Данный артефакт является универсальным топором. Небольшие размеры делают его пригодным для боя и достаточно широкое лезвие делают позволяет выполнять и рабочие функции.
Верхняя грань железка топора прямая, над ней выступает полукруглый желоб, сделанный вокруг проушины.
Проушина правильной круглой формыю
Шейка топора довольно резко переходит в бороду на носке топора.
Основная боевая/рабочая часть - носок, большая, но не широкая, заканчивается лезвием в примерно треть от всей длины топора. Однако насчет лезвия есть сомнения, уж очень оно прямое и внешне не выразительное, так как будто бы его и нет. То есть оно или было отбито в процессе эксплуатации или топор не доделан и кузнец лезвие еще не приварил.
Широкая, но короткая борода заканчивается полукруглой выемкой с отростком, что часто встречается на топорах типа IV по А. Кирпичникову. Но в целом форма
топора показывает развитие идей массового рабочего топора, который прост в изготовлении но достаточно эффективен в использовании. Такие топоры развились из типов IV и типов VIII по А. Кирпичникову и могут датироваться от XIII до XV века.
Тип вашего топора VIIIA, (могу ошибаться) подобный топор у служилого человека XV века
Иншаков А.А., Иншакова А.В. Комплекс вооружения служилого человека второй половины XIV - начала XV вв. Елецкого княжестваКирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Выпуск 2. Копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени писал:
В XII-XIII вв. распространяются топоры, несколько напоминающие узколезвийные формы предшествующего времени (тип VIIIA). От архаических колунов они отличаются иным соотношением длины и ширины лезвия (2: 1 или 1. 5: 1) и отсутствием щекавиц; обух их вытянут желобком вокруг топорища или заканчивается небольшими мысиками (рис. 29, 8, 9 и 30, 12). Появление этих топоров не означало возврат к архаическим формам, их следует связать с выработкой массового типа рабочего топора без каких-либо трудоемких, удорожающих деталей (что ранее отмечено на примере типа IVA). Такие топоры остаются в обиходе в северорусских городах вплоть до XIV-XV вв., в южных землях их (в форме несколько отличной от северной) особенно много в городах, погибших при татаро-монгольском нашествии. Лишь немногие топоры описанной группы можно отнести к боевым. Среди последних выделяются топорики с Райковецкого городища и из Костромской области (рис. 34, 3). Первый украшен серебряной инкрустацией на лезвии, второй — завитковым орнаментом (также инкрустация серебром), известным среди русских и финских вещей XII-XIII вв. Хронологически это самые поздние памятникисреди домонгольских «декоративных» топориков.