загрузка...
Войти
  1. Facebook
  1. »
  2. »
  3. »
  4. Археологи нашли в Тамани бронзовый шлем древнегреческого воина
Новые публикации Скрыть панель справаПоказать панель справа

Археологи нашли в Тамани бронзовый шлем древнегреческого воина

Активный участник
  1. Офлайн
  2. Главные редакторы
  3. 208 сообщений
  4. Репутация: 0
  5. Сообщение
  6. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 1 отправлено 11:08, 24.08.2018
11.05.2018 Роман Алексеевич Мимоход, руководитель Сочинской экспедиции ИА РАН, кандидат исторических наук. Институт археологии и www.archaeolog.ru

Шлем богини Афины на Таманском полуострове


Ученые Института археологии РАН при раскопках захоронений V века до нашей эры на Таманском полуострове обнаружили греческий бронзовый шлем коринфского типа — такие шлемы носили воины во времена классической Греции, именно в них скульпторы изображали Перикла и богиню Афину. И это первая подобная находка в Северном Причерноморье.

«Шлем относится к коринфскому типу, группе «Гермиона» и датируется первой четвертью V века до нашей эры. Единственный подобный шлем на территории бывшей Российской империи был найден в середине XIX века в Киевской губернии в кургане у села Ромейковка. В греческих городах Северного Причерноморья подобные шлемы ранее не встречались», — говорит руководитель экспедиции Роман Мимоход.
Фото шлема, найденного при раскопках некрополя «Волна-I» Общий вид захоронения воина-всадника
Сочинская экспедиция Института археологии под руководством Мимохода уже третий год проводит раскопки некрополя «Волна-1», который находится в четырех километрах к северу от поселка Волна у подножия горы Зеленская в юго-западной части Таманского полуострова. Это поселение возникло в период позднего бронзового века и было достаточно крупным для своего времени. С VI века до нашей эры и до второй четверти IV века до нашей эры, в период колонизации Северного Причерноморья здесь существовал греческий полис. За время работы экспедиции было исследовано более 600 захоронений жителей этого полиса.

В ту эпоху значительная часть Таманского полуострова входила в состав Боспорского царства – эллинистического государства, располагавшегося по обе стороны Керченского пролива. Собственно греческие полисы занимали территории, как непосредственно примыкавшие к морю, так и в некотором отдалении от него, а за их пределами жили оседлые и кочевые племена синдов, меотов и, возможно, киммерийцев. В настоящий момент ученые не знают о каких-либо варварских поселениях, существовавших на Тамани синхронно с греческими полисами. Но полисы не были герметичны: их жители вели активную торговлю с местными племенами, и постепенно в их культуру и быт проникали местные традиции.

Об этом свидетельствует, в частности, одна из находок: в 2017 году археологи нашли солонку с греческой надписью, из которой следовало, что она принадлежала жене некоего Ататея. По словам Романа Мимохода, греческая женщина написала бы свое имя, а определение себя через супруга свидетельствует о влиянии варварской культуры.

Сезон раскопок 2018 года начался недавно, но уже были сделаны находки, которые можно назвать уникальными. Археологи обнаружили захоронения воинов-всадников, отличающиеся от найденных ранее. В погребениях, расположенных по внешней стороне некрополя, воины лежат с оружием, а рядом с ними лежат взнузданные кони. В некоторых могилах на сосудах встречаются граффити с греческими именами. Захоронения совершены по одинаковому обряду и датируются одним временем – предположительно третьей четвертью и началом последней четверти V века до нашей эры.

Шлем коринфского типа, найденный в некрополе «Волна-1» Бюст Афины. Копия II века нашей эры, Мюнхенская глиптотека

Но самой интересной находкой оказался шлем коринфского типа, обнаруженный в одном из захоронений. Этот тип шлемов появился в Греции еще в VI веке до нашей эры и активно использовался до второй четверти V века до нашей эры. Коринфский шлем стал одним из символов Древней Греции классического периода – именно такие шлемы изображены на греческой вазописи, на статуе Афины и воинов-гоплитов с рельефов Парфенона, на голове Перикла.

Первоначально такие шлемы полностью закрывали голову и были похожи на ведро с прорезями для глаз. Шлем полностью защищал голову, но ограничивал обзор по сторонам, поэтому считается, что воины в таких шлемах, как правило, сражались в фаланге и воину не было нужно следить за передвижениями врага сбоку. Позже шлемы стали делать так, чтобы воин имел возможность поднять шлем и сдвинуть назад. Такой возможностью обладали почти все развитые типы шлемов. Верх шлема часто украшали гребнем из конского волоса. Одновременно существовали другие, открытые типы шлемов.
Эволюция греческих шлемов с VIII по V века до нашей эры (Peter Connolly, The Greek Armies, 1977, p. 34-35) Амфора, найденная в захоронении


Шлемы являются довольно редкой находкой и встречаются, в основном, в погребениях знатных воинов. Появляются они в погребениях боспорской знати с IV века до нашей эры.

Коринфский шлем из погребения «Волна-1» — это первая такая находка в грунтовых некрополях греческих колоний Северного Причерноморья. По мнению Романа Мимохода, это шлем греческого воина, погибшего в бою. Неизвестно, в какой войне он участвовал — это могла быть завоевательная война Боспора против Синдики — государства, располагавшегося в южной части Таманского полуострова.

Заведующий Отделом классической археологии ИА РАН Владимир Кузнецов считает, что шлем указывает на социальный статус воина. «По всей видимости, это воин, погибший в битве и похороненный не в родном городе, а поблизости от места гибели. Именно поэтому могила представляет собой не склеп, а простое погребение. Шлем свидетельствует о его статусе как полноправного гражданина какого-то полиса, вероятнее всего одного из боспорских городов, а также об определенном уровне благосостояния», — считает Владимир Кузнецов.


------------------------------------------
Grzegorz Sermanowicz - tel. +48 603 899 350
загрузка...
Активный участник
  1. Офлайн
  2. Главные редакторы
  3. 208 сообщений
  4. Репутация: 0
  5. Сообщение
  6. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 2 отправлено 11:37, 24.08.2018
09.07.2018 Р.А. Мимоход, Н.И. Сударев Институт археологии и www.archaeolog.ru

На Тамани найдены древнегреческие арфа и лира



Ученые Института археологии РАН при раскопках на Таманском полуострове обнаружили остатки древнегреческих арфы и лиры – такие находки чрезвычайно редки и поэтому являются важным событием не только для территории Боспора и Северного Причерноморья, но и всего древнегреческого мира.

«До настоящего времени нам была известна одна, частично сохранившаяся древнегреческая арфа из некрополя Пирея (Афины) и колки от арфы из некрополя города Тарант, расположенного на территории Великой Греции в Южной Италии. В некрополе Пирея арфа найдена в могиле последней трети V века до нашей эры. Колки от арфы в некрополе Таранта найдены в семейной усыпальнице III–II веков до нашей эры. В этом ряду арфа, найденная на Тамани, оказывается одним из самых ранних и хорошо сохранившихся во всем древнегреческом мире», – говорит руководитель Сочинской экспедиции Роман Мимоход.

Остатки арфы-тригона, найденные в античном некрополе поселения «Волна-1» в Темрюкском районе Краснодарского края Погребение, в котором были найдены остатки арфы. Некрополь поселения «Волна-1»

Некрополь поселения «Волна-1» находится недалеко от поселка Волна у подножия горы Зеленская в Темрюкском районе Таманского полуострова. По данным, полученным археологами, здесь со второй четверти VI века до нашей эры и до IV веках до нашей веры существовал греческий полис – один из городов Боспорского царства, располагавшегося по обе стороны Керченского пролива.

Сочинская экспедиция института археологии РАН ведет здесь раскопки уже третий год. Экспедиции исследовала более 600 захоронений и уже обнаружила уникальные артефакты, подчеркивающие взаимопроникновение греческой и местной культур – так, в одном из захоронений был обнаружен древнегреческий бронзовый шлем коринфского типа, датируемый первой четвертью V века до нашей эры.
Цитата:Арфа, найденная в некрополе «Волна-1», представляет собой вариант древнегреческой арфы, известной по античным источникам под названием «тригон» (trígōnon, от греческого τρίγωνον). Такие арфы, треугольной или лукообразной формы, считаются одними из древнейших музыкальных инструментов и происходят от простого лука, на котором вместо тетивы крепились струны. Самые древние изображения подобных арф были обнаружены на фресках гробниц Древнего Египта, датируемых 3000 годом до нашей эры. Позже, примерно в 1900 году до нашей эры, на Ближнем Востоке появляются угловые арфы в форме треугольника, две стороны которого образовывали узкое основание, на котором был закреплен один конец струн, и широкий и слегка изогнутый резонатор, через отверстия в котором проходил второй конец струн. Третью сторону треугольника образовывали сами струны разной длины из волос или растительных волокон. При игре арфу держали вертикально, перебирая струны пальцами обеих рук, либо горизонтально – в этом случае правая рука с помощью плектра извлекала звук, а левая гасила излишние колебания струн.

Самое раннее изображение арфы-тригона в древнегреческом искусстве датируется 2800-2700 годом до нашей эры – это мраморная статуэтка арфиста, найденная на Кикладских островах. На краснофигурных лекифах V – III веков до нашей эры изображения арфы встречаются в семейных, свадебных и погребальных сценах. Как полагают исследователи, арфа считалась в Древней Греции «женским» инструментом: игра на арфе требовала большого искусства, и мелодии и звуки оценивались как слишком нежные, в противовес звукам лиры.

Погребение воина с кифарой. Некрополь поселения «Волна-1» Фигура мужчины, играющего на арфе. Мрамор. Кикладские острова, Греция, 2800-2700 год до нашей эры. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Цитата:Лира, в отличие от арфы, считалась греческим инструментом. Ее изобретение приписывалось Гермесу, который сделал первую лиру из панциря черепахи, тростника и коровьих кишок. Позже лира стала предметом торга между богами: Аполлон, услышав игру на лире, выпросил ее у Гермеса в обмен на стадо коров. Гермес согласился, но потребовал, чтобы Аполлон обучил его искусству предсказания, на что Аполлон, в свою очередь, потребовал обучить его искусству игры на лире.

В античном мире существовало несколько типов лир, самым распространенным из которых была кифара – инструмент с деревянным корпусом и перекладиной, на которую с помощью штифтов натягивались струны одинаковой длины и разной толщины. Кифара считалась мужским инструментом, музыкант, играющий на кифаре, назывался кифаристом, а певец, который аккомпанировал своему пению – кифаредом. Играли на кифаре сидя или стоя, извлекая звуки костяным или деревянным плектром.

Именно лира звучала во время симпозиумов, публичных состязаниях, и только лиру Платон определил в своем «Государстве» как инструмент, подходящий для воспитания юношей: «...который подобающим образом подражал бы голосу и напевам человека мужественного, находящегося в гуще военных действий и вынужденного преодолевать всевозможные трудности; когда он терпит неудачи, ранен или идет на смерть, или его постигло какое-либо иное несчастье, он стойко, как в строю, переносит свою участь..., кто в мирное время занят не вынужденной, а добровольной деятельностью, когда он либо в чем-нибудь убеждает — бога ли своими молитвами, человека ли своими наставлениями и увещеваниями, или о чем-то просит, или, наоборот, сам внимательно слушает просьбы, наставления и доводы другого человека и потому поступает разумно, не зазнается, но во всем действует рассудительно, с чувством меры и учитывая последствия».

Муза Терпсихора, играющая на арфе. Фрагмент изображения на краснофигурной амфоре,  440 год до нашей эры. Британский музей Кифаред. Фрагмент изображения на краснофигурной амфоре, 490 год до нашей эры. Музей Метрополитен

Участники Сочинской экспедиции обнаружили остатки древнегреческой арфы-тригона в грунтовом семейном склепе IV в. до нашей эры. Основа арфы была выполнена из дерева и кожи и поэтому не дошла до наших дней.От арфы-тригона в погребении сохранилась костяная основа, в которой были закреплены бронзовые колки и бронзовые скобы для крепления накладок к дереву. По числу бронзовых колков можно предположить, что на арфе было 30 струн.

Исследователи тщательно расчистили место находки и обнаружили, что арфа была сломана во время совершения погребального обряда: один кусок арфы с колками был уложен аккуратно рядом с другим. Как отмечают ученые, преднамеренная поломка вещей в древней ритуальной практике, особенно похоронной, была распространена в античном мире.

Костяная основа с бронзовыми колками арфы-тригона.  Некрополь поселения «Волна-1» Реконструкция арфы из «Могилы поэта» из Пирея (Terzes Ch. 2013 The Daphne Harp //Greek and. Roman Musical Studies 1 (2013) 123-149)

Детали кифары были обнаружены в другом погребении V века до нашей эры, предположительно воинском: рядом с останками находился меч, рядом был похоронен конь. Археологи нашли костяную деталь для крепления струн (струнодержатель) и железный порожек, который поднимал струны над декой. У порожка на концах сохранились остатки дерева, что свидетельствует о том, что он крепился на деревянном корпусе музыкального инструмента. Судя по количеству и расположению прорезей, на инструменте было семь струн. В 20 сантиметрах от остатков кифары была обнаружена костяная резная пластина, похожая на плектр.

«Подобные детали встречаются у двух видов древнегреческих музыкальных инструментов : у лир и у их разновидностей – кифар. Так как лира, как правило, имела резонатор из панциря черепахи, следов которого в погребении обнаружено не было, то мы склоняемся к мнению, что перед нами остатки древнегреческой кифары. Резная пластина, которая может быть как украшением этого музыкального инструмента, так и плектром для игры на струнных инструментах – деталь, так же характерная для кифар. Это первая известная нам находка фрагментов кифары», – говорит руководитель Сочинской экспедиции Роман Мимоход.

Детали кифары, найденные в погребении некрополя поселения «Волна-1» Костяной струнодержатель и железный порожек, найденные в погребении некрополя поселения «Волна-1»

Как отметил Роман Мимоход, находка остатков кифары в мужском воинском погребении подчеркивает, насколько была распространена кифара в культуре Боспорского царства, и напоминает один из сюжетов «Стратегем» Полиэна - грекоязычного писателя II века нашей эры. В «Стратегемах», которые являются сборником рассказов о военных хитростях античных полководцев, есть одна, относящаяся непосредственно к Боспорскому царству: во время Боспоро-Гераклейской войны военоначальник Мемнон (380-333 годы до нашей эры), собираясь напасть на Боспор, решил выяснить количество воинов у царя Левкона, для чего он отправил на переговоры о взаимной дружбе с посланником Архивиадом Византийским известного кифареда Аристоника из Олинфа: предполагалось, что во время выступления Аристоника посланник сможет пересчитать воинов.

Реконструкция древнегреческой кифары (Roberts, 1980,  “The Technique of Playing ancient Greek Instruments of the Lyre Family”, in: T. C. Mitchel (ed.), Music and civilization. (British Museum Yearbook, 4), 43–62, Figs. 28–45. london) Костяной плектр из погребения в некрополе поселения «Волна-1»




------------------------------------------
Grzegorz Sermanowicz - tel. +48 603 899 350
загрузка...
 
Перейти
Найти

Доступ закрыт.

  1. Вам запрещено отвечать в темах данного форума.

Последние темы

  1. Палица
    Автор: Счастливчик 19:50, 05.04.2020
  2. Алебарды и короткие копья
    Автор: phoenix 13:34, 04.04.2020
  3. Хазарские копья
    Автор: phoenix 13:23, 04.04.2020
  4. Наконечники стрел
    Автор: SHARIK 13:13, 04.04.2020
  5. Топорика на определение
    Автор: Korrey 19:24, 02.04.2020

Изменения статуса

  1. профиль Вжух! - и новый форум 04:26, 30.03.2017