загрузка...
Войти
  1. Facebook
  1. »
  2. »
  3. »
  4. В Суздальском Ополье найдена печать XI-XII века
Новые публикации Скрыть панель справаПоказать панель справа

В Суздальском Ополье найдена печать XI-XII века

Активный участник
  1. Офлайн
  2. Посетители
  3. 235 сообщений
  4. Репутация: 0
  5. Сообщение
  6. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 1 отправлено 13:30, 17.12.2018
07/25/2018 - Николай Андреевич Макаров директор ИА РАН, вице-президент РАН, доктор исторических наук Институт археологии РАН

В окрестностях Суздаля найдена печать древнерусского сановника

Во время археологических обследований одного из селищ в Суздальском Ополье ученые Института археологии РАН обнаружили свинцовую печать начала XII века, принадлежавшая неизвестному ранее Дамиану — возможно, наместнику князя, в управлении которого могли находиться суздальские земли, либо духовному лицу.

«Эта находка открывает новое имя в ранней истории Ростово-Суздальской земли, которая крайне бедна сведениями о действующих лицах той эпохи. Для Новгорода появление новых имен исторических деятелей домонгольской эпохи  —  рутинное событие: благодаря берестяным грамотам, историкам известны множество людей, относящихся к разным слоям общества. В северо-восточной Руси ситуация совершенно иная  —  сегодня мы знаем разве что несколько имен князей и епископов, которые есть в общерусских летописях. За последние полвека не появилось ни одного нового имени, относящегося к этой эпохе и этому региону. Поэтому появление нового исторического персонажа, нового не-княжеского имени — настоящая сенсация», — говорит руководитель экспедиции, директор ИА РАН Николай Макаров.
Цитата:Раскопки проходили в Суздальском Ополье — районе, занимающем часть Владимирской и Ивановской областей в бассейнах рек Нерли и Колокши. Славянское расселение в этих землях началось не позднее X в. Cуздальское Ополье, выделяющееся высокой плотностью средневековых поселений, в X-XII веках стало основным ядром Северо-Восточной Руси, а Суздаль в начале XII века приобрел значение важного политического центра, на полстолетия занявшего доминирующее положение в Ростово-Суздальской земле.

Первые археологические раскопки в этом районе были проведены в середине XIX века. Новый этап исследований был начат в 2001 году археологами Института Археологии РАН. Главными объектами изучения с этого времени являются «селища» - сельские поселения, значение которых ранее недооценивалось. Полевые работы в 2018 году проводятся при поддержке фонда «История Отечества», грант которого дал возможность привлечь к исследованию средневековых памятников студентов Государственного академического гуманитарного университета.

В Древней Руси лица, имевшие власть, — князья, их приближенные и верхушка духовенства — имели собственные печати, которыми скреплялись официальные документы. Металлические (в основном свинцовые) двусторонние вислые печати оттискивали матрицей в виде щипцов и прикрепляли на шнуре к документам, написанным на пергаменте. Таких печатей домонгольской эпохи известно несколько тысяч, но в основном их находили на северо-западе Руси, в Новгороде (где найдено более 800 печатей), Пскове, Белоозере, Рюриковом городище. Находки печатей на северо-востоке Руси редки.
Печать Дамиана, найденная при раскопках в Суздальском Ополье Раскопки средневекового селища под Суздалем Суздаль. Центральная часть средневекового города. Рождественский собор

Хотя грамоты, как правило, не сохраняются, и в руки археологов попадают только печати, но и они могут рассказать ученым о статусе владельца печати, определить его имя и уточнить место ее владельца в светской или церковной иерархии. Многие домонгольские печати несут на лицевой стороне русскую или греческую благопожелательную надпись «Господи, помози рабу своему…», а на оборотной стороне – изображение святого, в честь которого владелец печати получил свое крестильное имя.

Печать, найденная в Суздальском Ополье, представляет собой круглую пластину диаметром около 22 мм и толщиной около 2 мм. На лицевой стороне изображено двое святых: по оттиску можно понять, что они изображены анфас, у них округлые молодые безбородые лица, у левого — кудрявые волосы. Правая рука левого святого показана в благословляющем жесте, положение левой неясно. У правого святого в правой руке находится какой-то вытянутый предмет, возможно, кодекс или сосуд, левая рука поднята. Святые облачены в хитоны: на груди и плечах можно увидеть складки одежды. Головы святых в точечных нимбах, в центре печати над нимбами буквы ОA, вокруг изображения точечный ободок. По сторонам изображений находятся колончатые надписи: возле левого святого — КОСМ , возле правого — ДАМИАН.

Все это дает основание предполагать, что на печати изображены святые Косма и Дамиан, почитавшиеся как мученики, бессребреники, чудотворцы и врачеватели. Парные изображения мучеников Космы и Дамиана хорошо известны в византийской и русской иконографии. Они изображались с крестами в правых руках и с «сосудцами» для лекарств в левых, или с «перьями», использовавшимися в средневековье для нанесения лекарственных мазей.

Сохранность суздальской печати не позволяет прояснить все детали изображений, однако очевидно, что мученики изображены без крестов и без «перьев» в правых руках. Сходный иконографический вариант изображения святых бессеребреников, представляющий Косму с правой рукой в благословляющем жесте, представлен на хранящейся в музеях Московского Кремля «Филофеевской ставротеке» - ящичке для хранения частиц святого креста, которая была изготовлена в Византии в XII веке, попала на Русь в XIV веке и стала одной из родовых святынь московского княжеского дома.

Греческая надпись на лицевой стороне печати: KEBO | HYHTVS | DWLVDA | MIANO( Κ[ύρί]ε βοήϑ[ε]ί τῶ σ[ω] δ[ο]υλω Δαμίανο) переводится как: «Господи, помоги рабу своему Дамиану» и дает ясное указание на имя лица, скреплявшего документы печатью: его звали Дамианом.
загрузка...
Активный участник
  1. Офлайн
  2. Посетители
  3. 235 сообщений
  4. Репутация: 0
  5. Сообщение
  6. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 2 отправлено 13:34, 17.12.2018
Кем был Дамиан? Как полагают ученые, он, безусловно,  занимал высокое положение в обществе и мог быть как ближайшим советником князя, так и представителем церкви. Судя по оформлению буллы и датировке памятника, он жил во второй половине XI — начале XII века. В летописях не упоминаются князья с таким крестильным именем, жившие в это время, поэтому остается предположить, что обладатель печати был высокопоставленным представителем княжеской власти, в управлении которого могли находиться суздальские земли, советником князя, или церковным иерархом: в  истории Ростовской епархии и в списке епископов, занимавших ростовскую кафедру, есть значительные пробелы, приходящиеся на конец XI — начало XII века.

Так или иначе, деятельность Дамиана была связана с ростово-суздальскими землями. Косвенным подтверждением этого служат найденные на территории Северо-Восточной Руси круглые металлические образки с погрудным изображением парных святых, точно копировавших изображения святых на печати. На этих образках нет надписей, обозначающих имена святых, и долгое время они идентифицировались как апостолы Петр и Павел. Но на экземплярах с хорошим качеством отливки отчетливо видно, что святые на образках — безбородые, и поэтому не могут быть идентифицированы как первоапостолы. Сопоставление суздальской печати с Космой и Дамианом с образками не оставляет сомнения в том, что на иконках - то же самое изображение, что и на печати, найденной в Суздальском Ополье. Подобные круглые иконки с изображением Космы и Дамиана были найдены в различных областях Руси — от Среднего Поднепровья до Новгорода, однако более половины экземпляров  происходит с территории Северо-Восточной Руси. Несколько таких образков найдены в последние годы на селищах Суздальского Ополья.

Печать с изображением святых мучеников Космы и Дамиана, найденная при раскопках в Суздальском Ополье Металлический образок с изображением святых мучеников Космы и Дамиана. Суздальское Ополье, XII век Изображение святых Космы и Дамиана. Филофеевская ставротека, XII век, Византия

Вместе с печатью на средневековом поселении найдены и другие предметы, характерные для повседневного обихода древнерусской знати. Среди них — металлическая накладка на сумку с плетеным орнаментом, бронзовый позолоченный колт (полая подвеска, крепившаяся к головному убору) с изображением фантастического животного и амулет-змеевик, на лицевой стороне которого помещено изображение Богоматери с младенцем на троне, а на обороте – изображение Горгоны. Как полагают исследователи, подобные находки обозначают присутствие на сельских поселениях дворов княжеских слуг, бояр и других представителей социальной элиты того времени.

Печать с изображениями Космы и Дамиана — чрезвычайно редкая находка. За всю историю раскопок было найдено лишь несколько печатей, оттиснутых этой же матрицей, при этом лишь две из них описаны учеными: это печать, найденная на Новгородском (Рюриковом) городище (описана и введена в научный оборот в исследовании Янина и Гайдукова  «Актовые печати Древней Руси X-XII вв.», изданном в 1998 году), и  печать из собрания Государственного Эрмитажа, в которое она вошла как находка из Белоозера. Четыре буллы с изображением Космы и Дамиана находятся в частных коллекциях, но они документированы как грабительские находки из Суздальского Ополья, округа Плещеева озера и из Рязанского Поочья.

«Находка 2018 года из Суздальской округи стала единственной печатью этого типа, полученная в результате легитимных археологических исследований и единственной находкой, контекст которой надежно документирован», — отмечает Николай Макаров.
загрузка...
 
Перейти
Найти

Доступ закрыт.

  1. Вам запрещено отвечать в темах данного форума.