«Это тип „черная могила“». Что за шлем Изяслава, о котором рассказали Лукашенко
19 апреля 2019 Денис Мартинович /
TUT.BYДепутат Игорь Марзалюк предложил президенту ввести новый праздник — День белорусской государственности и отмечать его 5 июня. Он связал эту идею с недавней находкой в Бобруйске, где был обнаружен шлем, якобы принадлежавший полоцкому князю Изяславу. Бобруйский историк Николай Силков рассказал TUT.BY подробности об этой находке.
— Эта находка уникальная для Беларуси, в истории страны таких открытий не было, — утверждает Николай Силков.
Правда, по словам нашего собеседника, он слышал рассказы о том, что какие-то шлемы якобы находили на территории Беларуси во времена Российской империи и отправляли в Санкт-Петербург, где их следы терялись. Но подтверждения этой информации нет. Поэтому с точностью можно говорить лишь о бобруйской находке.
Кому принадлежал головной убор, найденный в Бобруйске? Среди специалистов звучали неофициальные версии, что речь идет о стандартном шлеме дружинника.
— Не совсем так. В любом случае шлем — это статусная вещь. Но есть головные уборы, которые в разы проще по технологии изготовления. А в этой находке кроме всего прочего есть цветной металл и отделка золотом. Да, этот головной убор являлся стандартным, но для высшей дружины уровня поместного князя. То есть его владелец принадлежал к верхушке дружины.
По словам Николая, на постсоветском пространстве такой убор называют шлем типа «черная могила», поскольку аналогичный шлем был найден в захоронении «Черная могила» в Чернигове.
— Там был похоронен либо князь, либо один из представителей верхушки дружины. Это очень богатое захоронение. Возможно, и в Бобруйске остались следы такого комплекса, но говорить об этом рано.
Если использовать научную классификацию археолога Анатолия Кирпичникова, то бобруйская находка принадлежит к так называемым черниговским шлемам. Они имели сфероконическую форму и были склёпаны из четырех металлических сегментов. Такие шлемы встречались на территории Древней Руси, Польши и Венгрии.
Спрашиваю Николая, мог ли шлем принадлежать полоцкому князю Изяславу? Это сын киевского князя Владимира Святославовича и полоцкой княжны Рогнеды, родоначальников династии полоцких князей. Он правил в 989−1001 годах и умер в возрасте 22 лет.
— Со 100%-ной вероятностью сказать нельзя. Но в истории есть такие случаи, когда сбывались даже самые смелые фантазии. Вчера вслед за шлемом мы нашли боевой топор и боевой наконечник стрелы из того же культурного слоя. На топорах такого типа стоит серебряное клеймо (либо они украшены серебряным рисунком). Если при расчистке можно будет увидеть княжеское клеймо, это сможет подтвердить или опровергнуть эту версию. Но это довольно долгий процесс.
Шлем принадлежит Бобруйскому краеведческому музею, но сейчас находится в Минске на консервации.
— На фото шлем выглядит намного лучше, чем в оригинале. Время дало о себе знать, он практически рассыпается в руках. Без правильного ухода и консервации он долго не проживет. Хотя в современном виде шлем один из наиболее сохранившихся вариантов из тех, что я видел. Чаще всего встречался с остатками этих уборов.
Напомним, шлем был найден в начале апреля на берегу реки.
«Шлем сейчас на реставрации, а когда мы закончим, то сможем с честью выставлять его и гордиться. В связи с тем, что малой родиной всех белорусов, по сути, является Полоцк, город „з якога пачынаўся свет“, как вы считаете — уместно ли ввести День белорусской государственности? И праздновать его 5 июня», — заявил на встрече с президентом Марзалюк.
Эту дату он объяснил тем, что 5 июня — день памяти святой Ефросиньи Полоцкой, полоцкой княжны, которая является «святой патронкай Беларусі» и ей поклоняются как православные, так и католики.
«Скажу откровенно, у меня нет на сей счет мнения. Это несколько неожиданно для меня, — ответил Александр Лукашенко. — Я не читал [про эту находку]. Мне нужно очень серьезно подумать».
Президент признался, что ему не хватает знаний по этому вопросу и нужно без спешки все обдумать.
«Проведем анализ, чтобы не попасть под критику. А вопрос актуальный и интересный с точки зрения того, чтобы показать всему миру: наши земли белорусские — древнейшие. Государственность к нам приходила и уходила много раз. И мы создавали государственные нормативно-правовые акты, в этом регионе первыми точно. Книжки печатали. И герои у нас есть — настоящие, белорусские. Это правильно, это тренд. Будем делать, подумаем».