09.07.2018 Р.А. Мимоход, Н.И. Сударев
Институт археологии и
www.archaeolog.ruНа Тамани найдены древнегреческие арфа и лира
Ученые Института археологии РАН при раскопках на Таманском полуострове обнаружили остатки древнегреческих арфы и лиры – такие находки чрезвычайно редки и поэтому являются важным событием не только для территории Боспора и Северного Причерноморья, но и всего древнегреческого мира.
«До настоящего времени нам была известна одна, частично сохранившаяся древнегреческая арфа из некрополя Пирея (Афины) и колки от арфы из некрополя города Тарант, расположенного на территории Великой Греции в Южной Италии. В некрополе Пирея арфа найдена в могиле последней трети V века до нашей эры. Колки от арфы в некрополе Таранта найдены в семейной усыпальнице III–II веков до нашей эры. В этом ряду арфа, найденная на Тамани, оказывается одним из самых ранних и хорошо сохранившихся во всем древнегреческом мире», – говорит руководитель Сочинской экспедиции
Роман Мимоход.
Некрополь поселения «Волна-1» находится недалеко от поселка Волна у подножия горы Зеленская в Темрюкском районе Таманского полуострова. По данным, полученным археологами, здесь со второй четверти VI века до нашей эры и до IV веках до нашей веры существовал греческий полис – один из городов Боспорского царства, располагавшегося по обе стороны Керченского пролива.
Сочинская экспедиция института археологии РАН ведет здесь раскопки уже третий год. Экспедиции исследовала более 600 захоронений и уже обнаружила уникальные артефакты, подчеркивающие взаимопроникновение греческой и местной культур – так, в одном из захоронений был обнаружен древнегреческий бронзовый шлем коринфского типа, датируемый первой четвертью V века до нашей эры.
Цитата:Арфа, найденная в некрополе «Волна-1», представляет собой вариант древнегреческой арфы, известной по античным источникам под названием «тригон» (trígōnon, от греческого τρίγωνον). Такие арфы, треугольной или лукообразной формы, считаются одними из древнейших музыкальных инструментов и происходят от простого лука, на котором вместо тетивы крепились струны. Самые древние изображения подобных арф были обнаружены на фресках гробниц Древнего Египта, датируемых 3000 годом до нашей эры. Позже, примерно в 1900 году до нашей эры, на Ближнем Востоке появляются угловые арфы в форме треугольника, две стороны которого образовывали узкое основание, на котором был закреплен один конец струн, и широкий и слегка изогнутый резонатор, через отверстия в котором проходил второй конец струн. Третью сторону треугольника образовывали сами струны разной длины из волос или растительных волокон. При игре арфу держали вертикально, перебирая струны пальцами обеих рук, либо горизонтально – в этом случае правая рука с помощью плектра извлекала звук, а левая гасила излишние колебания струн.
Самое раннее изображение арфы-тригона в древнегреческом искусстве датируется 2800-2700 годом до нашей эры – это мраморная статуэтка арфиста, найденная на Кикладских островах. На краснофигурных лекифах V – III веков до нашей эры изображения арфы встречаются в семейных, свадебных и погребальных сценах. Как полагают исследователи, арфа считалась в Древней Греции «женским» инструментом: игра на арфе требовала большого искусства, и мелодии и звуки оценивались как слишком нежные, в противовес звукам лиры.
Цитата:Лира, в отличие от арфы, считалась греческим инструментом. Ее изобретение приписывалось Гермесу, который сделал первую лиру из панциря черепахи, тростника и коровьих кишок. Позже лира стала предметом торга между богами: Аполлон, услышав игру на лире, выпросил ее у Гермеса в обмен на стадо коров. Гермес согласился, но потребовал, чтобы Аполлон обучил его искусству предсказания, на что Аполлон, в свою очередь, потребовал обучить его искусству игры на лире.
В античном мире существовало несколько типов лир, самым распространенным из которых была кифара – инструмент с деревянным корпусом и перекладиной, на которую с помощью штифтов натягивались струны одинаковой длины и разной толщины. Кифара считалась мужским инструментом, музыкант, играющий на кифаре, назывался кифаристом, а певец, который аккомпанировал своему пению – кифаредом. Играли на кифаре сидя или стоя, извлекая звуки костяным или деревянным плектром.
Именно лира звучала во время симпозиумов, публичных состязаниях, и только лиру Платон определил в своем «Государстве» как инструмент, подходящий для воспитания юношей: «...который подобающим образом подражал бы голосу и напевам человека мужественного, находящегося в гуще военных действий и вынужденного преодолевать всевозможные трудности; когда он терпит неудачи, ранен или идет на смерть, или его постигло какое-либо иное несчастье, он стойко, как в строю, переносит свою участь..., кто в мирное время занят не вынужденной, а добровольной деятельностью, когда он либо в чем-нибудь убеждает — бога ли своими молитвами, человека ли своими наставлениями и увещеваниями, или о чем-то просит, или, наоборот, сам внимательно слушает просьбы, наставления и доводы другого человека и потому поступает разумно, не зазнается, но во всем действует рассудительно, с чувством меры и учитывая последствия».
Участники Сочинской экспедиции обнаружили остатки древнегреческой арфы-тригона в грунтовом семейном склепе IV в. до нашей эры. Основа арфы была выполнена из дерева и кожи и поэтому не дошла до наших дней.От арфы-тригона в погребении сохранилась костяная основа, в которой были закреплены бронзовые колки и бронзовые скобы для крепления накладок к дереву. По числу бронзовых колков можно предположить, что на арфе было 30 струн.
Исследователи тщательно расчистили место находки и обнаружили, что арфа была сломана во время совершения погребального обряда: один кусок арфы с колками был уложен аккуратно рядом с другим. Как отмечают ученые, преднамеренная поломка вещей в древней ритуальной практике, особенно похоронной, была распространена в античном мире.
Детали кифары были обнаружены в другом погребении V века до нашей эры, предположительно воинском: рядом с останками находился меч, рядом был похоронен конь. Археологи нашли костяную деталь для крепления струн (струнодержатель) и железный порожек, который поднимал струны над декой. У порожка на концах сохранились остатки дерева, что свидетельствует о том, что он крепился на деревянном корпусе музыкального инструмента. Судя по количеству и расположению прорезей, на инструменте было семь струн. В 20 сантиметрах от остатков кифары была обнаружена костяная резная пластина, похожая на плектр.
«Подобные детали встречаются у двух видов древнегреческих музыкальных инструментов : у лир и у их разновидностей – кифар. Так как лира, как правило, имела резонатор из панциря черепахи, следов которого в погребении обнаружено не было, то мы склоняемся к мнению, что перед нами остатки древнегреческой кифары. Резная пластина, которая может быть как украшением этого музыкального инструмента, так и плектром для игры на струнных инструментах – деталь, так же характерная для кифар. Это первая известная нам находка фрагментов кифары», – говорит руководитель Сочинской экспедиции Роман Мимоход.
Как отметил Роман Мимоход, находка остатков кифары в мужском воинском погребении подчеркивает, насколько была распространена кифара в культуре Боспорского царства, и напоминает один из сюжетов «Стратегем» Полиэна - грекоязычного писателя II века нашей эры. В «Стратегемах», которые являются сборником рассказов о военных хитростях античных полководцев, есть одна, относящаяся непосредственно к Боспорскому царству: во время Боспоро-Гераклейской войны военоначальник Мемнон (380-333 годы до нашей эры), собираясь напасть на Боспор, решил выяснить количество воинов у царя Левкона, для чего он отправил на переговоры о взаимной дружбе с посланником Архивиадом Византийским известного кифареда Аристоника из Олинфа: предполагалось, что во время выступления Аристоника посланник сможет пересчитать воинов.