В Пензенской области обнаружено место грандиозного сражения XIII века, о котором молчат исторические хроники. Археологи утверждают, что по своим масштабам оно не уступает крупнейшим битвам Средневековья.
оригиналВ Средние века военная сила была главным доводом политики, а потому пограничные стычки и масштабные сражения не являлись редкостью. Но материальных свидетельств тех лет дошло до нас не так много. Поэтому каждая новая находка представляет для ученых огромный интерес. Ну а если удается обнаружить следы неизвестной ранее крупной битвы, это уже сенсация.
Восстановить подробности одного из самых масштабных сражений XIII века намерен доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории Древнего мира, Средних веков и археологии Пензенского педагогического университета профессор Геннадий Белорыбкин. Вместе с ним корреспонденты "Итогов" побывали на Золотаревском городище.
- Вот на этом месте и произошло кровавое побоище, - Геннадий Белорыбкин показывает на припорошенное снегом мелколесье. - Сейчас о сражении напоминают лишь остатки древних оборонительных сооружений и рвы разоренного в той битве городища. Это была великая битва, и, что самое удивительное, узнали о ней мы совсем недавно. Тут вполне уместно вспомнить поговорку "Не было бы счастья, да несчастье помогло". К нам в университет стали приходить люди, которые рассказывали, что на месте бывшей крепости постоянно ведут раскопки какие-то люди. Мы отправились сюда и были потрясены увиденным: почти вся территория городища и ближайших окрестностей была изрыта ямами. Явно дело рук "черных копателей". Они брали только самые ценные предметы - изделия из золота и серебра, а все, что им не было нужно - наконечники стрел, остатки конской сбруи, доспехи, - они складывали возле пеньков. Когда мы прошлись по этим пенькам, то обнаружили целые горы не приглянувшихся "черным археологам" предметов. А когда посчитали, сколько мы этого "пенькового" железа насобирали, оказалось - несколько тысяч предметов. Причем обломки были разбросаны на площади примерно в 6-7 гектаров.
Этим летом в ходе раскопок выяснилось, что среди находок преобладают детали вооружения: наконечники стрел, остатки сабельного оружия, украшения воинов и фрагменты конской сбруи. А кроме того, было найдено просто колоссальное количество человеческих скелетов. Были найдены кости с торчащими в них наконечниками стрел, рубленые черепа, а на крепостной стене даже раскопаны останки воина, сжимающего в руке булаву. Все это указывало на то, что у Золотаревского поселения находится именно место битвы, а не захоронение. Перед исследователями открылось огромное поле брани, на котором одних только наконечников стрел было найдено более тысячи! "Чтобы вам был более понятен масштаб сражения, - рассказывает Геннадий Белорыбкин, - я приведу такой пример. Эта территория в начале XIII века входила в состав Волжско-Камской Болгарии. Так вот, по всей Волжской Булгарии наберется, может быть, несколько сотен наконечников, найденных за долгие годы археологических исследований. А тут в одном месте их более тысячи! На месте побоища мы обнаружили и огромное количество фрагментов сабель - основного оружия того времени. Такого количества деталей сабельного оружия даже во всей Древней Руси, наверное, не наберется".
Собрав все находки, Геннадий Белорыбкин отправился с ними в Москву и Санкт-Петербург к ведущим российским историкам и специалистам по древнему оружию. Все, кто видел то, что он привез, едва не падали со стульев от удивления и не могли поверить своим глазам. Оружие подробно
Оружие и доспехи из Золотаревского городищаТем временем ученым предстояло попытаться более точно установить, когда же произошло это неизвестное побоище. "На начало XIII века приходится два крупных исторических сражения, - говорит профессор Белорыбкин. - Первое - это сражение 1223 года на реке Калка, когда Субэдей и Джебе во главе монгольского войска разбили русских. Некоторые исторические летописи утверждают, что после этого побоища монголы расслабились, их отряды попали в засаду, устроенную волжскими булгарами, и были разбиты. Многие историки считали, что это произошло в Золотаревке. Второе известное крупное сражение произошло в 1237 году, когда Батый разгромил сначала Волжскую Булгарию, а затем двинулся на Русь и напал на Рязань, захватил ее и далее прошел по всей северо-восточной Руси. Однако перед тем, как двинуться на Русь, монгольский хан простоял всю осень между Рязанью и Волгой". Вот здесь-то и начинается самое интересное. По словам историка, в старинных письменных летописях есть очень важное упоминание о том, что хан Батый со своим войском простоял несколько месяцев на реке Нузле или возле города Онуза. Неподалеку отсюда есть исторический памятник, так называемое Неклюдовское городище на реке Узе. Уза и Онуза по транскрипции очень близки, и можно предположить, что именно в этом месте и стоял со своим войском хан Батый. Кстати, когда археологи раскапывали Неклюдовское городище, то обнаружили немало вещей, свидетельствующих о пребывании монголов. Не исключено, что, находясь на этой территории, хан попытался захватить и разорить все близлежащие селища и крепости. Например, у персидского ученого-энциклопедиста Рашидаддина есть упоминание о том, что хан Батый как раз в это время занялся войной с племенами мокшей и буртасов. Именно в этот период здесь проживали и мокша, и буртасы, и булгары. Поэтому, как предполагает профессор Белорыбкин, наиболее правдоподобной выглядит версия о том, что битва произошла в 1237 году.
Когда же ученые стали разбираться, кто сражался на поле брани, то выяснилось, что здесь было не просто сражение между монголами и буртасами, здесь, без преувеличения, была битва народов. Со стороны монголов в ней принимали участие в основном тюркские племена, а со стороны защитников - булгары, буртасы, мордва, русские, кыпчаки и, что совсем неожиданно, аскизы, жившие в то время на Алтае, то есть почти за 3000 километров. Они составляли костяк военного отряда, который защищал городище. Аскизов вполне можно сравнить с варягами. Но если варяги действовали в Днепровском бассейне и в северных землях, то аскизы - в Волго-Уральском регионе.
Как считает Геннадий Белорыбкин, эта битва была неслучайной: "Поначалу мы думали, что шли монголы по дороге, попалась им на пути крепость, они взяли да и разбили всех. Однако это вряд ли выглядело так. Дело в том, что через Золотаревское поселение проходил крупный торговый путь из столицы Волжской Булгарии в столицу Киевской Руси. Поселение закрывало переправу через реку Суру, обойти его было просто невозможно. Можно сказать, это был ключевой форпост. Поэтому в любом случае его надо было только штурмом брать". Видимо, зная о грозящей опасности, защитники городища вели активную подготовку к сражению. Они заранее нарыли вокруг стен в шахматном порядке так называемые волчьи ямы и накидали туда "чеснок" (металлические шипы). Лошади, попадая в такие ямы, получали серьезные увечья. Коннице пробраться напрямую к крепости было практически невозможно. Эти ямы предназначались еще и для того, чтобы нападавшие не могли подкатить к стенам городища таранную технику и катапульты". Кстати, эти ямы сохранились спустя века.
По мнению Геннадия Белорыбкина, ход событий был таким. Скорее всего Батый напал на крепость глубокой ночью. Окружив городище со всех сторон, монголы предложили защитникам сложить оружие и открыть ворота. Однако получили отказ. Тогда Батый атаковал городище. Часто монголы при нападении использовали тактический прием, называемый "хороводом". Конница окружала крепость и начинала обстреливать защитников из луков. Как правило, средневековые сражения - это кратковременные сшибки. Доспехи воинов весили около 50 килограммов, и долго воевать в них было просто физически невозможно. Монголы благодаря своему численному превосходству могли постоянно сменять уставших бойцов. Плано Карпини, монах-францисканец, посланный в 1246 году папой Иннокентием IV к монголотатарам, так описывает тактику осады укреплений монголами: "Если встретится такая крепость, они окружают ее; мало того, иногда они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом они весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или на ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха; сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска и одно сменяет в бою другое, так что они не очень утомляются. И если они не могут овладеть укреплением таким способом, то бросают на него греческий огонь, мало того, они обычно берут жир людей, которых убивают, и выливают его в растопленном виде на дома; и везде, где огонь попадает на этот жир, он горит неугасимо..." Видимо, так было и у Золотаревского городища.
Оборонять крепость предполагалось долго. Раскапывая один из рвов, ученые наткнулись на целый амбар, забитый зерном. Одного только овса было найдено 20 мешков. Но силы в этой схватке были слишком неравными. На стороне защитников городища сражалось около тысячи бойцов, им противостояли примерно пять тысяч воинов хана Батыя.
Плано Карпини оставил нам также описание оружия, которое использовали в бою монголы: "Оружие же все по меньшей мере должны иметь такое: два или три лука или по меньшей мере один хороший и три больших колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые; у них есть также вооруженная лошадь, прикрытия для голеней, шлемы и латы". Все это в большом количестве и было найдено у Золотаревского поселения. Так, нападавшие использовали наконечники для стрел нескольких видов: с узкой массивной шиловидной головкой - для пробивания кольчуг защитников крепости, узкие массивные долотовидные наконечники и бронебойные с граненой шейкой - для пробивания пластинчатых доспехов, шлемов и щитов. Долотовидные наконечники были особенно эффективны при стрельбе по защищенному шлемом и щитом противнику. Такие наконечники легко раскалывали деревянный щит, обтянутый кожей и иногда усиленный железной вставкой.
"Скорее всего побоище длилось около двух дней и на поле брани полегла основная часть защитников крепости, - говорит профессор Белорыбкин. - В конце концов Батый при помощи китайских катапульт все-таки пробил стены крепости и вошел в городище. Он приказал своим воинам убить всех, кто остался в живых, а городище разграбить и спалить. Видимо, женщин и детей согнали в один амбар, заперли и подожгли. В одном из хранилищ зерна мы нашли гору человеческих останков". Подобные "акции" монголы, как правило, устраивали только в том случае, если население оказывало сопротивление. Города, сдавшиеся без боя, монголы особенно не трогали. Из этого можно заключить, что жители Золотаревского поселения оказали упорное сопротивление и потому были полностью уничтожены. Большое количество оружия и тел осталось лежать неубранным на поле битвы. Это можно объяснить только тем, что ближайшие окрестности также были разорены монгольским войском и некому было похоронить погибших защитников.
Исследования Золотаревского побоища обязательно будут продолжены, поскольку это историческое событие таит еще массу загадок. И, пожалуй, главная из них - кто руководил действиями защитников крепости? И почему ни одна летопись не донесла до нас сведений об этой грандиозной битве?
Газета "Итоги" №45 / 387 (11.11.03)