Макарова Т.И. Черневое дело Древней Руси. М., 1986. с. 52,
Второй тип колтов с чернью в конструктивном смысле представляет собой развитие первого. В их устройстве тоже имитируется жемчужная обнизь, но
в другом исполнении: место литых шариков занимают крупные полые шарики, спаянные из двух изготовленных тиснением половинок. В одних случаях
они напаяны на трубочках-шпеньках, как на колтах первого типа, в других — крепятся на нити, продетой в петли, как это делалось в жемчужных оправах. В некоторых случаях оба эти способа крепления обнизи используются одновременно.
Таким образом, литье заменено в обнизи колтов второго типа качественно иной операцией — тиснением, значительно более дешевым. Сама эта замена
является надежным свидетельством эволюции производства.
..... ... ....... ...... ......
Последний (3) подтип колтов с обнизью из крупных полых шариков — колты с древом жизни. Одна пара их была обнаружена в кладе у с. Стариково
Курской обл. (рис. 20, № 149). Рисунок изображает пышное древо с перевернутым крином в центре. Обнизь отличается необычайно высокими трубочками,
на которые насажены шарики. Ни один мастер не повторил больше эту особенность, испортившую общий облик изделия. Сами колты и рисунок на них
несколько примитивны, они уступают в эстетическом отношении всем остальным перечисленным нами колтам рассматриваемого типа.
Другая пара колтов с древом, происходящая из Болоховского клада, отличается некоторой «доморощенностью» (рис. 20, № 151). Для обнизи здесь мастер оставил углубленную канавку, как это было сделано и на изяславских колтах с двумя зверями. Рисунок древа примитивен и плохо оттиснут.
Еще одна пара колтов с тем же сюжетом найдена в Изяславле (рис. 20, № 155-156). Обнизь их состоит из крупных шариков, нанизанных на проволоку и дополнительно припаянных к борту колта. Чернь почти всюду выпала, и поэтому ясно видно,что лоток для нее не оттиснут на матрице, а просто слегка углублен резцом, оставившим след в виде очень частого зигзага. Чернь и здесь должна была служить фоном для пышного древа с помещенным внутри него перевернутым трехлепестковым крином. Изяславские колты и особенностями устройства, и примитивизмом в трактовке очень популярного во всех областях древнерусского искусства сюжета подводят к мысли об их местном изготовлении во второразрядной мастерской, лишь отдаленно знакомой с шедеврами своих столичных собратьев. Самая поздняя дата их изготовления — середина XIII в. время гибели Изяславля.
Еще большее упрощение того же сюжета демонстрирует последняя пара колтов подтипа 3 (рис. 18,№ 153). Они найдены в кладе из Старой Буды вместе с серебряными слитками XIV-XV вв. и поэтому могут рассматриваться как пример самого позднего из украшений этого рода. Действительно, в смысле
изображенного на колтах орнамента было бы трудно разобраться без разобранных выше колтов, где композиция с пышным крином представлена более
наглядно. Место крина на колтах из Старой Буды занимает сердцевидная фигура, а контуры пышныхветвей крайне схематичпо переданы гравированны-
ми завитками. Чернь, вероятно, заполняла углубления гравировки, а серебряное поле было, судя по описанию, приведенному в первой публикации, покрыто «штриховкою из передвижки резцом». Там же указано, что вместе с колтами было найдено не менее 30 «горошин на горлышках с ободка», что и дает нам основания для предложенной реконструкции.