гротескная.

    Попытки реконструкции, таких как в альбоме Висковатова, не то чтоб неудачны - удар держат но железный доспех все таки лучше. И кафтан сам по себе тяжелее 10 кг кажется несколько странным. Тут есть чего по изучать. В Западной Европе судя по изобразительным и письменным источникам (и даже по одному хорошо сохранившемуся артефакту) также имели место быть ватники гротескной толщины.

    А насчет стрельцов: Russian atrocities in Livonia. Printed in "Zeyttung" published in Nuremberg in 1561

    Видим, что скорее всего их кафтаны, со стеганной подкладкой, ну мало ли - по-моему теплая одежда.

    А альбом Висковатова, повторюсь, весьма загадочная вешь.

    --------------------
    ¤ цитировать        
  • #30
  • Женя 1
    13 января 2014 18:59 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Я так думаю, то что видел Герберштейн, это зимняя одежда для охоты, а он если помнится видел русских всадников на княжеской охоте (тем более вроде бы есть польско-литовские боевые жупаны, которые больше подходят для поддоспешной одежды).
    Кстати на картине Битва под Оршей у Гусар есть щиты, а вот у московитов нет (и на гравюрах Битва под Оршей тоже нет,причем на обоих). Это ранние гусары и у них еще как я понимаю венгерский вид, но если посмотреть гравюры Литовских (особенно) и польских гусар периода всего шестнадцатого века, о у них есть щиты тарчи (ассиметричные) и щиты турецкого и персидского вида (включая круглые). У панцырных казаков были легкие плетеные круглые щиты. Так вот литовцы в тот период особенно бы от русских всадников бы не отличались (кроме меньшего распространения бехтерцов и зерцал) и щитами ассиметричными пользовались, так вот я и подумал, что и русские могли пользоваться подобными ассиметричными турецкими щитам.
    Я живьем в Хабаровске давно видел два щита которые назывались русскими, один был явно персидский и подарен русскому, а вот второй такой же круглый но имел узоры и чеканку в западном стиле, также он шел к кирасе западного вида (такая же серебристая выше на фотографии), но русского исполнения.
    Так вот, использовали ли русские такие ассимитричные щиты? Я в разных источниках видел только сомнительные картинки Герберштейна - Нобиля Московитов. Но есть икона "Церковь воинствующая", вроде есть пара щитов ассимитричной формы. Но больше особо таких щитов у русских не видно. Что на мой взгляд интересно, даже поляки панцирные применяли щиты восточного типа, вплоть до конца семнадцатого века, а вот у русских щитов даже в ливонскую особо не наблюдается. даже круглых.
    ¤ цитировать        
    13 января 2014 19:49 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 564
    • 244
    Женя 1, что я могу вам сказать? Данных о использовании московитами асимметричных щитов нет.

    И, кстати, если хотите пищу для размышлений (а вы хотите) то вот вам ссылка на работу Федора Солнцева Древности Российского Государства

    --------------------
    ¤ цитировать        
  • #32
  • Женя 1
    14 января 2014 20:40 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Простите у меня такой вопрос возник по поводу новгородцев, а точнее по новгородцам в войнах 1456-1478 с Московским княжеством. на мой взгляд эта тема довольно темная и ничего особого по ней я найти особо не смог. Как известно Новгород расположен на северо западе Руси и его развитие отличалось от развития Москвы в 14-15 веках. что и должно было сказаться на воинском деле и оружии Новгорода.
    Структура Новгородской армии отличалась от структуры армии Москвы времен Василия Темного и Ивана 3. Да и более западное расположение Новгорода должно было бы сказаться на оружии и доспехах Новгородцев, а точнее было ли на нем западное влияние?
    В статье "Новгородцы времен Куликовской Битвы", приведены, изображения Новгородцев конца 14 века, но их делал некто И. Дзысь и на различных сайтах я встречал много критики в адрес его реконструкций.
    если предположить, что реконструкции Дзыся верны и на доспехах Новгородцев есть западное влияние и применяются западные шлемы (Бацинет), то к первой Московско - Новгородской войне влияние запада должно было увеличится на доспехи новгородцев. Известно об этом, что либо или нет?
    ¤ цитировать        
    14 января 2014 22:37 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 564
    • 244
    Женя 1, ничем не могу помочь - тема для меня темная.

    --------------------
    ¤ цитировать        
  • #34
  • Женя 1
    25 января 2014 19:16 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Добрый вечер, это снова я. Простите, вот на русских Ерихонках (и шапках медяных) и шишаках применялись ли наносники такие как на шлемах Польских Гусар, а именно закрывающая почти все лицо съемная стрелка? Я имею ввиду шлемы конца пятнадцатого и семнадцатого века.
    ¤ цитировать        
    26 января 2014 19:51 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 564
    • 244
    Я не исключаю такого, но что-то сходу не припоню. Да и у крылатых гусар они тоже были не у всех.

    --------------------
    ¤ цитировать        
  • #36
  • Женя 1
    26 января 2014 20:06 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Просто, многие фирмы предлагающие доспехи на продажу как раз такие и делают, к пример ателье Гладиатор из Тулы фирма Сварга.
    ¤ цитировать        
  • #37
  • Женя 1
    5 февраля 2014 16:40 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Простите я вот искал русские зерцальные доспехи в турецком стиле, но не нашел ни где ни одного изображения, только турецкие или доспехи Алексея Михайловича и им подобные, ну и маленькие восьмиугольные. Есть фотографии на "Тоже Форум" из шведского музея, трофейных русских зерцал в турецком стиле, но как я понял эти доспехи турецкого производства которыми располагали русские воины. Так вот такие доспехи (русской работы) вообще сохранились или нет?
    ¤ цитировать        
    8 февраля 2014 11:43 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 564
    • 244
    Большая часть того фотографий в этой публикации сделана как раз русскими мастерами. Я уже давал ссылку Ф. Солнцев.. там очень точные прорисовки. Нажмите на ( Read more... ) получите много интересных сведений.
    Там, кстати освещена тема применения и западноевропейского доспеха (хотя данные только за 17 век), не забудьте нажать на Previous 10

    --------------------
    ¤ цитировать        
  • #39
  • Женя 1
    11 февраля 2014 17:42 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Простите, вот русский высокий (стрельчатый) шлем середины 15-16 века как у царевича Ивана Ивановича и Ивана грозного), надевался на подшлемник,некоторые пишут, что он надевался на мисюрку? Такое возможно? Вообще эти шлемы (шеломы) выглядят очень странно и ненадежно, он судя по всему для сабельного боя. Я так понимаю подшлемник на него выглядел примерно как шапка бумажная, только видать поменьше. Возможно что такой подшлемник мог быть сверху покрыт кольчужным капюшоном или пришитой сверху мисюркой? А сверху уже надет шелом. Читал, что под шелом надевали шишак по западным хроникам. но на мой взгляд все же сомнительно, западные путешественники видать не разбирались в разновидностях русских шлемов и спутали их с мисюрками.
    Вообще каковы качества такого шлема-шелома? даже в сабельном бою? Уж больно он слабо смотрится.
    ¤ цитировать        
    11 февраля 2014 19:18 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 564
    • 244
    Непростой вопрос задаете. но постараюсь ответить.
    Шапка-мисюрка могла надеваться на любую шапку на которую могла налезть. Если шапка низкая, то кольчуга от мисюрки могла закрывать глаза, но сквозь кольчугу все прекрасно видно. Я весьма сомневаюсь что поверх мисюрки надевался еще один шлем. Даже несмотря на то что от клевца-чекана или булавы мисюрка не защитит никак. Шапка поверх мисюрки - может быть.

    Я тоже читал про то что под шелом надевали шишак, но я реально не могу представить себе такого, для Зап. Европы черепник - с верху топфхельм потверждено и письменными и изобразительными источниками неоднократно и реконструируется без особых проблем. А с Русью что-то непонятно вообще.

    Шелом хорошо защищает от любых ударов с верху вниз - это видно, с боковыми ударами - уже плохо, но сносно - под кольчужной бармицей с тонкой тканевой подкладкой (а то и без неё) будут синяки.

    Рыцарское копьё, тяжелые мечи, клевцы, алебарды - при попадании не в купол шелома - последствия весьма печальны. Науши и наносник - помогут, но все равно защита далека от идеальной.

    --------------------
    ¤ цитировать