Ткань

   |  Страница создана: 22-11-2010  |  Просмотров: 26 427
загрузка...

 

Анализ текстильных находок из Новгорода дает чрезвычайно богатый материал для изучения технологии изготовления тканей в эпоху средневековья.

 

Ткани с полотняным переплетением

 

Полотняное переплетение 1/1 (рис. 11, а) — это простейший вид переплетения нитей в ткани. Полотняное переплетение характеризуется наименьшим количеством нитей утка и основы, соединенных в раппорте10. Для изготовления ткани с полотняным переплетением на горизонтальном ткацком станке с подножками достаточно двух ниченок, приводимых в движение подножками, подвешенными на коромыселке или блочках. На вертикальном ткацком станке с гирьками или двумя валиками или же примитивном горизонтальном ткацком станке без подножек достаточно одной петельковой полуниченки и доски, отделяющей четные нити от нечетных. Лишь в том случае, когда ткань полотняного переплетения имеет очень густую основу (например, шерстяная ткань Н-58/2830 с густотой основы 24 нити на 1 см), употребляются четыре ниченки, попарно привязанные к двум подножкам. Все ткани из растительного волокна, найденные в Новгороде, имеют полотняное переплетение.

Шерстяные ткани с полотняным переплетением представлены 86 экземплярами; два из них не имеют более точного определения. Все ткани можно разделить на четыре группы: а) обычные ткани с открытой гладкой поверхностью, не обнаруживающей следов сваливания или крашения; их корнчнево-бурая окраска появилась под действием почвенных кислот; б) ткани типа, сходного с предыдущим, но отличающиеся толстой «рисовой» фактурой, обусловленной употреблением сдвоенной и сильно скрученной пряжи; в) ткани с закрытой поверхностью, т.е. свалянные, нередко окрашенные в красный, коричневый или желто-зеленый цвет; г) ткани с той же окраской, что и в предыдущей группе, но не валяные, с открытой поверхностью.

Ниже мы приводим табл. 4, которая классифицирует ткани с полотняным переплетением по типам, сортам и характеру скручивания пряжи основы и утка.

Из таблицы видно, что обычные ткани и близкие к ним по типу рисовые в подавляющем большинстве изготовлены из шерсти четвертого и третьего сорта, в то время как все суконные ткани, а также крашеные неваляные ткани изготовлены в основном из шерсти третьего сорта.

Шерстяные ткани с полотняным переплетением имеют различные типы скручивания пряжи в основе и в утке. Надо отметить, что основа и уток в льняных тканях с полотняным переплетением всегда скручены одинаково — ZZ.

 

Таблица 4

Типы тканей Сорт
IV III II I
Обычные 12 8 14 11 1 2
Рисовые   4 1
Валяные 4 17 3
Крашеные неваляные 5 1 1
Типы скручиваний ZZ ZS ДР- ZZ ZS ДР- ZZ ZS др.

 

ткани Новгрода Великого
Рис. 11. Ткацкие переплетения:
а— схема полотняного переплетения 1/1, б— крашеная ткань полотняного переплетения Н-57/4626, ярус 2;
в — «обычная» ткань полотняного переплетения H-54/пл. 20, кв. 805;
г — «обычная» ткань с «рисовой» фактурой Н-55/10116

 

Отношение тканей «обычной» группы (четвертый и третий сорта) с одинаковым направлением скручивания к тканям той же группы с разным направлением скручивания выражается количеством — 24 и 21. Нам кажется, что здесь можно установить закономерность, основывающуюся на взаимозависимости между самой примитивной группой тканей и простейшей комбинацией однонаправленных скручиваний. Иначе обстоит дело в группе свалянных и крашеных тканей. Эти изделия свидетельствуют о более высоком уровне развития ткацкого ремесла. Все они, за исключением одного, имеют различное направление скручивания основы и утка.

Отношение тканей «обычной» группы (четвертый и третий сорта) с одинаковым направлением скручивания к тканям той же группы с разным направлением скручивания выражается количеством — 24 и 21. Нам кажется, что здесь можно установить закономерность, основывающуюся на взаимозависимости между самой примитивной группой тканей и простейшей комбинацией однонаправленных скручиваний. Иначе обстоит дело в группе свалянных и крашеных тканей. Эти изделия свидетельствуют о более высоком уровне развития ткацкого ремесла. Все они, за исключением одного, имеют различное направление скручивания основы и утка.

 

ткани Новгорода
Рис. 12. Ажурные ткани
а— простая ажурная ткань Н-52/11044, пл. 15, кв. 349;
б— узорчатая ажурная ткань Н-55/10189, пл. 13, кв. 968;
в — реконструкция ажурной ткани из с. Доброселье

 

Только восемь тканей с полотняным переплетением представляют собой второй и первый сорт: Н-5 7/4676, ярус 9; Н-59/7, ярус 8; Н-57/14669, Н-58/2830 и Н-59/28, ярус 7; H-59/4S и Н-59/29, ярус 5; Н-57/14628, ярус 2.

В заключение надо отметить, что полотняное переплетение более характерно для производства самых простых тканей, а также сукон среднего качества. В небольшой группе тканей (5 экз.) основа и уток, или что-нибудь одно, изготовлены из сдвоенной пряжи. Если нити сичьно скручены, то такая ткань имеет ясно выраженный рисовый рисунок (Н-59/26, Н-55/10116, Н-59/37 и др.). Аналогичный эффект получался в том случае, когда нити основы не были сдвоены, но были сильно скручены при прядении (Н-55/10116, рис. 11, г).

Среди тканей с полотняным переплетением особенно интересными являются крашеные и свалянные ткани.

Среди тканей с полотняным переплетением, имеющих крытую, т.е. валяную поверхность, две ткани имеют боковые кромки с основой из цветных нитей. Ткань Н-59/29, ярус 8 представляет собой сукно четвертого сорта, кромка которого имеет девять белых нитей. Корггчневое сукно второго сорта Н-5 9/48, ярус 5 имеет в кромке шесть черных нитей. Эти два экземпляра с большой долей вероятности можно отнести к западноевропейскому импорту: крашеные нити в кромках тканей— типичное в этот период явление для продукции цехового производства западноевропейских городов. Количество и цвет нитей обозначали качество ткани, а иногда и место ее происхождения17.

Относительно небольшую группу образуют ткани с полотняным переплетением, имеющие окраску, но не валяные (рис. 11,6). Как показано в таблице 4, пять из них относятся к третьему, а две — к четвертому, второму и первому сортам. По-видимому, эти ткани того же происхождения, что и некрашеные сукна. На это указывают параметры их шерсти, ничем не отличающиеся от аналогичных данных для сукон.

Особую группу новгородских тканей образуют ажурные изделия (рис. 12, а, в), в основе которых лежит ткань с полотняным переплетением. Ажуры, т.е. небольшие сквозные глазки, ритмически повторяются по ширине и по длине; ритм их разнообразен, но не хаотичен. Ткани этого типа, встречающиеся повсюду в раскопках, относящихся к периоду раннего русского средневековья, наряду с тканями, выполненными в браной технике, представляют собой образцы самых высоких технических художественных достижений в русском ткачестве этого времени.

Уже давно эти ткани привлекают к себе внимание советских исследователей. В. К. Клейн18, говоря об ажурных тканях, отметил, что они могут служить примером специальной техники, при которой ажурные просветы выполняются в процессе тканья. Другой точки зрения придерживается М. Н. Левинсон-Нечаева19, которая считает, что «ажурные» ткани получаются в том случае, если при тканье наряду с шерстяной нитью вводится нить из растительного волокна. Аналогичной точки зрения придерживается А. Э. Зариня20, автор интересных работ по истории ткачества латгалов в эпоху раннего средневековья.

Мы полностью разделяем мнение М. Н. Левинсон-Нечаевой и А. Э. Зарини о том, что ажуры появились в тканях в результате разрушительного действия почвенных кислот, образующихся при гниении, на растительное волокно. Нити основы и утка такой ткани частично были шерстяными, частично — холщевыми, и когда растительное волокно распалось, образовалась ажурная шерстяная сетка, которая, будучи превратно истолкована, и послужила причиной для возникновения термина «ажурная» ткань. Необходимо упомянуть, что ткани такого типа, где часть нитей шерстяная, часть холщевая. изготовлялись в России вплоть до XIX и даже XX в.21

Приступая к разбору так называемых ажурных тканей, мы должны отметить, что не все они выполнены в одной технике, но с точки зрения технологии производства они делятся на две группы. Это различие отчетливо выступает и в расположении ажуров. Хотя обе группы ажурных тканей имеют в своей основе полотняное переплетение, в одной группе тканей ажуры располагаются просто и нити основы и утка проходят параллельно (рис. 12, а); в другой— просветы группируются по-разному, а нити основы и утка располагаются в ткани не параллельно, а в виде волн. Нередко в этих последних отчетливо виден узор или фрагмент какого-то рисунка (рис. 12, б).

Первая группа, простая по композиции, проста, по-видимому, и по выполнению. Простые ажурные расположения получаются в том случае, если при наборе основы в определенном ритме чередуются шерстяные и холщевые нити, а затем пробрасываются в зев, тоже в определенном ритме, шерстяные и холщевые нити утка, причем вся ткань выполняется в полотняном переплетении. Распад растительных волокон в результате многовекового пребывания ткани в земле и дает простую ажурную ткань.

В новгородских материалах ткани с простым расположением ажуров представлены 11 экземплярами, начиная с 18 яруса (H-58/кв. 811) и кончая 3 ярусом (Н-57/4682). В семи случаях эти ткани представляют собой четвертый сорт, в четырех — третий сорт. Определение плотности нитей, учитывая ажурный характер ткани, может быть только приблизительным. Во всех тканях (кроме двух) основа и уток скручены в одну сторону. Из двух остальных одна ткань имеет скручивание для основы и утка, в другой тип скручивания установить не удалось.

Но главный интерес представляет не эта группа простых ажурных тканей, а та группа, где выступает ажурный рисунок. Техника переплетения узорчатых ажурных тканей гораздо сложнее. Между этими тканями и простыми ажурными изделиями, о которых мы говорили раньше, сходство чисто внешнее, хотя в основе их также лежит полотняное переплетение. Рисунок в узорчатых ажурных тканях появляется в результате дифференциации плоскостей, которые могут иметь форму мелкой ажурной сетки или же могут быть целиком выполнены в технике полотняного переплетения. Это позволяет думать, что для изготовления их применялись не те простейшие способы, о которых мы говорили выше, а более сложная техника.

Так как новгородские узорные ажурные ткани сохранились лишь в виде небольших фрагментов, мы не можем реконструировать их рисунка (Н-55/10189, ярус 14, Н-55/10133, ярус 12, Н-55/10199, ярус 5, последний мы лишь предположительно относим к узорным ажурным тканям).

Эти ткани привлекают к себе особое внимание также и потому, что среди археологических находок они стоят особняком и не встречаются нигде, кроме центральных районов Руси. Они выполнены в той же технике, которую мы можем наблюдать в хорошо сохранившемся фрагменте, найденном при раскопках близ Доброселья (Московская обл.)22.

Навивание основы этой ткани протекало следующим образом: четыре шерстяные нити, четыре холщевые нити, хn раппортов в частях рисунка, разделяющихся между собой группами, состоящими из 18 шерстяных нитей. Уток располагается в следующем порядке: три шерстяные нити, три холщевые нити, хn раппортов в частях рисунка, разделяющихся между собой 15 шерстяными нитями утка. Таким образом, получалась крупная квадратная клетка, которая могла быть заполнена мелкими клеточками, получавшимися переплетением нескольких пасм шерстяных и холщевых нитей утка и основы.

В этих фрагментах ткани, которые сейчас имеют ажурную структуру, обе системы нитей (шерстяные и холщевые) образовывали односложное полотняное переплетение. После распада растительного волокна появились ажурные просветы. В фрагментах «сплошных», выполненных шерстяными утком и основой, холщевые нитки не употреблялись.

Таким образом, русская ажурная ткань, двойная с рисунком, отличается от современной двуосновной ткани тем, что плоскости рисунка выполнены одинарной тканью (плоскости фона были двойными) и основа их набирается различно. В археологических тканях этого типа набор основы 4 : 4, а утка 3 : 3, тогда как двойные ткани XIX и XX вв. имеют набор основы 2 : 2, утка 1 : 1. В остальном же русские ткани эпохи раннего средневековья изготовлялись тем же способом, что и современные народные ткани.

Если мы сопоставим три вида тканей, т.е. простые ажурные, русские двойные ткани эпохи раннего средневековья и современные русские народные ткани, известные по этнографическим исследованиям, то мы заметим интересное явление. Перед нами — цикл развития определенной группы тканей: от одинарной «ажурной» ткани к двойной «ажурной» ткани раннего средневековья и от нее к современной русской двуосновной ткани. Первым этапом этого развития была, по всей вероятности, простая одинарная ажурная ткань. Правда, эта ткань имела одинарную структуру, но одинаковое сочетание основы и утка (основа 4 : 4, уток 3 : 3) при полотняном переплетении свидетельствует о том, что эта техника и техника двойных ажурных тканей имеют общее происхождение. Вытягивание в процессе тканья шерстяных или холщевых составных частей основы на правую сторону ткани и переплетение ее соответствующим утком было исходным пунктом для возникновения двойных русских тканей.

Русские двойные ткани, известные нам по раскопкам в Новгороде и в Средней России, были для того времени изделиями, свидетельствующими о высоком уровне технического и художественного мастерства. Об этом говорит широкое распространение этих тканей на Руси в эпоху средневековья, а также использование разнообразных рисунков.

Ажурные ткани до сих пор неизвестны в Прибалтике (за исключением Восточной Пруссии). Они отсутствуют также в известной коллекции тканей из нукшинских курганов23. Ничего аналогичного не было отмечено в литовско-латышских раскопках, которые вела X. Цахак-Голубовичева24. Такие ткани не были обнаружены в курганах Ленинградской области и при раскопках в Старой Ладоге. Чтобы осветить этот вопрос полнее, надо указать также, что ажурные ткани, изготовленные из шерстяной пряжи, были найдены при раскопках некоторых памятников, относящихся к эпохе раннего средневековья, на территории Латвийской ССР. Это тоже ажурные ткани, но в основу их положена другая система переплетения, а также другая композиция клеток. В отличие от ажурных тканей Новгорода, в основе этих тканей лежит не полотняное, а саржевое переплетение25. Надо отметить, что в Новгороде и центральных районах Руси ажурных тканей с саржевым переплетением не обнаружено.

Ткань с просветами, датируемая ранним средневековьем, была найдена также на территории Готланда. Но ажурные просветы расположены в ней нерегулярно и совершенно иначе, чем в тех тканях, о которых мы говорили выше. Эта ткань выткана из конопляной пряжи26, а ажурные просветы, по-видимому, появились благодаря тому, что в ткань включались шерстяные волокна. Археологи и этнографы отмечают такой способ и для других территорий. Ажурные ткани русского типа не известны по раскопкам Скандинавии и Польши.

 

средневековые русские ткани
Рис. 13. Полосатые ткани
а — схема переплетения полосатой ткани (репс 2/2 + полотняное переплетение 1/1);
 б — полосатая ткань Н-52/18, пл. кв. 132(2/2+ 1/1); в— схема полосатых поясовН-55/10141, ярус 14(2/2+ 1/1)

 

Таким образом, ажурные ткани являлись изделиями оригинальной русской техники и на их основе были созданы позднее двойные русские ткани, известные современной этнографии. Кроме того, мы имеем, по-видимому, основания предполагать, что к этой группе тканей генетически .восходят так называемые двуосновные ковры, отмеченные в этнографических материалах XVIII—XX вв. Мазурского поозерья северной части Белостоцкой области в Польше и в Гродненской области в Белоруссии27.

Итак, русские ажурные ткани — это не только замечательная страница русского местного ткачества эпохи раннего средневековья, не имеющая в своем роде прецедента в это время во всей Европе, но и пример замечательной традиции, длившейся восемь столетий.

Далее мы переходим к рассмотрению следующей группы тканей, в основе которых также лежит полотняное переплетение. Это полосатые ткани Н-55/10141, ярус 14; Н-57/4652, ярус 11; H-58/пл. 18 и Н-52/11005, ярус 10, в которых расположение полосок, идущих вдоль утка, образуется переменой фактуры ткани (рис. 13, а, б): полоски ткани с полотняным переплетением чередуются с полосками ткани, имеющей репсовое переплетение 2/2 с утковым покрытием. С переменой вида переплетения меняется и частота утка. В репсовых полосках он бывает вдвое чаще, чем в полотняных полосках (в репсовой полосе 22 нити утка на 1 см, в полотняной— 8 нитей на 1см— Н-55/10141). Как правило, основа и уток этих тканей имеют разное скручивание. Переплетение их показывает, что здесь должны были употребляться четыре ниченки, причем обе пары, помимо независимого хода ниченок в каждой паре, имели обоюдный общий ход обеих пар. Первая возможность использовалась для изготовления полотняного переплетения, вторая — для репсового.

Среди тканей этого типа имеются такие полосатые ткани, в которых дополнительно еще меняется цвет полосок (Н-55/10141). В такой ткани полоски с полотняным переплетением имеют желто-зеленый уток, а репсовые полоски — красный или коричневый с красным. Эти ткани пучковые по композиции. На широком фоне полотняного переплетения (около 5,5 см) появляется пучок трех красных полос шириной около 1 см (с репсовым переплетением), разделяющихся.между собой двумя желто-зелеными полотняными полосками шириной 0,5 см (рис. 13, в). В Новгороде найдено пять экземпляров таких полосатых тканей. В других раскопках на русской территории такие ткани не обнаружены.

 

ткань Средневекового Новгорода
Рис. 14. Ткань с переплетением «панама» Н-55/10207, ярус 13

 

Характер используемого для них сырья позволяет думать, что эти продукты импортированы на Русь вероятно из тех же центров, что и ткани суконные валяные. Нужно отметить, что производство полосатых сукон было распространено в крупных центрах фландрского суконного производства.

Полосатые ткани часто встречаются на раскопках в Гданьске, Ополе и Вроцлаве, датируемых ранним средневековьем, но они выполнены всегда в какой-то одной технике, или полотняной или саржевой 1/2. Один такой экземпляр найден в Новгороде — Н-5 2/11018, ярус 11.

Надо упомянуть единичный в новгородском материале случай — ткань с переплетением «панама» 2/3 (Н-55/10207, рис. 14).

В заключение мы приводим табл. 5 распределения по ярусам тканей с полотняным переплетением.

 

Таблица 5

 

переплетение Новгородской ткани

Ткани с саржевым переплетением в четыре нитки 2/2

наверх

 

Саржевое переплетение в четыре нитки 2/2 характеризуется раппортом в четыре нитки как в основе, так и в утке. Рубчики (которые могут иметь направление вправо вверх или влево вверх) возникают благодаря сдвигу перекрытия каждой очередной нити основы с одной нитью утка вверх. Для получения такого переплетения необходимы четыре ниченки, подвешенные на двух парах блочков и приводимые в движение четырьмя подножками, если такая ткань ткалась на станке с подножками, или четырьмя полуниченками, если ткань изготовлялась на вертикальном ткацком станке.

Новгородские шерстяные ткани, имеющие саржевое переплетение, можно разделить на несколько групп: а) «обычные» ткани, не имеющие каких-либо характерных признаков, буро-коричневого цвета, нередко появляющегося под действием почвенных кислот. По своему характеру эти ткани приближаются к «обычным» тканям, имеющим полотняное (рис. 15) переплетение; б) валяные ткани, среди которых встречаются крашеные; в) крашеные неваляные ткани; г) вариантом саржевого переплетения 2/2 является переплетение, основывающееся на том же принципе, но с ломаным рубчиком — так называемая елочка (рис. 16).

Кроме этих типов тканей, имеется еще несколько других, в основе которых также лежит саржевое переплетение в четыре нитки 2/2, но такие ткани встречаются редко.

Приводимая ниже табл. 6 иллюстрирует связь различных типов тканей, в основе которых лежит саржевое переплетение в четыре нитки, с качеством тканей и способом скручивания пряжи основы и утка.

 

ткань саржевого переплетения
Рис. 15. Саржевое переплетение 2/2
а — фрагмент ткани Н-55/10145,14 яруса; б — схема саржевого переплетения 2/2

 

Таблица 6

 

Типы тканей Сорт
IV ш п I
«Обычные» 27 20 42 1 12 5 4
«В елочку» 2 1 2
Свалянные   2 2 2
Крашеные не валяные 1
Направление скручивания ZZ ZS др. ZZ ZS др. ZZ ZS ZZ ZS

 

Двух ажурных тканей и ткани «крестики» в таблице нет. Эта таблица включает около 130 экземпляров тканей, широко распространенных в Новгороде.

Здесь мы видим в общем ту же картину, что и для тканей полотняного переплетения. Саржевое переплетение 2/2 отмечается, как правило, в тканях обычных и толстых. В большинстве случаев (сорта четвертый, второй и первый) основа и уток скручены в одну сторону. Количество тканей с разнонаправленным скручиванием особенно велико в третьем сорте и уменьшается по мере улучшения сорта ткани, а у тканей первого сорта не отмечено вовсе. Большинство тканей с саржевым переплетением в четыре нитки не имеет следов окраски или сваливания. Только три ткани окрашены в красный цвет и две сваляны.

Из таблицы видно, что характерной чертой этого вида тканей является их низкое качество. Это такие же простые «обычные» ткани, как и ткани с полотняным переплетением; по-видимому, и те, и другие были основным материалом, из которого изготавливались одежда широких слоев новгородского населения.

Надо предполагать, что эти ткани являются продукцией местного производства. В материалах новгородских раскопок обнаружено много импортных тканей высокого качества, и трудно предположить, чтобы Новгород импортировал ткани низких сортов.

Надо упоминуть, что в более древних ярусах встречаются ткани «обычные» того же переплетения, а также без следа валяния или крашения сорта второго и первого.

Ткани с саржевым переплетением «в елочку» в Новгороде встречаются редко: их обнаружено всего пять фрагментов — Н-55/10140, Н-57/4623, Н-58/2803, Н-58/2815, Н-58/2853; в трех последних уток и основа скручены одинаково (рис. 16).

 

древнерусский текстиль
Рис. 16. Саржевое переплетение 2/2 «в елочку»
а — фрагмент ткани Н-58/2815, ярус 16; б — схема саржевого переплетения 2/2 «в елочку»

 

Ткани «в елочку» часто встречаются в археологическом материале. Так, например, при раскопках в шведской Бирке ткани «в елочку» составляли 35% всех текстильных находок28. Подобное положение мы имеем в археологических материалах Волина (IX—XI вв.), где ткани «в елочку» составляют 32%29. В Новгороде же такие ткани составляют 1 % текстильных находок; в этом отношении Новгород близок к Гданьску эпохи раннего средневековья, где количество этих тканей не превышает 4%. Надо отметить, что ткани «в елочку» спорадически встречаются в слоях от 28 до 3 яруса.

Два экземпляра тканей, обнаруженные в 3 и 1 ярусах (Н-57/4682 и Н-58/2851), —редкий образец ажурных тканей, в основе которых лежит не полотняное, а саржевое переплетение 2/2. Автору этой статьи не приходилось встречаться с тканями такого типа в материалах русских раскопок. Аналогичные ткани имеются в археологических материалах Литовской ССР. О таких тканях упоминает в своей статье А. Э. Зарння30; но у латышских ажурных тканей саржевое переплетение в три нитки 2/1, тогда как соответствующие новгородские имеют саржевое переплетение в четыре нитки 2/2.

Эти ажурные ткани относятся к типу простых одинарных ажурных тканей с сеткой, образованной переплетением шерстяных и холщевых нитей, а не к двуслойным тканям.

Надо отметить, что ткани с саржевым переплетением в четыре нитки, образующие узор в клетку, повсеместно встречаются в Скандинавии и на памятниках, датируемых эпохой бронзы и позднее; они вытканы исключительно из шерстяного сырья.

Ткань Н-58/2864, ярус 28, также имеет саржевое переплетение. В новгородских текстильных материалах это единственный образец ткани, имеющей кромку в форме рубчика (рис. 17), вытканного округло. Такой тип кромки часто встречается в тканях с саржевым переплетением 2/2, простым или «в елочку». Кромки такого типа распространены на значительной территории, датировка их охватывает значительные отрезки времени. Округло вытканные кромки известны по датским археологическим находкам, датирующимся эпохой бронзы31. Они отмечаются в Гданьске в эпоху раннего средневековья (XI—XII вв.), где обнаружено три экземпляра таких тканей32. Аналогичные материалы найдены в Старой Ладоге (три ткани с округлыми кромками), причем все они происходят из самых глубоких горизонтов Е2 и ЕЗ; хранятся в ГЭ (Л 02504, Л 1268).

 

ткань саржевого переплетения
Рис. 17. Схема ткани саржевого переплетения с кромкой в рубчик (Н-58/2864, ярус 28) Рис. 18. Схема ткани саржевого переплетения с краем, законченным петлями [(Н-58/2809 ниже 26 яруса)

 

Ткани с округлыми кромками, встречающиеся в материалах раскопок, имеют большое значение, так как позволяют сделать некоторые выводы, касающиеся ткацкого станка. Наличие таких кромок указывает на то, что соответствующие ткани были изготовлены на вертикальном ткацком станке. Но к этому вопросу мы вернемся в той части нашего исследования, которую мы посвятили рассмотрению ткацких станков.

В заключение мы остановимся на трех фрагментах тканей, также имеющих саржевое переплетение.

Первая из этих тканей (Н-58/2809) —это простая ткань третьего сорта, уток и основа которой скручены одинаково — ZZ. От прочих тканей она отличается своим краем. Этот фрагмент представляет собой обрезок кромки ткани, оканчивающийся бахромой из нитей основы, которые как бы образуют петли (рис. 18). Ткань обнаружена в культурном слое, лежащем ниже 26 яруса.

 

Рис. 19. Ткань с «третьей кромкой»:
а — фрагмент ткани Н-54/4187, ярус 17/18; б — схема «третьей кромки»

 

Столь же интересен другой фрагмент — Н-54/4187, ярус 17/18 (рис. 19), также одиночный в этой группе тканей. Этот фрагмент представляет собой начало ткани, т.е. имеет так называемую третью кромку, вытканную на табличках, причем между двумя полосками ткани, вытканными на табличках, находится пасмо нитей, по-видимому с саржевым переплетением. Начальные кромки такого типа ппгроко известны по материалам раскопок в Дании и на Скандинавском полуострове33, а также спорадически встречаются в Гданьске34. Аналогичная техника выполнения третьей кромки обнаружена также на фрагментах из Старой Ладоги, курганов у Люцина и Нукшинского могильника.

Все три упомянутые ткани показывают, что они изготовлены на вертикальном станке.

Ткань Н-54/8, кв. 1088, ярус 8 (рис. 20) представляет собой изделие, в основе которого также лежит саржевое переплетение в четыре нитки. Эта ткань исключительно высокого качества изготовлена из специальной, очень тонкой шерстяной чесаной пряжи, средняя толщина которой составляет 0,2 мк, частота основы 38 нитей на 1 см, частота утка 36 нитей на 1 см, что выразительно свидетельствует о том, что эта ткань первого сорта. Ткань имеет крестообразное переплетение 2/2, образующееся последовательной сменой каждой третьей и четвертой шгги основы в очередных раппортах переплетения. В результате этого вместо обычной последовательности нити— 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, характерной для саржевого переплетения, крестообразное переплетение имеет следующую последовательность нитей: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 7 и т.д. Из известного нам археологического материала такое переплетение отмечается лишь в двух случаях — в средневековом Гданьске и Ополье35.

Тем не менее появление крестообразного переплетения надо связать с развитием техно-логни ткацкого дела. В настоящее время это переплетение часто употребляется для изготовления валяных тканей.

Для полной характеристики этой ткани следует обратить внимание и на то, что при анализе шерсти этой ткани под микроскопом было установлено, что эта шерсть, несомненно, мериносовая (рис. 3, 3,4).

В заключение мы приведем табл. 7 распределения по ярусам тканей с саржевым переплетением.

 

ткань крестообразного переплетения
Рис. 20. Крестообразное переплетение 2/2
а — фрагмент ткани H-54/rai. 8, кв. 1088, 8 яруса; б — схема крестообразного переплетения 2/2

 

Таблица 7

 

Тилы тканей Ярусы
28 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
«Обычные» сорт IV и Ш 2 3 4 1 6 4 4 7 5 6 4 1 3 6 4 3 2 1 10 3 1 4 3 2 2 4 1
«Обычные» сорт П и I 1 2 3 4 ] 2 2         1       1   1   1                
«В елочку» оорт II и I 1         ]                               1            
Валяные и крашеные                         1     1       2     1            

Шерстяные ткани с саржевым переплетением в три нитки 2/1 и 1/2

наверх

 

Эта группа тканей несколько отличается от тканей с полотняным переплетением и с саржевым переплетением в четыре нитки не только с точки зрения техники выработки, но и с точки зрения их потребления.

В группе можно наметить следующие пять типов: а) ткани с саржевым переплетением в три нитки, которые, как и прежде, мы называем «обычными», так как у них нет никаких особых отличительных черт (рис. 21); б) ткани, которые с точки зрения особой частоты основы мы называем «специальными» (рис. 22, 23); в) ткани, аналогичные тканям предшествующей группы, но имеющие рисунок кубиками (рис. 24); г) валяные ткани с закрытой поверхностью, иногда крашеные; д) крашеные ткани, но без следов сваливания, а также полосатые ткани.

Приводимая ниже табл. 8 иллюстрирует зависимость между различными типами тканей с саржевым переплетением в три нитки, сортом тканей и типом скручивания нитей основы и утка.

Из таблицы ясно видно, что подавляющее большинство тканей с саржевым переплетением в три нитки имеет разнонаправленное скручивание для пряжи основы и утка. Ткани с разным направлением скручивания основы и утка представлены 151 экз., ткани же с двунаправленным скручиванием — 15 экз. Наша таблица подтверждает высказанную еще раньше мысль о том, что разнонаправленное скручивание пряжи основы и утка связано с высшими сортами тканей. Мы видим, что в группе тканей с саржевым переплетением в три нитки наименьшую часть представляют собой ткани четвертого сорта, а наибольшую — ткани третьего и первого сорта.

 

ткань новгорода саржа
Рис. 21. Саржевое переплетение 1/2
а —лицевая сторона фрагмента ткани H-57/rni. 20, кв. 1363;
б — изнаночная сторона той же ткани; в — схема саржевого переплетения 1/2;
г — фрагмент суконной валяной и крашенной ткани Н-55/10112, ярус 10

 

Самую многочисленную группу (с точки зрения разнообразия тканей, представленных в ней) образуют «обычные» ткани (рис. 21), большинство которых представляет собой изделия четвертого и третьего сорта. Относительно небольшое количество «обычных» тканей можно отнести к изделиям второго сорта; среди тканей первого сорта лишь одна является «обычной». Как кажется, есть все основания полагать, что именно для изготовления таких тканей русские пряхи овладели искусством прядения как правой, так и левой рукой.

 

саржевое переплетение 2/1
Рис. 22. Саржевое переплетение 2/1 (ткань «специального» типа)
а —лицевая сторона фрагмента ткани Н-55/10129, 8 яруса;
 б — изнаночная сторона той же ткани; в — схема саржевого переплетения 2/1

 

ткань Новгорода
Рис. 23. Саржевое переплетение 2/1 (ткань «специального» типа в рубчик)
а — фрагмент ткани Н-55/10124, 23 яруса; б — схема саржевого переплетения 2/1

 

Следующей по многочисленности является группа «специальных» тканей и тканей, среди которых встречается рисунок кубиками. Последние тесно связаны с типом специальных тканей, как с точки зрения структуры ткани, так и с точки зрения частоты иитей основы.

Все ткани этой группы представляют собой изделия высшего качества, кроме одной, являющейся изделием второго сорта. Из 60 тканей этого типа, найденных в Новгороде, только 12 имеют однонаправленное скручивание пряжи основы, и утка; из них шесть имеют рисунок кубиками.

Анализируя эту группу тканей, нужно обратить внимание на специфическую черту их — частоту нитей, которая в основе в несколько раз больше, чем в утке. Вот несколько примеров.

 

Нити основы на 1 см 75 69 66 60 57 51 45 36 27
Нити утка на 1 см 11 18 12 9 20 8 15 8 6

 

Таблица 8

 

Типы тканей Сорт
IV III II I
«Обычные» 1 20 1 36 8 1
«Специальные»           4 8 46
«Специальные» с рисунком кубиками           6 5
Валяные 1 20 8
Крашеные неваляные 4 2 1
Кручение нити ZZ ZS ZZ ZS ZZ ZS ZZ ZS

 

ткань специального типа
Рис. 24. Саржевое переплетение 2/1 (ткань «специального» типа в кубик)
а — фрагмент ткани Н-58/2837, ярус 23; б — узор этой ткани

 

Из таблицы видно, что хотя различие в частоте нитей очень значительно, соотношение частоты нитей основы и утка остается более или менее постоянным. Благодаря такому соотношению частоты основы и утка саржевые рубчики в этих тканях идут очень круто, почти вертикально. Рубчики тем вертикальнее, чем чаще основа по отношению к утку. Если основа скручена в направлении Z и рубчики идут вправо вверх, то внешние признаки саржи утрачиваются и приобретается сходство с атласным переплетением. Как основа, так и уток таких тканей изготовлены из чесаной пряжи, средняя толщина нити основы составляет 0,3 мм, утка — 0,5 мм.

Ткани специального типа изготавливались, как правило, методом перекидки утка с помощью трех челноков. Благодаря употреблению трех утков достигается более ровная и гладкая поверхность тканей, так как три утка взаимно выравнивают неравномерности толщины. Такая система тканья известна как по письменным источникам36, так и по текстильным находкам при раскопках в Гданьске37. Ткани, о которых идет речь, окрашены в основном в черный или темно-коричневый цвет. Надо отметить, что ни в одном экземпляре не обнаружено кромок с крашеными нитями. Шерсть тканей «специального» типа близка к английской долговолокннстой шерсти. Все это, по-видимому, как будто заставляет думать, что и здесь мы имеем дело с импортной тканью.

 

схема ткани
Рис. 25. Схема окончания ткани «специального» типа (петли из основы) Н-58/2843, 20 яруса

 

Особого внимания заслуживает не отмечавшаяся ранее в археологических материалах частота основы, которая достигает, как мы уже говорили, 75 нитей на 1 см.

Из средневекового текстильного материала, известного автору, аналогичная ткань отмечается только в шведской Бирке, ткань № 21, находящаяся среди группы тканей, определенных А. Гейером термином «Zarter Qualitat»38. Частота основы этой ткани — 40 нитей на 1 см, частота утка — 17 нитей на 1 см. Остальные ткани этой группы очень похожи на новгородские ткани «специального» типа с рисунком в клеточку. Эти ткани тоже имеют рисунок в мелкую клеточку, а частота их (например, w 20) основы колеблется от 50 до 60 нитей на 1 см, а в утке составляет 17 нитей на 1 см. К этим тканям мы возвратимся в разделе, посвященном тканям, импортированным в Новгород.

Пять тканей «специального» типа имеют рисунок в клеточку, который получается в результате изменения направления рубчиков в отдельных клетках. Такой эффект достигается путем изменения направления протаскивания нитей основы через глазки в шгченках и изменение направления нажимания подножки.

Ткани (Н-55/10138, ярус 17; Н-54/4188, ярус 17—18; Н-58/2852, ярус 15; Н-58/2857, ярус 21) имеют простой рисунок, основанный на чередовании маленьких квадратов, различающихся направлением уклона рубчиков. Эта группа тканей полностью соответствует группе тканей из шведской Бирки, обозначенных Гейором значками w 14— w 2О39, как с точки зрения переплетения и рисунка, так и с точки зрения частоты нитей основы и утка. В Новгороде эти ткани появляются не ранее XIII в.

От этих тканей несколько отличаются ткани с узором в клеточку Н-58/2837 и Н-55/10124, ярус 23. Оба эти фрагмента характеризуются чередованием клеточек, различающихся не только направлением рубчиков, но и величиной квадратов и прямоугольников из которых складывается рисунок (рис. 24).

Для наших дальнейших выводов особенно интересным является фрагмент ткани Н-58/2843, ярус 20. Этот фрагмент представляет собой ткань «специального» типа с относительно небольшой частотой основы (27 нитей на 1 см), интересный тем, что окончание ткани, завершающейся бахромой из нитей основы, висящих в виде свободно скрученных петель, что свидетельствует об изготовлении этой ткани на вертикальном ткацком станке (рис. 25).

Третью группу тканей с саржевым переплетением в три нитки образуют валяные сукна, представленные 23 экз. изделий третьего и второго, а также и четвертого сорта. Часть этих тканей окрашена в красный, красно-коричневый или желто-зеленый цвета (рис. 26).

 

ткань средневековья новгородская ткань
Рис. 26. Суконная валяная и крашенная ткань
H-55/pXII, ярус 14
Рис. 27. Ткань саржевого переплетения 2/1 с черными
 и коричневыми нитками основы Н-55/10187

 

В исследуемом материале можно видеть, что саржевое переплетение в три нитки, как и полотняное переплетение (29 экз.), употребляется для производства суконных тканей. В этом они отличаются от саржевых 2/2, из которых валяных только шесть.

Из валяных тканей с саржевым переплетением в три нитки привлекает внимание фрагмент Н-5 5/10165, ярус 11. Это сукно зеленого цвета. Как и в предыдущих случаях, там, где в кромке обнаруживаются цветные нити, это указывает на импортный характер ткани.

Помимо суконных тканей, надо отметить семь фрагментов тканей с саржевым переплетением в три нитки, также крашеных, но не валяных; одна из этих тканей (Н-59/75, ярус 18) имеет черно-красные полосы, идущие вдоль утка; другая ткань (Н-52/11018, ярус 11) имеет черные полосы, идущие вдоль основы. К этой группе тканей относится также фрагмент (Н-55/10187, ярус 18), в основе которого чередуются одна коричневая нить — две черные нити, благодаря чему на ткани получались тонкие полоски, идущие вдоль основы (рис. 27). Таким же единичным экземпляром в этой группе тканей является фрагмент Н-58/2846, ярус 17. Это ткань первого сорта, отличающаяся от прочих употреблением двух чередующихся утков, один из которых имеет скручивание S, а другой Z.

Не все исследованные ткани удалось проанализировать полностью. Так, например, не вполне ясно переплетение четырех небольших фрагментов валяных тканей красивого красного цвета (H-55/PXII, Н-55/10192, Н-55/10147, Н-59/12). Как показывают наши исследования, касающиеся остального материала, эти ткани могли иметь саржевое перештетение в три нитки, либо полотняное переплетение.

Ввиду отсутствия одной из систем нитей не удалось установить способ переплетения полушерстяных тканей, основа которых была из растительного волокна, а уток шерстяной. В Новгороде обнаружено два экземпляра таких изделий. Толщина утка указывает на то, что это были, очевидно, толстые попоны (Н-58/2851, ярус 23 и Н-58/45, ярус 16).

В табл. 9 мы приводим распределение тканей с саржевым трехнитчатым переплетением по ярусам.

Таблица 9

Типы тканей Ярусы
28 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
«Обычные» 2 1 2 7 2 4 5 5 2 6 3 4 1 2 2 5 2 4 4 2 3 2 ]
Валяные и крашеные 1               ] ] 1 2 1 3 2 3 1 4 3 3 3 2 ] ]
«Специального» типа и в хубих ] 2 6 2 4 9 2 14 6 5 6 1 1 1 1 1

наверх

загрузка...