Предисловие редакции:
Давид Симонян в прошлом сапёр «The HALO Trust» – благотворительной организации, занимающейся разминированием на поствоенных территориях. А еще Давид увлеченный любитель старины, энтузиаст. Частично сам, а частично с помощью своих друзей и знакомых, Давид собрал большую коллекцию наконечников стрел и старинного оружия.
Свою коллекцию Давид начал собирать несколько лет назад с помощью металлоискателя на минных полях Нагорного Карабаха, совмещая таким образом работу и хобби. После первой случайной находки последовала вторая, третья… а потом в Давиде проснулись азарт исследователя и страсть коллекционера. Увидев это, друзья и коллеги стали помогать Давиду собирать по крупицам историю Арцаха.
Потом случился подрыв и неделя комы… Давид больше не занимается разминированием. Он жив и неплохо себя чувствует – это уже победа. Друзья и коллеги приносят Давиду свои находки. Таким образом коллекция пополняется, увеличивается и становится все интереснее. Сегодня уникальная коллекция Давида оценивается во много тысяч долларов. Но продавать эти археологические находки Давид не планирует. Во дворе своего дома он строит музей археологии Нагорного Карабаха. Ниже опубликована статья Давида Симонян.
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ НА МИННЫХ ПОЛЯХ АРЦАХА
Коллекция наконечников, стрел, копий и фрагментов оружияЭта коллекция собрана на полях Арцаха (Нагорно-Карабахская Республика). Экспонаты собраны в разных селах, у меня записано, где найден каждый наконечник. Помогли мне ее собрать мои коллеги деминеры.
Почему эти наконечники остались в земле? Вопрос без ответа, можно только строить догадки, ведь оружие всегда подбиралось. У монголов за войском ходили женщины и дети, которые после боя собирали случайно неподобранные наконечники. Ведь даже сломанные всегда можно было обменять у кузнеца на что-то полезное в хозяйстве. К примеру, на базаре в те времена можно было приобрести за 6 наконечников стрел одного невольника-раба или корову, а за 2 наконечника барашка.
Тот факт, что эти наконечники остались неподобранными, показывает, как туго приходилось разным завоевателям на нашей земле. Земля «горела» у них под ногами, и они бежали, оставив в земле главный залог своего успеха – свое оружие…
Коллекции, аналогичной моей, нет во всем Кавказе. В пределах бывшего Советского Союза мои поиски через Интернет выявили всего одного коллекционера, чья коллекция больше моей, но в основном он может похвастаться своими железными наконечниками, а бронзовых и каменных наконечников в моей коллекции больше. Медного же наконечника, который у меня один, больше нет не только у коллекционеров, но даже и в музеях, т.к. медный век в истории человечества был очень короток, и медных экспонатов в мире считанные единицы.
Картина В. Васнецова «Каменный век» и обсидиановые наконечники стрел.
В моей коллекции 5 наконечников стрел из обсидиана (на фото также кусок обсидиана — образец, из которого делали эти наконечники стрел). А.О. Мнацаканян в своей книге «Говорят памятники» датирует аналогичные наконечники 20-18 вв. до н. э. (стр. 85, на армянском языке). Средний размер наконечника от 2,5 см до 4,5 см. Наконечник представляет собой острый косоугольник, которому шлифовкой боковых углов придана сердцевидная форма. Простота изготовления обсидиановых стрел объясняет то, что их употребление продолжалось еще долгое время после того, как мир вступил из каменного века в эпоху бронзы.
Бронзовый наконечник под номером 10 уникален тем, что черешку придана форма винта, что бы ввинчивать наконечник в древко стрелы (это лет за 400-500 до использования Архимедом винта в технических целях), аналога этому наконечнику я также не встретил нигде. Похожие на наконечник под номером 11 датируются Р.А. Ишханяном в его книге «Иллюстрированная история армян» 11–м веком до н.э. (стр.35, на армянском языке).
Все начиналось с камня… Земля в Арцахе (древнее название Нагорного Карабаха), почти как и во всей Армении, в основном горы. Именно из горного камня и первый экспонат коллекции – каменный нож. Сколько ему лет? 10-15 тысяч? Больше или меньше… не знаю, но древнее этого ножа я не видел ни в одном каталоге. Точнее могут это определить только историки посредством углеродной экспертизы. Но глядя на него, понимаешь, что принадлежать он мог только пещерному человеку. 18-ти сантиметровый кусок скального камня, с симметрично расположенным по центру 9-ти сантиметровым тщательно заостренным лезвием. Рукоятка в виде обуха топора длиной в 9 см и шириной 8см.
Сквозь тысячелетия трудно увидеть хозяина этого ножа, но судя по ширине рукоятки, кисть руки у пещерного человека была непомерно развита, как минимум вдвое шире моей кисти. Судя по короткому лезвию и на многое пригодной рукоятке ножа, можно утверждать, что этот нож не предназначался для убийства, он скорее был удобным инструментом под рукой, годным для разделки мяса. Каждый экспонат каменного века уникален. То, что жизнь в Арцахе началась с каменного века, подтвердили неоднократные раскопки пещерного комплекса около села Азох. Горы, богатые лесами, пещерами и пресной водой, были идеальным местом для проживания человека. Не преступные пещеры надежно укрывали, лес давал топливо и пищу, а нож помогал разрезать…
Шиловидные бронзовые наконечники. Их появление, возможно, обуславливается тем, что человек стал носить более прочные доспехи-кольчугу, наконечники другой формы не могли их пробивать, поэтому шиловидные наконечники стали необходимостью.
Скифы предпочитали отливать свои трехжальные втульчатые наконечники из бронзы. Аналогичные наконечники историки датируют 7-4 веками до н.э.