Оружие и Доспехи :

Курган Таганча, краткий отчет

  автор: SHARIK  |  6-августа-2010  |  26284 просмотра | 1 комментарий
загрузка...

Следующее – монография о средневековом захоронении, обнаруженном в 1894 в урочище Королевино у местечка Таганча (тогда Киевской губернии) на Украине, случайно обнаруженном крестьянином во время полевых работ.

Артефакты выкопанные из могилы были куплены коллекционером J. Choynowski, каталогизированы, и потом перевезены из Киева в Варшаву, где их предложили купить Обществу для Поощрения Прекрасных Искусств (Society for the Encouragement of the Fine Arts). В конечном итоге, через многие годы, они нашли свой путь к Государственному Археологическому Музею,  где их признали  артефактами наивысшего класса из всех находящихся в польских археологических собраниях (код. PMA V/1404).

Скелет коня и "огромный деревянный ящик" были найдены в кургане под земляной насыпью.  Артефакты обнаруженные в "ящике", различной сохранности, составляют исключительный набор объектов, положенных в могилу выдающегося половецкого воина . Они были описаны в каталоге (J. Choynowski 1896); это шлем, фрагмент кольчужного капюшона, кольчуга, серебряные пластины, стрелы, колчан с металлическими украшениями, стремена, фрагмент пряжки, две гривны (neckrings), пуговицы, золотые пластины, медальон, змеевик (viper-medallion), скипетр, боевая гирька (war-weight), серп, бронзовый котелок. (а почему не упомянули про саблю — прим. переводчика)

 При описании артефакта в настоящем документе необходимо указать материал изготовления, а также как место, где были взяты пробы для анализов, проведенных Центральной лабораторией Департамента прикладных наук Института археологии и этнологии Польской академии наук (далее как PS) и Музея исследований и документации в лаборатории Государственный археологический музей (далее как МГ). Описание также включают в себя следующие символы, которые стоят за вид сырья, используемого для производства предметы культуры или их части: : b - бронза, bz - золченая бронзу, c - олово, dr - крашение амброй(темно коричневое), м. - медь, ms - стекловидная масса, o - свинец, s - серебро, sk - кожа, sz - золотил серебро! tk - ткани, wl - волокно, z - золото, ze - железо, zes - посеребренное железо, zo - (следы золота) золотое напыление.

Курган Таганча представляет большой интерес для многих исследователей. Это обусловлено тем, что его относят ловлено как к славянам так и к кочевникам. Его датируют 10-13  веками н. э.. Кроме того,  он был предметом  докторской диссертации В. Сарновской  1949 года.

Несмотря на большое количество исследований и упоминаний в литературе, артефакты из кургана Таганча были известны почти исключительно по фотографиям.  В настоящее время, благодаря кропотливой графической реконструкции.  Новые методы консервации, исследованиям с микроскопом и химических анализы показали до сих пор неизвестные технологические подробности,  проливают свет на суть вопроса, и можно представить полное комплексное исследование.

Принимая во внимание функции которые выполняли артефакты, они были надлежащим образом сгруппированы. Основной погребальный инвентарь включает в себя: защитное вооружение, наступательное на вооружение, снаряжение всадника и коня, одежды и украшения, в то время как дополнительный инвентарь включает в себя: кубок и медальон, змеевик, скипетр и котелок.

Защитные вооружения включают: шлем, кольчужная бармица, кольчугу и щит.

Шлем — железный, украшенный узорами  (рис. 1.2). Его тулья  состоит из двух склепанных впотай и спаянных пластин. Орнамент в виде гравированных вертикальных линий с желобком делит тулью шлема на четыре части. В нижней части есть украшение в виде растительного орнамента, выполненное гравировкой. Лобовая пластина с наносником крепятся к тулье при помощи заклепок. Украшенное навершие со шпилем соединено с тульей заклепками. Внешняя и внутренняя поверхности шлема покрыта медью (copperized).  Посеребрены: шпиль навершия и вертикальная линия украшающая шлем с боков.  Окантовка у основания шлема покрыта орнаментом и позолочена, налобная и носовая пластины также позолочены. Шлем из курган Таганча представляет собой очень статусный тип шлемов, он характеризуется благородными пропорциями и прекрасной цветовой гаммой.

Кольчужная бармица (mail coif) — железная, имеются следы покрытия медью (Рис. 3).  Сохранились только фрагменты: сделано из двух видов уплощенных колец.

Шлем с бармицей был классифицирован А. Н. Кирпичниковым, по его типологии ему присвоен тип  II b,  датирован до 12-13 столетием.

Кольчуга (рис. 4-й) в целом сохранилась. Она имеет форму футболки с короткими рукавами, расширяется под мышками, и имеет стойкий воротник.  Она сделана из двух видов железных колец - штампованых и склепанных. Имеет следы покрытия медью.  Кольчуга была накрыта полотном. Под кольчугой были деревянный тул для стрел, кожанное налучье. Серебряные диски  и ленты украшали поверхность кольчуги. Кольчугу можно отнести к началу 13-го века.

Щит — сохранился остаток серебряной сердцевидной пластины. У пластины были подвернуты края, к основе серебряная пластина была приклепана  52 заклепками. Возможно, эта пластина была центральной деталью щита.

Наступательное оружие представлено: сабли, лук,  колчан, стрелы и боевая гирька.

Сабля — железная, ножны покрыты серебром.  (Рис. 6). Она была достаточно длинной и слегка изогнутой. На гранях клинка были остатки деревянных осколков ножен. Гарда простая в виде обычного перекрестья. На черенке клинка сохранились остатки деревянных щечек, крепившихся к черенку при помощи двух заклепок. Ножны, состояли из двух деревянных половин, были покрыты серебряной пластиной и соединены серебряными гвоздями. На данный момент сабля потеряна.  Сабля датируется до 12-13 столетиями.

Лук — сохранившиеся фрагменты: пластины налучья и колчана, о плечах и основании лука можно судить по следам которые они оставили в кольчуге (Рис. 4a1, a3). Лук был сложным азиатским  склеенным из нескольких полос.

Пластины налучья и колчана - сохранились в виде  фрагментов 3 - от налучья (рис. 7) и 3 - от колчана (рис. 8). Сохранившиеся остатки кожи несут отчетливые следы штамповки. Украшения состоят из вырезанных медных пластин, покрытых серебряной золоченой фольгой, скрепленные друг с другом большим количеством гвоздей. С внутренней стороны шайбы медных заклепок сохранили тонкие фрагменты ткани.

Наконечник стрелы - кованый, ромбической формы и плоский в сечении с длинным опущенным вниз хвостиком с отчетливыми следами древесины (рис. 9),

Боевая гирька — медная, сферическая по форме, поверхность гофрирована, на петле имеются следы износа, вызванного цепью, которая по-видимому использовалась вместе с гирькой(Рис. 9b).

Следующее представляет собой снаряжение всадника: седло, удила и скребница.

Седло — четыре серповидные серебряные пластины дают показание был один. Свернуто попарно они обеспечивают изображение передних и тыльных головок. Пластины не имеют никаких следов (дыры или заклепки) есть прикрепленный к основе (Рис. 10a, a1, b, b1).

Удила — изготовлены из кованого железа, состоит из плоских колец и двух элементов мундштук.  После кольца есть зигзаг пунктирным орнаментом, лишь фрагменты, что он был сохраняется (рис. 11a.).

Скребница (утеряна) — что она из себя представляла известно только из эскиза (рис., б).

Объекты, связанные с одеждой: пряжки, 2 подвески-пуговицы, гривны, золотые пластинки.

Пряжки — сделана из украшенных серебряных позолоченных пластин. Выполнена в форме плоской, прямоугольной коробки наполненной хлопчатобумажными и шерстяными волокнами. Вдоль более коротких сторон, на краях, есть три подвижно соединенные кнопки. Другие стороны прибиваются к ткани внутри пряжки. Обе пряжки были украшены растительным орнаментом: листья и цветки против пунктирного фона (Рис. 12).

Подвески-пуговицы — серебряные, состоят из двух полусфер, сделанных из тонкой пластины, и горизонтально спаянных друг с другом. (Рис. 13b. c).

Гривна №1  — состоит из единой детали. Изготовлена из железного прута, откованного в четырехугольник с сужением и закругленными концами, местами покрыта серебряными золоченными пластинками. Гривна была закручена по своей продольной оси (рис. 13).

Гривна №2  — сохранилась в виде двух фрагментов. Она состоит из железного прута, покрытого горным хрусталем и обернута в золотую ленту (рис. 13d).

Золотые пластины — сохранились в виде пяти фрагментов. Некоторые края подвернуты для соединения; вдоль наружных краев есть отверстия. На одной из пластин сохранился след от текстиля в виде коррозийной тусклости (Рис. 13с)

Прочие предметы захоронения: кубок, медальон с образом Иисуса Христа, змеевик, скипетр, бронзовый котелок.

Кубок — найден один (Рис. 14), сделан из серебра, украшенного переплетенным орнаментом у края чаши и у основания ножки. На дне чаши обнаружены следы олова, шероховатости и царапины, то есть признаки того что им пользовались. Ножка полуцилиндрической формы и резко расширяющаяся у основания, припаяна к чаше. Шов припоя закрыт кольцом. На дне у места крепления ножки есть следы двух круговых разметок и инициалы "B". Пояса орнамента и кольцо позолочены. На основании  клада  Чайковского ('Tchaikovsky's treasure") кубок был датирован к первой половине 12 -го столетия.

Медальон с образом Иисуса Христа — круглый, сделанный из золоченной серебряной пластины, полуфигура Христа, показанного спереди, его правая рука подняла в благословляющийся жест, с левой стороны возле подворота его платья видна открытая книга. Буквы "A" и "Q" с обеих сторон у его головы. Ореол окружающий образок Христа по краю украшен жемчугами.  На обратной стороне есть следы непонятно субстанции, химические анализы, доказывающие присутствие олова. Нет никаких признаков шейного шнурка. Следы на дне кубка, соответствуя измерениям медальона и остатки олова на обоих объекты, возможно свидетельствуют, что они были одним целым (Рис. 15a).

Змеевик — изготовлен из бронзовой пластины, покрыт золоченной серебряной фольгой, был поврежден и деформирован. На обратной стороне есть непонятная субстанция. Химические анализы опровергли возможность того что змеевик мог быть связан с медальоном (Рис. 15b).

Жезл — изготовлен из серебряной пластин и древесины. Сломан, сохранились два фрагмента . Деревянная рукоять была завернута в пластину, которая была прибита к рукояти. Вероятно, в двух местах  были золоченные серебряные кольца для ухвата (одно было утеряно). Жезл увенчан шаром в украшенном золотом корпусе. Шар был наполнен застывшей смолой. Возможная длина жезла равнялась 150 см (Рис. 16).

Медный котелок — в форме большой кастрюли, с двумя ручками, сильно поврежден. Боковые стенки, скреплены при помощи подворачивания. Дно и стены соединены при помощи другой техники подворачивания, где для лучшего сцепления применены зубчики. На поверхности видятся следы молотка и временного ремонта (Рис. 17).

Присутствие многочисленных фрагментов керамики были упомянуты в описании бороны, кроме того, также были упомянуты девять больших гвоздей (крючков) и крышка ящика прибитая этими гвоздями.  Choynowski также упоминает ременную пряжку.

Так как курган Tahancza был разрыт непрофессионально — не известно расположение артефактов в ящике. Их нынешнее состояние дает возможность предположить, что покойник не лежал на кольчуге. Он лежал в нижней части ящика, накрывая собой  часть лука и нижнюю часть колчана. Лук был с одетой тетивой. Кольчуга была сложена вдвое, так она и затвердела.

У кургана Таганча не много аналогий. Чингульский курган наиболее близкий к нему. В любом случае очень богатое снаряжение мертвых воинов, похороненных не в доспехах, дает возможность предположить что они в основном занимались торговлей.  Кольчуги, шлемы и сабли были положены в ящик, налучья и колчаны украшены. Ткань покрывает верхнюю часть кольчуги, ее остатки в виде красных нитей видны на колчане и налучье. Бармица не была пристегнута к шлему (на шлеме из Чингульского кургана была пристегнута - примечание переводчика).

Ювелирные изделия представляют собой продукт высокого качества, они показывают самый высокий уровень искусства и мастерства. Это ясно видно в обработке кубка, медальона с изображением Христа, пряжки и конечно шлема. Могут быть лишь некоторые возражения по поводу использования гвоздей вместо пайки при изготовлении Жезла, пряжки и сабельных ножен.

Помимо функциональных объектов, есть также некоторые, чья отделка подчеркивает их церемониальный символ. Они — колчан и жезл.

Новые элементы, обнаруженные при настоящем исследовании, были: орнамент у края шлема в низшей части его тульи, два вида колец на бармице.

Форма кольчуги была определена наряду с реставрацией, как это было сделано.  Предпринимались попытки восстановить налучье и колчан, а также передние и задние луки седла.

Датировка кургана. Кто же был там похоронен?

 Южных русских земель вместе с Поросьем — представляющие для нас интерес  из-за расположения кургана  в 12-13 веке  были захвачены  Моголами. . Еще в 1220-е Чернигов был разграблен. Серебряный кубок в земли Золотой Орды пришел после вторжения Батыя на эти земли. В 1240 году Киев был взят татарами, был практически полностью разграблен. Как Плано Карпини  (посланник Папы Римского к Великому Хану Моголов, который прошел через Киев в 1246 году) записал, это был всего лишь руины некогда цветущего города. Монгольско вторжения  1240-х годов смогло остановить быстрое развитие южных русских земель и в основном они стали безлюдны.  Монгольские вторжения на этих землях проходило несколько раз в 13-ом веке. В середине 13-го века установленное татарами возникло огромное государственное образование.  Оно известно под название Золотая Орд, также  как Великая Орда или Кипчак. Его широкое развитие произошло в первой половине 14 века. В состав Золотой Орды входили также южные русские земли (Киевской Руси и Чернигова).

Некоторые кочевые племена жили на этих землях, в уже упомянутом Поросье в частности, в 11 - 13 веков - это Печенеги и Торки, Берендеи и ряд более мелких.  Их связывают в объединение "Черные клобуки" (черные шапки). Отдельные группы кочевников были организованы в военные отряды, целью которых была борьба с половецкими нападениями на  южные русские земли. На границах Руси также жили славяне. Они были сконцентрированы в укрепленных городах.

Объекты из кургана Таганча  необходимо повторно рассмотреть в отношении их использования в погребальном обряде и материальной культуре, чтобы определить кому они принадлежали к славянам или кочевникам.

1. Человеческие захоронение раз сопровождается лошадью - в целом или ее части (голова, ноги) - это характерная черта захоронений Поросья. Лошади в Русских погребениях сопровождают человека только в 10 веке. 

2. Шлема ("shishaks") известны на территории всей Руси.  На этой территории шлемы часто включаются в кочевых могилах. Был даже изобретен особый тип шлема - шлем с забралом-маской.

 3.  Кольчуга была распространена по всей Руси, от Великого Новгорода и до своих восточных границ. Однако, в Поросье она составляет важный элемент защитных вооружения воинов, о чем свидетельствует тот факт, что из 32 полных кольчуг на Руси почти 30 были найдены в Поросье.

4. Сабля — характерное оружие кочевников. У Древнерусского командного состава был в употреблении меч, сабли находятся над Рускими областями только там, где они граничили с местностями, населенными кочевниками (Киевщина, Черниговщина, Волынь).

5. Композитный обратный лук — элементарное оружие воинов-кочевников. Однако, оно известно даже на севере руси (находки в Великом Новгороде).

6. Ромбовидный наконечник стрелы — очень характерный широкий втульчатый наконечник, с хвостиком  который воткнут в древко. В литературе такие наконечники называют кочевническими.

7. Шиты каплевидной формы были в употреблении у славян,  отмечено также употребление их у воинов Моголов Золотой Орды. Щиты кочевников, как правило были круглые.

8. Округлые стремена с расширяющимся упором для ноги — восточного типа.

9. Жезлы и скипетры выполняют в Русском искусстве роль знака власти и украшении. Для этой цели они применяются у западных правителей и Монголов (Золотая Орда).

10. Шейные кольца (гривны), которые могли иногда быть использованы как денежные единицы, известны от многочисленных находок на Руси,  есть находки и в  Поросье.

11. Бронзовая посуда и котелки — характерны для материальной культуры кочевников. Они не производили керамику. Кувшины, которые находятся в определенных могилах Черных Клобуков обычно Славянские.

Таким образом, все объекты из кургана Таганча имеют свои эквиваленты в материальной культуре кочевников Моголов. Это всего лишь серебряный кубок и медальон с Христом, которые следует рассматривать по-разному. Чаша из клада найденного  в усадьбе  Чайковского (Киевская область) является ближайшей аналогией кубку из  Тагаганчи. Серебряные и позолоченные сосуды из кургана Чингул также могут быть аналогичны. Как известно Кубки и серебряные сосуды  кочевники, особенно из области Золотой Орды, брали как трофеи из многочисленных грабительских рейдов. Отряды кочевников Моголов были не чужды южных русских земель, в том числе Поросья. Таким образом, кубок из кургана  Таганча может рассматриваться в качестве трофея вторжения Монгол на Киев. "Клад Чайковского" датированный  первой половиной 12 века, спрятан с целью уберечь его от монгольского нашествия . Другим объектом, который может также рассматриваться в качестве трофея является медальон с образом Христа. Он позолочен, поэтому мог считаться весьма ценным. (а если он был единым целым с кубком, то вероятно должен был спасать от яда всякой заразы в воде - примечание переводчика).

Приведенные многочисленные аналогии указывают, что похороненый в кургане Таганча не мог быть славянином. Возможно он был хан или известный воин среди половцев, или участник Золотоордынского отряда, который прошел до Киева в южные русские земли. Человек, возможно, погиб в результате военного столкновения, и был похоронен в Поросье у годка Таганча.  Принимая во внимание курган Чингул, а также обсудив другие аналогии, мы можем (скорее должны сказать), что легковооруженный знатный воин был похоронен по половецкому обряду в конце первой половины 13 века. На фоне конных могилы Поросья, его погребальное убранство отличается  богатством.

 

Вячеслава Гаврысяк-Лешинская, перевод с польского на английский Роберт Скаржинский, перевод с английского на русский мой.

 

шлем Таганча, чертежи шлем Таганча, схема
Ryс XX.  1 — Шлем: a — левый бок; b — лицевая сторона; с — вид с низу вверх; 2 — попытка реконструкции. Ryс XXI. 1 — Шлем: с  правая сторона; d — тыл шлема; 2 — затвердевший лоскут кольчуги; 3 — детали соединения кольца; 4 — метод сборки кольчуги

 

орнамент на шлеме орнамент на обруче
Ryс XXII. Детали шлема: 1. Части наносья: а — соединение;
b — крепление проволоки; с — крайняя заклепка;
d — крепление крепление пластины с наносником к тулье;
2. Детали навершия со шпилем: b — соединение; с — метод соединения пластин шлема; 3 — верхушка шпиля; 4 — ушко;
5 — фрагмент ткани; 6 — выгравированный орнамент.
Ryс XXIII. Шлем Таганча: 1 — геометрические параметры; 2 — прорисовка орнамента навершия шлема; 3 — прорисовка орнамента у основании тульи.

 

кольчужная бармица кольчуга
Рис. 3  Крепление железных колец: а — лоскут кольчуги; b — сцепление колец. Рис. 4 кольчужная броня: a — кольчуга вид с верху, с низу, в разрезе: а1 — органические фрагменты; а2 — серебряная бляха от колчан; а3 — местоположение стрелы; b — измерения  кольчуги (в мм); с — метод соединения колец; d — кольца.

 

щит сабля из раскопок
Рис. 5 Щит Рис. 6  Сабля: a - сабля, общий вид; b - сабля в ножнах;
с — рукоять; d — рентгенограмма рукояти; e — фрагмент клинка с остатками древесины

 

налучье налучье из кургана
Рис. 7 Элементы налучья: a — металлические украшения на коже; фрагменты кожи разделены: а1 — с верхушки;
а2 — внутренняя сторона; а3 — наружная сторона; а4 — реконструкция наложения кож; а5 — предположительное сложение в строку; b — металлические украшения на коже; c — круговой металлический орнамент: c1 —  круговая простежка; d — заклепка; e — метод соединения фольги; f - реконструкция налучья.

 

колчан наконечник стрелы, боевая гирька
Рис. 8 Колчан: a-b — металлический орнамент на коже;
а1 — шов; а2 — ткань; а3 — линия обрезки;
с — серебренная бляха; d — попытка реконструкции.
Рис. 9 Детали оружия из кургана Таганча:
а — наконечник стрелы; b — боевая гирька

 

седло из кургана стремена и удила
Рис. 10 Седло: а, а1 — серебряные пластины задней луки;
b, b1 — серебряные пластины передней луки.
Рис. 11 Снаряжение коня:  а - железное удило; а1 - следы орнамента, проявленные при  рентгенограмме; b — скребница;
с — железные стремена.

 

пряжки гривны из раскопок
Рис. 12 Схема украшенной пряжки:
а — верх и бок; b — c низу;
с — в разрезе; d — детали внутреннего наполнителя;
d1 — бронзовый бубенчик
Рис. 13 Разные украшения: а — ошейник-гривна;
b-c — серебренные подвески; d — ошейник железный окованный золотой тесьмой;
 e — золотые пластины e1-e5.

 

кубок из раскопок образок и змеевик
Рис 14 Кубок: a - серебряный кубок; следы на дне кубка Рис. 15  Медальоны: a — медальон с образом Христа; b - змеевик.

 

жезл котелок 12-13 век
Рис. 16  Жезл:  а — общий вид сохранившейся части жезла, детали:
а1 — серебряная позолоченное кольцо; а2 — маленькое кольцо;
b —  деталь серебряной обертки; b1 - рукоять после снятия навершия; b2 — серебряные гвозди, забитые в рукоять (рентгенограмма); с — реконструкция скипетра
Рис. 17 Котелок: a - медный котелок со следами молотка; a1 — метод крепления днища

 

таганча шлем из гаганчи шлем таганча
На тулье шлема отчетливо видны ярко-зеленые следы оксида меди. Красивый новодел кузнеца Торкила, больше фотографий  www.thorkil.pl/tahancza_eng.htm

 

Немного о переводе

Медь по английски "copper",  а покрытие медью (по моему) — "copperized", технология по которой в то время медью покрывали  кольчугу для меня загадочна.

Котелок и в английском варианте текста то медный то бронзовый.

Буквальный перевод "mail coif" означает кольчужный капюшон, но я перевел как "кольчужная бармица".

То что я перевел как "ножны" возможно было футляром для сабли. По английски ножны "scabbard", а в тексте написано "sheath".

Скачать оригинальный текст

Выводы сделанные переводчиком.

Во первых я сам точно не знаю что нашли в усадьбе Чайковского и имеет ли он какое-то отношение к известному композитору. Да и проводить датировку по какой-то чаше 12 века, которая была закопана в 13 веке ненадежно.

Переведя этот текст я надеялся разобраться с тем кто там был похоронен, но все осталось на своих местах. Кое-какие ответы на вопрос могла бы дать антропологическая экспертиза останков самого воина и коня(какой он был породы). Но останков я так понял что нету.

У воина-кочевника будь он хоть монгол хоть турок обязательно должен был быть поясной набор. Но очевидно хитрый крестьянин оставил его себе, в глазах крестьянина серебряные или даже золотые детали поясного набора наверняка представлялись большой ценностью. Ну мне просто тяжело представить что упомянутая "пряжка от ремня" это все что было. И есть одна особенность, которая сближает курган Таганча с Чингульским курганом. Шлема погребенные вместе с покойными, насколько я могу судить, не имеют следов оружия противника, они были новыми.

наверх
загрузка...
  Голосов: 0
 

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незаригистрированный пользователь. Поэтому скрытый текст скрыт. Комментарии будут вводится через капчу с предварительной модерацией. Если нашли ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта, рекомендуем .


Добавление комментария
Ваше Имя:      Ваш E-Mail (по желанию):  
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
  
  

26 октября 2011 02:52 | 

Гpуппа: Прохожие
Pегистрация: --
@У воина-кочевника будь он хоть монгол хоть турок обязательно должен был быть поясной набор. @
У половцев не было традиции носить наборные пояса. у них обычно только пряжки остаются. чингульский курган - исключение - там пояса европейского происхождения, все три.
к сожалению, главные показатели обряда погребения, по которым его можно отнести к половецкому, здесь не указаны.
¤ цитировать