В который раз за границей обнаружили уникальный артефакт, вероятно, из Украины, проданный «черными археологами». Как его вернуть? Мария Прокопенко 12 апреля, 2019 газета
ДеньНевероятную новость недавно закинул в информационное пространство археолог Максим ЛЕВАДА. В Британии «всплыл» шлем эпохи поздней бронзы, и похоже на то, что так называемые черные археологи в свое время нашли этот артефакт в Украине и продали через печально известный аукцион Violity. «День» рассказывает о сути дела и о том, что делается, чтобы вернуть уникальную находку в Украину.
УКРАИНСКИЙ АУКЦИОН
Следовательно, как рассказал Максим Левада в своем материале для ресурса «Музейное пространство», 9 июля 2017 года на аукционе Violity человек под ником Pislarij продавал бронзовый шлем. Начальная цена составляла 10 000 гривен, ушел он за 50 400 гривен.
По словам Левады, речь об уникальном артефакте, такие шлемы, найденные в Европе, можно буквально пересчитать на пальцах. «Они датируются периодом раннего Гальштата, то есть ХІІ — первой половиной Х в. до Р. Х. Таким образом, этому творению древнего оружейничества боле чем три тысячи лет!» — пишет археолог.
Таких шлемов нет ни в одном музее Украины. Профессор Николай Бандривский, который проконсультировал Максима Леваду по поводу этой находки, считает, что артефакт могли найти в ареале Голиградской культуры, в основном это — сегодняшняя Ивано-Франковская область, юг Тернопольской, Львовской и западные районы Черновицкой областей.
Также Левада цитирует описание лота на Violity, который сделал Pislarij, и там в частности отмечается, что когда шлем нашли, на нем были заметны поломки по низу тулии около «прижизненного» ремонта. На фотографии видны заклепки эпохи поздней бронзы — тот же «прижизненный» ремонт. Кроме этого, шлем отреставрировал специалист (с точки зрения «черного археолога»), который закрыл поломки и для усиления тулии вставил внизу стальной обруч. Во время транспортировки у шлема выломился фрагмент шишака, куски которого заботливый Pislarij доложил в комплект к шлему.
Максим Левада акцентирует, что заклепки эпохи поздней бронзы чрезвычайно важны, потому что «они индивидуальны, как отпечаток пальца». Поскольку подделать их невозможно, это дает возможность узнать шлем.
Археолог отметил, что тему с обсуждением шлема на сайте Violity быстро удалили, как и архив с аукционом этого лота. Более того, на Violity удалили почти всю информацию, связанную с пользователем с ником Pislarij, хотя он был активным участником торгов и обсуждений. Это выглядит достаточно забавно, потому что возобновить информацию может любой грамотный пользователь, не говоря о правоохранителях.
БРИТАНСКИЙ АУКЦИОН
Через год уникальный шлем вынырнул на лондонском аукционе Timeline, и 4 сентября 2018 года его продали за 11 875 фунтов стерлингов (это уже более 414 000 гривен). Лот имел название «
Карпатский шлем бронзового века».
«При перепродаже было отмечено, что это собственность одной дамы, которая проживает в Кенти, а шлем по происхождению из коллекции ее дедушки, которую он приобрел в Германии после Второй мировой войны. А еще там говорилось, что шлем имеет следы древнего ремонта (!) в виде двух прямоугольных пластинок с бронзовыми креплениями и что продажа сопровождается аналитическим отчетом по №114371/570 доктора Брайана Гилмора из Исследовательской лаборатории археологии и истории искусств Оксфордского университета», — пишет Максим Левада, цитируя вывод Брайана Гилмора в оригинале.
На фотографиях из британского аукциона видно, что этот давний ремонт идентичен ремонту на шлеме, который продавали на Violity.
УКРАИНСКИЙ МУЗЕЙ?
Находку можно было бы считать безнадежно утраченной — как и много других ценных экспонатов, которые усилиями «черных копачей» наводняют европейские аукционы. Но на днях Максим Левада получил письмо от коллеги из Центральной Европы, где тот написал: «Я знаю, где сейчас находится шлем... Мне просто нужно знать, к кому обращаться из украинской власти — может, вы можете мне помочь?»
Практика заставляет скептически оценивать порыв украинской власти спасти артефакт. Археолог публично обратился к народному депутату Дмитрию Тимчуку, чья быстрая реакция помогла в 2016-ом вернуть так называемый «меч викинга», который «черные археологи» нашли в Украине и пытались через Россию вывезти в Эстонию («День» подытожил эту историю в материале «Шесть боев «меча викинга»).
Дмитрий Тимчук отреагировал на заявление и уже подготовил обращение в ответственные структуры. Кроме этого, должно появиться официальное сообщение о преступлении, направленное в правоохранительные органы.
КОНТЕКСТ
«День» обратился к специалисту по оружию бронзовой эпохи Марианне МЕДЛИНГЕР (Marianne Modlinger, Австрия), чтобы она охарактеризовала такие артефакты, как упомянутый шлем. Марианна дала такое описание:
это первые и самые древние европейские металлические шлемы, они датируются XV веком до н.э. (такие артефакты находили в Греции) — ХІІІ веком до н.э. (находили в Центральной и Восточной Европе);
большинство из них происходят из Карпатского бассейна;
такие шлемы никогда не находили в могилах (единственное исключение — артефакт, найденный в Греции, в Кноссе), обычно их находят в сопутствующих отложениях или в отложениях рек;
эти шлемы содержат около 9—10% олова, а также следы свинца, сурьмы, мышьяка и других элементов;
до сих пор опубликована информация о 12 таких шлемах, также известно о пяти таких артефактах в частных коллекциях (один из них точно из Украины, другой, о котором идет речь в этом материале, — очень вероятно, что происходит из Украины) — то есть в целом 17 единиц;
шлем такого типа, который точно происходит из территории Украины, был продан через Violity в октябре 2017 года и не появлялся на рынке.
ОЖИДАЕМАЯ НАХОДКА
На ситуацию со шлемом отреагировали во Всеукраинской общественной организации «Союз археологов Украины». Ее председатель, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии НАН Украины Яков ГЕРШКОВИЧ поделился с «Днем» своим мнением относительно артефакта: «Бронзовые шлемы такого типа использовали воины Центральной Европы в конце II тысячелетия до н. э., где-то от ХІІ до Х века до н.э. Они известны по публикациям венгерских, румынских, немецких коллег. На территории современной Украины о находках таких шлемов раньше не было известно. Следовательно, я полностью согласен с мнением профессора Николая Бандривского, что этот шлем — редкий артефакт. Только, на мой взгляд, возможный ареал подобных находок должен быть шире культуры Гава. Дело в том, что для того времени непосредственные контакты с западными культурами имело также население всего Северного Причерноморья, включая Поднипровье (культуры белогрудовская, чорнолесская, белозерская). Это мы видим по характерным находкам керамических, костяных, металлических изделий. В целом этот вопрос мы еще будем решать в научной среде. Но главное заключается в том, что находка этого шлема, хоть и первая на нашей территории, но вполне ожидаемая, может быть объяснена через ту сумму знаний, которые имеются в распоряжении сегодня».
Яков Гершкович акцентирует, что, к сожалению, точное место находки вряд ли когда-либо выяснят, как это случается почти со всеми, если не всеми, археологическими вещами, которые были и еще будут проданы на аукционе Violity. Здесь напомним, что, выкапывая и продавая какую-то памятку нелегально, человек не только ворует артефакт, но и разрушает его историю: где он был найден, кому мог принадлежать, почему оказался именно в этом месте и тому подобное.
«То, что шлем был найден во время незаконных раскопок, по-моему, свидетельствуют данные, предоставленные его продавцом. Во всяком случае, шлем точно не лежал у кого-то в ящике и не был найден бабушкой в огороде, как об этом нам часто говорят частные коллекционеры», — добавляет Яков Гершкович.
По мнению ученого, механизм возвращения шлема будет таким же, как с «мечом викинга». «Этим будут заниматься СБУ и Министерство культуры, куда мы в ближайшее время направим соответствующее обращение», — говорит председатель Союза археологов Украины.
«ВОПРОС НУЖНО РЕШАТЬ КОМПЛЕКСНО»
«Как на мой взгляд, уже давно вопрос относительно ограбления археологических достопримечательностей нужно решать комплексно, то есть учитывая то, что существует определенный механизм ограбления: от обычных землекопов-грабителей до перекупщиков и скупщиков награбленного. Вспомогательными деталями этого механизма часто выступают и всевозможные аукционы. И это касается не только Украины», — резюмирует Яков Гершкович.
Добавляем, что Violity регулярно дает поводы жаловаться о разворовывании украинского наследия. Летом 2017 года Министерство культуры обращалось в СБУ с просьбой промониторить сайт аукциона относительно законности проведения операций с культурными ценностями и «принять меры с целью недопущения нелегального оборота предметов археологического наследия». Как видим, ничего не изменилось, разве что стало меньше агрессивной рекламы аукциона в интернете и на биллбордах. Правоохранители словно надели шлемы, в которых ничего не видно и не слышно.
Мария ПРОКОПЕНКО, «День». Газета: №67-68, (2019). Больше иллюстраций из поста
Гжегоша