SwordMasters > Мусульмане в Хазарском каганате

 

Таким образом, распространение ислама в центральных городах Хазарского каганата, по всей видимости, начинается со 2-й пол.ІХ в. Тогда же, в сер.IX в., появляются мусульманские общины и в Волжской Булгарин (Халикова Е.А., 1986, с. 137-152). Причем, согласно мнению большинства исследователей, на территорию Среднего Поволжья ислам распространяется из Средней Азии. В пользу этого говорит и сообщение Ибн-Фадлана о том, что в крупной мусульманской общине, которую он встретил на территории Волжской Болгарии, читали икаму дважды (Путешествие..., 1939, с.69-70). Последнее было характерно для мусульман Средней Азии, исповедующих ислам ханафитского толка (Халикова Е.А., 1986, с. 143). Благодаря терпимости, упрощающей возможность контактов с иноверцами, ислам ханафитского мазхаба получил широкое распространение в более поздний период (после XI в.) на окраинных территориях мусульманского мира, в том числе и в Европе (Ислам, 1991, с.273). Как видим, начало его продвижения на Запад было положено в более раннее время.

С миграцией мусульман из Средней Азии связывали распространение ислама в Восточной Европе Б.Н.Заходер (Заходер Б.Н., 1962, с. 15,154, 156) и А.Ю. Якубовский (Якубовский А.Ю., 1948, с.261, 262, 270). О влиянии на культуру Хазарии иранской культуры, в частности, на преобладание в степных украшениях мотивов иранского происхождения, что, наиболее вероятно, также было связано со среднеазиатским влиянием, писали Д.Данлоп (Dunlop D.M., 1967, р.231) и М.И.Артамонов (Артамонов М.И., 1962, с.409).

Археологический комплексу с.Сидорово. Амфорная тара.
Рис. 10. Археологический комплексу с.Сидорово. Амфорная тара.

Ранее было отмечено, что все пока известные поселения, рядом с которыми располагаются мусульманские кладбища, обнаружены близ Северского Донца и его притоков. Здесь в эпоху раннего средневековья пролегала ветка торгового пути. Он шел через территорию Северного Кавказа, далее поднимался по Дону и Северскому Донцу, направляясь в лесостепную полосу Восточной Европы (Кропоткин В.В., 1978, с. 111-117; Даркевич В.П., 1976, с. 144-147, табл.50). Оттуда ответвления этой магистрали вели на территорию, заселенную славянами, и в Скандинавию. По этому пути в эпоху раннего средневековья в страны Восточной Европы шел ряд товаров, причем по нему же поступала и восточная серебряная монета. О его оживленном функционировании свидетельствуют находки куфических дирхемов на донецких городищах и прилегающих к ним поселениях (Кравченко Э.Е. и др., 1998, с. 139), находка костей домашнего верблюда на поселении у с.Богородичное Славянского р-на Донецкой обл. (Сібільов М.В., 1950, с.102). Показательно, что на поселениях хазарского времени, расположенных на территории Луганской обл., наряду с находками арабских дирхемов и мусульманскими кладбищами известны печи – тандыры. Эти печи, характерные для стран Востока, пока фиксируются на памятниках среднего течения Северского Донца лишь в хазарское (Красильников К.И., 1986) и золотоордынское (Кравченко Э.Е., Швецов М.Л., 19906; Кравченко Э.Е. 2000) время. И в первый, и во второй периоды появление их здесь, по всей видимости, свидетельствует о контактах населения этого региона со странами Средней Азии.

К числу восточных влияний можно отнести и наличие на Сидоровском городище характерных водосборных ям, стенки которых облицованы либо верхней частью крупного пифоса, поставленной на венчик, либо нижней частью такого же сосуда с выбитым дном. Подобные сосуды вставлялись в выкопанную яму, а затем вокруг (или в районе подхода к данной яме) делалась отмостка из фрагментов керамики. В целом, такие ямы напоминают санитарные сооружения “тошна”, “тошнау”, широко распространенные на Востоке и известные в XII-XIII вв. на Нижней Волге, где они также, скорее всего, относятся к среднеазиатским влияниям (Васильев ДВ. и др, 2003).

Возможно, с Востока распространяются отдельные керамические формы, к числу которых относятся крышки с высокой ручкой. Появление их приблизительно в одно и то же время в двух регионах, разделенных большим расстоянием, может объясняться распространением этой керамической формы из одного центра, каковым могла являться территория Хорезма. В дальнейшем крышки указанного типа могли производиться на местах.

Археологический комплекс у с.Сидорово. Амфорная тара.
Рис. 11. Археологический комплекс у с.Сидорово. Амфорная тара.

Путь, шедший с мусульманского Востока, являлся путем культурного диалога. Наряду с товарами и серебром по нему распространялись идеи. В населенных пунктах, расположенных на пути, обычно имелись прослойки людей, бывших выходцами из мира ислама. Постепенно вокруг них могли образоваться общины из новообращенных в эту веру местных жителей. Нам представляется, что указанный процесс шел в сер.IX в. Именно этим временем могут датироваться некрополи у Лысогоровки и на Царином городище, где мусульманские части могильников непосредственно граничат с языческими кладбищами. Могильники Сидоровского городища относятся К более позднему периоду-кон.IX-1 -й пол.Х в. Ислам для общины этого населенного пункта не был новой верой, о чем говорит четкое выполнение погребальных канонов, фиксирующееся на кладбищах Сидоровского археологического комплекса.

Вне сомнений, на Сидоровском городище в последний этап его существования жили и представители других конфессий. Так, во время исследований памятника в 1971 г в подъемном материале был обнаружен железный крест (Михеев В.К., 1985, рис. 17, 14). При раскопках, произведенных в 2000-2002 гг на территории городища, были зафиксированы следы совершения какими-то группами его населения языческих обрядов (Кравченко Э.Е., Давыденко В.В., 2001, с.235-237, рис.5; Кравченко Э.Е., 2002, с.6). В целом же ситуация на памятнике, по всей видимости, была характерна для крупных населенных пунктов Хазарского каганата 2-й пол.ІХ - X в. На одних и тех же населенных пунктах проживали представители различных племен и народов, исповедовавших разные веры. Тем не менее, громадные размеры мусульманских кладбищ Сидоровского археологического комплекса свидетельствуют о том, что в кон.IX- 1-й пол.Х в. мусульманская община этого населенного пункта занимала доминирующее (по крайней мере, в численном отношении) положение.

Говоря о распространении ислама на запад, уместно добавить, что Среднее Подонцовье является пока самым западным пунктом, где существование раннемусульманских общин хазарского времени зафиксировано археологически. Судя же по отрывочным историческим свидетельствам, исламская проповедь велась в это время на территориях, отстоящих на тысячи километров на запад от рассматриваемого нами региона. Так, известно, что к моменту принятия христианства (60 гг IX в.), были предприняты попытки мусульманской проповеди в Дунайской Болгарии. Об отсутствии ее успеха свидетельствует тот факт, что к моменту христианизации, да и некоторое время спустя после крещения, абсолютное большинство протоболгар и славян на территории Первого Болгарского царства были язычниками (Литаврин Г.Г., 1988, с.30-37). Некоторое количество населения в Дунайской Болгарии приняло христианство раньше, в 30 гг IX в. (Литаврин Г.Г., 1988, с.39-41). По всей видимости, мусульманская миссионерская деятельность на территории Первого Болгарского царства относится к периоду, непосредственно граничащему со временем принятия христианства в качестве государственной религии. Именно тогда с целью обратить князя Бориса и его народ в свою веру в Болгарию направилось большое количество проповедников. Среди них, наряду с христианскими миссионерами, были представители других конфессий, несовместимых с ортодоксальным христианством. В числе их следует назвать ислам, иудаизм, а также всевозможные еретические течения (Литаврин Г.Г., 1988, с.46). Скорее всего, именно в это время и попали в Болгарию “сарацинские книги”, о которых болгары спрашивали папу Николая, “как с ними поступить?” (Иловайский Д.М., 1996, с. 175-176).

Для нас особо интересным представляется факт, что по времени попытка мусульманской миссионерской деятельности в Болгарии совпадает с началом широкого распространения ислама на территориях Хазарии, Волжской Болгарии и в среднем течении Северского Донца. Не исключено, что в 60 гг IX в. на территорию Первого Болгарского царства мусульманские миссионеры направились из ближайших к нему земель, где в это время велась активная успешная проповедь, – со Среднего Подонцовья. Немаловажную роль в этом мог играть и тот фактор, что обе эти области были заселены родственными по происхождению народами, а также то, что, по всей видимости, какие-то культурные контакты могли существовать между этими двумя регионами и в более раннее время. В пользу последнего может свидетельствовать факт значительного сходства балкано-дунайской и степного болгарского варианта салтово-маяцкой культур (Плетнева С.А., 1981, с.75).

Дальнейшая судьба первых мусульман среднего течения Северского Донца не ясна. Во 2-й пол.Х в. Хазария пала под ударами печенегов и Киевской Руси. Значительная часть поселений, расположенных в среднем течении Северского Донца, в том числе и Сидоровское городище, в это время прекратила существование. На берегах р.Северский Донец в последующий период известна серия небольших поселений, на которых вплоть до кон.XIV в. проживали потомки населения хазарского времени. В их материальной культуре отчетливо прослеживается влияние Киевской Руси и христианства (Кравченко Э.Е., 2000). Вполне возможно, что часть мусульманского населения мигрировала. Они могли переселиться на восток, в пределы Волжской Булгарин, где жило родственное по происхождению и вероисповеданию население.

Археологический комплекс у с.Сидорово. Фрагменты крышек с высокими ручками.
Рис. 12. Археологический комплекс у с.Сидорово. Фрагменты крышек с высокими ручками.

По мнению И.Л.Кызласова, в пользу этого может свидетельствовать факт распространения на территории Волжской Булгарин кубанского рунического алфавита2. В своей книге он указывает, что рунические алфавиты евразийских степей не были связаны с какими-то конкретными этносами. В то же время подчеркивается их связь с раннесредневековыми степными государственными образованиями (Кызласов И.Л., 1994, с.213-214). Кубанское руническое письмо И.Л. Кызласов связывает с раннеболгарской государственностью (Кызласов И.Л., 1994, с.216). Обращает внимание факт, что один из образцов этого письма (К-9) обнаружен в непосредственной близости от Сидоровского археологического комплекса, на Царином городище (Маяки) в среднем течении Северского Донца. Показательно, что самые поздние образцы встречены на территории Волжской Булгарин, где эта письменость существовала параллельно с арабским письмом вплоть до XII, если не до XIII в. (Кызласов И.Л., 1994, с.274-275). Ранним временем (VIII - нач.Х в.) датируются образцы кубанской и доно-кубан-ской письменности на Нижнем Дону (Житков, Кирово), Северном Кавказе (Хумаринское городище) и Северском Донце (Маяки-Царино) (Кызласов И.Л., 1994, с.265-274, 275-276). Самыми ранними, похоже, являются образцы с Нижнего Дона и, возможно, Северского Донца. Относительно ранние надписи из Удмуртии и Пермской обл. (Седьяр и Оношат), а также с верховьев Камы (Афанасьево) сделаны на престижных серебряных сосудах и, соответственно, могли попасть на эти земли с других территорий. И, наконец, вне сомнений, местной и самой поздней является надпись на ручке сосуда из Биляра. Тот факт, что она была прочерчена до обжига, свидетельствует, что руническим письмом, скорее всего, владел гончар, изготовивший этот сосуд. При любой датировке рассматриваемого образца, предлагаемой различными авторами, эта надпись, вне сомнения, является самой поздней (Кызласов И.Л., 1994, с.275).

2 Это предположение было высказано И.Л. Кызласовым на заседании секции в Институте археологии РАН в начале 2004 года. Несмотря на то, что в то время памятники рунической письменности на Сидоровском археологическом комплексе не были обнаружены, оно представляло существенный интерес. Автор пользуется случаем поблагодарить И.Л. Кызласова за ценные советы и консультации.
Во время археологических исследований летом 2004 г., когда данная статья уже была отдана в редакцию, в заполнении одного из помещений на Сидоровском городище бып обнаружен рог с рунической надписью.

Часть мусульманского населения могла покинуть среднее течение Северского Донца в более раннее время. Так, известно, что в 896 г вместе с венграми, пришедшими на Дунай с востока, в Карпатской низменности появились небольшие группы мусульман, которые присоединились к венграм где-то по пути на запад (Халикова Е.А., 1986, с. 141). Они могли присоединиться к ним на Северском Донце.

На постсалтовских поселениях XI-XIV вв., расположенных в среднем течении Северского Донца, следы влияния ислама как будто не фиксируются. Правда, следует указать, что раскопкам подвергался всего один могильник этого периода (поздняя часть Зливкинского могильника) (Швецов М., 1991). Новый же этап распространения ислама на Северском Донце приходится на золотоордынское время.

 

 

Автор: Кравченко Э.Е. (Донецк, Украина) Мусульманское население среднего течения Северского Донца и распространение ислама в Восточной Европе в хазарское время // Степи Европы в эпоху средневековья, Т.4. Донецк, 2005

MUSLIM POPULATION OF SEVERSKY DONETS MEDIUM REACHES AND ISLAM SPREAD IN EASTERN EUROPE IN KHAZARIAN TIME

So far the problem of Islam propagation has been the object of purely historical discussions which can be accounted for by the lack of archaeological materials to support scarce evidence of the written sources. In the 80-90s of the XXth c. Muslim necropoles neighbouring the monuments of the Saltovo-Mayaki culture (the Khazar chaganate) were discovered in the medium reaches of the river Seversky Donets (i.e. the right tributary of the Don in the north-eastern Black Sea coast area). Those graveyards were found near the settlements of the villages of Mayaki and Sidorovo and unfortified settlements at the villages of Platonovka, Lysogorovka, Novolimarevka. So far the graveyard of the archaeological settlement situated near the village of Sidorovo in which 216 graves had been studied by the end of the 2003 season has been known best among them.

Most part (90%) of these interments was made strictly according to the Muslim funeral rite. The dominating type of grave at the cemeteries of the archaeological settlement near the village of Sidorovo is a pit with shoulders along its long walls. The funeral chambers were lined with plank laid on the shoulders along or across the grave pit. The buried were orientated towards the west/north-west. The skeletons are normally found lying on their backs or right sides. The bones position is indicative of the fact that the buried were shrouded. Sometimes wooden frameworks serving as coffins which have immediate analogs in pagan necropoles of the Saltovo-Mayaki culture are found in the graves.

Generally no accompanying equipment was found in the graves with the exception of interments 28, 169 and 190. There was a sulphur-polished vessel at the skull in interment 28. A whet stone located in the centre of the pelvis was found in the buried from interment 190. A group of objects found at the skull cervical bone of a child’s skeleton (interment 169), i.e. a little round silver bell, three serpentiform pendants cut out of a thin copper sheet, a black glass bead with inlaid yellow “eyes”, are of special interest. These objects functioned as a set of amulets attached to the band braided into the buried girl’s hair. The above objects have direct analogues in the antiquities of the Saltovo-Mayaki culture. These objects and the materials of the excavations of the neighbouring settlement permit dating the burial grounds under consideration back to the 2nd part of the 1X-X c.

The analysis of the details of the rite indicates that Islam was not a new religion for the population of the settlement at the village of Sidorovo. The process of its propagation in the medium reaches of the Seversky Donets may have begun as early as in the middle of the IXth c. At that time the period of confrontation of Khazaria with Islamic states was over having given way to active trade contacts. The ties with the Islamic world including Middle Asia promoted penetration of cultural and ideological influence to Khazaria. Muslim missionaries were most likely to get to Nizhneie Povolzhye from the territory of Khorezm. Then the preachers moved further west by trade routes. It was at that time that Islam was disseminated in the medium reaches of the Seversky Donets along which there was an important trade route.

Muslim burial grounds of the medium reaches of the Seversky Donets so far have been the extreme western points where the process of Islam propagation in the 1X-X c. was registered archeologically. However, the written sources are indicative of an attempt to disseminate Islam much further to the west, i.e. on the territory of Danube Bulgaria, in the 60s of the IXth c.

The destiny of the first Muslims living in the medium reaches of the Seversky Donets is quite obscure. In XI-XIV cc. there were a number of settlements in this area with descendants of the Khazar chaganate population living in them. In that period the influence of Kiev Rus and Christianity is clearly traced in their material culture. Another stage of wide-spread propagation of Islam on this territory falls on the XIV c.

 


Вернуться назад
Top.Mail.Ru