swordmaster.org > Исторический костюм > Комплекс убранства женского костюма крымских готов
Комплекс убранства женского костюма крымских готов4-апреля-2018. Разместил: SHARIK |
Комплекс металлических одежных принадлежностей и украшений, принадлежавший вероятно, жене крымского варвара, был продемонстрирован общественности коллекционером и искателем Варшава на форуме Виолити. Поскольку сам комплекс был куплен Варшава поэтому происхождение его загадочно. И то что бусы славянской традиции сочетаются с готскими пряжкой и фибулами вполне объяснимо, но вопросы вызывает предмет из горного хрусталя, который можно атрибутировать как украшение меча – так называемый «Камень жизни».
Цитата: Spurius Afranius Выдающийся комплекс. Скорее всего – готы Крыма, две центральные фибулы и пряжка - вторая половина 5-начало 6 века. Шаблавина датирует похожие артефакты первой третью 6 века. По материалам нашего аукциона можно добавить, бусы данного типа часто встречаются в комплексах Пеньковской культуры, вплоть до первой трети 7 века. Так что последними хозяевами данных предметов перед сокрытием комплекса могли были анты, получившие их в качестве военного трофея либо в результате торговли.
По мнению swordmaster.org фибулы датируются второй половиной VI - началом VII века. Малые серебряные пальчатые фибулыХарактеризуются весьма сдержанным орнаментом и украшением ромбической пластины гранатовыми встаками по бокам. Аналогичная пара фибул, но с более проработанным орнаментом, находится в Киевском историческом музее Украины. Датируется 5-7 векaми, Домонгол. Согласно типлогии И.П. Засецкой, здесь: Боспорские пальчатые фибулы вида IVб (тип «Гурзуф»), середина 6 века.
Двупластинчатые фибулы без накладок, с выступами на головкеФибулы билоновые составные-трехчастные цельнокованые. По типологической схеме А. К. Амброза и А. И. Айбабина относятся к варианту III, то есть малым двупластинчатым фибулам Южного Крыма без накладок, с выступами на головке. Размер характерный для таких цельнокованых изделий 11,7 см на 4,5 см говорит в пользу датировки второй половины VI - первой половины VII вв. И цельнокованность всё-таки подтягиевает датировку к VII веку.
Орлиноголовая пряжкаПряжка выполнена из серебра, на обороте — медный каркас. Представляет из себя прямоугольный щиток с боковым выступом в виде головы хищной птицы. Орнамент на орлиноголовом выступе: из трех треугольных заштрихованных полей В центре и по краям щитка, также на месте глаза птицы распложены вставки из темно-красного камня, по видимому гранат. Поверхность щитка по краям имеет орнамент в виде S-видныых завитков. Центральный прямоугольник покрыт растительным орнаментом. Язычок пряжки также выполнен в виде птицы с гранатовыми глазами. По классификации И. П. Засецкой данная пряжка боспорского производства относится к Группе В и датируется второй половиной VI века.
Камень жизниОсобый интерес представляет собой просверленный полудрагоценный камень. Который, предположительно, является собой легендарный «камень жизни» – особое украшение меча, которому предписывали магические свойства Вот что про него писал Эварт Окшотт: Цитата: Археология оружия. От бронзового века до эпохи Ренессанса. Центрполиграф, 2000 г В care о Хрольфе Краки ми читаем такое описание его меча: «Он был лучшим из всех мечей, какие только встре-чались в северннх землях». Кроме того, ми узнаем, что клинок громко кричал, завидев рану, и что он лежал в могиле вместе с конунгом. В более поздней care рассказывается, что Скегги, проплывавший мимо Роскильде, где был похоронен Хрольф Краки, «сошел на берег, ворвался в гробницу Хрольфа Краки и взял Скофнунг, меч конунга». Это произошло приблизительно через двести лет после его смерти. В нескольких сагах ми снова встречаемся со Скофнунгом. Как и большинство мечей такого рода, он обладал определенными магическими свойствами (или все в это верили, что в конечном счете одно и то же). Нужно било позаботиться о том, чтобы наложенные на него чары не ослабели, поэтому с мечом следовало правильно обращаться: не позволять солнцу падать на его навершие, не вынимать в присутствии женщин и не позволять никому видеть, как его вынимают. На нем был «камень жизни», и рану, нанесенную Скофнунгом, можно било исцелить, только потерев этим камнем. Такие предметы довольно часто встречаются в сагах, но никогда специально не упоминалось ни о том, что они собой представляли, ни о том, как крепились к мечам. В этой связи интересно будет упомянуть о том факте, что во многих случаях, когда мечи находили в могилах, датирующихся 200-600 гг., там же возле рукояти лежали крупные просверленные бусины из камня, керамики, стекла или пенки. То, что эти предметы обнаруживаются очень часто и постоянно в одном месте: у рукояти меча, — подсказывает очевидный ответ — они крепились ремнем или шнурком либо непосредственно к ней (на манер шишечки), либо к верхней части ножен (рис. 40). В прошлом историки скандинавской литературы, по-видимому, не имели ни малейшего представления о том, что такое «камни жизни», а археологи не уверены в назначений этих крупних бусин. Сложив два и два, ми в зтом случае сможем вполне очевидно получить четыре, если только забыть о том, что эти предметы находили рядом с мечами гораздо более раннего периода, чем описано в сагах. Тем не менее ми знаем, что Скофнунг принадлежал Хрольфу Краки, который жил в начале VI в. Следовательно, он и был старше, а впоследствии, по-видимому, секрет изготовления «камней жизни» был утерян или в них отпала необходимость, но легенды сохранились. Конечно, это допущение невозможно проверить; и тем не менее если учитывать, что бусины должны были иметь какое-то значение, иначе бы их просто не стали делать, то прямо-таки напрашивается вывод, что это и есть хорошо известно нам по литературным источникам чудесные предметы, неизменные спутники древних клинков.
Бусы из цветной стеклопасты
Литература:
Вернуться назад |