07/25/2018 - Николай Андреевич Макаров директор ИА РАН, вице-президент РАН, доктор исторических наук
Институт археологии РАНВ окрестностях Суздаля найдена печать древнерусского сановника
Во время археологических обследований одного из селищ в Суздальском Ополье ученые Института археологии РАН обнаружили свинцовую печать начала XII века, принадлежавшая неизвестному ранее Дамиану — возможно, наместнику князя, в управлении которого могли находиться суздальские земли, либо духовному лицу.
«Эта находка открывает новое имя в ранней истории Ростово-Суздальской земли, которая крайне бедна сведениями о действующих лицах той эпохи. Для Новгорода появление новых имен исторических деятелей домонгольской эпохи — рутинное событие: благодаря берестяным грамотам, историкам известны множество людей, относящихся к разным слоям общества. В северо-восточной Руси ситуация совершенно иная — сегодня мы знаем разве что несколько имен князей и епископов, которые есть в общерусских летописях. За последние полвека не появилось ни одного нового имени, относящегося к этой эпохе и этому региону. Поэтому появление нового исторического персонажа, нового не-княжеского имени — настоящая сенсация», — говорит руководитель экспедиции, директор ИА РАН Николай Макаров.
Цитата:Раскопки проходили в Суздальском Ополье — районе, занимающем часть Владимирской и Ивановской областей в бассейнах рек Нерли и Колокши. Славянское расселение в этих землях началось не позднее X в. Cуздальское Ополье, выделяющееся высокой плотностью средневековых поселений, в X-XII веках стало основным ядром Северо-Восточной Руси, а Суздаль в начале XII века приобрел значение важного политического центра, на полстолетия занявшего доминирующее положение в Ростово-Суздальской земле.
Первые археологические раскопки в этом районе были проведены в середине XIX века. Новый этап исследований был начат в 2001 году археологами Института Археологии РАН. Главными объектами изучения с этого времени являются «селища» - сельские поселения, значение которых ранее недооценивалось. Полевые работы в 2018 году проводятся при поддержке фонда «История Отечества», грант которого дал возможность привлечь к исследованию средневековых памятников студентов Государственного академического гуманитарного университета.
В Древней Руси лица, имевшие власть, — князья, их приближенные и верхушка духовенства — имели собственные печати, которыми скреплялись официальные документы. Металлические (в основном свинцовые) двусторонние вислые печати оттискивали матрицей в виде щипцов и прикрепляли на шнуре к документам, написанным на пергаменте. Таких печатей домонгольской эпохи известно несколько тысяч, но в основном их находили на северо-западе Руси, в Новгороде (где найдено более 800 печатей), Пскове, Белоозере, Рюриковом городище. Находки печатей на северо-востоке Руси редки.
Хотя грамоты, как правило, не сохраняются, и в руки археологов попадают только печати, но и они могут рассказать ученым о статусе владельца печати, определить его имя и уточнить место ее владельца в светской или церковной иерархии. Многие домонгольские печати несут на лицевой стороне русскую или греческую благопожелательную надпись «Господи, помози рабу своему…», а на оборотной стороне – изображение святого, в честь которого владелец печати получил свое крестильное имя.
Печать, найденная в Суздальском Ополье, представляет собой круглую пластину диаметром около 22 мм и толщиной около 2 мм. На лицевой стороне изображено двое святых: по оттиску можно понять, что они изображены анфас, у них округлые молодые безбородые лица, у левого — кудрявые волосы. Правая рука левого святого показана в благословляющем жесте, положение левой неясно. У правого святого в правой руке находится какой-то вытянутый предмет, возможно, кодекс или сосуд, левая рука поднята. Святые облачены в хитоны: на груди и плечах можно увидеть складки одежды. Головы святых в точечных нимбах, в центре печати над нимбами буквы ОA, вокруг изображения точечный ободок. По сторонам изображений находятся колончатые надписи: возле левого святого — КОСМ , возле правого — ДАМИАН.
Все это дает основание предполагать, что на печати изображены святые Косма и Дамиан, почитавшиеся как мученики, бессребреники, чудотворцы и врачеватели. Парные изображения мучеников Космы и Дамиана хорошо известны в византийской и русской иконографии. Они изображались с крестами в правых руках и с «сосудцами» для лекарств в левых, или с «перьями», использовавшимися в средневековье для нанесения лекарственных мазей.
Сохранность суздальской печати не позволяет прояснить все детали изображений, однако очевидно, что мученики изображены без крестов и без «перьев» в правых руках. Сходный иконографический вариант изображения святых бессеребреников, представляющий Косму с правой рукой в благословляющем жесте, представлен на хранящейся в музеях Московского Кремля «Филофеевской ставротеке» - ящичке для хранения частиц святого креста, которая была изготовлена в Византии в XII веке, попала на Русь в XIV веке и стала одной из родовых святынь московского княжеского дома.
Греческая надпись на лицевой стороне печати: KEBO | HYHTVS | DWLVDA | MIANO( Κ[ύρί]ε βοήϑ[ε]ί τῶ σ[ω] δ[ο]υλω Δαμίανο) переводится как: «Господи, помоги рабу своему Дамиану» и дает ясное указание на имя лица, скреплявшего документы печатью: его звали Дамианом.